Опека и попечительство в гражданском праве (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
|
Есть приложение (схема "Отличие опеки от попечительства").
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства 7
1.1 Опека и попечительство как институты гражданского права 7
1.2 Права и обязанности опекуна и попечителя 13
Глава 2. Особенности установления и прекращения опеки и попечительства по гражданскому законодательству 18
2.1 Порядок и проблемы правовой регламентации установления опеки и попечительства 18
2.2 Основания прекращения опеки и попечительства 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 37
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства 7
1.1 Опека и попечительство как институты гражданского права 7
1.2 Права и обязанности опекуна и попечителя 13
Глава 2. Особенности установления и прекращения опеки и попечительства по гражданскому законодательству 18
2.1 Порядок и проблемы правовой регламентации установления опеки и попечительства 18
2.2 Основания прекращения опеки и попечительства 24
Заключение 31
Список использованных источников 34
Приложение 37
Актуальность работы состоит в том, что опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной зашиты личности и выступают важнейшим направлением современной региональной социально-экономической политики.
Кроме того, важность темы настоящего исследования обусловлена исключительным значением правовых механизмов обеспечения реализации гражданских прав и законных интересов лиц, чья самостоятельность в достижении этих целей недостаточна в силу их полной или частичной недееспособности. Указанные правовые механизмы представляют собой динамично развивающиеся правовые институты, подробное и обстоятельное изучение которых далеко от завершения.
О Десятилетии детства шла речь и на заседании Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Национальная стратегия действий в инте¬ресах детей на 2012-2017 гг. среди первооче¬редных задач по улучшению положения детей в России называла также и формирование законодательной базы для реформирования организации работы ор¬ганов опеки и попечительства по защите прав де¬тей.
Опека и попечительство – это способы реализации фундаментальных принципов современной правовой парадигмы Российской Федерации, а именно принципов гуманизма и принципов социального государства.
Реализация прав и законных интересов большого количества граждан в силу объективных причин невозможна без привлечения различных форм участия государства и частных лиц. Этот социальный факт обуславливает необходимость в таких правовых формах, которые компенсировали бы объективно существующие изъяны равенства прав граждан.
Граждане России вступают в различные общественные отноше¬ния во всех областях гражданской, политической, экономической, со¬циальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обя¬занности.
Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего граж¬данского законодательства о наступлении гражданского совершенно¬летия по достижении 18-летнего возраста.
С этого момента гражда¬нин становится полностью дееспособным. Он может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать дове¬ренности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни.
Однако, возможны ситуации, когда гражданин в силу своего мало-летнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих слу¬чаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Научную разработанность темы трудно оценить однозначно. С одной стороны, вопросам правового регулирования опеки, попечительства и патронажа посвящено значительное количество исследований, включая диссертации и научные статьи. С другой стороны, можно утверждать, что имеющиеся научно-исследовательские разработки не исчерпывают заявленную тематику полностью.
Среди трудов, посвященных непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить, в частности: A.M. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, С.В. Осиповой и других.
Однако проведенные многими авторами исследования в некоторых случаях не вполне соответствуют происходящим изменениям в социально-экономической жизни государства и общества. Кроме того, в широком спектре применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, институт опеки и попечительства представляется недостаточно разработанным.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с установлением опеки и попечительства.
Предметом исследования выступают действующие в настоящее время нормативно-правовые механизмы регулирования общественных отношений по поводу опеки и попечительства.
Целью исследования выступают теоретически обоснованные и практически значимые выводы об особенностях современного состояния гражданско-правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу установления опеки и попечительства.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие задачи:
− проанализировать опеку и попечительство как институты гражданского права;
− раскрыть права и обязанности опекуна и попечителя;
− охарактеризовать порядок установления опеки и попечительства.
− исследовать основания прекращения опеки и попечительства
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы. В работе также использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Верховного Суда РФ, постановления судебных коллегий субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: А.М. Васильев, М.Н. Жаглина, Б.Н. Кобец, Д.И. Коновалова,
А.О. Москаленко, А.С. Овсянникова, О.Г. Тарасова, М.Н. Холинова и многие другие.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной двумя главами, объединившими четыре параграфа, заключения, списка использованных в работе источников и приложения.
Кроме того, важность темы настоящего исследования обусловлена исключительным значением правовых механизмов обеспечения реализации гражданских прав и законных интересов лиц, чья самостоятельность в достижении этих целей недостаточна в силу их полной или частичной недееспособности. Указанные правовые механизмы представляют собой динамично развивающиеся правовые институты, подробное и обстоятельное изучение которых далеко от завершения.
О Десятилетии детства шла речь и на заседании Координационного совета при президенте по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы.
Национальная стратегия действий в инте¬ресах детей на 2012-2017 гг. среди первооче¬редных задач по улучшению положения детей в России называла также и формирование законодательной базы для реформирования организации работы ор¬ганов опеки и попечительства по защите прав де¬тей.
Опека и попечительство – это способы реализации фундаментальных принципов современной правовой парадигмы Российской Федерации, а именно принципов гуманизма и принципов социального государства.
Реализация прав и законных интересов большого количества граждан в силу объективных причин невозможна без привлечения различных форм участия государства и частных лиц. Этот социальный факт обуславливает необходимость в таких правовых формах, которые компенсировали бы объективно существующие изъяны равенства прав граждан.
Граждане России вступают в различные общественные отноше¬ния во всех областях гражданской, политической, экономической, со¬циальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обя¬занности.
Положение ст. 60 Конституции РФ о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего граж¬данского законодательства о наступлении гражданского совершенно¬летия по достижении 18-летнего возраста.
С этого момента гражда¬нин становится полностью дееспособным. Он может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать дове¬ренности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни.
Однако, возможны ситуации, когда гражданин в силу своего мало-летнего возраста не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих слу¬чаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.
Представление о комплексном характере правового регулирования отношений опеки и попечительства представляется обоснованным, оно получило отражение и в законодательстве.
Научную разработанность темы трудно оценить однозначно. С одной стороны, вопросам правового регулирования опеки, попечительства и патронажа посвящено значительное количество исследований, включая диссертации и научные статьи. С другой стороны, можно утверждать, что имеющиеся научно-исследовательские разработки не исчерпывают заявленную тематику полностью.
Среди трудов, посвященных непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить, в частности: A.M. Беляковой, П.В. Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, С.В. Макаровой, В.Д. Малковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, С.В. Осиповой и других.
Однако проведенные многими авторами исследования в некоторых случаях не вполне соответствуют происходящим изменениям в социально-экономической жизни государства и общества. Кроме того, в широком спектре применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, институт опеки и попечительства представляется недостаточно разработанным.
Таким образом, актуальность изучения данной проблемы с точки зрения ее научной и практической значимости сомнений не вызывает, что и обусловило интерес к исследуемым в настоящей работе вопросам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с установлением опеки и попечительства.
Предметом исследования выступают действующие в настоящее время нормативно-правовые механизмы регулирования общественных отношений по поводу опеки и попечительства.
Целью исследования выступают теоретически обоснованные и практически значимые выводы об особенностях современного состояния гражданско-правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу установления опеки и попечительства.
Исходя из намеченной цели, в настоящей работе поставлены следующие задачи:
− проанализировать опеку и попечительство как институты гражданского права;
− раскрыть права и обязанности опекуна и попечителя;
− охарактеризовать порядок установления опеки и попечительства.
− исследовать основания прекращения опеки и попечительства
Методология исследования определяется современными методами теории познания, в числе которых были использованы общенаучные (исторический, диалектический, формально-логический, системно-структурный) и специальные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Применение указанных методов позволило всесторонне и целостно исследовать объект и предмет работы в их взаимосвязи и взаимозависимости.
В нормативно-правовую основу исследования вошли международные правовые акты, Конституция РФ, действующие кодифицированные акты, федеральные законы. В работе также использованы решения Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснения Верховного Суда РФ, постановления судебных коллегий субъектов Российской Федерации.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: А.М. Васильев, М.Н. Жаглина, Б.Н. Кобец, Д.И. Коновалова,
А.О. Москаленко, А.С. Овсянникова, О.Г. Тарасова, М.Н. Холинова и многие другие.
Структуру работы определили цели и задачи настоящего исследования, которая состоит из: введения, основной части, сформированной двумя главами, объединившими четыре параграфа, заключения, списка использованных в работе источников и приложения.
В ходе проведенного исследования, выяснилось, что действующее законодательство о защите детей, оставшихся без попечения родителей уже не отвечает тем требованиям, которые предъявляют к нему современные потребности общества. Принятие Федерального закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», безусловно, оказало положительное влияние на систему отношений по опеке и попечительству, в определённой степени на развитие института приёмной семьи, но, прежде всего, он заполнил правовой вакуум, длительное время существовавший в отношениях по опеке и попечи-тельству – в этом состоит его бесспорная ценность.
Тем не менее, как, впрочем, и многие действующие в настоящее время законы, ФЗ «Об опеке и попечительстве» представляется несовершенным, содержащий некоторые проти¬воречия с другими федеральными нормативными правовыми актами, име¬ющий пробелы в регулировании отдельно взятых отношений.
Достаточно привести лишь несколько примеров изъянов указанного федерального закона. Например, согласно п. 3 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства обязан выдать опекуну разрешение (отказ) на совершение сделки по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имуще¬ства подопечного. Отказ либо разрешение должны быть выданы в течение 15 дней после подачи заявления опекуном (попечителем). И здесь обращает на себя внимание тот факт, что если опекун (попечитель) вообще не об¬ратится в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением, то орган опеки и попечительства не может быть привлечён к ответственности ввиду отсутствия факта выдачи согласия (отказа) на совершение сделки. Подобное положение, на наш взгляд, является совершенно недопустимым.
Одним из наиболее существенных пробелов рассматриваемого ФЗ «Об опеке и попечительстве» видится отсутствие в нём норм, регулирующих отношения, возникающие из договора о патронатном воспитании, хотя если точно следовать его названию он не обязан этого делать.
Существующее положение дел не может считаться приемлемым и требует решения. На наш взгляд, таким решением может стать унификация действующего законодательства.
Один из вариантов решения проблемы может иметь вид единого федерального закона, который бы регулировал вышеуказанные отношения, сочетая в себе нормы об опеке и попечительстве (приёмной семье) и патронате. Причём регуляция должна осуществляться с максимальной степенью внедрения договора как инструмента гражданско-правового регулирования. Договорные формы устройства детей давно доказали свою эффективность и нуждаются в более основательном закреплении их в нормах федерального законодательства.
Этот закон мог бы быть принят на основе норм Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (путём редакции названия Закона и его со-держания), касающихся опеки и попечительства над несовершеннолетни¬ми, путём дополнения его нормами, регулирующих патронатное воспита¬ние. Поскольку данный нормативный правовой акт существует и имеет успешную практику применения, несмотря на определённые недостатки, отбрасывать и не принимать во внимание его опыт, было бы крайне неже¬лательно. К тому же, действующий ФЗ «Об опеке и попечительстве» охва¬тывает круг отношений, связанных не только с опекой над несовершенно¬летними, но и над взрослыми гражданами.
По нашему убеждению, здесь нет необходимости в отмене ФЗ «Об опеке и попечительстве», либо в принятии закона, который повторял бы нормы уже существующего, необходимо лишь внести изменение в уже существующий нормативный правовой акт, расширив сферу его применения.
Коротко обозначим те дополнения, которые, помимо прочего, на наш взгляд, следует внести. Обязать опекуна (попечителя) получать согласие подопечного, достигшего возраста 14 лет, на безвозмездное пользование опекуном (попечителем) его имуществом. Обязать орган опеки и попечи-тельства при проведении проверок, в том числе проверять и состав имуще-ства, на отчуждение которого требуется предварительно согласие органа опеки и попечительства. Но основным изменением ФЗ «Об опеке и попе-чительстве» должно явиться появление новой главы, в которой описываются условия и основания установления патроната, правовое положение патронатных воспитателей, органов опеки и попечительства в вопросах ор-ганизации патроната и учреждений, предающих ребёнка на патронат, ма-териальное обеспечение детей, переданных на патронат и оплата услуг па-тронатных воспитателей.
Тем не менее, как, впрочем, и многие действующие в настоящее время законы, ФЗ «Об опеке и попечительстве» представляется несовершенным, содержащий некоторые проти¬воречия с другими федеральными нормативными правовыми актами, име¬ющий пробелы в регулировании отдельно взятых отношений.
Достаточно привести лишь несколько примеров изъянов указанного федерального закона. Например, согласно п. 3 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве», орган опеки и попечительства обязан выдать опекуну разрешение (отказ) на совершение сделки по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имуще¬ства подопечного. Отказ либо разрешение должны быть выданы в течение 15 дней после подачи заявления опекуном (попечителем). И здесь обращает на себя внимание тот факт, что если опекун (попечитель) вообще не об¬ратится в орган опеки и попечительства с соответствующим заявлением, то орган опеки и попечительства не может быть привлечён к ответственности ввиду отсутствия факта выдачи согласия (отказа) на совершение сделки. Подобное положение, на наш взгляд, является совершенно недопустимым.
Одним из наиболее существенных пробелов рассматриваемого ФЗ «Об опеке и попечительстве» видится отсутствие в нём норм, регулирующих отношения, возникающие из договора о патронатном воспитании, хотя если точно следовать его названию он не обязан этого делать.
Существующее положение дел не может считаться приемлемым и требует решения. На наш взгляд, таким решением может стать унификация действующего законодательства.
Один из вариантов решения проблемы может иметь вид единого федерального закона, который бы регулировал вышеуказанные отношения, сочетая в себе нормы об опеке и попечительстве (приёмной семье) и патронате. Причём регуляция должна осуществляться с максимальной степенью внедрения договора как инструмента гражданско-правового регулирования. Договорные формы устройства детей давно доказали свою эффективность и нуждаются в более основательном закреплении их в нормах федерального законодательства.
Этот закон мог бы быть принят на основе норм Федерального закона «Об опеке и попечительстве» (путём редакции названия Закона и его со-держания), касающихся опеки и попечительства над несовершеннолетни¬ми, путём дополнения его нормами, регулирующих патронатное воспита¬ние. Поскольку данный нормативный правовой акт существует и имеет успешную практику применения, несмотря на определённые недостатки, отбрасывать и не принимать во внимание его опыт, было бы крайне неже¬лательно. К тому же, действующий ФЗ «Об опеке и попечительстве» охва¬тывает круг отношений, связанных не только с опекой над несовершенно¬летними, но и над взрослыми гражданами.
По нашему убеждению, здесь нет необходимости в отмене ФЗ «Об опеке и попечительстве», либо в принятии закона, который повторял бы нормы уже существующего, необходимо лишь внести изменение в уже существующий нормативный правовой акт, расширив сферу его применения.
Коротко обозначим те дополнения, которые, помимо прочего, на наш взгляд, следует внести. Обязать опекуна (попечителя) получать согласие подопечного, достигшего возраста 14 лет, на безвозмездное пользование опекуном (попечителем) его имуществом. Обязать орган опеки и попечи-тельства при проведении проверок, в том числе проверять и состав имуще-ства, на отчуждение которого требуется предварительно согласие органа опеки и попечительства. Но основным изменением ФЗ «Об опеке и попе-чительстве» должно явиться появление новой главы, в которой описываются условия и основания установления патроната, правовое положение патронатных воспитателей, органов опеки и попечительства в вопросах ор-ганизации патроната и учреждений, предающих ребёнка на патронат, ма-териальное обеспечение детей, переданных на патронат и оплата услуг па-тронатных воспитателей.
Подобные работы
- Опека и попечительство над несовершеннолетними
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - Функции и полномочия органов опеки и попечительства по законодательству в РФ (Юго-Западный государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование опеки и попечительства в РФ
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (правовые вопросы на примере отдела опеки и попечительства г.Ак-Довурак)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - Опека и попечительство в системе социального обеспечения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Среднерусский институт управления))
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Защита социальных прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (Российский Университет Транспорта)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - Управление рисками вторичного сиротства: совершенствование технологий профилактики
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021



