История политических репрессий в Нарымском крае в 1918 – 1953 гг. (Томская духовная семинария)
|
Выпускная квалификационная работа .
Есть много приложений (фото).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории политических репрессий в Нарымском крае
(1918 – 1953 гг.)…………………………………………………………………10
1.1 Историко-географическая характеристика Нарыма………………..10
1.2 Социальная и политическая направленность массовых
репрессий………………………………………………………………………..13
1.3 Положение ссыльных и высланных в Сибири……………………...26
1.4 Антирелигиозная политика Советской власти в Нарымском крае……………………………………………………………………..32
Глава II. Массовые репрессии в Нарымском крае (1918 – 1953 гг.)…………44
2.1.Репрессии в отношении крестьянства…………………………….....44
2.2.Назинская трагедия 1933 г……………………………………….…...48
2.3.Колпашевский Яр – «дважды убитые»…………………………..….57
Глава III. Новомученики и исповедники российские в Нарымском крае…...65
3.1.Новомученики и исповедники российские в Нарымском крае……….…65
3.2. «Нарым. Два слова о любви»……………………………………………....78
Заключение……………………………………………………………………….81
Список литературы………………………………………………………………84
Список сокращений……………………………………………………………..89
Приложение…………………………………………………………………..….90
Есть много приложений (фото).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Из истории политических репрессий в Нарымском крае
(1918 – 1953 гг.)…………………………………………………………………10
1.1 Историко-географическая характеристика Нарыма………………..10
1.2 Социальная и политическая направленность массовых
репрессий………………………………………………………………………..13
1.3 Положение ссыльных и высланных в Сибири……………………...26
1.4 Антирелигиозная политика Советской власти в Нарымском крае……………………………………………………………………..32
Глава II. Массовые репрессии в Нарымском крае (1918 – 1953 гг.)…………44
2.1.Репрессии в отношении крестьянства…………………………….....44
2.2.Назинская трагедия 1933 г……………………………………….…...48
2.3.Колпашевский Яр – «дважды убитые»…………………………..….57
Глава III. Новомученики и исповедники российские в Нарымском крае…...65
3.1.Новомученики и исповедники российские в Нарымском крае……….…65
3.2. «Нарым. Два слова о любви»……………………………………………....78
Заключение……………………………………………………………………….81
Список литературы………………………………………………………………84
Список сокращений……………………………………………………………..89
Приложение…………………………………………………………………..….90
Выбор темы обусловлен тем, что в 2018 году отмечалось столетие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь и проводимую советским правительством антирелигиозную политику, сопровождавшуюся нарушением законов, закрытием и разрушением храмов и монастырей, арестов, казнями и ссылкой десятков миллионов советских граждан, введением рабского труда заключенных, главного трудового ресурса советской страны. Нарымский край стал одним из центров политической ссылки в Западной Сибири.
Изучение политической ссылки как одного из важнейших направлений политики того времени позволяет, с одной стороны, выявить ее влияние на социально-экономическое, административное и культурное развитие Нарымского края, а с другой - обратить внимание на то, как советская власть искала механизмы приспособления к специфическим условиям региона.
Таким образом, актуальность работы заключается, с одной стороны, в необходимости осмысления и роли ссыльных в жизни Нарымского региона в XX веке, а с другой стороны, в решении ряда насущных вопросов и проблем социальной истории, где нельзя обойтись без изучения исторического опыта прошлого.
История ссылки в советское время вызывает интерес по нескольким причинам. В частности, положение исследуемого данного института даёт возможность составить представление о состоянии карательной системы, составным элементом которой, он и являлся. В свою очередь сама карательная система, представляет собой элемент государственной машины, характеризующий сущность и политику, проводимую государственной властью.
Степень изученности темы.
Написание любой научной работы не обходится без использования исторических источников и литературы, так как именно источники позволяют наиболее объективно и полно судить о тенденциях и закономерностях и основных событиях изучаемого времени и вопроса. Кроме того, их использование позволяет научно обосновывать собственные умозаключения.
В работе использовались опубликованные и архивные документы: сборник документов «1936-1937 гг. Конвейер НКВД: из хроники большого террора». В нем содержатся архивные документы, воспоминания о политических репрессиях на территории Томской области. Основу издания составляют материалы архивно-следственных дел, хранящихся в архиве УФСБ, документы из фондов Центра документации новейшей истории Томской области;
- сборник документов «Из истории земли Томской. Год 1933. Назинская трагедия.»В издании представлены документы ряда федеральных и местных архивов (среди которых: Государственный архив РФ, Российский государственный архив социально-политической истории, Архив Президента Российской Федерации, Государственный архив Новосибирской области, Государственный архив Томской области), раскрывающие подробности Назинской трагедии- массовой гибели спецпереселенцев на речном острове (р. Обь) близ п. Назино в Александровском районе (современная Томская обл.)
- сборник документов и материалов «Из истории земли томской. Год 1937. Сборник документов и материалов.» Сборник посвящен одной из самых трагических страниц истории: событиям 1937 года. Основу издания составляют документы Государственного архива Томской области, Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТОЮ бывший архив обкома КПСС), материалы газет «Красное знамя», «Советский Север» и информационного бюллетеня «Мемориал-аспект». В сборнике также опубликованы документы из архивно-следственных дел, хранящихся в архиве УФСБ по Томской области.
Большую роль в написании работы сыграли сборники научно-популярных очерков «Земля Колпашевская», под редакцией Я.А. Яковлева, опубликованный в 2000 году.Сборник даёт представление об истории и природе земли колпашевской. Хронология событий - от археологической древности до 1980-х гг. Авторами предлагаются сюжеты о древней истории и топонимике земли колпашевской, селькупской и русско-старожильческой этнографии, развитии культуры, образования, промышленности, и прикладной сельскохозяйственной науки. Отдельный блок работ, посвящённый социально-политической истории, в которой Нарымский край являлсясвоего рода индикатором репрессий, содержит очерки, в которых внимание исследователей уделено крестьянскому спецпереселению, ссылке интеллигентов и депортации польского населения в 1930-1940-х гг. Сквозной темой через многие работы проходит местный фольклор, и «Земля Парабельская», под редакцией Я.А. Яковлева.
Научно-популярные очерки истории и природы Парабели были приурочены к 400-летнему юбилею Нарыма, относящегося к первому русскому поселению, расположенномув границах современной Томской области. Авторы –специалисты в рассматриваемой сфере, сотрудники музеев, преподаватели томских вузов, журналисты, врач, художник. События, освещённые в книги, охватывают период от археологической древности до настоящего времени.
История массовой политической ссылки в Сибири привлекала пристальное внимание многие поколения исследователей. На протяжении ХХ века вышли в свет сотни публикаций по данной теме, отметим некоторые:
- Мезенцева Л.В. «Нарым», историко-краеведческий очерк развития Нарыма, давшего название огромному краю в Западной Сибири, в прошлом центра царской ссылки;
- ФастМ.В., ФастН.П. «Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период». На основании архивных материалов книга освещает историю уничтожения Томской епархии. Авторами собраны сведения обо всех церквах на территории Томской области до революции и об их разрушении или закрытии, а также о епископах, отбывавших ссылку в Нарымском крае, находившихся в заключении в томских тюрьмах и расстрелянных в Томске, о священниках, церковнослужителях и активных мирянах, подвергшихся репрессиям за годы советской власти.Книга адресована читателям, интересующимся историей России и Русской Православной Церкви, историей Сибири, историей гонений и репрессирования православных верующих, разрушения церквей, насаждения и внедрения атеизма в сознание людей в советский период.
Недавно, к пятилетию основания Колпашевской епархии, епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном была написана и издана книга «Благословенный Нарым. История Православия в Нарымском крае». Иллюстрированный альбом посвящен историческому пути Православной церкви в Нарымском крае: от основания первых острогов и церквей до образования на современном этапе новой, Колпашевской епархии. Особое место занимает Нарымский мартиролог – собрание жизнеописаний прославленных в лике святых новомученников и исповедников Церкви Русской, прошедших через ссылку в Нарымском крае. Духовное возрождение последних десятилетий в пределах Колпашевской епархии раскрывается через личные воспоминания священников, многие годы несущих пастырское служение на севере Томской области. В альбоме собраны сведения обо всех церквях Нарымского края утраченных и ныне действующих. Наглядный материал представлен в виде специальных авторских карт. Книга предназначена для краеведов и всех интересующихся историей Православной Церкви в Сибири.
Также использовались материалы из фондов Нарымского музея политической ссылки: статьи из газет «Нарымский вестник», «Сибирская газета»,выходные данные этих источников не сохранились.
Научная новизнанастоящего исследованиязаключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного подхода к исследованию ссылки в Нарымском крае, включая, как анализ нормативно-правовой базы, так и деятельности кара¬тельных органов, их численности, состава ссыльных, их статуса и условийразмещения. В научный оборот вводится большое число новых источников и исследовательских публикаций из региональных фондов.
Цель исследования заключается в комплексном изучении истории политических репрессий в Нарымском крае в 1918-1953 гг.
Для достижения по¬ставленной цели необходиморешить следующие взаимосвязанные задачи:
− раскрыть причины и предпосылки политических репрессий, проводимых советской властью;
− охарактеризовать Нарымский край как район внутренней ссылки;
− определить и показать основные виды репрессий против духовенства;
− описать массовые репрессии, проводимые на территории Нарымского края (Назинская трагедия, Колпашевский Яр), выявить причины и последствия трагедий;
− выявить имена и описать подвиг новомучеников и исповедников ХХ века в Нарымском крае.
Объектом исследования является советская карательная система. Предметом исследования – политическая ссылка в Нарымском крае.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 до 1953 годы, являющийся одним из самых трудных и наполненных противоречиями периодов Советской истории, когда параллельно строительству нового общества, осуществлялся геноцид партийного и советского руководства, направленный против своего народа, что повлекло колоссальныечеловеческие жертвы.
Территориальные рамки исследования ограничены пределами Нарымского края.Рассмотрим его административно-территориальное деление:
− ¬до 1925 г. Нарымский уезд входил в состав Томской губернии;
− ¬в 1925-1930 годах Нарымский крайвходил в состав Сибирского края;
− 1930-1937 годах в Западно-Сибирский край;
− 1937-1944 гг. его территория была включена в Новосибирскую область
− с 13 августа 1944 года по сегодняшний день в составе Томской области
События, которые рассматриваются в выпускной квалификационной работе проходили в Томской епархии. Она была образована в 1834 году и первым архиереем был назначен епископ Агапит (Вознесенский). К 1940 году епархия перестала существовать. Практически все храмы епархии были закрыты. В 1947 году был арестован и расстрелян последний епископ Серафим (Шамцев). Возрождение церковной жизни начинается с 1945 года, когда в городе Томске были открыты Петропавловский собор, а в 1946 г. - Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма - в Тогуре, Моряковском Затоне, Асино. Эти храмы, объединенное в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. В 1997 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Томская епархия была восстановлена .
Методологическую основу дипломной работы составила совокупность науч¬ных, исторических, географических и описательныхметодов.
Структура ВКР состоит из трех глав, разделенных на параграфыв соответствии с поставленными задачами. Затем приводится заключение, список литературы, список сокращенных слов и приложение.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные и обобщенные материалы можно использовать в пастырской, просветительской, миссионерской деятельности священников и церковнослужителей.
Изучение политической ссылки как одного из важнейших направлений политики того времени позволяет, с одной стороны, выявить ее влияние на социально-экономическое, административное и культурное развитие Нарымского края, а с другой - обратить внимание на то, как советская власть искала механизмы приспособления к специфическим условиям региона.
Таким образом, актуальность работы заключается, с одной стороны, в необходимости осмысления и роли ссыльных в жизни Нарымского региона в XX веке, а с другой стороны, в решении ряда насущных вопросов и проблем социальной истории, где нельзя обойтись без изучения исторического опыта прошлого.
История ссылки в советское время вызывает интерес по нескольким причинам. В частности, положение исследуемого данного института даёт возможность составить представление о состоянии карательной системы, составным элементом которой, он и являлся. В свою очередь сама карательная система, представляет собой элемент государственной машины, характеризующий сущность и политику, проводимую государственной властью.
Степень изученности темы.
Написание любой научной работы не обходится без использования исторических источников и литературы, так как именно источники позволяют наиболее объективно и полно судить о тенденциях и закономерностях и основных событиях изучаемого времени и вопроса. Кроме того, их использование позволяет научно обосновывать собственные умозаключения.
В работе использовались опубликованные и архивные документы: сборник документов «1936-1937 гг. Конвейер НКВД: из хроники большого террора». В нем содержатся архивные документы, воспоминания о политических репрессиях на территории Томской области. Основу издания составляют материалы архивно-следственных дел, хранящихся в архиве УФСБ, документы из фондов Центра документации новейшей истории Томской области;
- сборник документов «Из истории земли Томской. Год 1933. Назинская трагедия.»В издании представлены документы ряда федеральных и местных архивов (среди которых: Государственный архив РФ, Российский государственный архив социально-политической истории, Архив Президента Российской Федерации, Государственный архив Новосибирской области, Государственный архив Томской области), раскрывающие подробности Назинской трагедии- массовой гибели спецпереселенцев на речном острове (р. Обь) близ п. Назино в Александровском районе (современная Томская обл.)
- сборник документов и материалов «Из истории земли томской. Год 1937. Сборник документов и материалов.» Сборник посвящен одной из самых трагических страниц истории: событиям 1937 года. Основу издания составляют документы Государственного архива Томской области, Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТОЮ бывший архив обкома КПСС), материалы газет «Красное знамя», «Советский Север» и информационного бюллетеня «Мемориал-аспект». В сборнике также опубликованы документы из архивно-следственных дел, хранящихся в архиве УФСБ по Томской области.
Большую роль в написании работы сыграли сборники научно-популярных очерков «Земля Колпашевская», под редакцией Я.А. Яковлева, опубликованный в 2000 году.Сборник даёт представление об истории и природе земли колпашевской. Хронология событий - от археологической древности до 1980-х гг. Авторами предлагаются сюжеты о древней истории и топонимике земли колпашевской, селькупской и русско-старожильческой этнографии, развитии культуры, образования, промышленности, и прикладной сельскохозяйственной науки. Отдельный блок работ, посвящённый социально-политической истории, в которой Нарымский край являлсясвоего рода индикатором репрессий, содержит очерки, в которых внимание исследователей уделено крестьянскому спецпереселению, ссылке интеллигентов и депортации польского населения в 1930-1940-х гг. Сквозной темой через многие работы проходит местный фольклор, и «Земля Парабельская», под редакцией Я.А. Яковлева.
Научно-популярные очерки истории и природы Парабели были приурочены к 400-летнему юбилею Нарыма, относящегося к первому русскому поселению, расположенномув границах современной Томской области. Авторы –специалисты в рассматриваемой сфере, сотрудники музеев, преподаватели томских вузов, журналисты, врач, художник. События, освещённые в книги, охватывают период от археологической древности до настоящего времени.
История массовой политической ссылки в Сибири привлекала пристальное внимание многие поколения исследователей. На протяжении ХХ века вышли в свет сотни публикаций по данной теме, отметим некоторые:
- Мезенцева Л.В. «Нарым», историко-краеведческий очерк развития Нарыма, давшего название огромному краю в Западной Сибири, в прошлом центра царской ссылки;
- ФастМ.В., ФастН.П. «Нарымская голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период». На основании архивных материалов книга освещает историю уничтожения Томской епархии. Авторами собраны сведения обо всех церквах на территории Томской области до революции и об их разрушении или закрытии, а также о епископах, отбывавших ссылку в Нарымском крае, находившихся в заключении в томских тюрьмах и расстрелянных в Томске, о священниках, церковнослужителях и активных мирянах, подвергшихся репрессиям за годы советской власти.Книга адресована читателям, интересующимся историей России и Русской Православной Церкви, историей Сибири, историей гонений и репрессирования православных верующих, разрушения церквей, насаждения и внедрения атеизма в сознание людей в советский период.
Недавно, к пятилетию основания Колпашевской епархии, епископом Колпашевским и Стрежевским Силуаном была написана и издана книга «Благословенный Нарым. История Православия в Нарымском крае». Иллюстрированный альбом посвящен историческому пути Православной церкви в Нарымском крае: от основания первых острогов и церквей до образования на современном этапе новой, Колпашевской епархии. Особое место занимает Нарымский мартиролог – собрание жизнеописаний прославленных в лике святых новомученников и исповедников Церкви Русской, прошедших через ссылку в Нарымском крае. Духовное возрождение последних десятилетий в пределах Колпашевской епархии раскрывается через личные воспоминания священников, многие годы несущих пастырское служение на севере Томской области. В альбоме собраны сведения обо всех церквях Нарымского края утраченных и ныне действующих. Наглядный материал представлен в виде специальных авторских карт. Книга предназначена для краеведов и всех интересующихся историей Православной Церкви в Сибири.
Также использовались материалы из фондов Нарымского музея политической ссылки: статьи из газет «Нарымский вестник», «Сибирская газета»,выходные данные этих источников не сохранились.
Научная новизнанастоящего исследованиязаключается в том, что впервые предпринята попытка комплексного подхода к исследованию ссылки в Нарымском крае, включая, как анализ нормативно-правовой базы, так и деятельности кара¬тельных органов, их численности, состава ссыльных, их статуса и условийразмещения. В научный оборот вводится большое число новых источников и исследовательских публикаций из региональных фондов.
Цель исследования заключается в комплексном изучении истории политических репрессий в Нарымском крае в 1918-1953 гг.
Для достижения по¬ставленной цели необходиморешить следующие взаимосвязанные задачи:
− раскрыть причины и предпосылки политических репрессий, проводимых советской властью;
− охарактеризовать Нарымский край как район внутренней ссылки;
− определить и показать основные виды репрессий против духовенства;
− описать массовые репрессии, проводимые на территории Нарымского края (Назинская трагедия, Колпашевский Яр), выявить причины и последствия трагедий;
− выявить имена и описать подвиг новомучеников и исповедников ХХ века в Нарымском крае.
Объектом исследования является советская карательная система. Предметом исследования – политическая ссылка в Нарымском крае.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1918 до 1953 годы, являющийся одним из самых трудных и наполненных противоречиями периодов Советской истории, когда параллельно строительству нового общества, осуществлялся геноцид партийного и советского руководства, направленный против своего народа, что повлекло колоссальныечеловеческие жертвы.
Территориальные рамки исследования ограничены пределами Нарымского края.Рассмотрим его административно-территориальное деление:
− ¬до 1925 г. Нарымский уезд входил в состав Томской губернии;
− ¬в 1925-1930 годах Нарымский крайвходил в состав Сибирского края;
− 1930-1937 годах в Западно-Сибирский край;
− 1937-1944 гг. его территория была включена в Новосибирскую область
− с 13 августа 1944 года по сегодняшний день в составе Томской области
События, которые рассматриваются в выпускной квалификационной работе проходили в Томской епархии. Она была образована в 1834 году и первым архиереем был назначен епископ Агапит (Вознесенский). К 1940 году епархия перестала существовать. Практически все храмы епархии были закрыты. В 1947 году был арестован и расстрелян последний епископ Серафим (Шамцев). Возрождение церковной жизни начинается с 1945 года, когда в городе Томске были открыты Петропавловский собор, а в 1946 г. - Троицкая церковь. Позднее были открыты ещё три храма - в Тогуре, Моряковском Затоне, Асино. Эти храмы, объединенное в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. В 1997 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви Томская епархия была восстановлена .
Методологическую основу дипломной работы составила совокупность науч¬ных, исторических, географических и описательныхметодов.
Структура ВКР состоит из трех глав, разделенных на параграфыв соответствии с поставленными задачами. Затем приводится заключение, список литературы, список сокращенных слов и приложение.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные и обобщенные материалы можно использовать в пастырской, просветительской, миссионерской деятельности священников и церковнослужителей.
В процессе работы на конкретной территориальной области – Нарымский край - была показана история развития политических репрессий 1918-1953гг. Динамика численности и состава ссыльных в Нарымском крае в полной мере отразила не только ход процессов, происходящих в социально-политической жизни России в целом, но, также и ход развития репрессивной политики в советское время.
Данная тема была выбрана не случайно, так как Нарымский край был одним из центров политической ссылки в Западной Сибири. И, мы, живя, на этой земле, должны знать и прославлять своих святых.
В данном исследовании были собраны и обработаны материалы Назинской трагедии, трагедии Колпашевского Яра и описан подвиг новомучеников и исповедников XX в. в Нарымском крае.
Также, в период с 1917-го по 1940-й год, вектор государственной политики в отношении религиозных деятелей, был направлен на устранение духовенства мерами политико-правового, экономического и административного характера. Нельзя не отметить, что результаты деятельности института духовенства с 1917-го по 1940-й год, оказались плачевными. За указанный период, духовенством был утрачен имеющийся потенциал. Физическое уничтожение религиозных деятелей, разрушение и закрытие нескольких тысяч храмов и приходов, причинило колоссальный ущерб развитию культа в тогдашней России. Расстрелы, аресты огромно числа представителей духовенства, в существенной мере, обусловили утрату преемственности религиозных традиций.
Новомученики, являются ярчайшим примером веры и верности. Эти люди, не испытывали страха перед смертью и мучениями, они были готовы принять смерть за свою веру
Нельзя не обратить внимание, что ссылка в Нарымский край дала РПЦ большое количество новомучеников, а для обычных жителей в те тяжелые годы ссыльные священники являлись отдушиной, к которым люди могли прийти за молитвенной помощью и благословением.
В августе 1990 года вышел Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950 годов», согласно которому все граждане подлежали реабилитации.
К сожалению, в связи с уходом из жизни бывших репрессированных, народная память о тех суровых временах постепенно угасает. Долг нарымских историков, краеведов – не допустить забвения. Данная работа также является частью вклада в дело сохранения исторической памяти.
В память о жертвах политических репрессий установлены поклонные кресты памятные знаки и мемориальные доски. В день памяти исповедников и новомучеников Российских у памятных мест читаются имена репрессированных и служатся панихиды.
Автор Выпускной квалификационной работы выражает огромную благодарность сотрудникам музея: заведующей Филиалом Музея боевой и трудовой славы Парабельского района имени И. М. Деменина Л. Г. Шибаевой и директору Мемориального Музея «Следственная тюрьма НКВД» В. А. Ханевич, в оказании помощи в сборе материалов, которые были помещены в данную работу.
На данный момент известно и прославлено в лике святых 15 новомучеников и исповедников Российских, отбывавших ссылку в Нарымском крае. В дни их памяти в Колпашевской епархии Томской митрополии служатся Литургии и Молебны.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)»
20 век нам ярко показал, что советская власть пыталась построить светлое будущее без Бога, и без любви к людям. К каким последствиям это привело мы увидели в первые годы после убийства царя Николая 2 и его семьи. Русский народ вдоволь хлебнул горя во время страшных репрессий. Очень хотелось бы чтобы этот урок, извлеченный из истории нашей страны мы запомнили надолго. Очень важно рассказать о нем нашим детям. Вспоминая и молясь за всех людей пострадавших и убиенных в то время, мы особо чтили память новомученников и исповедников Российских, которые несмотря на давление со стороны властей не отреклись от Христа и остались верными чадами Русской Православной Церкви. Сейчас возводятся величественные храмы по всей стране в честь новомученников и исповедников Российских, в которых совершаются Богослужения.Несмотря на трагедию мы обрели огромный сонм святых, которыепредстоят пред престолом Божиим и молятся о спасении России.
Данная тема была выбрана не случайно, так как Нарымский край был одним из центров политической ссылки в Западной Сибири. И, мы, живя, на этой земле, должны знать и прославлять своих святых.
В данном исследовании были собраны и обработаны материалы Назинской трагедии, трагедии Колпашевского Яра и описан подвиг новомучеников и исповедников XX в. в Нарымском крае.
Также, в период с 1917-го по 1940-й год, вектор государственной политики в отношении религиозных деятелей, был направлен на устранение духовенства мерами политико-правового, экономического и административного характера. Нельзя не отметить, что результаты деятельности института духовенства с 1917-го по 1940-й год, оказались плачевными. За указанный период, духовенством был утрачен имеющийся потенциал. Физическое уничтожение религиозных деятелей, разрушение и закрытие нескольких тысяч храмов и приходов, причинило колоссальный ущерб развитию культа в тогдашней России. Расстрелы, аресты огромно числа представителей духовенства, в существенной мере, обусловили утрату преемственности религиозных традиций.
Новомученики, являются ярчайшим примером веры и верности. Эти люди, не испытывали страха перед смертью и мучениями, они были готовы принять смерть за свою веру
Нельзя не обратить внимание, что ссылка в Нарымский край дала РПЦ большое количество новомучеников, а для обычных жителей в те тяжелые годы ссыльные священники являлись отдушиной, к которым люди могли прийти за молитвенной помощью и благословением.
В августе 1990 года вышел Указ Президента СССР «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 1920-1950 годов», согласно которому все граждане подлежали реабилитации.
К сожалению, в связи с уходом из жизни бывших репрессированных, народная память о тех суровых временах постепенно угасает. Долг нарымских историков, краеведов – не допустить забвения. Данная работа также является частью вклада в дело сохранения исторической памяти.
В память о жертвах политических репрессий установлены поклонные кресты памятные знаки и мемориальные доски. В день памяти исповедников и новомучеников Российских у памятных мест читаются имена репрессированных и служатся панихиды.
Автор Выпускной квалификационной работы выражает огромную благодарность сотрудникам музея: заведующей Филиалом Музея боевой и трудовой славы Парабельского района имени И. М. Деменина Л. Г. Шибаевой и директору Мемориального Музея «Следственная тюрьма НКВД» В. А. Ханевич, в оказании помощи в сборе материалов, которые были помещены в данную работу.
На данный момент известно и прославлено в лике святых 15 новомучеников и исповедников Российских, отбывавших ссылку в Нарымском крае. В дни их памяти в Колпашевской епархии Томской митрополии служатся Литургии и Молебны.
Новый Завет рассказывает, как законник-фарисей спросил Христа: «Какая первая из всех заповедей?», на что получил ответ от него: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Мф.22:37-40)»
20 век нам ярко показал, что советская власть пыталась построить светлое будущее без Бога, и без любви к людям. К каким последствиям это привело мы увидели в первые годы после убийства царя Николая 2 и его семьи. Русский народ вдоволь хлебнул горя во время страшных репрессий. Очень хотелось бы чтобы этот урок, извлеченный из истории нашей страны мы запомнили надолго. Очень важно рассказать о нем нашим детям. Вспоминая и молясь за всех людей пострадавших и убиенных в то время, мы особо чтили память новомученников и исповедников Российских, которые несмотря на давление со стороны властей не отреклись от Христа и остались верными чадами Русской Православной Церкви. Сейчас возводятся величественные храмы по всей стране в честь новомученников и исповедников Российских, в которых совершаются Богослужения.Несмотря на трагедию мы обрели огромный сонм святых, которыепредстоят пред престолом Божиим и молятся о спасении России.



