ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
|
Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 6
1.1 Характеристика дошкольников с нарушением
интеллекта 6
1.2 Адаптивное поведение дошкольников с нарушением интеллекта 10
1.3 Коммуникативная компетентность как основной предиктор адаптивного
поведения дошкольников с нарушениями интеллекта 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 26
2.1. Организация, методы и этапы исследования 26
2.2. Определение уровня адаптивного поведения и выявление предикторов
адаптивного поведения дошкольников с нарушением
интеллекта 29
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список литературы
Глава 1. Обзор литературы по теме предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 6
1.1 Характеристика дошкольников с нарушением
интеллекта 6
1.2 Адаптивное поведение дошкольников с нарушением интеллекта 10
1.3 Коммуникативная компетентность как основной предиктор адаптивного
поведения дошкольников с нарушениями интеллекта 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 26
2.1. Организация, методы и этапы исследования 26
2.2. Определение уровня адаптивного поведения и выявление предикторов
адаптивного поведения дошкольников с нарушением
интеллекта 29
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список литературы
Актуальность темы. Поведение представляет собой одну из форм организации психической жизни человека, затрагивающей особенности его существования в окружающем мире. Адаптивное поведение является формой, внешней стороной человеческой деятельности.
Механизм осуществления социально-адаптивного поведения состоит из трех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, аффективного, волевого) и вязан с функционированием самосознания, которое постоянно сравнивает реальное поведение личности с Я-концепцией, корректируя и модифицируя поведение в нужном направлении
Результаты исследований, проводимых отечественными и зарубежными педагогами, дефектологами и психологами показали, что управление своим поведением становится предметом осознания самих детей уже в 5-6 летнем возрасте, то есть ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знания нравственных норм и правил поведения, понимания их значения как средств регуляции собственного поведения, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия собственного поступка, означая новую ступень в развитии их самосознания
Ребенку с нарушением в развитии нужна постоянная помощь для формирования способности регулировать свое поведение. Как отмечают ученые, одной из закономерностей развития детей с нарушением интеллекта являются трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой. Состояние психических процессов детей с нарушением интеллекта развивается с трудностями, противоречиями.
Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия в
таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении.
Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). [10].
Цель - исследовать адаптивное поведение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, и выявить предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Объектом исследования является адаптивное поведение дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования является предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
изучить сущность понятий «адаптивное поведение», «социальная норма» «нарушение интеллекта», «предиктор»;
рассмотреть коммуникативную компетентность как предиктор адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта;
подобрать диагностический инструментарий;
продиагностировать детей на адаптивное поведение и
коммуникативную компетентность и сделать выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коммуникативная компетентность является основным предиктором адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №155 компенсирующего вида» Советского района г. Казани.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
изучение медико-педагогической документации;
эмпирические методы - прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
психолого-педагогический эксперимент, включающий проведение констатирующего этапа;
количественный и качественный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Механизм осуществления социально-адаптивного поведения состоит из трех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, аффективного, волевого) и вязан с функционированием самосознания, которое постоянно сравнивает реальное поведение личности с Я-концепцией, корректируя и модифицируя поведение в нужном направлении
Результаты исследований, проводимых отечественными и зарубежными педагогами, дефектологами и психологами показали, что управление своим поведением становится предметом осознания самих детей уже в 5-6 летнем возрасте, то есть ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знания нравственных норм и правил поведения, понимания их значения как средств регуляции собственного поведения, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия собственного поступка, означая новую ступень в развитии их самосознания
Ребенку с нарушением в развитии нужна постоянная помощь для формирования способности регулировать свое поведение. Как отмечают ученые, одной из закономерностей развития детей с нарушением интеллекта являются трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой. Состояние психических процессов детей с нарушением интеллекта развивается с трудностями, противоречиями.
Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия в
таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении.
Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). [10].
Цель - исследовать адаптивное поведение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, и выявить предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Объектом исследования является адаптивное поведение дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования является предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
изучить сущность понятий «адаптивное поведение», «социальная норма» «нарушение интеллекта», «предиктор»;
рассмотреть коммуникативную компетентность как предиктор адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта;
подобрать диагностический инструментарий;
продиагностировать детей на адаптивное поведение и
коммуникативную компетентность и сделать выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коммуникативная компетентность является основным предиктором адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №155 компенсирующего вида» Советского района г. Казани.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
изучение медико-педагогической документации;
эмпирические методы - прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
психолого-педагогический эксперимент, включающий проведение констатирующего этапа;
количественный и качественный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Инклюзивный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, он рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. Одним из актуальных вопросов является формирование
продуктивного копинг- поведения не только педагогов-дефектологов, как средства обеспечения эффективной инклюзии детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), но и самих детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи.
Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушением
интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Отмечается отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказывается несформированной предметная деятельность, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Большинство отклонений являются вторичными. Именно это является одной из причин неоднородности показателей развития у разных детей.
Проанализировав различную литературу по коммуникативной способности детей с нарушением как предиктор адаптивного поведения, мы пришли к выводу, что интеллектуальная недостаточность ведет к серьезным нарушениям коммуникативной деятельности. Поэтому у детей с интеллектуальными нарушениями она имеет свои особенности. Дети с интеллектуальными нарушениями гораздо труднее, чем дети в норме овладевают коммуникативной деятельностью, включаются в процесс общения со сверстниками, так как интеллектуальное недоразвитие, речевые дефекты, эмоциональная незрелость и другие особенности их психического развития затрудняют понимание, искажают восприятие друг друга, в результате чего дети не могут овладеть навыками, необходимыми для общения.
Проблема формирования адаптивного поведения у старших дошкольников с нарушениями интеллекта актуальна как с точки зрения развития их способности к взаимодействию с окружающими людьми, так и с точки зрения обеспечения детей данной категории необходимым уровнем развития в преддверии обучения в школе.
Учеными (например, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.) доказано своеобразие коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому недостатки коммуникативной функции у таких детей нуждаются в организованной коррекционной работе по их преодолению.
По итогам исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило совершенствование методик формирования адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного инклюзивного учреждения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализированы данные, имеющиеся в российской и зарубежной научной литературе, по проблеме предикторов адаптивного поведения;
- охарактеризованы дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;
- научно обоснована и проверена взаимосвязь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и адаптивное поведение дошкольников..
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать
компетентность есть основной предиктор адаптивного дошкольников с нарушением интеллекта.
продуктивного копинг- поведения не только педагогов-дефектологов, как средства обеспечения эффективной инклюзии детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), но и самих детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи.
Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушением
интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Отмечается отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказывается несформированной предметная деятельность, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Большинство отклонений являются вторичными. Именно это является одной из причин неоднородности показателей развития у разных детей.
Проанализировав различную литературу по коммуникативной способности детей с нарушением как предиктор адаптивного поведения, мы пришли к выводу, что интеллектуальная недостаточность ведет к серьезным нарушениям коммуникативной деятельности. Поэтому у детей с интеллектуальными нарушениями она имеет свои особенности. Дети с интеллектуальными нарушениями гораздо труднее, чем дети в норме овладевают коммуникативной деятельностью, включаются в процесс общения со сверстниками, так как интеллектуальное недоразвитие, речевые дефекты, эмоциональная незрелость и другие особенности их психического развития затрудняют понимание, искажают восприятие друг друга, в результате чего дети не могут овладеть навыками, необходимыми для общения.
Проблема формирования адаптивного поведения у старших дошкольников с нарушениями интеллекта актуальна как с точки зрения развития их способности к взаимодействию с окружающими людьми, так и с точки зрения обеспечения детей данной категории необходимым уровнем развития в преддверии обучения в школе.
Учеными (например, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.) доказано своеобразие коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому недостатки коммуникативной функции у таких детей нуждаются в организованной коррекционной работе по их преодолению.
По итогам исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило совершенствование методик формирования адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного инклюзивного учреждения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализированы данные, имеющиеся в российской и зарубежной научной литературе, по проблеме предикторов адаптивного поведения;
- охарактеризованы дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;
- научно обоснована и проверена взаимосвязь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и адаптивное поведение дошкольников..
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать
компетентность есть основной предиктор адаптивного дошкольников с нарушением интеллекта.
Подобные работы
- Предикторы адаптивного поведения дошкольников с комплексными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018



