В эмпирическом исследовании приняли участие студенты-психологи 4-го курса АФ РАНХиГС в количестве 40 человек. Из них 35 девушек, 5 юношей.
Возраст респондентов – от 21 года до 22 лет.
Семейное положение: из 40 студентов – 28 состоят в браке (26 девушек и 2 юноши), 12 респондентов – никогда не состояли в браке. У 26 студентов (девушки) есть от одного и более детей.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города или вуза.
Введение………………………………………………………………………… ..3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы самооэффективности студентов-психологов как фактора профессиональной успешности ……… ..5
1.1 Сущность понятия «самооэффективность»………………………………. ..5
1.2 Самоэффективность как условие профессиональной успешности…….. ..9
1.3 Самоэффективность студентов-психологов как фактор успешности их будущей профессиональной деятельности…………………………………… .13
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей самооэффективности студентов-психологов как фактора будущей профессиональной успешности ……………………………………………………………………. .20
2.1 Проблема, цель и задачи исследования…………………………………… .20
2.2 Операционализация основных понятий…………………………………. .21
2.3 Описание выборочной совокупности……………………………………... .23
2.4 Методы исследования……………………………………………………… .24
Заключение……………………………………………………………………… .28
Библиографический список…………………………………………………… .29
Актуальность исследования. Профессиональный успех личности определяет уровень его эмоционального благополучия. В свою очередь профессиональная успешность находится в прямой зависимости от уровня развития у личности такого качества, как самоэффективность.
На профессиональную успешность влияет много различных внешних и внутренних факторов. Среди них удовлетворённость трудом как один из значительных параметров оценки успешности деятельности. Однако в связи с наличием разнообразных критериев в оценке успешности в последнее время она все чаще рассматривается как интегральная характеристика субъекта деятельности. Среди универсальных критериев можно выделить оценку самоэффективности деятельности: продуктивность и удовлетворённость трудом.
В процессе профессионального обучения происходит становление личности будущего специалиста. В этой связи необходимо уделять внимание развитию такого качества личности студента, как самоэффективность, что окажет влияние на его успешность в будущей деятельности. Исходя, из выше сказанного возникает необходимость исследования данной проблемы не только с точки зрения теоретического анализа, но и целостного эмпирического исследования.
Цель исследования – изучить самооэффективность как фактор профессиональной успешности личности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «самооэффективность».
2. Определить самоэффективность как условие профессиональной успешности.
3. Охарактеризовать самоэффективность студентов-психологов как фактор успешности их будущей профессиональной деятельности.
4. Выявить в эмпирическом исследовании особенности самооэффективности студентов-психологов как фактора будущей профессиональной успешности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее у студентов-психологов выражена самоэффективность в предметной сфере.
Объект исследования – самооэффективность.
Предмет исследования – самооэффективность как фактор профессиональной успешности личности.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, изучение документов, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (анкетирование) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования).
Методологическую основу исследования составили научные труды М. Гайдара, О.В. Захаровой, Е.В. Сараевой и др. В работах М. Гайдара, М.А. Щукиной и др. раскрыта сущность понятия «самоэффективность». Исследования Н.Л. Нагибиной, Л.А. Сериковой и др. анализирует самооэффективность во взаимосвязи с уровнем профессиональной успешности личности. О.В. Захаровой, Г.Ю. Любимовой и др. определена роль самоэффективности в развитии личности студентов-психологов.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
Самоэффективность – это вера в свои потенциальные силы и возможности, планирование и реализация своих потребностей за счет сформированной системы убеждений и мотивов. Наиболее реализуется данное качество личности в сфере профессиональной деятельности. Отметим, что высокая степень самоэффективности помогает личности добиться профессионального успеха.
В ходе исследования было установлено, что существует тесная связь между самоэффективностью и успехом. Если личность верит, что вы сможет достичь цели, то появляется больше шансов, что она ее достигнет. Отрицательные или положительные верования о стремлении могут предсказать будущий успех. Самоэффективность это уверенность в себе. Эти два понятия взаимосвязаны, но они не одно и то же. Самоэффективность относится к конкретной цели. Уверенность в себе относится к чувствам о себе в целом. Повышение самоэффективности помогает достичь цели и повысить уверенность в своих силах.
Была разработана процедура и методика эмпирического исследования, направленного на определение особенностей самооэффективности студентов-психологов как фактора будущей профессиональной успешности, охарактеризована выборочная совокупность исследования.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Артемова, Н.Ю. Современные технологии и самоэффективность: формирование профессиональной успешности в современных условиях / Н.Ю. Артемова, А.В. Власов // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 9. – С. 1429-1440.
2. Беляев, Г.С. Психогигиеническая саморегуляция / Г.С. Беляев, – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 416 с.
3. Бернс Р. Самосознание и саморазвитие личности / Р. Бернс. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
4. Бюллер, Ш. Смысл жизни и личностная реализация / Ш. Бюллер. – Москва: АСТ, 2015. – 258 с.
5. Волкова, Т.Г. Анализ образа Я как продукта самосознания личности / Т.Г. Волкова // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 1-4.
6. Гайдар, М. Личностная самоэффективность психолога / М. Гайдар. – Москва: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 280 c.
7. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности / К. Гольдштейн. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
8. Джеймс, У. Психология индивидуальности / У. Джеймс. – Москва: Академия. 2014. – 745 с.
9. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты] / М.В. Заковоротная. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 402 с.
10. Захарова, О.В. Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб.-метод. Пособие / О.В. Захарова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2015. – 95 с.
11. Казанцева, Т.А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т.А. Казанцева, Ю.Н. Олейник // Психологический журнал. – 2012. – Т. 23. – № 6. – С. 51-59.
12. Козубовский, В.М. Самооценка личности. Общая психология: личность: Учеб пособие] / В.М. Козубовский. – Минск.: Амалфея, 2014. – 506 с.
13. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон // Вопросы психологии. – 2016. – №3. – С. 84-88.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 745 с.
15. Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – Москва: НОРМА-ИНФРА, 2013. – 64 с.
16. Любимова, Г.Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 64-72
17. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития / В.Г. Маралов. – Москва: Академия, 2012. – 256 с.
18. Микляева, А.В. Социальная идентичность личности: Монография / А.В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – С. 8-47.
19. Нагибина, Н.Л. Психология типов. Системный подход / Н.Л. Нагибина // Психологические исследования. – 2015. – №4. – С. 71-77.
20. Пекина, О.В. Сущность понятия «самоэффективность» / О.В. Пекина, Н.А. Шинкарева // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1266-1269.
21. Платаш, Е.Ф. Организационно-педагогические условия формирования образа будущей профессии у студентов специальностей экономического профиля: дисс. … к. пед. н. / Е.Ф. Платаш. – Ставрополь, 2011. – 189 с.
22. Роджерс, К. Психология индивидуальности / К. Роджерс. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 856 с.
23. Сараева, Е.В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития / Е.В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
24. Семенова, Е.А. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа: автореф. дисс. … к. психол. н. / Е.А. Семенова.– Иркутск, 2013. – 24 с.
25. Серикова, Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем формирования личности / Л.А. Серикова // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 136–141.
26. Шибутани, Т. Я-концепция как персонификация / Т. Шебутани // Социальная психология. Пер. с анг. В.Б. Ольшанского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 471 с.
27. Щукина, М.А. Саморазвитие личности / М.А. Щукина // Вестник Санкт- Петербургского университета. – 2014. – №3. – С. 52-55.
28. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман. – Москва: Интерпракс, 2015. – 288 с.