Введение 3
Глава I. Система источников правового регулирования туристской деятельности в РФ и ее отдельных субъектах 7
1.1. Источники правового регулирования туристской деятельности в
РФ 7
1.2. Состояние правового регулирования туристской деятельности в
субъектах РФ 17
1.3. Актуальные проблемы правового регулирования туристской
деятельности в РФ 27
Глава II. Перспективы развития правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан 37
2.1. Источники правового регулирования туристской деятельности в
РТ 37
2.2. Актуальные проблемы правового регулирования туристской
деятельности в РТ 45
2.3. Перспективы принятия закона о туристской деятельности в РТ.53
Заключение 62
Список использованной литературы
Конституцией РФ провозглашено, что право на отдых имеет каждый. Действительно, наша жизнь была бы неполноценной без качественного отдыха. Развитие общественных отношений требует изучения и переосмысления насущных проблем в юридической науке. Туристская индустрия в Российской Федерации является динамично развивающейся отраслью. Стоит отметить, что Республика Татарстан занимает одну из ведущих позиций в нашей стране по развитию туристской деятельности путем привлечения в регион не только российских, но и зарубежных туристов.
Концепция развития туризма предполагает совершенствование действующего законодательства. В связи с этим, возрастает значимость повышения эффективности правового регулирования общественных отношений, связанных с туристской деятельностью, не только на федеральном, но и на региональном уровне.
Актуальность темы диссертационного исследования объясняется тем, что обеспечение качественной регуляции правоотношений на региональном уровне играет большую роль в благоприятном развитии туристской отрасли на всей территории Российской Федерации. Развитию туристского рынка существенно препятствуют многие нерешённые проблемы, в том числе имеющие правовой характер.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в рамках правового регулирования туристской деятельности на территории Российской Федерации и её отдельных субъектов.
Предметом исследования являются законодательные и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют туристскую
деятельность на федеральном, региональном уровнях Российской Федерации, и практика их применения, среди прочего анализируются существующие
научные положения, посвящённые вопросам и проблемам правового регулирования отношений в сфере туризма.
Цель настоящего диссертационного исследования заключается в формировании комплексного научного представления о правовом регулировании туристской деятельности в Российской Федерации и ее регионах, на основе которого могут быть сформулированы практические рекомендации по совершенствованию законодательства Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих
задач:
• провести комплексный анализ действующего
законодательства, регулирующего туристскую
деятельность, на федеральном уровне РФ;
• раскрыть специфику правового регулирования туристской деятельности в отдельных субъектах РФ;
• выявить недостатки и пробелы в регулировании
общественных отношений, складывающихся в данной сфере;
• дать комплексную характеристику действующему
законодательству, регулирующему туристскую
деятельность, в Республике Татарстан;
• обозначить проблемы правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан;
• разработать и теоретически обосновать рекомендации по модернизации сложившегося правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан.
В процессе написания диссертационного исследования использовались общие методы научного познания (описание, анализ, дедукция, аналогия, сравнение, научное моделирование) и научные методы (исторический, системный, сравнительно-правовой, формально-юридический).
Информационная база проведенного исследования состояла из
нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, учебной литературы, научных трудов российских ученых, диссертационных работ и периодических изданий последних лет, интернет-ресурсов. Стоит отметить такую тенденцию: в последнее время при написании диссертационных работ большое внимание уделяется именно правовому регулированию в туризме.
Научно-теоретическую базу диссертационного исследования
составляют работы учёных: Биржакова М.Б., Жаркова Г.Н., Сирик Н.В., Писаревского Е.Л., Шанауриной Ю.В., Захаровой Е.П., Кабирова И.С., Шпырня О.В. и др. В процессе работы также использовались диссертационные исследования Батищева Е.А., Ган Н.А., Муталиевой А.А., Стригуновой Д.Н. и др.
Работа выполнена на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена недостаточной степенью изученности и отсутствием устоявшегося единства в практике применения действующего законодательства, что влияет на качество правоприменительной деятельности.
Научная новизна заключается в том, что это первое научное диссертационное комплексное исследование правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В введении представлена краткая характеристика темы исследования. В первой главе дана характеристика действующего законодательства, регулирующего туристскую деятельность в РФ и в отдельных регионах страны, в том числе определено состояние и насущные проблемы правового регулирования. Во второй главе конкретизировано настоящее правовое
регулирование туристской деятельности в Республике Татарстан, обозначены актуальные проблемы и возможные перспективы развития правового регулирования в данном регионе. В заключении содержатся обобщенные результаты проведенной работы, подведены итоги теоретических исследований в сфере туризма.
Туристская отрасль многогранна и вбирает в себя целый комплекс взаимосвязанных отраслей, тем самым, способствуя собственному развитию и формированию, а также развитию других отраслей. Многие годы сфера туризма не имела надежного правового обеспечения. Но динамичность туристской деятельности обусловила необходимость создания механизма правового регулирования отношений по оказанию туристских услуг, и принятию совокупности нормативно-правовых актов, которые требуют внимательного детального изучения и постоянной доработки.
В ходе написания диссертационной работы были решены поставленные задачи. Был произведен комплексный анализ действующего законодательства, регулирующего туристскую деятельность на федеральном уровне Российской Федерации. Среди них есть огромное множество источников международного и национального права, с помощью которых постепенно закладываются единые подходы к организации туристской деятельности. В ходе исследования было выявлено наличие законодательных пробелов и коллизий в регламентации правоотношений, складывающихся между субъектами туристской деятельности, в связи с чем, активно вносятся различные изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты и разрабатываются новые. Поэтому, нельзя не обозначить и существующий факт роста количества нормативно-правовых актов и факт отсутствия их чёткой систематизации.
Далее, была раскрыта специфика правового регулирования туристской деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации, приведена статистика, а также разобраны более детальным образом специальные региональные нормативно-правовые акты о туристской деятельности в Приложении, выявлены их некоторые существенные особенности. Стало очевидным, что нормативно-правовые акты регионов порой регулируют те области туризма, которые не урегулированы на федеральном уровне. Здесь
можно говорить о необходимости создания принципиально нового закона о туризме, который был консолидировал всю туристическую область, а не отдельные возникающие вопросы, которые в основном касаются выездного туризма.
При решении третьей задачи были обозначены недостатки и пробелы в регулировании общественных отношений, складывающихся в туристской сфере, такие как противоречивость в теоретической части законодательства о туристской деятельности, несвоевременность принятия правовых норм на федеральном уровне, договорные правоотношения между субъектами туристской индустрии и другие.
Особое внимание при написании диссертационной работы было сосредоточено на перспективах развития правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан. Была дана комплексная характеристика действующего законодательства, регулирующего туристскую деятельность, в Республике Татарстан. На основе проведенного анализа стало понятно, что в действительности за последние годы были сделаны существенные шаги по совершенствованию региональной модели управления развитием туризма в Республике Татарстан с помощью разработки и принятия различных нормативно-правовых актов в целях правового регулирования туристской деятельности.
Тем не менее, как показали результаты проведённого научного исследования на сегодняшний день существуют актуальные проблемы правового регулирования туристской деятельности на территории Республики Татарстан, которые выполняют роль сдерживающего фактора в развитии туристской сферы в данном субъекте нашей страны. Помимо проблем экономического и социального характера остро стоят вопросы правового характера, среди которых нужно выделить существующую нестабильность структуры управления регионального уровня в туризме, низкий уровень профессионального туристского образования, несовершенство информационного обеспечения, а также отсутствие систематизации регионального законодательства о туристской деятельности. Для полноценного решения таких проблем необходимо проведение активной государственной политики в сфере туризма, основа которой предполагает создание правовой базы с помощью которой станет возможным реализовать в полной мере огромный имеющийся потенциал туризма в Республике Татарстан.
В последнем параграфе исследования были разработаны и теоретически обоснованы рекомендации по модернизации сложившегося правового регулирования туристской деятельности в Республике Татарстан. Таким образом, необходимо обратиться к опыту других субъектов
Российской Федерации для последующей разработки и принятия специального регионального закона о туризме и туристской деятельности на территории Республики Татарстан. Принятие консолидированного
специального регионального закона о туризме и туристской деятельности в Республике Татарстан позволило бы решить многие насущные правовые проблемы регулирования туристской деятельности в регионе, в том числе, повысив коэффициент правового регулирования туризма, а также стало бы шагом к созданию внутренне согласованной системы туристского законодательства в регионе.
Цель настоящего диссертационного исследования, состоявшая в формировании комплексного научного представления о правовом регулировании туристской деятельности в Российской Федерации и ее регионах, на основе которого могут быть сформулированы практические рекомендаций по совершенствованию законодательства Республики Татарстан, была достигнута в полном объеме.
Для правильного применения правовых норм, регулирующих отношения между субъектами туристской деятельности, необходимо иметь четкое представление о правовой природе каждого отдельного элемента туристской отрасли с правовой, экономической и социальной точки зрения. В результате проведенного исследования ясно, что сегодня динамичное развитие туристской деятельности прямо зависит от качества законодательства и эффективных показателей применения правовых норм на практике.
1. Всеобщая Декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948г.) // Российская газета. - 1998. - №22-23.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят в г.Нью-Йорк 16 декабря 1966г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранных государствами. - 1978. - XXXII. - с.44
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят в г.Нью-Йорк 19 декабря 1966г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранных государствами. - 1978. - XXXII. - с.3
4. Манильская декларация по мировому туризму от 10.10.1980 г. - М.: Международный туризм: правовые акты. - 2000.
5. Документ Акапулько по итогам обсуждения действий по
постепенному достижению целей, намеченных Манильской
декларацией по мировому туризму от 21.08.1982. - Международный туризм: правовые акты. - 2000.
6. Гаагская декларация по туризму 14.04.1989г. // Туристские фирмы. Выпуск 8. "Правовое обеспечение международного туризма". - СПб.: ОЛБИС. - 1995. - №8.
7. Осакская Декларация по туризму 04.11.1994г. - М.: Финансы и статистика, 1998.
8. Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2005/29/ЕС от 11 мая 2005 г. о недобросовестной коммерческой практике по отношению к потребителям на внутреннем рынке. //
www.garant.ru - Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/2569782/ (дата обращения 20.05.2018)
9. Директива Европейского Парламента и Совета ЕС от 25 ноября 2015 г. № 2015/2302/ЕС о пакетных турах и связанных с ними туристских услугах, изменении Регламента (ЕС) 2006/2004 и Директивы 2011/83/ЕС Европейского Парламента и Совета и об отмене Директивы 90/314/ЕЭС Совета ЕС. // www.garant.ru - Справочноправовая система «Гарант». URL: http://base.garant.ru/71385444/ (дата обращения 20.05.2018)
II. Нормативно-правовые акты РФ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изм. и доп. в ред. от 21.07.2014г.). // Собрание законодательства Российской Федерации - 2014. - №31.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 №14-ФЗ (с изм. и доп. в ред. от 05.12.2017г.) // Российская газета. - 1996. - №23, 24, 25.
3. Федеральный закон от 15.08.1996 г. (с изм. и доп. в ред. от 29.07.2017г.) № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». // Российская газета. - 1996 г. - № 159.
4. Федеральный Закон от 24.11.1996 №132 (с изм. и доп. в ред. от 02.03.2016г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». // Российская газета. - 1996. - №231.
5. ФЗ от 22.05.2003г. №54-ФЗ (с изм. и доп. в ред. от 31.12.2017г.) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием электронных средств платежа». // Российская газета. - 2003. - №99.
6. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. №644 (с изм. и доп. в ред. от 31.01.2017 г.) «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 34 ст. 4966.
7. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 317 "(с изм. и доп. в ред. от 25.09.2017 г.) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 18 (часть II) ст. 2163
8. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014г. №941-р (с изм. и доп. в ред. от 26.10.2016г.) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020года». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №24 (ст.3105)
9. Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 г. № 780
«О представлении документов, подтверждающих соответствие лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 34 ст. 5240.
10. Межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 "Туристские
услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2014 г. № 228-ст) - М.: Стандартинформ, 2014г.
11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54600-2011 "Туристские услуги.
Услуги турагентств. Общие требования" (утв. приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2011 г. № 734-ст) - М.: Стандартинформ, 2012г.
12. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57807-2017 "Туристские услуги. Требования к экскурсоводам (гидам) " (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 октября 2017 г. № 1468-ст) - М.: Стандартинформ, 2017г.
13.Закон Тульской области от 21.03.2001г. (с изм. и доп. в ред. от 23.12.2016г.) №238 - 3ТО «О туристской деятельности на территории Тульской области». // Вестник Тульской областной Думы. - 2001. - № 2(60) - 3(61).
14.Закон от 18.06.2001г. (с изм. и доп. в ред. от 12.12.2017г.) №19 «О туристской деятельности в Республике Дагестан». - Собрание законодательства Республики Дагестан. - 2001. - №6, ст.420.
15.Закон Краснодарского края от 25.10.2005г. (с изм. и доп. в ред. от 23.06.2017г.) №938 - КЗ «О туристской деятельности в Краснодарском крае». - Информационная бюллетень
Законодательного собрания Краснодарского края. - 2005. -
№35(106).
16. Закон Вологодской области от 23.10.2008г. (с изм. и доп. в ред. от 06.06.2016г.) №1891 - ОЗ «О туризме и туристской индустрии на территории Вологодской области». // Газета «Красный Север». -
2008. - №129.
17.Закон Республики Алтай от 05.12.2008г. (с изм. и доп. в ред. от 22.12.2016г.) №121-РЗ «О туризме в Республике Алтай». - Сборник законодательства Республики Алтай. - 2008. - №55(61), с.316.
18.Закон Республики Крым от 14.08.2014г. №51-ЗРК (с изм. и доп. в ред. от 04.07.2017г.) «О туристской деятельности в Республике Крым» . - Крымские известия. - 2014. - №166.
19.Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.05.2015г. №19-P3 (с изм. и доп. в ред. от 01.07.2016г.) «О некоторых вопросах туристской деятельности в Карачаево-Черкесской Республике». -
ДР.Официальная среда. - 2015. - №12(114).
20.Закон Мурманской области от 08.11.2016г. №2050 - 01 - ЗМО «О реализации отдельных положений Федерального Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» на территории Мурманской области». - Ведомости Мурманской областной Думы. -
2016. - №167.
21.Закон города Севастополь от 04.04.2017г. №333-3С «О туризме и туристской деятельности в городе Севастополе». // http://sevzakon.ru - Официальный сайт Законодательного Собрания города Севастополя, 2014 - 2018. URL:
https:// sevzakon.ru/view/laws/bank/2017/zakon_n_333_zs_ot_04_04_201 7/24008/ (дата обращения 15.05.2018).
22.Закон Ростовской области от 14.02.2018г. №1331-3C «О туризме в Ростовской области». // pravo.donland.ru - Официальный портал Правительства Ростовской области. URL:
http://pravo.donland.ru/files/uploads/pravo/pdf/8246/6111201802270003. pdf (дата обращения 17.05.2018).
23. Указ Президента Республики Татарстан от 03.03.2014 г. № УП-235 «Об Агентстве по туризму Республики Татарстан». - Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 30 (ст. 0862).
24. Указ Президента Республики Татарстан от 20.03.2014г. № УП-286
«О преобразовании Управления государственных закупок
Республики Татарстан и Агентства по туризму Республики Татарстан». - "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов
республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 27 (ст. 0786).
25. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
12.04.2014г. (с изм. и доп. в ред. от 10.10.2017г.) № 234 «Вопросы
Государственного комитета Республики Татарстан по туризму». - Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 32 (ст. 0973).
26. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
21.07.2014г.(с изм. и доп. в ред. от 19.10.2017г.) №522 «Об утверждении Г осударственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы"». - Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2014. - № 60 (ст. 1833).
27. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от
21.11.2016г. №857 «О внесении изменений в Государственную программу "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.07.2014г. №522 «Об утверждении Государственной программы "Развитие сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы"». // http://prav.tatarstan.ru Официальный портал правовой информации Республики Татарстан 2003 - 2018. URL:
http://tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 760273.pdf (дата обращения
20.05.2018) .
28. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.01.2018г. №19 «О межведомственном взаимодействии в единой системе межведомственного электронного документооборота Республики Татарстан по организации выездов групп детей». //
http://prav.tatarstan.ru Официальный портал правовой информации Республики Татарстан 2003-2018.URL:
http://prav.tatarstan.ru/rus/docs/post/post1 .htm?pub id=1252714 (дата
обращения 20.05.2018)
II. Судебная практика
1. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012г. №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей». // Российская газета. - 2012. - №156.
2. Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного Суда
от19.10.2017г. по делу №А40-37462/2017. // www.sudact.ru: Интернетресурс Судебные и нормативные акты РФ. 2012-2018. URL:
http:// sudact.ru/arbitral/doc/ gS7wT CkpOY JT / (дата
обращения: 10.05.2018)
III. Учебники, монографии
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 470 с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский дом Герда, 2014. - 544 с.
3. Биржаков М.Б., Пшенко К.А. Международное туристское право. Законодательство государств-участников СНГ в сфере туризма. - СПб.: Невский Фонд, 2008. - 232 с.
4. Биржаков М.Б. Правовое регулирование туристской деятельности. - СПб.: Невский Фонд, 2011. - 536 с.
5. Бирюков П.Н., Галушко Д.В., Каюмова Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности. Учебное пособие. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2006. - 221 с.