Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ

Работа №44760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы45
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДИКТОР АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1 Изучение адаптивного поведения личности в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Характеристика детей с нарушениями речи
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1 Характеристика методик, этапов исследования
2.2 Исследование, результаты и выводы исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. В настоящее время в специальной психологии накоплены данные для уточнения некоторых исходных позиций и для дальнейшего, более широкого и глубокого исследования проблем, связанных с изучением поведения личности. Диагностическая работа по изучению поведения ведется интенсивно и в различных областях психологической науки с использованием различных методов. К.Левин объясняет поведение, исходя из отношений, складывающихся у личности с непосредственной конкретной средой в определенное время. Согласно принципу психологического единства личности и окружающего ее мира - личность и событие взаимно изменяются, в зависимости от психологических изменений человека в разных жизненных ситуациях, т.к. они вызывают у него разные переживания и реакции.
В широком смысле, понятие «адаптивное поведение» - это способность человека решать внутренние и внешние задачи, которые обуславливаются разными факторами (положительными и отрицательными). Огромную роль в развитии адаптивного поведения играют его предикторы, т.е. некие зависимые признаки или определенные показатели (предпосылки к чему- либо). Ряд основные предпосылок адаптивного поведения: сознательное включение ребенка в деятельность, устойчивые качества личности, самоэффективность, самоконтроль и саморегуляция, высокий уровень инициативности, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
Востребованность изучения адаптивного поведения и его предикторов заключается в увеличении интенсивности жизни, что приводит к возникновению стрессовых ситуаций. Особенность действий человека в таких ситуациях оказывает влияние на длительность неблагоприятной ситуации, на настроение и физическое здоровье человека.
Существенным недостатком имеющихся научных исследований личности с нарушениями речи является то, что большая часть из них связана со школьным возрастом.
Цель исследования: изучение предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушением речи.
Объект исследования: адаптивное поведение старших дошкольников с нарушением речи.
Предмет исследования: предикторы адаптивного поведения
дошкольников с нарушением речи.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что речевое недоразвитие влияет на формирование предикторов адаптивного поведения (физическое и психическое здоровье ребенка, саморегуляция и социализация) у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Анализ научной литературы по проблеме изучения предикторов адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи;
2. Выявление особенностей формирования предикторов адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Методы исследования:
1. теоретические (анализ научной и учебно-методической литературы);
2. эмпирические (наблюдение, эксперимент);
3. биографические (анализ анамнестических сведений, изучение документации);
Методики исследования:
- Шкала адаптивного поведения Вайнленда;
- Методика обследования речевого развития старших дошкольников (Хвалова В.В.)
Организация исследования: эксперимент проводился на базе МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современная психология располагает огромным количеством информации, полученной в результате многочисленных исследований, для продолжения изучения и более глубоко уточнения проблем, связанных с исследованием поведенческих моделей человека. Разработка вопросов изучения предикторов адаптивного поведения ведется интенсивно в различных областях психологической науки с использованием различных методов.
Проводя анализ научной литературы по проблеме изучения предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями речи, мы установили, что адаптивное поведение - это поведение, которое обуславливает возможность самостоятельно взаимодействовать с окружающей средой, взаимодействие с окружающим социумом, жизненная значимость данной ситуации для людей с отклонениями в развитии, так как люди без нарушений в развитии не страдают дезадаптивностью к окружающей среде, не имеют проблем с коммуникацией.
В многочисленных исследованиях адаптивного поведения было установлено, что предикторами формирования адаптивного поведения, влияющими на выбор стиля и стратегии, являются сознательное включение ребенка в деятельность, устойчивые качества личности, самоэффективность, самоконтроль и саморегуляция, высокий уровень инициативности, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
Речь играет важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности, в целом.
Таким образом, было выявлено, что предикторы адаптивного поведения играют значимую роль в формировании адаптивного поведения у
дошкольников. Проблема изучения предикторов адаптивного поведения у дошкольников заключается в том, что мало исследований посвящено детям дошкольного возраста, многие исследования проводились с детьми школьного возраста.
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г.Казани с двумя группами детей. Каждую группу составляли дети старшего дошкольного возраста, в возрасте 5-6 лет с нарушениями речи - 10 детей - экспериментальная группа и 10 детей старшей группы детского сада - контрольная группа.
Были использованы две диагностические методики: методика
обследования речевого развития старших дошкольников (Хвалова В.В.) и «Шкала адаптивного поведения» Вайнленда.
Мы выбрали методику обследования речевого развития Хвалова В.В. для того, чтобы сравнить уровень речевого развития детей экспериментальной и контрольной групп. А также выявить влияние речи на предикторы адаптивного поведения у дошкольников, т.е. влияет ли речевое развитие на сознательное включение в деятельность, саморегуляцию, эмоциональное благополучие, физическое и психическое здоровье.
По результатам исследования по методике обследования речевого развития, в экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития не выявлено. Это объясняется и тем, что в данной группе дети с нарушениями речи. В контрольной группе с высоким уровнем речевого развития один ребенок (10%), со средним уровнем 40% детей. В экспериментальной группе со средним уровнем речевого развития 20% детей. С низким уровнем речевого развития в экспериментальной группе 80% детей, в контрольной группе 50% детей.
Мы выявили, что уровень речевого развития детей экспериментальной группы значительно ниже, по сравнению с уровнем речевого развития детей контрольной группы. Это было подтверждено методом математической статистики - мы вычислили t-критерий Стьюдента (для несвязных выборок). Полученное эмпирическое значение t^ =2.9 находится в зоне значимости.
Далее мы перешли к обследованию групп по шкалам адаптивного поведения Вайнленда. Мы провели диагностику по всем шкалам методики, но за основу были взяты только 4 показателя: физическое развитие, развитие языка, саморегуляция и социализация. Для исследования мы выбрали, на наш взгляд, самые значимые показатели по данной шкале, которые являются предикторами формирования адаптивного поведение. Мы подсчитали количество детей, имеющих высокий и средний уровень по 4 шкалам.
Результаты следующие:
1. Шкала «Физическое развитие»: экспериментальная группа - 50% детей, контрольная группа - 70% детей.
2. Шкала «Развитие языка»: экспериментальная группа - 40% детей, контрольная группа - 80% детей.
3. Шкала «Саморегуляция»: экспериментальная группа - 50% детей, контрольная группа - 90% детей.
4. Шкала «Социализация»: экспериментальная группа - 60% детей, контрольная группа - 80% детей.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что дети без нарушения речи более адаптированы, чем дети с нарушениями речи. Наибольшая разница в результатах исследования по методике «Шкала адаптивного поведения Вайнленда» между экспериментальной и контрольной группами по показателям «Развитие языка» (развитие речи и её понимание) и по шкале «Саморегуляция» - 40%/80% детей имеют высокий и средний уровень. В среднем разница по шкалам составила 30-40%. Данные шкалы являются наиболее значимыми предикторами формирования адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи.
Подводя итог, мы можем утверждать, что предикторы адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями речи отличаются своеобразием и более низким уровнем формирования, по сравнению с детьми без нарушений речи. Таким образом, мы можем сказать, что речевое развитие детей старшего дошкольного возраста влияет на формирование предикторов адаптивного поведения.



1. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции деятельности/ К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. - М.: Наука,1982. - С.92-102.
2. Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация/ А.П. Авцын // Клиническая медицина. - М:1974. - № 5. - С. 3-15.
3. Акопов А.Ю. Прогностическая деятельность человека в однозначно- детерменированных средах в норме и патологии / А.Ю. Акопов Ф.И. Случевский // Вопросы психологии. - 1981.- № 3.- С. 119-123.
4. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. М.: Медицина, 1975. - 447 с.
5. Бадалян Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 1987. - 316 с.
6. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - Л., 1988г.
7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
8. Беккер К.П. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак: Пер. с нем.- М.: Медицина, 1981.-288 с.
9. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Р.А. Белова-Давид // Нарушение речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1972.- С. 32 81.
10. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения/ М.И. Бобнева. - М.: Наука, 1978.-271 с.
11. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве/ Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
12. Вайзман Н.П. Исследование моторики у дошкольников с речевой и умственной недостаточностью / Н.П. Вайзман // Клиникофизиологическое исследование аномального ребенка / Под ред. Л.Ф.Гаврилова, Б.И. Шостак. М.: МГПИ,-1984.-327 с.
13. Венгер Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, Т.Д. Марцинковская, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 192 с.
14. Венгер JI.A., Филиппов Е.О. О критериях готовности к школьному обучению / Л.А. Венгер, Е.О. Филиппов // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте.
- М.: Знание, 1980. -С. 129- 138.
15. Веракса Н.Е. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста / Н.Е. Веракса// Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 14-27.
16. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья: Руководство для
психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста/ В.В. Ветрова. - М.:
Педагогическое общество России, 2000. - 192 с.
17. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис. . канд. психол. наук: 19. 00. 10 / Т.Н. Волковская. - Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М., 1999. — 187 с.
18. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. проф. С.С. Ляпидевского.- М.: Просвещение, 1968.- 248 с.
19. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский М.: Педагогика, 1982.
- 361. - (Собр. соч.: В 6 т. Т.2).
20. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психология. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.-С. 512-755.
21. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи / Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — С. 84 — 99.
22. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. 1995. - № 6. — С. 63 — 67.
23. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 8. - С. 63 — 67.
24. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-повдения/ Л.И. Дементий //Журнал прикладной психологии.- 2004.- №3.- С.20-25.
25. Красильников И.А. Социально-психологическая адаптация личности и стратегии разрешения внутренних конфликтов / И.А. Красильников// Известия Самарского центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11 - №4. - С. 125-146.
26. Маклаков А.К. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях/А. К. Маклаков // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
27. Мельникова Н. Н. Стратегии поведения в процессе социально- психологической адаптации: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1999. - 194 с.
28. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление/ И.А. Милославова // Социальная психология и философия / Под ред.: Б.Ф. Парыгина. - Л., 1973. - 345с.
29.Овчинникова Г.Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростка: Дис. канд. психол. наук. - М., 1997.— С. 104.
30. Налчаджян А.А. Социально-психологическаяя адаптация личности - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988г. - 456с.
31. Нартова-Бочавер С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности/ С.К. Нартова-Бочавер// Психологический журнал. - 1997. - Т.18. - № 5. - С. 56-68.
32. Никольская И. М. Психологическая защита у детей/ И.М. Никольская, Р. М. Грановская. - С Пб.: «Речь», 2001. - 324с.
33. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1979. - 368 с.
34. Сайфутдинова Л. P. Использование шкалы Вайнленд при диагностике больных аутизмом и синдромом Аспергера (по материалам зарубежной печати) // Аутизм и нарушения развития, 2003. №2. С. 51-57.
35. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; Под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 134
36. Фролова С.В. Стресс-совладающее поведение подростков в различных социально-психологических ситуациях / С.В. Фролова, Т.В. Сенина [текст]// Проблемы социальной психологии личности. - 2005. - №2. - С. 72-82.
37.Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. - С. 120-135.
38. Шаров A.C. Формирование ценностных ориентаций и поведения личности. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1993. - 91 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ