Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние стиля семейного воспитания на принятие подростком своего тела (Общая психология, Омский государственный педагогический университет)

Работа №44759

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы34
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка. Экспериментальная группа была сформирована в количестве 23 человек – родителей подростков (19 мамы и 4 папы). Также исследование проводилось с 23 детьми подросткового возраста (14 девочек и 9 мальчиков) от 12 до 13 лет.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы к изучению влияния стиля семейного воспитания на принятие подростком своего тела 5
1.1 Отношение человека к собственному телу как социокультурному феномену 5
1.2 Стили семейного воспитания 9
1.3 Развитие самоотношения и самопринятия в подростковом возрасте 13
1.4 Семейное воспитание как условие формирования у подростков отношения к собственному телу 18
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей влияния стилей семейного воспитания на принятие подростком своего тела 23
2.1 Процедура и методика исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования влияния стиля семенного воспитания на принятие подростком своего тела 24
Заключение 31
Список использованных источников 33

Актуальность исследования. На современном этапе развития психологической науки и практики проблема формирования самосознания и самоотношения личности является актуальной и имеет важное научно-практическое значение. Самосознание, генезис самоотношения, его содержание и структура оказывают решающее влияние на развитие целостной гармоничной личности, ее общение, поведение, адаптационные возможности. Согласованность и непротиворечивость отношения к себе являются базовым условием успешной ее социализации.
В связи с тем, что на современном этапе происходит переоценка ценностей семьи, занятость родителей, высокий уровень родителей, которые страдают разными эмоциональными нарушениями, все это не позволяет уделять подростку требуемого внимания. Это становится причиной возникновения проблем в личностном развитии подростка, в развитии его эмоциональной сферы, в деструктивном восприятии себя и своего тела. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить влияние стиля семейного воспитания на принятие подростком своего тела.
Задачи исследования:
1. Раскрыть отношение человека к собственному телу как социокультурному феномену.
2. Охарактеризовать стили семейного воспитания.
3. Описать развитие самоотношения и самопринятия в подростковом возрасте.
4. Проанализировать семейное воспитание как условие формирования у подростков отношения к собственному телу.
5. Выявить в эмпирическом исследовании особенности влияния стиля семейного воспитания на принятие подростком своего тела.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что такие стили семейного воспитания, как «Симбиоз» и «Маленький неудачник» способствуют тому, что подростков начинает уделять внимание здоровью и привлекательности своего тела.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез педагогической, психологической литературы, сравнение и обобщение научных данных); эмпирические методы (опрос, анкетирование) математические методы: (количественный и качественный анализ результатов исследования), методы математической статистики.
Методологическую основу работы составили научные труды Л.С. Выготского, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др. Проблема принятия своего тела раскрыта в работах Т.Н. Горобец, А.В. Микляевой и др. Характеристика стилей семейного воспитания дана А.Я. Варга, В.Н. Дружининым, Р.Р. Калининой и др. Проблема развития самоотношения и самосознания у детей подросткового возраста раскрыта в исследованиях Р. Бернса, Т.Я. Богомоловой и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Когда люди испытывают эмоции, их тела непосредственно участвуют в этом процессе. Руки трясутся от страха, в животе все бурлит от любви, в ярости сжимаются кулаки. Данные, полученные в ходе экспериментов, подтверждают, что эмоции материализуются, полагаясь на интероцептивные ощущения, поднимаясь от глубинных телесных реакций к испытываемому опыту.
Немаловажным фактором в построении отношений родителей и подростков является сценарий воспитания. Модель поведения родителя одного с ним пола усваивается с раннего детства, подсознательно дублируется. И в дальнейшем, создавая собственную семью, он обязательно сублимирует эту модель в свои отношения.
Независимо от сценария семьи, модель поведения каждого родителя по отдельности ребенок воспринимает и откладывает на уровне подсознания, как единственно возможную, естественную, нормальную. Так происходит даже в том случае, если эта модель далека от идеала. Вот почему у взрослых людей при создании собственной семьи возникает повторение поведения родителя своего пола, даже в том случае, если это поведение было аморальным. Да, человек осознает, что так себя вести неприемлемо, но как по-другому, он просто не знает. Его никто не научил тому, что можно вполне успешно выходить из конфликтных ситуаций, как быть хорошим супругом и родителем. Он учился на примере родителей. Примеры из других семей могут отличаться, они есть, но не являются значимыми.
Самосознание подростков формируется в единстве двух составляющих её факторов: рационального, отражающего знания личности о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничижения) они складываются. Таким образом, самосознание отражает особенности осознания подростком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.
Обработка результатов «Опросника родительских отношений» позволила выявить, что наиболее выраженным по группе родителей оказался стиль родительского отношения «Авторитарная гиперсоциализация» (41%). Данный стиль не допускает малейшего непослушания со стороны подростка, родитель проявляет максимум заботы о здоровье подростка, социальных успехах. У 32% родителей был выявлен такой стиль семейного воспитания, как «Симбиоз». На третьем месте по степени выраженности находится стиль семейного воспитания «Маленький неудачник» (18%). Полученные высокие значения по этой категории свидетельствуют о стремлении родителя инфантилизировать ребенка, приписать ему личную несамостоятельность, родитель видит ребенка младше, по сравнению с реальным возрастом.
В результате применения методики семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда (модифицированный вариант, автор Т.Д. Шевеленкова) было установлено, что 5 (21%) подростков заботятся о здоровье своего тела, 4 (18%) заботятся о красоте своего тела, 5 (21%) подростков постоянно дают оценку физическому состоянию своего тела, 2 (8%) подростков осознают привлекательность своего тела, 3 (14%) подростков способны устанавливать и поддерживать контакт со своим телом, 4 (18%) подростков воспринимают свое тело, как комфортный дом.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что такие стили семейного воспитания, как «Симбиоз» и «Маленький неудачник» оказывают влияние на принятие подростком своего тела.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алексеева, Д. Л. Дети и родители : территория соприкосновения [Текст] / Д.Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
2. Бернс, Р. Самосознание и саморазвитие личности [Текст] / Р. Бернс. – Москва: Эксмо, 2013. – 368 с.
3. Богомолова, Т. Я. Самоотношение подростков [Текст] / Т. Я. Богомолова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – С. 51-59.
4. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук [Текст] / А. Я. Варга. – Москва : МГУ, 2016. – 80 с.
5. Выготский, Л. С. Проблема возраста [Текст] / Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2014. – Т.4. – 268 с.
6. Гольдштейн, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Гольдштейн. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 523 с.
7. Горобец Т. Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения [Текст] / Т. Н. Горобец // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 67-73.
8. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением [Текст] / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2014. – №2. – С. 52-55.
9. Дружинин, В. Н. Теоретическая типология моделей семьи [Текст] // Психология семьи / В. Н. Дружинин. − Самара, 2012. – 265 с.
10. Дубровина, И. Психологическая культура личности [Текст] / И. Дубровина // Развитие личности. – 2015. – №4. – С. 59–76.
11. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье [Текст]/ Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2013. – №2. – С. 45-53.
12. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений [Текст] / Р. Р. Калинина. – Москва : Речь, 2014. – 352 c
13. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2015. – 523 с.
14. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [Текст] / С. В. Ковалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 269 с.
15. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность : Учеб пособие [Текст] / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2014. – 506 с.
16. Конина, М. М. Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка [Текст] / М. М. Конина // Педагогика. – 2010. – №4. – С. 50-54.
17. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
18. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В. Г. Маралов. – Москва : Академия, 2012. – 256 с.
19. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Малоу. – Москва : Инфра-М, 2014. – 263 с.
20. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : монография [Текст] / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
21. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : АСТ, 2013 – 471 с.
22. Нельсон, Ш. Некоторые аспекты изучения особенностей развития самооценки у подростков [Текст] / Ш. Нельсон // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 25-31.
23. Новоселова, С. Л. Особенности семенного воспитания [Текст] / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 48-51.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
25. Сапожникова, Р. Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 [Текст] / Р. Б. Сапожникова. – Новосибирск, 1998. – 166 с.
26. Сараева, Е. В. Самопрогназирование и самоактуализация как механизм саморазвития [Текст] / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
27. Соколова, Г. Ш. Деструктивные детско-родительские отношения [Текст] / Г. Ш. Соколова // Воспитание школьников. – 2015. – №1. – С. 19-25
28. Столин, В. В. Самосознание как объект психодиагностики [Текст] / В. В Столин // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2 : Субъект деятельности. Книга 3. / Отв. ред. В. В Петухов. – Москва : Психология, 2013. – 607 с.
29. Струмилин, С. Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / С. Г. Струмилин, Е. А. Савина. – Москва : Инфра-М, 2009. – 526 с.
30. Терентьева, Ю. В. Детско-родительские отношения как объект работы психолога [Текст] / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2013. – №4. – С. 24-31.
31. Целуйко, В. М. Психология современной семьи [Текст] / В. М. Целуйко. – Москва : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ