ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
|
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика франчайзинга 8
1.1. История развития коммерческой концессии в РФ 8
1.2. Место франчайзинга в развитии торговли и производства 17
Глава 2. Договор коммерческой концессии как основа правового регулирования франчайзинга в России 25
2.1. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии 25
2.2. Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии . 36
2.3. Ответственность по договору коммерческой концессии 50
Глава 3. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 55
3.1. Порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии 55
3.2. Порядок изменения договора коммерческой концессии 60
Заключение 70
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73
Глава 1. Общая характеристика франчайзинга 8
1.1. История развития коммерческой концессии в РФ 8
1.2. Место франчайзинга в развитии торговли и производства 17
Глава 2. Договор коммерческой концессии как основа правового регулирования франчайзинга в России 25
2.1. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии 25
2.2. Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии . 36
2.3. Ответственность по договору коммерческой концессии 50
Глава 3. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 55
3.1. Порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии 55
3.2. Порядок изменения договора коммерческой концессии 60
Заключение 70
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73
Актуальность темы исследования. Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Это получило отражение и в гражданском законодательстве России. В частности франчайзинг закреплен в новом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), хотя не совсем точно назван в нем коммерческой концессией. В последние годы франчайзинг начинает проникать и в российскую предпринимательскую практику.
В настоящее время франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Привлекательность франчайзинга прежде всего заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства. Количество банкротств франчайзи заметно меньше, и одна из причин подобной устойчивости заключается в высокой степени кооперации между участниками франчайзинговых соглашений. Именно этим следует объяснить широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов. Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.
Данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в гл. 54 Гражданского кодекса РФ, именуемой «Коммерческая концессия». Договор франчайзинга вошел в научный и деловой оборот России, по существу, в последнее десятилетие.
Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для иностранных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Коммерческая концессия является новым правовым институтом для гражданского права Российской Федерации. Отношения коммерческой концессии были урегулированы в российском законодательстве только с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке пока нет единства в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Тот факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науки. Особенно актуальным это является в свете введения в действие четвёртой части Гражданского кодекса РФ.
Все возрастающее количество судебных споров, связанных с договором коммерческой концессии, подтверждает сложность его использования на всех стадиях правоприменения - от преддоговорного этапа, регистрации, до акта о его исполнении. Комплексный характер данного вида договора, объединяющий несколько разноплановых обязательственных правоотношений совместно с относительно слабым законодательным регулированием, диктует необходимость максимально четкого и детального подхода к регулированию прав и обязанностей сторон, о чем убедительно свидетельствует и правоприменительная практика. В силу вышесказанного анализ проблем, возникающих при применении норм договора, представляется наиболее актуальным.
Степень разработанности темы. К проблемам коммерческой концессии в той или иной степени обращались различные авторы, в частности: А.Е. Авилова, Н.А. Баринов, А.П. Белов, С.А. Бобков, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, Л.Ю. Василевская, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, О.А. Городов, В. Евдокимова, А.А. Иванов, Л.О. Красавчикова, М.И. Кулагин, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, М. Мендельсон, Н.В. Месяшная, О.В. Новосельцев, О.А. Орлова, Б.И. Пугинский, И.В. Рыкова, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, С.А. Сосна, В.А. Тархов, Л.А. Трахтенгерц, В.А. Хохлов, А. Цират, Г.Н. Черничкина, Г.Ф. Шершеневич, И.П. Янушкевич и другие.
Цель работы состоит в выработке комплексного представления об институте коммерческой концессии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить историю правового регулирования коммерческой концессии в
РФ;
2) рассмотреть место франчайзинга в развитии торговли и производства;
3) уточнить понятие и правовую природу договора коммерческой концессии;
4) раскрыть содержание прав и обязанностей сторон по договору коммерческой концессии;
5) проанализировать ответственность по договору коммерческой концессии;
6) определить порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии;
7) изучить порядок изменения договора коммерческой концессии.
Объект исследования - особенности правового регулирования отношений
франчайзинга в Российской Федерации.
Предмет - нормы законодательства и положения теории права об отношениях франчайзинга.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, а также системный, сравнительно-правовой, аналитический, логический и иные частно-научные методы познания. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы в дальнейшем изучении правовой природы отношений франчайзинга.
Практическая значимость выражается в возможности использования положений исследования в правоприменительной практике и учебном процессе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных правовых актов, материалов судебной практики специальной литературы.
В настоящее время франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Привлекательность франчайзинга прежде всего заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства. Количество банкротств франчайзи заметно меньше, и одна из причин подобной устойчивости заключается в высокой степени кооперации между участниками франчайзинговых соглашений. Именно этим следует объяснить широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов. Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.
Данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в гл. 54 Гражданского кодекса РФ, именуемой «Коммерческая концессия». Договор франчайзинга вошел в научный и деловой оборот России, по существу, в последнее десятилетие.
Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для иностранных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Коммерческая концессия является новым правовым институтом для гражданского права Российской Федерации. Отношения коммерческой концессии были урегулированы в российском законодательстве только с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке пока нет единства в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Тот факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науки. Особенно актуальным это является в свете введения в действие четвёртой части Гражданского кодекса РФ.
Все возрастающее количество судебных споров, связанных с договором коммерческой концессии, подтверждает сложность его использования на всех стадиях правоприменения - от преддоговорного этапа, регистрации, до акта о его исполнении. Комплексный характер данного вида договора, объединяющий несколько разноплановых обязательственных правоотношений совместно с относительно слабым законодательным регулированием, диктует необходимость максимально четкого и детального подхода к регулированию прав и обязанностей сторон, о чем убедительно свидетельствует и правоприменительная практика. В силу вышесказанного анализ проблем, возникающих при применении норм договора, представляется наиболее актуальным.
Степень разработанности темы. К проблемам коммерческой концессии в той или иной степени обращались различные авторы, в частности: А.Е. Авилова, Н.А. Баринов, А.П. Белов, С.А. Бобков, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, Л.Ю. Василевская, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, О.А. Городов, В. Евдокимова, А.А. Иванов, Л.О. Красавчикова, М.И. Кулагин, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, М. Мендельсон, Н.В. Месяшная, О.В. Новосельцев, О.А. Орлова, Б.И. Пугинский, И.В. Рыкова, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, С.А. Сосна, В.А. Тархов, Л.А. Трахтенгерц, В.А. Хохлов, А. Цират, Г.Н. Черничкина, Г.Ф. Шершеневич, И.П. Янушкевич и другие.
Цель работы состоит в выработке комплексного представления об институте коммерческой концессии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить историю правового регулирования коммерческой концессии в
РФ;
2) рассмотреть место франчайзинга в развитии торговли и производства;
3) уточнить понятие и правовую природу договора коммерческой концессии;
4) раскрыть содержание прав и обязанностей сторон по договору коммерческой концессии;
5) проанализировать ответственность по договору коммерческой концессии;
6) определить порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии;
7) изучить порядок изменения договора коммерческой концессии.
Объект исследования - особенности правового регулирования отношений
франчайзинга в Российской Федерации.
Предмет - нормы законодательства и положения теории права об отношениях франчайзинга.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, а также системный, сравнительно-правовой, аналитический, логический и иные частно-научные методы познания. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы в дальнейшем изучении правовой природы отношений франчайзинга.
Практическая значимость выражается в возможности использования положений исследования в правоприменительной практике и учебном процессе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных правовых актов, материалов судебной практики специальной литературы.
Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.
Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям- франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.
Итак, в мировой и отечественной практике под франчайзингом понимается такая организация бизнеса, при которой один субъект экономической деятельности (франчайзер) передает другому субъекту право на продажу продукта и услуг этой компании, но с условиями продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. При этом франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
В исследовании было установлено, что франчайзинг как метод сбыта товаров имеет ряд преимуществ для обеих сторон соглашения. Франчайзинговый пакет позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области, а франчайзер будет получать прибыль, не участвуя непосредственно в реализации товара или услуги.
Несмотря на широкое распространение франчайзинга в мире, его правовое регулирование существует лишь в нескольких странах, в том числе США, Франции и России.
В нашей стране правовое регулирование франчайзинга осуществляется, в основном, гл. 54 ГК РФ, которая именует его «коммерческой концессией». Однако термин «коммерческая концессия» достаточно условен, он был избран разработчиками части второй ГК РФ как наиболее близкий по смыслу к английскому «franchising» - широко распространенному в западном законодательстве понятию «франчайзинг» (или «франшиза»).
Особенности договора коммерческой концессии определяются его предметом, включающим обязательство одной стороны (правообладателя) предоставить другой стороне (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав.
Договор коммерческой концессии заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.п.), расширить сеть рынков сбыта товаров и услуг на базе апробированной системы ведения дела правообладателем с использованием его опыта и известности в сфере этой деятельности.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Он заключается на определенный срок или без указания срока.
Стороны договора коммерческой концессии обладают рядом прав и обязанностей, несут ответственность по данному договору. Специальные правила установлены и для заключения, изменения и прекращения договора.
Комплексность договора коммерческой концессии вызывает проблемы в отграничении данного вида договора от иных смежных договоров. В связи с чем в исследовании были рассмотрены вопросы разграничения договора коммерческой концессии от дистрибьюторского договора, лицензионного соглашения, договоров, направленных на передачу объектов гражданских прав во временное пользование, договоров поручения, комиссии и др. Анализ содержания договора коммерческой концессии и смежных с ним договоров позволяет прийти к выводу, что договор коммерческой концессии воплощает собой совершенно самостоятельную договорную модель.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой- либо спецификой нашей страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям- франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.
Итак, в мировой и отечественной практике под франчайзингом понимается такая организация бизнеса, при которой один субъект экономической деятельности (франчайзер) передает другому субъекту право на продажу продукта и услуг этой компании, но с условиями продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. При этом франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
В исследовании было установлено, что франчайзинг как метод сбыта товаров имеет ряд преимуществ для обеих сторон соглашения. Франчайзинговый пакет позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области, а франчайзер будет получать прибыль, не участвуя непосредственно в реализации товара или услуги.
Несмотря на широкое распространение франчайзинга в мире, его правовое регулирование существует лишь в нескольких странах, в том числе США, Франции и России.
В нашей стране правовое регулирование франчайзинга осуществляется, в основном, гл. 54 ГК РФ, которая именует его «коммерческой концессией». Однако термин «коммерческая концессия» достаточно условен, он был избран разработчиками части второй ГК РФ как наиболее близкий по смыслу к английскому «franchising» - широко распространенному в западном законодательстве понятию «франчайзинг» (или «франшиза»).
Особенности договора коммерческой концессии определяются его предметом, включающим обязательство одной стороны (правообладателя) предоставить другой стороне (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав.
Договор коммерческой концессии заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.п.), расширить сеть рынков сбыта товаров и услуг на базе апробированной системы ведения дела правообладателем с использованием его опыта и известности в сфере этой деятельности.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Он заключается на определенный срок или без указания срока.
Стороны договора коммерческой концессии обладают рядом прав и обязанностей, несут ответственность по данному договору. Специальные правила установлены и для заключения, изменения и прекращения договора.
Комплексность договора коммерческой концессии вызывает проблемы в отграничении данного вида договора от иных смежных договоров. В связи с чем в исследовании были рассмотрены вопросы разграничения договора коммерческой концессии от дистрибьюторского договора, лицензионного соглашения, договоров, направленных на передачу объектов гражданских прав во временное пользование, договоров поручения, комиссии и др. Анализ содержания договора коммерческой концессии и смежных с ним договоров позволяет прийти к выводу, что договор коммерческой концессии воплощает собой совершенно самостоятельную договорную модель.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой- либо спецификой нашей страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право на свободное занятие предпринимательской деятельностью по российскому праву и праву зарубежных стран
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Роль банковского сектора в развитии предпринимательской деятельности (на примере Приволжского федерального округа)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Правовое регулирование франчайзинга в международном частном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016



