Воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении (Методика профессионального обучения (Вариант №30), Пензенский государственный технологический университет)
|
Есть приложения.
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 5
1.1 Понятие лидерства и лидерские качества будущего специалиста 5
1.2 Содержание процесса воспитания Методы воспитания лидерских качеств на занятиях профессионального обучения 9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 17
2.1 Воспитание лидерских качеств на примере подготовки педагогов начальных классов 17
2.2 Рекомендации по воспитанию лидерских качеств в процессе профессионального обучения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
Работа носит теоретический характер.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 5
1.1 Понятие лидерства и лидерские качества будущего специалиста 5
1.2 Содержание процесса воспитания Методы воспитания лидерских качеств на занятиях профессионального обучения 9
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 17
2.1 Воспитание лидерских качеств на примере подготовки педагогов начальных классов 17
2.2 Рекомендации по воспитанию лидерских качеств в процессе профессионального обучения 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 32
Важнейшей целью, стоящей перед современным образованием, признается формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира. Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.) закрепил приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности, подчеркивая, что образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. На сегодняшний день особенно важной становится роль учреждений среднего профессионального образования, как начальной ступени в формировании личности. Государством определен социальный заказ на воспитание человека профессионально компетентного, конкурентоспособного, обладающего лидерским потенциалом, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию [1].
Методологической основой исследования являются теоретические положения о сущности воспитательной работы и ее психолого-педагогических основах.
Литература о воспитательном процессе представлена достаточно широко, однако все работы касаются школьного воспитания. В этой связи нужно отметить таких авторов как
Особенности воспитания в средних профессиональных учебных заведениях освещаются в учебниках по профессиональной педагогике. Среди авторов таких учебников и учебных пособий отметим Кузнецова В.В. [6], Васенина Е.И.[3], Шаталова О.А. [23]. Однако в них даны лишь теоретические положения без учета последних изменений в образовательном процессе профессионального образования.
Объектом исследования является процесс воспитания лидерства, предметом – воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении.
Цель исследования – изучить процесс воспитания лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении.
Достижению указанной цели способствует ряд задач исследования:
1. Дать характеристику лидерства и лидерских качеств;
2. Раскрыть содержание процесса воспитания. Обозначить наиболее эфффективные методы формирования лидерских качеств будущих специалистов;
3. Изучить процесс воспитания лидерских качеств на примере профессиональной подготовки учителей начальных классов;
4. Разработать рекомендации по воспитанию лидерских качеств в профессиональной подготовке педагогов начальных классов.
Для написания работы были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. В частности, были использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и сравнения.
К эмпирическим методам, применяемым при написании работы, относятся: опрос, наблюдение, изучение документации, изучение деятельности студентов.
Практическая ценность исследования состоит в получении более глубоких знаний по теории и практическому применению методов и форм воспитания в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Экспериментальной базой исследования является Пензенский социально-педагогический колледж.
Работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методологической основой исследования являются теоретические положения о сущности воспитательной работы и ее психолого-педагогических основах.
Литература о воспитательном процессе представлена достаточно широко, однако все работы касаются школьного воспитания. В этой связи нужно отметить таких авторов как
Особенности воспитания в средних профессиональных учебных заведениях освещаются в учебниках по профессиональной педагогике. Среди авторов таких учебников и учебных пособий отметим Кузнецова В.В. [6], Васенина Е.И.[3], Шаталова О.А. [23]. Однако в них даны лишь теоретические положения без учета последних изменений в образовательном процессе профессионального образования.
Объектом исследования является процесс воспитания лидерства, предметом – воспитание лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении.
Цель исследования – изучить процесс воспитания лидерских качеств на занятиях в профессиональном обучении.
Достижению указанной цели способствует ряд задач исследования:
1. Дать характеристику лидерства и лидерских качеств;
2. Раскрыть содержание процесса воспитания. Обозначить наиболее эфффективные методы формирования лидерских качеств будущих специалистов;
3. Изучить процесс воспитания лидерских качеств на примере профессиональной подготовки учителей начальных классов;
4. Разработать рекомендации по воспитанию лидерских качеств в профессиональной подготовке педагогов начальных классов.
Для написания работы были использованы как теоретические, так и эмпирические методы исследования. В частности, были использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, обобщения и сравнения.
К эмпирическим методам, применяемым при написании работы, относятся: опрос, наблюдение, изучение документации, изучение деятельности студентов.
Практическая ценность исследования состоит в получении более глубоких знаний по теории и практическому применению методов и форм воспитания в учебных заведениях среднего профессионального образования.
Экспериментальной базой исследования является Пензенский социально-педагогический колледж.
Работа состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Современное общество предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов. Главное в этом процессе - воспитание студента как саморазвивающейся, конкурентоспособной личности, готовой к лидерству и успешному выполнению профессиональной деятельности.
Лидерство было определено, как способность оказывать влияние на людей, направляя их действия на достижение общих целей. Данное явление можно рассматривать в различных аспектах: как искусство добиваться подчинения; как убеждение людей, как видение перспектив, как психологический феномен. К настоящему времени разработано много классификаций лидерства, однако самой простой и понятно можно назвать типологию В.П. Пугачева. Согласно данной классификации, лидерство подразделяется на: деловое, эмоциональное и ситуативное.
Лидерские качества это качества, которыми обладает лидер. Среди наиболее важных были выделены: понимание общих потребностей коллектива; умение организовывать совместную деятельность; чуткость и доверие; представление общих для коллектива позиций; способность вовлечения людей в деятельность силой убеждения; оптимизм.
Лидерские качества формируются в процессе воспитания, который представляет собой деятельность по решению задач, направленных на воспитание определенных черт характера.
Воспитание в процессе получения профессионального образования
заключается в последовательном движении личности к добровольно выбранной ей цели, в результате которого обретаются профессиональные ценности и идеалы. Для осуществления процесса воспитания будущего специалиста необходимо соблюдение ряда условий: практическая направленность учебных занятий, выполнение студентом творческих проектов, учет психологической совместимости студентов.
Современным менеджментом разработаны формы и методы обучения, с помощью которых происходит формирование необходимых лидерских качеств. Были выделены наиболее эффективные методы: метод ситуационных задач (case-study), жизненные примеры, элементы тренингов и упражнений, суггестивные методы.
Практика применения воспитательных методов для формирования лидерских качеств была изучена на примере Социально-педагогического колледжа г. Пенза. Изучение специфики обучения будущих педагогов начальных классов, позволило выделить лидерские качества учителя: целеустремленность, активность, ответственность, общительность.
Была проанализирована учебно-программная документация, в результате чего сделан вывод о недостаточном использовании интерактивных образовательных технологий. С помощью методики Немова определен уровень выраженных лидерства студентов. Большинство будущих специалистов показали слабо выраженные лидерские качества.
На основании проведенного анализа, подготовлены рекомендации по совершенствованию воспитания лидерских качеств на занятиях по профессиональному обучению. Предложенные мероприятия условно разделены на две группы. Первая имеет своей целью сформировать лидерские компетенции. Это осуществляется путем внедрения в учебный процесс специальных факультативов, мини-курсов, тренингов. В результате таких занятий, студенты получат возможность прибрести необходимые навыки в общении, умение вести себя в конфликтных ситуациях, умение грамотно донести информацию до слушателя.
Вторая группы предполагает моделирование на учебном занятии специально организованных познавательно-профессиональных ситуаций. Для этой цели предложено использовать на занятиях метод case-study.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута
Лидерство было определено, как способность оказывать влияние на людей, направляя их действия на достижение общих целей. Данное явление можно рассматривать в различных аспектах: как искусство добиваться подчинения; как убеждение людей, как видение перспектив, как психологический феномен. К настоящему времени разработано много классификаций лидерства, однако самой простой и понятно можно назвать типологию В.П. Пугачева. Согласно данной классификации, лидерство подразделяется на: деловое, эмоциональное и ситуативное.
Лидерские качества это качества, которыми обладает лидер. Среди наиболее важных были выделены: понимание общих потребностей коллектива; умение организовывать совместную деятельность; чуткость и доверие; представление общих для коллектива позиций; способность вовлечения людей в деятельность силой убеждения; оптимизм.
Лидерские качества формируются в процессе воспитания, который представляет собой деятельность по решению задач, направленных на воспитание определенных черт характера.
Воспитание в процессе получения профессионального образования
заключается в последовательном движении личности к добровольно выбранной ей цели, в результате которого обретаются профессиональные ценности и идеалы. Для осуществления процесса воспитания будущего специалиста необходимо соблюдение ряда условий: практическая направленность учебных занятий, выполнение студентом творческих проектов, учет психологической совместимости студентов.
Современным менеджментом разработаны формы и методы обучения, с помощью которых происходит формирование необходимых лидерских качеств. Были выделены наиболее эффективные методы: метод ситуационных задач (case-study), жизненные примеры, элементы тренингов и упражнений, суггестивные методы.
Практика применения воспитательных методов для формирования лидерских качеств была изучена на примере Социально-педагогического колледжа г. Пенза. Изучение специфики обучения будущих педагогов начальных классов, позволило выделить лидерские качества учителя: целеустремленность, активность, ответственность, общительность.
Была проанализирована учебно-программная документация, в результате чего сделан вывод о недостаточном использовании интерактивных образовательных технологий. С помощью методики Немова определен уровень выраженных лидерства студентов. Большинство будущих специалистов показали слабо выраженные лидерские качества.
На основании проведенного анализа, подготовлены рекомендации по совершенствованию воспитания лидерских качеств на занятиях по профессиональному обучению. Предложенные мероприятия условно разделены на две группы. Первая имеет своей целью сформировать лидерские компетенции. Это осуществляется путем внедрения в учебный процесс специальных факультативов, мини-курсов, тренингов. В результате таких занятий, студенты получат возможность прибрести необходимые навыки в общении, умение вести себя в конфликтных ситуациях, умение грамотно донести информацию до слушателя.
Вторая группы предполагает моделирование на учебном занятии специально организованных познавательно-профессиональных ситуаций. Для этой цели предложено использовать на занятиях метод case-study.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и цель работы достигнута



