Половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка: 40 подростков в возрасте от 11 до 13 лет: 20 подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье; 20 подростков-девочек с опытом физического наказания в родительской семье.
В приложениях представлены результаты исследования в табличном виде.
Название базы исследование не указано, таким образом можно подставить нужную базу исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье 6
1.1 Проблема физического насилия в семье в отношении женщин 6
1.2 Влияние физического насилия в семье в отношении детей и подростков на формирование их личности 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Эмпирическое исследование половозрастных представлений о физическом насилии в семье 21
2.1 Организация и процедура исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 42
В приложениях представлены результаты исследования в табличном виде.
Название базы исследование не указано, таким образом можно подставить нужную базу исследования и работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье 6
1.1 Проблема физического насилия в семье в отношении женщин 6
1.2 Влияние физического насилия в семье в отношении детей и подростков на формирование их личности 12
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Эмпирическое исследование половозрастных представлений о физическом насилии в семье 21
2.1 Организация и процедура исследования 21
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
Выводы по второй главе 35
Заключение 37
Список использованных источников 39
Приложение 42
Актуальность исследования. В современном обществе проблема жестокого обращения в семье становится все более обсуждаемой. В России проблема физического насилия в семье приобрела особую значимость в последние пятнадцать лет, для которых характерны радикальные социально-политические и экономические преобразования. Изменения, произошедшие с российским обществом, позволяют говорить о том, что это не всегда позитивные изменения. В частности, можно отметить, повышение уровня показа сцен насилия в средствах массовой информации, например, на телевидении. Все это ведет к деградации личности человека, тем более ребенка, у которого неокрепшая психика. Жестокое отношение к женщинам, старикам, детям и подросткам наблюдается во всем мире. И если не принимать мер, направленных на социальную защиту данной категории населения, то психологической безопасности общества угрожает взрыв агрессии, жестокости, насилия и преступности. Члены семьи становятся жертвами агрессивных действий значительно чаще, чем посторонние люди. Это относится как к мелким эксцессам, связанным с незначительным причинением вреда здоровью, так и к более серьезным преступлениям, включая убийства. Направленность значительной доли агрессии, имеющейся в обществе против близких, отмечается практически во всех странах, что дает основание говорить об универсальности этого явления.
Домашнее насилие в форме физических наказаний наносит детям и подросткам серьезные психологические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости, в их стремлении к разрушительным действиям. Несовершеннолетние усваивают родительскую модель решения проблем с помощью силы и подавления, что влечет за собой в детском коллективе злоупотребление властью одних детей для унижения и оскорбления других. Одним из психологических последствий насилия в семье в форме физических наказаний является нарушение социальных представлений детей, подростков и лиц юношеского возраста, которые закрепляются по мере взросления и переносятся во взрослую жизнь. Достаточно частым является то, что впоследствии по отношению к своим детям личность, пережившая домашнее насилие, переносит такой тип взаимоотношений на своих детей, что является следствием нарушений социальных представлений. Поэтому проблема изучения половозрастных представлений о физическом насилии в семье особенно остро звучит на современном этапе, что обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования – изучить половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье.
2. Определить влияние домашнего насилия в отношении детей на их психическое развитие.
3. Выявить в ходе эмпирического исследования особенности половозрастных представлений о физическом насилии в семье на примере подростков с опытом физического наказания в родительской семье.
Объект исследования – отношение к физическому насилию в семье.
Предмет исследования – половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления о физическом насилии подростков-девочек с опытом физического наказания в родительской семье, будут иметь существенные различия от представлений о физическом насилии подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические – эмпирическое исследование, количественная и качественная обработка результатов эмпирического исследования.
Методологическая основа исследования. В трудах А.И. Зыриной,
Д.Н. Исаевым и др. раскрыта проблема домашнего насилия по отношению к женщинам и детям. А.И. Красило, И.А. Переверзевой, Н.М. Платоновой, Ю.П. Платоновым и др. исследованы психологические особенности детей, подростков и лиц юношеского возраста, переживших физическое насилие в семье. В научных исследованиях С.Н. Кайдаш, Е.В. Руденского, Е.К. Соколовой, Ю.В. Терентьевой и др. изучены причины физического насилия в отношении детей. Особый интерес представляют исследования о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию – Л.Д. Столяренко, Ю.Б. Цыганова, О.И. Фомина,
И.А. Фурманов, Ю.Р. Яркова и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Домашнее насилие в форме физических наказаний наносит детям и подросткам серьезные психологические травмы. Они озлобляются, становятся агрессивными, что выражается в немотивированной жестокости, в их стремлении к разрушительным действиям. Несовершеннолетние усваивают родительскую модель решения проблем с помощью силы и подавления, что влечет за собой в детском коллективе злоупотребление властью одних детей для унижения и оскорбления других. Одним из психологических последствий насилия в семье в форме физических наказаний является нарушение социальных представлений детей, подростков и лиц юношеского возраста, которые закрепляются по мере взросления и переносятся во взрослую жизнь. Достаточно частым является то, что впоследствии по отношению к своим детям личность, пережившая домашнее насилие, переносит такой тип взаимоотношений на своих детей, что является следствием нарушений социальных представлений. Поэтому проблема изучения половозрастных представлений о физическом насилии в семье особенно остро звучит на современном этапе, что обуславливает актуальность данной темы исследования.
Цель исследования – изучить половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты изучения проблемы половозрастных особенностей отношения к физическому насилию в семье.
2. Определить влияние домашнего насилия в отношении детей на их психическое развитие.
3. Выявить в ходе эмпирического исследования особенности половозрастных представлений о физическом насилии в семье на примере подростков с опытом физического наказания в родительской семье.
Объект исследования – отношение к физическому насилию в семье.
Предмет исследования – половозрастные особенности отношения к физическому насилию в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что представления о физическом насилии подростков-девочек с опытом физического наказания в родительской семье, будут иметь существенные различия от представлений о физическом насилии подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, синтез и обобщение, методы сравнительного анализа, эмпирические – эмпирическое исследование, количественная и качественная обработка результатов эмпирического исследования.
Методологическая основа исследования. В трудах А.И. Зыриной,
Д.Н. Исаевым и др. раскрыта проблема домашнего насилия по отношению к женщинам и детям. А.И. Красило, И.А. Переверзевой, Н.М. Платоновой, Ю.П. Платоновым и др. исследованы психологические особенности детей, подростков и лиц юношеского возраста, переживших физическое насилие в семье. В научных исследованиях С.Н. Кайдаш, Е.В. Руденского, Е.К. Соколовой, Ю.В. Терентьевой и др. изучены причины физического насилия в отношении детей. Особый интерес представляют исследования о конкретных признаках осуществления насильственных действий по отношению к детям разных возрастов, а также – сведения о глубоких деструктивных последствиях, искажающих последующее развитие личности и её социализацию – Л.Д. Столяренко, Ю.Б. Цыганова, О.И. Фомина,
И.А. Фурманов, Ю.Р. Яркова и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.
Физическое насилие в отношении детей и взрослых – это все многообразие действий или бездействие со стороны окружающих лиц, которые наносят вред физическому и психическому здоровью, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу. Единого определения понятия «физическое насилие» не существует.
В процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения. Второй блок представлений о физическом насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока.
С целью определения представлений о домашнем насилии у подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье было проведено эмпирическое исследование.
По проективной методике незаконченных предложений, модифицированной Е.Н. Волковой были выявлены существенные различия в представлениях о домашнем насилии в испытуемых группах подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье по таким шкалам, как «когнитивный компонент», «поведенческий компонент». Представления о домашнем насилии по такой шкале, как «эмоциональный компонент» в обеих группах респондентов совпадают.
По методике семантического дифференциала (СД) были выявлены как совпадения, так и существенные различия в испытуемых группах. Совпадение представлений о физическом наказании в родительской семье наблюдается по таким характеристикам, как: психическая неуравновешенность одного из родителей, социальные условия, в которых проживает семья, низкий социальный статус семьи. Различия наблюдаются в группах испытуемых в представлениях о целях физического наказания. Группа подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье указывает, что физическое наказание – это тоже, что и моральное насилие в отношении более слабого.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.
В процессе развития у детей формируются два относительно самостоятельных понятийных блока представлений о насилии в семье. Первый возникает на базе абстрактных содержательных характеристик, описывающих насилие в терминах, отстраненных от реального опыта семейных отношений («убийство», «драки бандитов», «изнасилование»), что связано с усвоением социальных стереотипов и общекультурных представлений о подобном виде поведения. Второй блок представлений о физическом насилии формируется на основе конкретного опыта семейных отношений и усвоения детьми доступных их непосредственному наблюдению паттернов инструментального использования отдельных элементов поведения насилия, известных детям по абстрактным понятиям из первого блока.
С целью определения представлений о домашнем насилии у подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье было проведено эмпирическое исследование.
По проективной методике незаконченных предложений, модифицированной Е.Н. Волковой были выявлены существенные различия в представлениях о домашнем насилии в испытуемых группах подростков-девочек и подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье по таким шкалам, как «когнитивный компонент», «поведенческий компонент». Представления о домашнем насилии по такой шкале, как «эмоциональный компонент» в обеих группах респондентов совпадают.
По методике семантического дифференциала (СД) были выявлены как совпадения, так и существенные различия в испытуемых группах. Совпадение представлений о физическом наказании в родительской семье наблюдается по таким характеристикам, как: психическая неуравновешенность одного из родителей, социальные условия, в которых проживает семья, низкий социальный статус семьи. Различия наблюдаются в группах испытуемых в представлениях о целях физического наказания. Группа подростков-мальчиков с опытом физического наказания в родительской семье указывает, что физическое наказание – это тоже, что и моральное насилие в отношении более слабого.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.



