Объект исследования - КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» (г. Барнаул).
Сделан SWOT-анализ.
В приложениях Анкета мотивации труда и таблица "Факторы удовлетворенности работой персонала организации".
Введение 3
1. Теоретические аспекты роли трудовой мотивации в антикризисном менеджменте 5
1.1 Понятие и сущность мотивации, процесс мотивации 5
1.2 Трудовая мотивация и ее роль в антикризисном менеджменте 8
1.3 Система трудовой мотивации 11
2. Исследование практики мотивации труда в КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» 16
2.1 Общая характеристика учреждения 16
2.2 Анализ системы мотивации труда персонала в учреждении 19
2.3 Рекомендации по улучшению системы мотивации персонала в учреждении 22
Заключение 30
Список использованной литературы 33
Приложения 35
В последнее время эффективность работы предприятия все больше зависит от трудовых ресурсов, от их возможности и способности приспособляться к переменам, жить в ритме перемен, кризисных периодов, и тем самым, выше экономическая отдача от использования всех остальных ресурсов предприятия. Для того чтобы уметь стимулировать персонал работать эффективнее, необходимо знать и понимать причины, в силу которых тот или иной сотрудник работает именно так, и что может повлиять на качество его работы.
Основная проблема низкой эффективности работы системы оплаты труда и мотивации на предприятии заключается в том, что она перестала выполнять стимулирующую функцию. Отсюда актуальность изучения проблем эффективности работы системы оплаты труда на предприятии, мотивации персонала.
Кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. Удержание ключевых сотрудников - одна из основных задач менеджмента на этапе кризиса, и достигнуть этой цели можно, если своевременно информировать персонал и реализовать адекватную систему мотивации.
Теоретической базой для написания данной работы послужили исследования зарубежных ученых − М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури, отечественных ученых – С. В. Гавриловой, Дрожжина Л.П., А. Д. Остапенко, алтайских ученых – В. А. Бородина, В. А. Любицкой и других.
Целью исследования является оценка трудовой мотивации персонала предприятия, а также разработка мероприятий по совершенствованию системы мотивации и вознаграждения персонала в период кризиса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- описать теоретические основы трудовой мотивации и ее роль в антикризисном управлении,
- провести исследование практики мотивации труда на предприятии,
- разработать рекомендации по улучшению системы мотивации персонала на предприятии.
Объектом исследования в работе является мотивация труда.
Предмет исследования – роль трудовой мотивации в антикризисном управлении.
Методы исследования: анализ документов, экономический анализ, анке-тирование, интервью, анализ литературы, статистический анализ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Чтобы достичь высоких результатов, руководству организации необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого необходимо не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия, но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия, которые приближают организацию к достижению поставленных целей. Необходимо мотивировать работников на результативную трудовую деятельность.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты мотивации.
Мотивация − это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» г. Барнаул - базовое учреждение АГМУ, здесь на кафедре хирургической стоматологии, учатся и проходят практику будущие врачи. В «Стоматологической поликлинике № 1, г. Барнаул» ведут прием врачи-стоматологи: терапевт, хирург, пародонтолог, ортопед.
В КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» отсутствует деловая оценка, что снижает эффективность контроля соответствия работников потребностям компании. Не используется нематериального стимулирования труда работников.
Заработная плата устраивает большинство работников организации, но, поскольку они не могут удовлетворить профессиональные притязания, интерес к работе снижается, невысока удовлетворенность профессиональными достижениями, поэтому руководство компании, даже предлагая работникам более высокий заработок, реально не создает существенных стимулов к более производительному труду.
В отсутствие взаимодействия между работниками организации и руководством, отсутствует возможность выработки условий труда, лучше соответствующих интересам работников.
В результате проведенного анализа было выявлено:
– персоналу необходимо материальное вознаграждение, половина сотрудников КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» не довольна своей заработной платой;
– большее число сотрудников нуждается в уважении со стороны руководителя, а на практике руководители не проявляют этого;
– персонал заинтересован в продвижении по служебной лестнице, но на практике таких возможностей нет.
Экономия фонда заработной платы КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1» может быть достигнута за счет введения дифференцированной формы оплаты труда, которая зависит от объема и качества медицинской помощи, которую оказывает медперсонал, и сориентирована на интерес работников в итоге работы.
Рекомендации для совершенствования нематериального стимулирования КГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 1»:
1. С ростом заработной платы сотрудника следует более активно применять неэкономические стимулы для повышения его мотивации. Набор стимулов может отличаться в зависимости от возраста и занимаемой должности.
2. У медицинских работников, занимающих руководящие должности (заведующие отделениями и старшие медицинские сестры), прежде всего должно быть сформировано понимание того, что их работа важна для общества.
3. В структуре неэкономических стимулов для неруководящих должностей основной акцент должен быть сделан на создание дружественной атмосферы в коллективе. Для этого руководителю необходимо равномерно распределять обязанности между подчиненными, выстраивать внутренние процессы, проводить мероприятия, развивающие внутреннюю культуру учреждения.
4. Для того чтобы деятельность медицинских работников не была направлена только на зарабатывание денег, приносила им удовольствие и стимулировала к саморазвитию, необходимо повысить их заработную плату до уровня, покрывающего базовые потребности.
5. При создании системы мотивации руководителям следует учитывать особенность медицинских работников, у которых есть семья, и нагрузка которых превышает 40 ч в неделю (перегружены работой). Прежде всего, необходимо обеспечить для них максимально дружелюбную и комфортную атмосферу и проявлять уважительное отношение.
1. Авдеева Н. М. Key Performance Indicators или система ключевых показателей эффективности как способ мотивации персонала // Молодой уче-ный. - 2015. - №11.3. - С. 1-4.
2. Алимова В., Лозневая М. Как оплачивать труд менеджеров государственных предприятий // Человек и труд. - 2017. - № 7.
3. Ариф Ю.С. Особенности оценки эффективности работы сотрудников в современных проектно-ориентированных компаниях // Упр. экон. системами : электрон. науч. журн. - 2015. - № 12. - С. 78.
4. Батурин В. К. Общая теория управления; Юнити-Дана - М., 2018. - 488 c.
5. Бондаренко Ю.В. Роль мотивации персонала и ее оценка в рамках инновационной деятельности предприятия // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 23 (350). - С. 22-29.
6. Бурков В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами; Либроком - М., 2018. - 264 c.
7. Власова Д.А. Современные подходы к совершенствованию системы мотивации персонала компании / Д.А. Власова // Новые технологии – нефтегазовому региону : материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень, 2015. – С.158-160.
8. Гаврилова С.В. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие /С. В. Гаврилова, Т. И. Захарова. – М. : Евразийский открытый институт, 2014. − 264 с.
9. Дрожжин Л. П. Мотивация и стимулирование деятельности человека в менеджменте / Л. П. Дрожжин. – Москва : Лаборатория книги, 2014. – 154 с.
10. Друкер П. Эффективный руководитель. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 362 с.