Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль исследовательской деятельности в познании детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст) окружающей природы (Экология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №44831

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

дошкольное образование

Объем работы25
Год сдачи2019
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
427
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Опытная база: МБДОУ «Детский сад №34» г. Барнаула
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.
Есть приложения.
Введение 3
1 Модель экологического образования в ДОУ, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет 5
1.1 Целевой компонент 5
1.2 Содержательный компонент 7
2 Процессуальный компонент реализации модели экологического образования, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет 9
2.1 Предметно-развивающая среда 9
2.2 Ресурсное обеспечение модели экологического образования дошкольников в ДОУ 13
2.3 Кадровые ресурсы 14
2.4 Ожидаемые результаты 15
Заключение 16
Список использованных источников 18
Приложение 21


Актуальность. Современный мир динамичен и меняется, поэтому общество нуждается в мобильных гражданах, самостоятельно принимающих решения, способных постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование исследовательских умений и исследовательской активности у дошкольников является одним из главных направлений современного дошкольного образования. Одним из методов формирования исследовательских умений детей является организация и проведение опытов и экспериментов в образовательном процессе старших групп ДОУ.
Актуальность поднятой проблемы обосновывается нормативными документами в сфере образования. В ФГОС ДО обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного детства, где особая роль принадлежит развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности. На этапе дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия ребенок получает эмоциональные впечатления об окружающем мире. У него формируются первоосновы мышления, сознания. В это время также закладываются основы, которые способствуют полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности детей предшкольного возраста.
В настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ДО к организации и проведению опытов в образовательном процессе старших групп ДОУ и отсутствием системы в работе воспитателей ДОУ в проведении опытов с детьми старшего дошкольного возраста. В этой связи проблемой данной работы является: определение условий для развития исследовательской деятельности в познании детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст) окружающей природы.
Чтобы определить специальные условия, необходимо разработать модель исследовательской деятельности в познании детьми 5-6 лет (старший дошкольный возраст) окружающей природы. Проектируемая модель образовательного процесса определяется концепцией, основные идеи которой:
- право каждого ребенка на полноценное развитие;
- признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости;
- деятельность учреждения в режиме обновления содержания (реализация комплексных и парциальных программ технологий, их адаптация к приоритетам работы ДОУ и его организационных форм.
Цель – разработать модель экологического образования в ДОУ, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет.
1. Определить структуру модели экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
2. Разработать содержательный компонент модель экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
3. Спроектировать процессуальный и технологический компоненты модели экологического образования детей дошкольного возраста в ДОУ.
Объект работы – экологическое образование детей дошкольного возраста.
Предмет работы – модель экологического образования в ДОУ, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет.
Методы: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение, методы проектирования, моделирования и структурирования.
Модель базируется на научных исследованиях О.В. Дыбиной, Е.А. Мартынова, А.И. Савенкова, И.М. Сучкова, И.Н. Щукиной и др. Анализ трудов ведущих педагогов и психологов (О.В. Дыбина, И.Н. Щукина и др.) говорит о том, что воспитательно-образовательный процесс в ДОУ становится более эффективным, если перед ребенком ставятся поисковые ситуации. Такие ситуации создаются педагогом и при решении нестандартных задач ребенком способствуют появлению у него желания осуществлять поиск самостоятельно. При организации таких ситуаций дошкольник проявляет оригинальность в способах их решения. Необходимость и возможность использования опытов в образовательном процессе старших групп в ДОУ представлена в исследованиях ряда авторов. О.В. Мамаева, Е.А. Мартынова, И.А. Пазухиной, И.М. Сучкова и др. исследовали сущность и специфику исследовательских действий (умений). В работах Е.М. Кутищевой, И.И. Левашевой, В. Миленко, А.И. Савенкова и др. описаны методические аспекты организации и проведения опытов в образовательном процессе старших групп ДОУ. возможность включения детей в исследовательскую деятельность.
Опытная база: МБДОУ «Детский сад №34» г. Барнаула.
Структура: введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе представлена модель экологического образования в ДОУ, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Наиболее эффективным педагогическое обеспечение экологического образования детей дошкольного возраста будет осуществляться при соблюдении следующих условий: экологизации различных видов деятельности детей, экологической компетентности педагогов и родителей; учета региональных традиций и природных особенностей родного края; обогащения эколого-развивающей предметно-пространственной среды; осуществления социального партнерства.
Экологизация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации предполагает создание новых и обогащение ее традиционных элементов («экологических зон», «видовых точек»). «Экологические зоны» – это специальные места в помещении и на территории дошкольного образовательного учреждения, являющиеся элементами его развивающей предметно-пространственной среды, а также объекты живой и неживой природы. «Видовые точки» – элементы развивающей среды, объекты природы, как естественные, так и специально созданные на территории экологической тропы детского сада. Каждый элемент среды имеет свое функциональное назначение.
Вариативность среды проявляется в выборе, сочетании отдельных ее элементов как традиционных, так и новых, в зависимости от региональных природных особенностей и возможностей конкретного образовательного учреждения.
Представленная модель педагогического обеспечения экологического образования дошкольников характеризуется целостностью, вариативностью, взаимодополняемостью, функциональностью.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, в процессе которого в современных ДОУ организуются и проводятся опыты. Главное достоинство опытов заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опыта идет обогащение памяти ребенка. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
Применение опытов в образовательном процессе старших групп ДОУ имеют свои особенности. Главной особенностью является генетическое родство опытов с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира.
Опыты и эксперименты как методы обучения детей старшего дошкольного возраста – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе образования. Однако на данный момент использование опытов еще недостаточно активно применяется педагогами, поэтому следует больше внимания уделить в процессе развития познавательной активности именно этому методу. Больше обмениваться опытом, проводить круглые столы, открытые занятия, которые помогут педагогу в работе. Правильно выбранные методы позволяют эффективно развивать познавательную активность дошкольника.
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывать методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.
Таким образом, модель экологического образования в ДОУ, которая предусматривает организацию исследовательской деятельности детей 5-6 лет, представлена следующими составляющими: целью, методологическими подходами, принципами, структурой и условиями реализации педагогического обеспечения экологического обеспечения детей, процессуальным и содержательным его аспектами, предполагаемым результатом.



1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598. // СПС «Консультант плюс». Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. (Дата обращения: 23.10.2018 г.)
2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
3. Гусева, А. А. Требования к развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО [Текст] / А. А. Гусева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №5. – С. 24-29.
4. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 1. – C. 224-230.
5. Емельянова, Е. И. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. И. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2014. – №3. – С. 112.
6. Зарипова, А. А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] / А. А. Зарипова // Детский сад от А до Я. – 2014. – № 7. – С. 43- 48.
7. Илаграева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : уч. пос. для пед. ВУЗов [Текст] / О. А. Илаграева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубцева; под ред. Л. Г. Нисканен. – Москва : Академия, 2012. – 201 с.
8. Исакова, Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н. В. Исакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 145 с.
9. Кабулова, А. М. Проектирование образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / А. М. Кабулова // Молодой ученый. – 2013. – №3. – С. 112-115
10. Комарова, О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №8. – С. 85-88.
11. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «Исследовательские умения» [Текст] / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2011. – № 2. С. 97-112.
12. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
13. Кутищева, Е. М. Проектно – исследовательская деятельность в работе с современными дошкольниками [Текст] / Е. М. Кутищева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 4. – 2014. – С. 113-117.
14. Левашева, И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников [Текст] / И. И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика, психология. – 2011. – № 3(6). – С. 180-182.
15. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. – Москва : Смысл, 2007. – 256 с.
16. Мамаева, О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О. В. Мамаева // Дошкольная педагогика. – № 3. – 2014. – С. 20-22.
17. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 333 с.
18. Медведева, К. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] / К. А. Медвеедва, А. В. Нарышкина // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. – Москва : БукиВеди, 2015. – С. 93-95.
19. Миленко, В. Познавательно-исследовательская деятельность как специфический вид детской деятельности [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1. – С. 25-31.
20. Пазухина, И. А. Личностно-ориентированный подход как основа образовательного процесса ДОУ [Текст] / И. А. Пазухина //Дошкольная педагогика. – 2012. – №11. – С. 15–18
21. Пирская, Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Т. Б. Пирская // Современный детский сад. – 2016. – №3. – С. 43.
22. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации [Текст] / Л. Н. Прохорова. – Москва : Сфера, 2003. – 119 с.
23. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст] : книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.
24. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования [Текст] / А. И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2012. – № 2. – С. 4–15.
25. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2010. – 136 с.
26. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению дошкольников исследовательским умениям и навыкам [Текст] / П. В. Середенко. – Москва : МПГУ, 2015. – 186 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 16 с.
28. Щербакова, Е. С. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. С. Щербакова, В. К. Голицын // Детский сад от а до Я. – 2016. – № 10. – С. 77-94.
29. Щетинина, В. В. К вопросу о развитии познавательно- исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В. В. Щетинина ; под ред. О. В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып.10 ; в 2-х частях, Ч.2. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2012. – С. 133-143.
30. Щетинина, В. В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / В. В. Щетинина, Т. И. Бартошевич // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. – № 11. – С.111-114.
31. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2012.– № 4. – С. 445-447.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ