ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДИКТОР АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1 Изучение адаптивного поведения личности в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Характеристика детей с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Характеристика методик, этапов исследования
2.2 Исследование, результаты и выводы исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В настоящее время в специальной психологии накоплены данные для уточнения некоторых исходных позиций и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем, связанных с изучением поведения личности. Диагностическая работа по изучению поведения ведется интенсивно и в различных областях психологической науки с использованием различных методов. К.Левин объясняет поведение, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в определенное время. Согласно принципу психологического единства личности и окружающего ее мира - личность и событие взаимно изменяются, в зависимости от психологических изменений человека в разных жизненных ситуациях, т.к. они вызывают у него разные переживания и реакции.
В широком смысле, понятие «адаптивное поведение» - это способность человека решать внутренние и внешние задачи, которые обуславливаются разными факторами (положительными и отрицательными). Огромную роль в развитии адаптивного поведения играют его предикторы, т.е. некие зависимые признаки или определенные показатели (предпосылки к чему- либо). Ряд основные предпосылок адаптивного поведения: сознательное включение ребенка в деятельность, устойчивые качества личности, самоэффективность, самоконтроль и саморегуляция, высокий уровень инициативности, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
Востребованность изучения адаптивного поведения и его предикторов заключается в увеличении интенсивности жизни, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Особенность действий человека в таких ситуациях оказывает влияние на длительность неблагоприятной ситуации, на настроение и физическое здоровье человека.
Существенным недостатком имеющихся научных исследований личности с нарушениями речи является то, что большая часть из них связана со школьным возрастом.
Цель исследования: изучение предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: адаптивное поведение старших дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: предикторы адаптивного поведения
дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое недоразвитие влияет на формирование предикторов адаптивного поведения (физическое и психическое здоровье ребенка, саморегуляция и социализация) у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме изучения предикторов адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи;
2. Выявление особенностей формирования предикторов адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ научной и учебно-методической литературы);
2. эмпирические (наблюдение, эксперимент);
3. биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации);
Методики исследования:
- Шкала адаптивного поведения Вайнленда;
- Методика обследования речевого развития старших дошкольников (Хвалова В.В.)
Организация исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы, приложений.
Современная психология располагает огромным количеством информации, полученной в результате многочисленных исследований, для продолжения изучения и более глубоко уточнения проблем, связанных с исследованием поведенческих моделей человека. Разработка вопросов изучения предикторов адаптивного поведения ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием различных методов.
Проводя анализ научной литературы по проблеме изучения предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями речи, мы установили, что адаптивное поведение - это поведение, которое обуславливает возможность самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой, взаимодействие с окружающим социумом, жизненная значимость данной ситуации для людей с отклонениями в развитии, так как люди без нарушений в развитии не страдают дезадаптивностью к окружающей среде, не имеют проблем с коммуникацией.
В многочисленных исследованиях адаптивного поведения было установлено, что предикторами формирования адаптивного поведения, влияющими на выбор стиля и стратегии, являются сознательное включение ребенка в деятельность, устойчивые качества личности, самоэффективность, самоконтроль и саморегуляция, высокий уровень инициативности, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
Речь играет важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности, в целом.
Таким образом, было выявлено, что предикторы адаптивного поведения играют значимую роль в формировании адаптивного поведения у
дошкольников. Проблема изучения предикторов адаптивного поведения у дошкольников заключается в том, что мало исследований посвящено детям дошкольного возраста, многие исследования проводились с детьми школьного возраста.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г.Казани с двумя группами детей. Каждую группу составляли дети старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи - 10 детей - экспериментальная группа и 10 детей старшей группы детского сада - контрольная группа.
Были использованы две диагностические методики: методика
обследования речевого развития старших дошкольников (Хвалова В.В.) и «Шкала адаптивного поведения» Вайнленда.
Мы выбрали методику обследования речевого развития Хвалова В.В. для того, чтобы сравнить уровень речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп. А также выявить влияние речи на предикторы адаптивного поведения у дошкольников, т.е. влияет ли речевое развитие на сознательное включение в деятельность, саморегуляцию, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
По результатам исследования по методике обследования речевого развития, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития не выявлено. Это объясняется и тем, что в данной группе дети с нарушениями речи. В контрольной группе с высоким уровнем речевого развития один ребенок (10%), со средним уровнем 40% детей. В экспериментальной группе со средним уровнем речевого развития 20% детей. С низким уровнем речевого развития в экспериментальной группе 80% детей, в контрольной группе 50% детей.
Мы выявили, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы значительно ниже, по сравнению с уровнем речевого развития детей контрольной группы. Это было подтверждено методом математической статистики - мы вычислили t-критерий Стьюдента (для несвязных выборок). Полученное эмпирическое значение t^ =2.9 находится в зоне значимости.
Далее мы перешли к обследованию групп по шкалам адаптивного поведения Вайнленда. Мы провели диагностику по всем шкалам методики, но за основу были взяты только 4 показателя: физическое развитие, развитие языка, саморегуляция и социализация. Для исследования мы выбрали, на наш взгляд, самые значимые показатели по данной шкале, которые являются предикторами формирования адаптивного поведение. Мы подсчитали количество детей, имеющих высокий и средний уровень по 4 шкалам.
Результаты следующие:
1. Шкала «Физическое развитие»: экспериментальная группа - 50% детей, контрольная группа - 70% детей.
2. Шкала «Развитие языка»: экспериментальная группа - 40% детей, контрольная группа - 80% детей.
3. Шкала «Саморегуляция»: экспериментальная группа - 50% детей, контрольная группа - 90% детей.
4. Шкала «Социализация»: экспериментальная группа - 60% детей, контрольная группа - 80% детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети без нарушения речи более адаптированы, чем дети с нарушениями речи. Наибольшая разница в результатах исследования по методике «Шкала адаптивного поведения Вайнленда» между экспериментальной и контрольной группами по показателям «Развитие языка» (развитие речи и её понимание) и по шкале «Саморегуляция» - 40%/80% детей имеют высокий и средний уровень. В среднем разница по шкалам составила 30-40%. Данные шкалы являются наиболее значимыми предикторами формирования адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи.
Подводя итог, мы можем утверждать, что предикторы адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи отличаются своеобразием и более низким уровнем формирования, по сравнению с детьми без нарушений речи. Таким образом, мы можем сказать, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста влияет на формирование предикторов адаптивного поведения.
1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности/ К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. - М.: Наука,1982. - С.92-102.
2. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация/ А.П. Авцын // Клиническая медицина. - М:1974. - № 5. - С. 3-15.
3. Акопов А.Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно- детерменированных средах в норме и патологии / А.Ю. Акопов Ф.И. Случевский // Вопросы психологии. - 1981.- № 3.- С. 119-123.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975. - 447 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. - 316 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - Л., 1988г.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
8. Беккер К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак: Пер. с нем.- М.: Медицина, 1981.-288 с.
9. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972.- С. 32 81.
10. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения/ М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1978.-271 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Вайзман Н.П. Исследование моторики у дошкольников с речевой и умственной недостаточностью / Н.П. Вайзман // Клиникофизиологическое исследование аномального ребенка / Под ред. Л.Ф.Гаврилова, Б.И. Шостак. М.: МГПИ,-1984.-327 с.
13. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
14. Венгер JI.A., Филиппов Е.О. О критериях готовности к школьному обучению / Л.А. Венгер, Е.О. Филиппов // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.
- М.: Знание, 1980. -С. 129- 138.
15. Веракса Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса// Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 14-27.
16. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья: Руководство для
психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ В.В. Ветрова. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
17. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис. . канд. психол. наук: 19. 00. 10 / Т.Н. Волковская. - Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М., 1999. — 187 с.
18. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. проф. С.С. Ляпидевского.- М.: Просвещение, 1968.- 248 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1982.
- 361. - (Собр. соч.: В 6 т. Т.2).
20. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.-С. 512-755.
21. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — С. 84 — 99.
22. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. 1995. - № 6. — С. 63 — 67.
23. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 8. - С. 63 — 67.
24. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-повдения/ Л.И. Дементий //Журнал прикладной психологии.- 2004.- №3.- С.20-25.
25. Красильников И.А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И.А. Красильников// Известия Самарского центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11 - №4. - С. 125-146.
26. Маклаков А.К. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/А. К. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
27. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально- психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 194 с.
28. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление/ И.А. Милославова // Социальная психология и философия / Под ред.: Б.Ф. Парыгина. - Л., 1973. - 345с.
29.Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростка: Дис. канд. психол. наук. - М., 1997.— С. 104.
30. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988г. - 456с.
31. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 5. - С. 56-68.
32. Никольская И. М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская, Р. М. Грановская. - С Пб.: «Речь», 2001. - 324с.
33. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. - 368 с.
34. Сайфутдинова Л. P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) // Аутизм и нарушения развития, 2003. №2. С. 51-57.
35. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 134
36. Фролова С.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях / С.В. Фролова, Т.В. Сенина [текст]// Проблемы социальной психологии личности. - 2005. - №2. - С. 72-82.
37.Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. - С. 120-135.
38. Шаров A.C. Формирование ценностных ориентаций и поведения личности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1993. - 91 с.