Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №44751

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы42
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
387
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка: 40 подростков в возрасте от 11 до 13 лет: 20 подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье; 20 подростков-девочек с опытом физического наказания в родительской семье.
В приложениях представлены результаты исследования в табличном виде.
Название базы исследование не указано, таким образом можно подставить нужную базу исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье 6
1.1 Проблема физического насилия в семье в отношении женщин 6
1.2 Влияние физического насилия в семье в отношении детей и подростков на формирование их личности 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Эмпирическое исследование половозрастных представлений о физическом насилии в семье 21
2.1 Организация и процедура исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 42


Актуальность исследования. В современном обществе проблема жестокого обращения в семье становится все более обсуждаемой. В России проблема физического насилия в семье приобрела особую значимость в последние пятнадцать лет, для которых характерны радикальные социально-политические и экономические преобразования. Изменения, произошедшие с российским обществом, позволяют говорить о том, что это не всегда позитивные изменения. В частности, можно отметить, повышение уровня показа сцен насилия в средствах массовой информации, например, на телевидении. Все это ведет к деградации личности человека, тем более ребенка, у которого неокрепшая психика. Жестокое отношение к женщинам, старикам, детям и подросткам наблюдается во всем мире. И если не принимать мер, направленных на социальную защиту данной категории населения, то психологической безопасности общества угрожает взрыв агрессии, жестокости, насилия и преступности. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние люди. Это относится как к мелким эксцессам, связанным с незначительным причинением вреда здоровью, так и к более серьезным преступлениям, включая убийства. Направленность значительной доли агрессии, имеющейся в обществе против близких, отмечается практически во всех странах, что дает основание говорить об универсальности этого явления.
Домашнее насилие в форме физических наказаний наносит детям и подросткам серьезные психологические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости, в их стремлении к разрушительным действиям. Несовершеннолетние усваивают родительскую модель решения проблем с помощью силы и подавления, что влечет за собой в детском коллективе злоупотребление властью одних детей для унижения и оскорбления других. Одним из психологических последствий насилия в семье в форме физических наказаний является нарушение социальных представлений детей, подростков и лиц юношеского возраста, которые закрепляются по мере взросления и переносятся во взрослую жизнь. Достаточно частым является то, что впоследствии по отношению к своим детям личность, пережившая домашнее насилие, переносит такой тип взаимоотношений на своих детей, что является следствием нарушений социальных представлений. Поэтому проблема изучения половозрастных представлений о физическом насилии в семье особенно остро звучит на современном этапе, что обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования – изучить половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье.
2. Определить влияние домашнего насилия в отношении детей на их психическое развитие.
3. Выявить в ходе эмпирического исследования особенности половозрастных представлений о физическом насилии в семье на примере подростков с опытом физического наказания в родительской семье.
Объект исследования – отношение к физическому насилию в семье.
Предмет исследования – половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления о физическом насилии подростков-девочек с опытом физического наказания в родительской семье, будут иметь существенные различия от представлений о физическом насилии подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические – эмпирическое исследование, количественная и качественная обработка результатов эмпирического исследования.
Методологическая основа исследования. В трудах А.И. Зыриной,
Д.Н. Исаевым и др. раскрыта проблема домашнего насилия по отношению к женщинам и детям. А.И. Красило, И.А. Переверзевой, Н.М. Платоновой, Ю.П. Платоновым и др. исследованы психологические особенности детей, подростков и лиц юношеского возраста, переживших физическое насилие в семье. В научных исследованиях С.Н. Кайдаш, Е.В. Руденского, Е.К. Соколовой, Ю.В. Терентьевой и др. изучены причины физического насилия в отношении детей. Особый интерес представляют исследования о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию – Л.Д. Столяренко, Ю.Б. Цыганова, О.И. Фомина,
И.А. Фурманов, Ю.Р. Яркова и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Физическое насилие в отношении детей и взрослых – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Единого определения понятия «физическое насилие» не существует.
В процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения. Второй блок представлений о физическом насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока.
С целью определения представлений о домашнем насилии у подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье было проведено эмпирическое исследование.
По проективной методике незаконченных предложений, модифицированной Е.Н. Волковой были выявлены существенные различия в представлениях о домашнем насилии в испытуемых группах подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье по таким шкалам, как «когнитивный компонент», «поведенческий компонент». Представления о домашнем насилии по такой шкале, как «эмоциональный компонент» в обеих группах респондентов совпадают.
По методике семантического дифференциала (СД) были выявлены как совпадения, так и существенные различия в испытуемых группах. Совпадение представлений о физическом наказании в родительской семье наблюдается по таким характеристикам, как: психическая неуравновешенность одного из родителей, социальные условия, в которых проживает семья, низкий социальный статус семьи. Различия наблюдаются в группах испытуемых в представлениях о целях физического наказания. Группа подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье указывает, что физическое наказание – это тоже, что и моральное насилие в отношении более слабого.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



1. Бебчук, М. А. Домашнее (семейное) сексуальное насилие в отношении детей [Текст] / М. А. Бебчук // Научно-практическая конференция «Оказание психологической помощи жителям мегаполиса: актуальные проблемы, новый опыт». – 2013. – №4. – С. 52-55.
2. Белинская, Е. П. Социальная психология личности [Текст] / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект пресс, 2015. – 301 с.
3. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии [Текст] / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета ГУУ. – 2015. – №11. – С. 311-315.
4. Григович, И. Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение [Текст] / И. Н. Григорович. – Москва : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. – 245 с.
5. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология : Учебник [Текст] / М. И. Еникеев. – Москва : Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 640 c.
6. Зырина, А. И. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье [Текст] / А. И. Зырина, Т. Л. Индейкина. – Пермь : «Ресурс», 2015. – 523 с.
7. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей [Текст] / Д. Н. Исаев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 587 с.
8. Кайдаш, С. Н. Психокоррекция эмоциональных нарушений [Текст] / С. Н. Кайдаш // Молодой ученый. – 2015. – №4. – С. 112-116.
9. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения [Текст] / Ю. А. Клейберг. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 357 с.
10. Крысько, В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / В. Г. Крысько. – Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 256 c.
11. Кузьмина, З. Г. Справочник по выявлению и оказанию помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения и пренебрежения их нуждами [Текст] / З. Г. Кузьмина. – Санкт-Петербург : Врачи детям, 2015. – 225 с.
12. Левин, П. Понимание детской травмы [Текст] / П. Левин // Московский психотерапевтический журнал. – 2013. – №1. – С. 63-66.
13. Макушкин, Е. В. Комплексная оценка последствий сексуального насилия у детей и подростков : Аналитический обзор [Текст] / Е. В. Макушкин. – Москва : ФГБУ «ГНЦССП им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2018. – 241 с.
14. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – 6-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 752 с.
15. Переверзева, И. А. Проявление индивидуальных различий по эмоциональности в функции контроля за эмоциональной экспрессией [Текст] / И. А. Переверзева // Вопросы психологии. – 2011. – №1. – С. 113-117.
16. Платонова, Н. М. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации : учебное пособие [Текст] / Н. М. Платонова, Ю. П. Платонов. – Санкт-Петербург : Речь, 2014. – 154 с.
17. Полякова, О. Н. Стресс. Причины, последствия, преодоление [Текст] / Под ред. А. С. Батуева. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 144 с.
18. Ромек, В. Г. Психологическая по¬мощь в кризисных ситуациях [Текст] / В. Г. Ромек. – Санкт-Петербург : Речь, 2015. – 452 с.
19. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка [Текст] / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
20. Соколова, Е. К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения [Текст] / Е. К. Соколова // Вопросы психологии. – 2012. – №4. – С. 113-116.
21. Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учебное пособие [Текст]/ Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Москва : КНОРУС, 2014. – 336 с.
22. Сухов, А. Н. Социальная психология : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования [Текст] / А. Н. Сухов. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 240 c
23. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения [Текст] / Ю. В. Терентьева. – Москва .: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 455 с.
24. Фомина, О. И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме [Текст] / О. И. Фомина // Мир психологии. – 2015. – №1. – С. 87-89.
25. Фурманов, И. А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / И. А. Фурманов. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 321 с.
26. Цыганова, Ю. Б. Расстройства эмоциональной сферы в период подросткового кризиса [Текст] / Ю. Б. Цыганова // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 41-45.
27. Ходякова, Б. Ю. Психокоррекция эмоциональных нарушений в ситуации девиации [Текст] / Б. Ю. Ходякова // Мир психологии. – 2012. – №4. – С. 74-78.
28. Эльконин, Д. Б. Психология развития : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Санкт-Петербург : Питер. 2015. – 458 с.
29. Яркова, Ю. Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей младшего подросткового возраста [Текст] / Ю. Р. Яркова // Психологические исследования. – 2013. – №6. – С. 51-55.
30. Moscovici, S. La psychoanalyse, son image et son public. – Paris: Presses Universitaires de France, 1961. – 650 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ