Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №44810

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы48
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
452
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Обзор литературы по теме предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 6
1.1 Характеристика дошкольников с нарушением
интеллекта 6
1.2 Адаптивное поведение дошкольников с нарушением интеллекта 10
1.3 Коммуникативная компетентность как основной предиктор адаптивного
поведения дошкольников с нарушениями интеллекта 15
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта 26
2.1. Организация, методы и этапы исследования 26
2.2. Определение уровня адаптивного поведения и выявление предикторов
адаптивного поведения дошкольников с нарушением
интеллекта 29
Выводы по 2 главе 38
Заключение 39
Список литературы

Актуальность темы. Поведение представляет собой одну из форм организации психической жизни человека, затрагивающей особенности его существования в окружающем мире. Адаптивное поведение является формой, внешней стороной человеческой деятельности.
Механизм осуществления социально-адаптивного поведения состоит из трех взаимосвязанных компонентов (когнитивного, аффективного, волевого) и вязан с функционированием самосознания, которое постоянно сравнивает реальное поведение личности с Я-концепцией, корректируя и модифицируя поведение в нужном направлении
Результаты исследований, проводимых отечественными и зарубежными педагогами, дефектологами и психологами показали, что управление своим поведением становится предметом осознания самих детей уже в 5-6 летнем возрасте, то есть ребенок старшего дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знания нравственных норм и правил поведения, понимания их значения как средств регуляции собственного поведения, умения анализировать ситуации, заключающие в себе моральный смысл, а также предвосхищать последствия собственного поступка, означая новую ступень в развитии их самосознания
Ребенку с нарушением в развитии нужна постоянная помощь для формирования способности регулировать свое поведение. Как отмечают ученые, одной из закономерностей развития детей с нарушением интеллекта являются трудности их социальной адаптации, затруднения во взаимоотношениях и взаимодействиях с социальной средой. Состояние психических процессов детей с нарушением интеллекта развивается с трудностями, противоречиями.
Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса. Мишенью воздействия в
таком случае становиться не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении.
Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих с одной стороны оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности (Гордеев, Александрович, 2001; Голованова, 2004; Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев, 2002). [10].
Цель - исследовать адаптивное поведение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, и выявить предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Объектом исследования является адаптивное поведение дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Предметом исследования является предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушением интеллекта.
Задачи:
изучить сущность понятий «адаптивное поведение», «социальная норма» «нарушение интеллекта», «предиктор»;
рассмотреть коммуникативную компетентность как предиктор адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта;
подобрать диагностический инструментарий;
продиагностировать детей на адаптивное поведение и
коммуникативную компетентность и сделать выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что коммуникативная компетентность является основным предиктором адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №155 компенсирующего вида» Советского района г. Казани.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
изучение медико-педагогической документации;
эмпирические методы - прямое и косвенное наблюдение за детьми в повседневной жизни и на занятиях;
психолого-педагогический эксперимент, включающий проведение констатирующего этапа;
количественный и качественный анализ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Инклюзивный подход к обучению сегодня выдвинут в качестве одной из главных стратегий образования, он рассматривается как один из возможных подходов к реабилитации детей с проблемами в развитии, требующих разработки социальных, психологических и педагогических условий. Одним из актуальных вопросов является формирование
продуктивного копинг- поведения не только педагогов-дефектологов, как средства обеспечения эффективной инклюзии детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ), но и самих детей с ОВЗ, в том числе с нарушениями речи.
Таким образом, психическое развитие ребенка с нарушением
интеллекта без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Отмечается отсутствие активности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как в отношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающего мира, так и к социальным явлениям - пассивным отношением к своим сверстникам, окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
К концу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказывается несформированной предметная деятельность, игровая, изобразительная; познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь; отмечается существенное недоразвитие моторики. Большинство отклонений являются вторичными. Именно это является одной из причин неоднородности показателей развития у разных детей.
Проанализировав различную литературу по коммуникативной способности детей с нарушением как предиктор адаптивного поведения, мы пришли к выводу, что интеллектуальная недостаточность ведет к серьезным нарушениям коммуникативной деятельности. Поэтому у детей с интеллектуальными нарушениями она имеет свои особенности. Дети с интеллектуальными нарушениями гораздо труднее, чем дети в норме овладевают коммуникативной деятельностью, включаются в процесс общения со сверстниками, так как интеллектуальное недоразвитие, речевые дефекты, эмоциональная незрелость и другие особенности их психического развития затрудняют понимание, искажают восприятие друг друга, в результате чего дети не могут овладеть навыками, необходимыми для общения.
Проблема формирования адаптивного поведения у старших дошкольников с нарушениями интеллекта актуальна как с точки зрения развития их способности к взаимодействию с окружающими людьми, так и с точки зрения обеспечения детей данной категории необходимым уровнем развития в преддверии обучения в школе.
Учеными (например, Л.С. Волковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др.) доказано своеобразие коммуникативного развития детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому недостатки коммуникативной функции у таких детей нуждаются в организованной коррекционной работе по их преодолению.
По итогам исследования удалось достичь поставленной во введении цели работы, что обеспечило совершенствование методик формирования адаптивного поведения детей с нарушением интеллекта в условиях дошкольного инклюзивного учреждения.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проанализированы данные, имеющиеся в российской и зарубежной научной литературе, по проблеме предикторов адаптивного поведения;
- охарактеризованы дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;
- научно обоснована и проверена взаимосвязь коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и адаптивное поведение дошкольников..
Качественный и количественный анализ данных позволил доказать
компетентность есть основной предиктор адаптивного дошкольников с нарушением интеллекта.



1. Аболин, Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. - Казань : Изд-во КГУ, 1987. - 261 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. / Г. С. Абрамова. — Екатеринбург : Деловая книга, 1999. 624 с.
3. Абульханова Славская, К. А. О путях построения психологии личности Текст. / К. А. Абульханова — Славская // Психологический журнал. - 1983.-Т. 4. -№ 1.-С. 14-29.
4. Абульханова Славская, К. А. Стратегии жизни Текст. / К. А. Абульханова - Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
5. Абульханова Славская, К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна Текст. / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Бруш-линский. -М. : Наука, 1989. - 248 с.
6. Аведисова, А. С. Копинг и механизмы его реализации. Аналитический обзор Текст. / А. С. Аведисова, Л. С. Канаева, Д. Ф. Ибрагимова // Российский психиатрический журнал. 2002. - № 4. - С. 59-64.
7. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб: Питер, 2013, с. 262 - 288.
8. Астапов, В. М., Лебединская, О. И., Шапиро, Б. Ю. Теоретикометодологические аспекты подготовки специалистов социальнопедагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии [Текст] / под ред. В. М. Астапова. - М., 2005.
9. Выготский, Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка [Текст]: Основы дефектологии. Собр. Соч. т 5 / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 2013.
10. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки детей.
СПб.: Речь, 2011.
11. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Речь, 2014.
12. Жмыриков, А. П. Диагностика социально - психологической адаптированности в новых условиях деятельности и общения
[Текст]: Автореферат / А. П. Жмыриков. - М.,2009. - с.3 - 24.
13. Зайцев, Д. В.Роль семьи в социализации и подготовке к взрослой жизни детей с ограниченными интеллектуальными возможностями [Текст] / Зайцев, Д. В. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2016. - №3. - С. 49 - 65.
14.Закрепина, А.В.Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье [Текст] / Закрепина А.В. // Дефектология.. - 2013.-№1. - С.60-66.
15. Иванова, Н.Н. Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями в раннем возрасте [Текст] / Иванова Н.Н.// Дефектология. - 2014.-№ 2. - С.27-32.
16. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения [Текст] // Психологический журнал. - 2008. - Т. 2, №. 2. - С. 88-95.
17. Куфтяк Е.В. Психологические механизмы совладающего поведения и преодоление трудностей детьми в семье // Психология и практика: сб. науч. тр. / отв. ред. В.А. Соловьев. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та им. Н.А.Некрасова, 2002. Вып. 2. С. 42-48.
18. Маллер, А. Р.Социальное воспитание и обучение детей - инвалидов с умственной отсталостью [Текст] / Маллер, А. Р.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №1. - С. 38 - 41.
19. Малофеев, Н. Н. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Н. Н.
Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Дефектология. - 2009.
- № 1. - С. 5-19.
20. Никольская, И.М., Грановская, Р.М. Психологическая защита у детей. [Текст] / И.М.Никольская, Р.М.Грановская // СПб., 2000. - С. 175 - 177, 194 - 196,201 - 203,238 - 257.
21. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyiournals.ru/child autism/issue/sayfutdinova full.shtml [Особенно сти адаптивного поведения детей с разными вариантами дизонтогенеза
- Детский аутизм: исследования и практика]
22. Поникарова В.Н., Брагина В.Д. Психологические особенности совладающего поведения педагогов-дефектологов на разных этапах их профессионального становления Монография [Текст] / В.Н. Поникарова, В.Д. Брагина - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,2010 - С. 31-107.
23. Рябова, Н. В. Подготовка старшеклассников специальной (коррекционной) школы VIII вида к семейной жизни [Текст] / Рябова, Н. В. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
- 2016. - №1. - С. 34 - 41.
24. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. 1996. - Т. 17.-№5.-С. 3 - 18.
25. Реан, А. А. Акмеология личности / А. А. Реан*// Психологический журнал. 2000. - Т. 1. - № 3. - С. 88-95.
26. Реан, А. А. Психология адаптации.личности Текст. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб. : Прайм — Еврознак, 2006. — 479 с.
27. Ремшмидт X. Детская и подростковая психиатрия. Введение в практику / X. Ремшмидт / М. : Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. - 624 с.
28. Рубинштейн, С. JI. Основы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн. СПб. : Питер, 2001. - 705 с.
29. Руководство практического психолога : Психологическое здоровье детей* и подростков в контексте психологической службы / под
ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., стереотип.- М-. : Академия, 1998. - 128 с.
30. Русалов, В. М. Биологические основы индивидуально -
психологических развитий / В. М. Русалов. М. : Наука, 1979. - 352 с.
31. Сайфутдинова Л.Р. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати). // Аутизм и нарушения развития, 2013. №2, стр.51 - 57.
32. Сайфутдинова Л.Р., Сударикова М.А. Оценка уровня развития адаптации ребенка с помощью Шкалы Вайнленд. // Школа здоровья, 2014 № 1, стр.48 - 56.
33. Самыличев, А.С. Социальная адаптация умственно отсталых учащихся средствами физической культуры [Текст]/Самыличев А.С.// Дефектология. - 2011.- № 6.-С. 39-40.
34. Слободская Е.Р., Гудман Р., Князев Г.Г.// Актуальные вопросы современной медицины. Новосибирск, 2012,стр.15 - 21.
35. Уфимцева, Л. П. Система социально-трудовой адаптации подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта [Текст]/Уфимцева Л. П.,Сафонова Л. М.//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2015.- № 4.-С. 66-71.
36.Чушева, Л. Н.Социализация воспитанников школы-интерната средствами целевых воспитательных программ [Текст] / Чушева Л. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2008.- № 3. - С.38-42.
37. Щербакова, А.М.Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида [Текст]: методические
рекомендации/Щербакова А.М., Москоленко Н.В.//Дефектология.. - 2011 .- № 3. -С.19-34.; № 4. -С. 31-36.
38.Чехлатый,Е.И. Копинг-поведение у больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии Текст./Е.И.Чехлатый// Обозрениепсихиатрии и медицинской-психологии им; В. М. Бехтерева.
1992. - № 4. - С. 95-96.
39.Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблемы относительной
эмансипи-рованности от «внешнего» и
«внутреннего»/В.Э.Чудновский// Психологический журнал. 1995 - Т.16.-№ 2 -С.15-26.
40. Шапкин, С. А. Деятельность в особых условиях : компонентный анализ структуры и стратегии адаптации/С.А. Шапкин, JL Г. Дикая // Психологический журнал. 1996. - Т. 17. - № 1. - С. 19-34.
41. Шпорт, С. В. Тендерные особенности острой реакции на стресс :
обзор литературы / С. В. Шпорт // Российский психиатрический журнал. — 2007.- №4. -С. 41-48.
42. Шувалов,А.В.Гуманитарно — антропологические основы теории психологического здоровья /А.В. Шувалов//Вопросы психологии.
2004. -№6.-С. 18-34.
43. Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции Текст. / Ю. В. Щербатых. СПб. : Питер, 2006. - 256 с.
44. Экологическая физиология человека.0Адаптация человека к экстремальным условиям среды / под ред. О. Г. Газенко. JL : Наука, 1979. — 704 с.
методическое пособие для психологических факультетов педагогических вузов Текст. / JI. В. Яссман, В. Н. Данюков. М. : Олимп ; ИНФРА-М, 1999. -256 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ