Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМЕ ФРАНЧАЙЗИНГА

Работа №44766

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Общая характеристика франчайзинга 8
1.1. История развития коммерческой концессии в РФ 8
1.2. Место франчайзинга в развитии торговли и производства 17
Глава 2. Договор коммерческой концессии как основа правового регулирования франчайзинга в России 25
2.1. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии 25
2.2. Права и обязанности сторон по договору коммерческой концессии . 36
2.3. Ответственность по договору коммерческой концессии 50
Глава 3. Особенности заключения, изменения и прекращения договора
коммерческой концессии 55
3.1. Порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии 55
3.2. Порядок изменения договора коммерческой концессии 60
Заключение 70
Список нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 73

Актуальность темы исследования. Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах. Это получило отражение и в гражданском законодательстве России. В частности франчайзинг закреплен в новом Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ), хотя не совсем точно назван в нем коммерческой концессией. В последние годы франчайзинг начинает проникать и в российскую предпринимательскую практику.
В настоящее время франчайзинг как эффективная форма ведения бизнеса применяется во всех странах с развитой рыночной экономикой. Привлекательность франчайзинга прежде всего заключается в наличии неоспоримых преимуществ для участников франчайзинговых отношений: для начинающих предпринимателей - это реальная возможность организовать собственное дело, так как в их распоряжение предоставляется стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - расширить и упрочить свои позиции на рынке; а для государства - приобрести эффективный инструмент поддержки предпринимательства. Количество банкротств франчайзи заметно меньше, и одна из причин подобной устойчивости заключается в высокой степени кооперации между участниками франчайзинговых соглашений. Именно этим следует объяснить широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Совершенно очевидно, что механическое перенесение западных схем и их внедрение в российскую экономическую почву не дает нужных результатов. Поэтому необходимо учитывать специфику российских реалий, состоящую в том, что в России, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг успешно развивается и к использованию этой формы ведения бизнеса обращается все больше предпринимателей.
Данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в гл. 54 Гражданского кодекса РФ, именуемой «Коммерческая концессия». Договор франчайзинга вошел в научный и деловой оборот России, по существу, в последнее десятилетие.
Договор коммерческой концессии представляет удобную форму для иностранных фирм войти на российский рынок без необходимости создания совместного предприятия - юридического лица. Он позволяет достигать более быстрых темпов проникновения на рынок, чем это было бы возможно при использовании только собственных торговых точек, а также способствует мобилизации капитала за счет существующих торговых марок.
Коммерческая концессия является новым правовым институтом для гражданского права Российской Федерации. Отношения коммерческой концессии были урегулированы в российском законодательстве только с принятием части второй Гражданского кодекса РФ. Договор коммерческой концессии является одним из самых сложных и недостаточно исследованных договоров в гражданском праве. Поскольку договор коммерческой концессии появился в российском законодательстве относительно недавно, в науке пока нет единства в понимании юридической природы этого договора, а также в терминологии, используемой для обозначения правоотношений, возникающих на его основе. Тот факт, что институт коммерческой концессии является новым для российского законодательства, обуславливает его актуальность для правовой науки. Особенно актуальным это является в свете введения в действие четвёртой части Гражданского кодекса РФ.
Все возрастающее количество судебных споров, связанных с договором коммерческой концессии, подтверждает сложность его использования на всех стадиях правоприменения - от преддоговорного этапа, регистрации, до акта о его исполнении. Комплексный характер данного вида договора, объединяющий несколько разноплановых обязательственных правоотношений совместно с относительно слабым законодательным регулированием, диктует необходимость максимально четкого и детального подхода к регулированию прав и обязанностей сторон, о чем убедительно свидетельствует и правоприменительная практика. В силу вышесказанного анализ проблем, возникающих при применении норм договора, представляется наиболее актуальным.
Степень разработанности темы. К проблемам коммерческой концессии в той или иной степени обращались различные авторы, в частности: А.Е. Авилова, Н.А. Баринов, А.П. Белов, С.А. Бобков, М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, Л.Ю. Василевская, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, О.А. Городов, В. Евдокимова, А.А. Иванов, Л.О. Красавчикова, М.И. Кулагин, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, М. Мендельсон, Н.В. Месяшная, О.В. Новосельцев, О.А. Орлова, Б.И. Пугинский, И.В. Рыкова, О.Н. Садиков, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, С.А. Сосна, В.А. Тархов, Л.А. Трахтенгерц, В.А. Хохлов, А. Цират, Г.Н. Черничкина, Г.Ф. Шершеневич, И.П. Янушкевич и другие.
Цель работы состоит в выработке комплексного представления об институте коммерческой концессии.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1) изучить историю правового регулирования коммерческой концессии в
РФ;
2) рассмотреть место франчайзинга в развитии торговли и производства;
3) уточнить понятие и правовую природу договора коммерческой концессии;
4) раскрыть содержание прав и обязанностей сторон по договору коммерческой концессии;
5) проанализировать ответственность по договору коммерческой концессии;
6) определить порядок заключения и прекращения договора коммерческой концессии;
7) изучить порядок изменения договора коммерческой концессии.
Объект исследования - особенности правового регулирования отношений
франчайзинга в Российской Федерации.
Предмет - нормы законодательства и положения теории права об отношениях франчайзинга.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод, а также системный, сравнительно-правовой, аналитический, логический и иные частно-научные методы познания. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее положения могут быть использованы в дальнейшем изучении правовой природы отношений франчайзинга.
Практическая значимость выражается в возможности использования положений исследования в правоприменительной практике и учебном процессе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка нормативных правовых актов, материалов судебной практики специальной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются по сути, частью единой системы. Таким образом, франчайзинг, с одной стороны, помогает избежать достаточное количество сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Поэтому если стоит выбор, обращаться к франчайзингу или нет, следует знать, что в силу подобной двойственности любой из плюсов франчайзинга может обернуться минусом, если рассмотреть его под несколько иным углом зрения.
Неоспоримым преимуществом для начинающего предпринимателя является то, что принадлежность к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски. Постоянная поддержка и контроль со стороны франчайзера дает возможность предпринимателям- франчайзи научиться эффективным методам управления бизнесом, повысить свой профессионализм и компетентность.
Итак, в мировой и отечественной практике под франчайзингом понимается такая организация бизнеса, при которой один субъект экономической деятельности (франчайзер) передает другому субъекту право на продажу продукта и услуг этой компании, но с условиями продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. При этом франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки.
В исследовании было установлено, что франчайзинг как метод сбыта товаров имеет ряд преимуществ для обеих сторон соглашения. Франчайзинговый пакет позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области, а франчайзер будет получать прибыль, не участвуя непосредственно в реализации товара или услуги.
Несмотря на широкое распространение франчайзинга в мире, его правовое регулирование существует лишь в нескольких странах, в том числе США, Франции и России.
В нашей стране правовое регулирование франчайзинга осуществляется, в основном, гл. 54 ГК РФ, которая именует его «коммерческой концессией». Однако термин «коммерческая концессия» достаточно условен, он был избран разработчиками части второй ГК РФ как наиболее близкий по смыслу к английскому «franchising» - широко распространенному в западном законодательстве понятию «франчайзинг» (или «франшиза»).
Особенности договора коммерческой концессии определяются его предметом, включающим обязательство одной стороны (правообладателя) предоставить другой стороне (пользователю) право использовать комплекс исключительных прав.
Договор коммерческой концессии заключается с целью создать новые хозяйственные комплексы (магазины, рестораны, гостиницы и т.п.), расширить сеть рынков сбыта товаров и услуг на базе апробированной системы ведения дела правообладателем с использованием его опыта и известности в сфере этой деятельности.
Договор коммерческой концессии является консенсуальным, возмездным, двусторонним. Он заключается на определенный срок или без указания срока.
Стороны договора коммерческой концессии обладают рядом прав и обязанностей, несут ответственность по данному договору. Специальные правила установлены и для заключения, изменения и прекращения договора.
Комплексность договора коммерческой концессии вызывает проблемы в отграничении данного вида договора от иных смежных договоров. В связи с чем в исследовании были рассмотрены вопросы разграничения договора коммерческой концессии от дистрибьюторского договора, лицензионного соглашения, договоров, направленных на передачу объектов гражданских прав во временное пользование, договоров поручения, комиссии и др. Анализ содержания договора коммерческой концессии и смежных с ним договоров позволяет прийти к выводу, что договор коммерческой концессии воплощает собой совершенно самостоятельную договорную модель.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой- либо спецификой нашей страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.



1. Конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) с изм. и доп. [Текст] // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1968. - № 40.
2. Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.) с изм. и доп. [Текст] // Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1973. - № 24. - Ст. 139.
Нормативные правовые акты РФ:
3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция РФ [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
4. Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс РФ
[Текст]: [федер. закон РФ: от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс РФ
[Текст]: [федер. закон РФ: от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
6. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ [Текст]: [федер. закон РФ: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 1996. - № 5. - Ст. 410; 2001. - № 49. - Ст. 4552; 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5496.
7. Российская Федерация. Законы. О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ [Текст]: [федер. закон РФ: от 18 декабря 2006 г. № 231- ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5497.
8. РСФСР. Законы. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Текст]: [закон РСФСР: от 22 марта 1991 г. № 9481 с изм. и доп.] // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. - № 16. - Ст. 499.
9. Российская Федерация. Законы. О защите прав потребителей [Текст]: [закон РФ: от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 с изм. и доп.] // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 15. - Ст. 766.
10. Российская Федерация. Законы. Об использовании атомной энергии [Текст]: [федер. закон РФ: от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4552.
11. Российская Федерация. Законы. О соглашениях о разделе продукции [Текст]: [федер. закон РФ: от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 18.
12. Российская Федерация. Законы. О коммерческой тайне [Текст]: [федер. закон РФ: от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.
13. Российская Федерация. Законы. О защите конкуренции [Текст]: [федер. закон РФ: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3434.
14. Российская Федерация. Законы. О лицензировании отдельных видов деятельности [Текст]: [федер. закон РФ: от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ с изм. и доп.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2716.
Нормативные правовые акты, утратившие силу:
15. СССР. Основы но гражданского законодательства Союза ССР и на республик [Текст]: [основы законодательства Союза ССР и на республик: от 31 мая 1991 г. № 2211-1 с изм. и доп.] // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1991. - № 26. - Ст. 733.
16. Российская Федерация. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Об на утверждении или стандартов эмиссии на акций еще при на учреждении на акционерных но обществ, дополнительных на акций, но облигаций как и как их еще проспектов эмиссии [Текст]: [постановление ФКЦБ РФ: от 17 сентября 1996 г. № 19 с изм. и доп.] // Вестник ФКЦБ РФ. - 1996. - № 4.
Материалы судебной практики
17. Постановление ФАС Поволжского округа от 17 ноября 2005 г. по делу № А65-2110/16-СГ3-28 «Кассационная жалоба по делу о взыскании задолженности оставлена без удовлетворения, поскольку вступившим в законную силу решением арбитражного суда, являющимся преюдициальным к данному спору, договор на проведение опытно-экспериментальных работ, заключенный между сторонами, был расторгнут. При этом суд правильно исходил из того, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, при этом стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон (извлечение)»[Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Гарант».
18. Постановление АС Северо-Кавказского округа от 22 июня 2015 г. по делу № Ф08-3665/2015 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
19. Постановление АС Северо-Западного округа от 12 июля 2015 г. по делу № А56-19610/2014 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
20. Постановление АС Северо-Западного округа от 08 апреля 2016 г. по делу № А56-1650016 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
21. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 15 апреля 2016 г. по делу № Ф04/1572-293/А03-2016 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
22. Постановление АС Московского округа от 30 декабря 2016 г. по делу № КГ- А40/8364-16 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
23. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04 октября 2015 г. по делу № А40- 35294/05-93-298 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
24. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 января 2016 г. по делу № А40- 41820/01-122-280 [Текст] // Документ официально не был опубликован. См. СПС «Консультант Плюс: судебная практика».
Специальная литература
25.1001 договор на как все или случаи бизнеса / А. Батяев и др. - М.: ООО «ИД «РАВНОВЕСИЕ», 2008. - 285 с.
26. Бобков С.А. Коммерческая концессия как институт как в на российском но гражданском еще праве / С.А. Бобков // Журнал на российского еще права. -
2002. № 10. - С.82-87.
27. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. - 2-е изд., стер. - М.: Статут, 2011. - 1055 c.
28. Бузанов В. "Интеллектуальная собственность"на коммерческое обозначение / В. Бузанов // Хозяйство и право. - 2003. - № 12. - С. 77-84.
29. Буянкина А.Н. Государственная политика поддержки малого бизнеса: Учебное пособие / А.Н. Буянкина. - М.: Издательство РАГС, 1997. - 56 с.
30. Васильева Е. Н., Сосна С.А. Франчайзинг. Коммерческая концессия / Е.Н. Васильева, С.А. Сосна. - М.: Академкнига, 2005. - 375 с.
31. Гелашвили Е. В. Договор коммерческой концессии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е.В. Гелашвили. - Краснодар, 2007. - 22 с.
32. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. / Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 780 с.
33. Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб.: В 2 т. Т 2. / Под ред. Е.А. Васильева, А.С. Комарова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Международные отношения, 2008. - 635 с.
34. Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. - Ин.-т законодательства и сравнительного правоведения. - М.:
Статут, 2008. - 509 с.
35. Евдокимова В. Франшиза как и договор коммерческой концессии как в ГК РФ / В. Евдокимова // Хозяйство как и еще право. - 1997. - № 12. - С. 113-118.
36. Евдокимова Е., Забегайло Л. Новая концепция договора коммерческой концессии, принятая в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Е. Евдокимова, Л. Забегайло // Право и экономика. - 2008. - № 8. - С. 48-52.
37. Ибадова Л.Т. как Финансирование как и кредитование на малого бизнеса как в России: еще правовые на аспекты / Л.Т. Ибадова. - Институт государства и права РАН. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 133 с.
38. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. Т. 2. Части третья и четвертая ГК РФ / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - Ин.-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп., науч.-практ. - М.: Издательство Юрайт, 2010. - 729 с.
39. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: Часть четвертая (постатейный). Учебно-практический комментарий / Под. ред. А.П. Сергеева. - М.: Проспект, 2016. - 912 с.
40. Крючкова А.Г. Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве / А.Г. Крючкова // Юрист. - 2005. - № 2. - С. 23-24.
41. Маренный М.А. Механизмы и методы кооперационных как взаимодействий малых промышленных предприятий: дис. ... канд. экон. наук / М.А. Маренный. - Москва, 2001. - 153 с.
42. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны / И. Минеева // Бизнес-адвокат. - 2000. - № 6. - С. 2-3.
43. Нестерова О. Концессионные отношения в России / О. Нестерова // Законность. - 2007. - № 10. - С. 49-50.
44. Новосельцев О. В. Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка / О. В. Новосельцев // Финансовая газета. - 1999. - № 18. - С. 2-7.
45. Новосельцев О. В. Оценка коммерческой концессии / О. В. Новосельцев // Хозяйство и право. - 2000. - № 3. - С. 99-115.
46. Протас Е.В. Гражданское право: Учебное пособие / Е.В. Протас. - М.: МГИУ,
2005. - 360 с.
47. Российское гражданское право: В 2 т. Т. 2. Обязательственное право: Учеб. / Отв. ред. Е.А. Суханов. - 4-е изд., стер. - М.: Статут, 2015. - 1208 c.
48. Рыкова И.В. Дистрибьюторы и концессионеры / И.В. Рыкова // Бизнес- адвокат. - 2002. - № 19. - С. 14-16.
49. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) / Н.Л. Сенников// Юридическое образование и наука. - 2007. - № 3. - С. 19-21.
50. Шахназаров Б.А. Анализ франчайзинговых конструкций. Некоторые на аспекты как выбора еще правовой формы еще передачи (на уступки) но объектов как интеллектуальной или собственности еще по законодательству РФ / Б.А. Шахназаров // Таможенное дело. - 2008. - № 3. - С. 30-33.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ