Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА» 8
1.1. «Зеленая экономика»: основные понятия и ее характеристика 8
1.2. Нормативно-правовое сопровождение реализации концепции «зеленая экономика» в
современной России 21
1.3. Система управления реализацией концепции «зеленая экономика» в Российских
регионах 30
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНАЯ
ЭКОНОМИКА» В РЕГИОНАХ ПФО 45
2.1. Оценка состояния концепции «зеленая экономика» в регионах ПФО 45
2.2. Факторы развития зеленой экономики в регионах РФ: корреляционно-регрессионный
анализ 71
2.3. Контент-анализ стратегических документов регионов с точки зрения развития зеленой
экономики 88
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ «ЗЕЛЕНАЯ
ЭКОНОМИКА» 111
3.1. Анализ зарубежного опыта государственного управления концепцией «зеленая
экономика» 111
3.2. Комплекс управленческих мероприятий по внедрению концепции «зеленая экономика» в
регионах ПФО 125
Заключение 141
Список использованных источников 144
Приложение 151
Проблемам взаимодействия экономики и экологии традиционно уделяется недостаточно внимания. Вместе с тем сложно оспорить то, что обеспечение экономического роста связано с ростом загрязнения и деградацией окружающей среды. Это выражается в исчерпании природных ресурсов, нарушении баланса биосферы и изменении климата, что ограничивает возможности дальнейшего развития.
По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при современном способе производства и уровне потребления к 2050 г. в сравнении с 2000-м мир лишится от 61 до 72 % флоры и фауны, а сохранность природных территорий будет необратимо нарушена на 7,5 млн кв. км. В 2015 г., по расчетам группы ученых из проекта Global Footprint Network, годовые ресурсы планеты (объем ресурсов, который Земля может предоставить для пользования, а затем восстановить), были исчерпаны всего за 7 месяцев и 13 дней. Подобные расчеты ученые делают еще с 1970 -х гг., и как оказалось, с каждым годом годовые ресурсы тратятся все быстрее. Так, в 2015 г. объем ресурсов был исчерпан на шесть дней раньше, чем в 2014 году.
Проблемы окружающей среды ныне интегрированы в экономическую науку в качестве ограниченного блага; сформировалось и активно развивается новое течение - «зеленая экономика». «Зеленая экономика» - направление в экономической науке, в рамках которого считается, что экономика является зависимым компонентом природной среды, в пределах которой она существует и является ее частью; нацелено на сохранение благополучия общества за счет эффективного использования природных ресурсов, а также возвращения продуктов конечного пользования в производственный цикл. Вся опасность современной экологической ситуации в мире и обуславливает актуальность выбранной мною темы. Так, анализ развития концепции "зеленой экономики " позволит проследить текущую ситуацию в регионах нашего государства и позволит выявить динамику его развития, определив при этом слабые и сильные стороны "озеленения" экономики .
Объект исследования - реализация концепции «зеленой экономики» в регионах Приволжского Федерального округа: Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Пермский край, Самарская область, Нижегородская область, Кировская область, Саратовская область, Республика Мордовия, Ульяновская область, Оренбургская область, Пензенская область, Удмуртская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл.
Предметом же является управление развитием "зеленой экономики". Общей целью работы выступает исследование современной ситуации реализации концепции "зеленой экономики" в регионах ПФО для разработки управленческих решений по ее совершенствованию.
Поставленная цель реализуется при решении следующих задач:
- определить и изучить сущность понятия концепции "зеленой" экономики, установив основы ее существования, цели, задачи и инструменты реализации;
- рассмотреть текущее нормативно-правовое обеспечение реализации концепции «зеленой экономики» в российских реалиях;
- провести анализ текущего состояния регионов Приволжского Федерального округа РФ с точки зрения развития в них «зеленой экономики» по выбранным показателям; проранжировать регионы;
- оценить влияние экологических параметров на экономическое состояние региона;
- провести оценку нормативно-правовых актов на наличие экологических направлений в рамках социально-экономического развития региона, а также сделать контент-анализ интернет-портала информационного агентства «РИАНовости» для оценки состояния эколого -экономической ситуации в выбранных объектах исследования;
- установить проблемы развития данной концепции именно в регионах ПФО нашей страны и выявить определенные инструменты и методы решения для дальнейшего использования концепции "зеленой экономики" на территории нашего государства;
- разработать рекомендации управленческого характера для развития «зеленой экономики» в каждом регионе.
При выполнении выпускной квалификационной работы опиралась на труды отечественных ученых: М.С.Егоровой, С.Н.Бобылева, А.В,Кучерова, Л.С.Киселевой и т.д., также были рассмотрены такие нормативно-правовые акты, как: Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика, Экологическая доктрина РФ, Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2015 N 1472 - р «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации», ФЦП «Чистая вода», Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 N 96-ФЗ, Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция), Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 N 426 (ред. от 27.07.2017) "О федеральном государственном экологическом надзоре", «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года», «Стратегия социально-экономического развития Республики
Башкортостан до 2030 года», «Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 года», «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года», «Стратегия социальноэкономического развития Нижегородской области до 2035 года». Для выполнения практической части исследования был произведен сбор данных по установленным показателям в динамике за семь лет (с 2012- по 2017 год) на Официальном сайте "Госкомстат".
В работе использованы такие методы исследования, как: теоретические, эмпирические и математические. Теоретические же предлагают классификацию изучаемого предмета, анализ и синтез, на основе которого будет построен анализ состояния регионов. Эмпирические будут заключаться в сравнительном анализе и измерении показателей; математические, в свою очередь, будут предполагать методы статистики, визуализации данных в таблицах и графиках и т.д. При выполнении работы были также использованы количественные и качественные методы анализа. Рассматривая количественные методы, были использованы: корреляционный анализ и метод сводной интегральной оценки, который позволил бы выявить экологические факторы, оказывающие влияние на экономический рост. Среди качественных методов был использован контент-анализ нормативно-правовых актов и интернет-портала «РИА Новости», а также экспертный опрос.
Структура данной работы определена теми задачами, которые были изложены ранее, работа состоит из введения, трех глав, каждые из которых, в свою очередь, состоят также из трех параграфов в первых двух главах и двух параграфов третьей главы соответственно, заключения. Введение определяет актуальность изучения выбранной темы; первая глава будет посвящена определению теоретических основ изучаемой темы, а также определению тех юридических постулатов, на основе которых происходит зарождение данного явления в РФ в целом. Вторая глава подразумевает переход к практическому изучению данного вопроса с целью более детального и точного изучения современной ситуации развития концепции "зеленой экономики" в регионах Приволжского Федерального округа в динамике с 2012-по 2017 гг. В третьей же главе будет проанализирован зарубежный опыт реализации рассматриваемой концепции, а также определены проблемы проведения «зеленой экономики» в России и в заключении предложены мероприятия по их устранению. В заключении же будут отмечены выводы по проделанной работе.
Таким образом, можно установить следующее: в первой главе были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты реализации концепции «зеленой экономики», в первом параграфе были рассмотрены теоретические основы, предпосылки появления такого экономикоэкологического явления как "зеленая экономика", были оценены основные движущие силы, на которых базируется данная концепция, были определены значимые направления развития концепции "зеленая экономика", изучены принципы, на основе которых возможна эффективная ее реализация. Теоретическая база также включает в себя анализ инструментов тех политико - экономических мер, использующиеся в стратегии «зеленой экономики» в международных докладах. Во втором параграфе теоретической части исследования были рассмотрены международные и российские нормативноправовые акты, государственные программы и стратегии развития, определяющие ключевые постулаты перехода к новому курсу, «зеленой экономике». Однако в ходе анализа была установлена правовая несостоятельность и неразвитость данной модели в российском праве в виду его присутствия лишь в узком кругу направлений: в сфере обложения налогами и сборами в сфере природопользования или в процессе развития энергетической эффективности и энергосбережения, то есть, можно сказать, что сегодня Россия еще только начинает создавать правовую почву для «озеленения экономики».
Выявленная во введении актуальность внедрения концепции определила содержание второй главы, в которой перешли непосредственно к практическим аспектам реализации концепции "зеленая экономика" в регионах ПФО. Была установлена методика расчета потенциала регионов к переходу экономики в новое "экологически безопасное" русло. Согласно которой было выделено 4 ключевых блока с определенным составом показателей, которые в большей степени влияют как на позитивную, так и на отрицательную динамику привлекательности регионов в данной области. С этой целью был использован максминный метод, основанный на расчете интегрального индекса по блокам соответственно. В ходе исследования были выбраны четыре блока показателей, которые в полной мере отражают разноплановость направлений, на основе которых базируется концепция по переходу к зеленой экономике. На основе анализа было установлено, что наивысшим потенциалом среди регионов ПФО по переходу к новой модели экономики обладают такие регионы, как: Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская область, Нижегородская область и Пермский край. Далее анализ проводился непосредственно по данным регионам-лидерам. Установленный во введении тот факт, что концепция «зеленой экономики» подразумевает рассмотрение экономики как зависимого фактора относительно экологических параметров на сегодняшний день, стала основанием провести корреляционно-регрессионный анализ на установление наличия взаимосвязи между экологическими и экономическими факторами. В ходе анализа было установлено, что рассмотренные показатели не являются достаточными, вследствие чего и было определено, что на сегодняшний день отсутствуют статистические показатели в доступе, на основе которых можно провести оценку уровня развития региона на реализуемость новой концепции в субъектах Российской Федерации. В практической части работы также был проведен контент - анализ стратегических документов социально-экономического развития региона, на основе которого было выявлено, что на сегодняшний день присутствует проблема на правовом уровне: отсутствует отсылка в большей части на экологические факторы и направления и развития в рамках стратегических задач развития общества в целом. Далее на основе проведенного анализа были выявлены проблемы, рассмотрены мероприятия по их устранению на основе зарубежного опыта в третьей главе. В качестве отстающих аспектов были выделены:
• сырьевая ориентированность экономики;
• низкий уровень использования ВИЭ;
несовершенство законодательства;
• износ основных фондов;
• отсутствие комплекса экономических ресурсов;
• высокие тарифы и платежи для стартующих проектов по инфраструктуре, доступу к сырью;
• нехватка человеческих ресурсов и низкий уровень престижа данной отрасли в глазах молодежи как будущих потенциальных специалистов в сфере охраны окружающей среды.
В последнем параграфе на основе установленных проблем и рассмотренного зарубежного опыта были предложены меры по совершенствованию мероприятий, необходимых для реализации в целях развития концепции «зеленой экономики», которые системно можно заключить в несколько блоков: мероприятия по усовершенствованию нормативноправового обеспечения, по обеспечению кадрового потенциала, институционального обеспечения и т.д.
В целом, можно сказать, что для перехода к зеленой экономике России понадобится долгий период трансформации и модернизации экономики, структурно-технологических изменений, формирования новой экономической модели.
1. Федеральный закон об охране окружающей среды [Электронный
ресурс], - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/, свободный - (дата обращения: 07.02..2019).
2. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" от
04.05.1999 N 96-ФЗ [Электронный ресурс], - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/, свободный - (дата обращения: 07.02..2019).
3. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от
24.06.1998 N 89-ФЗ [Электронный ресурс], - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/, свободный - (дата обращения: 07.02..2019).
4. Федеральный закон № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
[Электронный ресурс], - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/, свободный - (дата обращения: 07.02..2019).
5. Федеральный закон № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8840/, свободный - (дата обращения: 07.02..2019).
6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2015 N 1472-р «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie- pravitelstva-rf-ot-28072015-n-1472-r/, свободный - (дата обращения 07.02..2019).
7. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2014 г. N 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" [Электронный ресурс], - режим доступа: https://base.garant.ru/70652072/, свободный - (дата обращения:
7.2.. 2019).
8. Концепция долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс], - режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244 d8033c66928fa27e527/, свободный - (дата обращения: 15.02.2019).
9. Экологическая доктрина Российской Федерации [Электронный
ресурс], - режим доступа:
http://www.chaskor.ru/article/ekologicheskaya_doktrina_rossijskoj_federatsii_41046, свободный - (дата обращения: 17.01.2019).
10. ФЦП «Чистая вода» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://rg.ru/2011/01/24/chistaya-voda-site-dok.html, свободный - (дата обращения: 03.10.2018).
11. «Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года» [Электронный ресурс], - режим доступа: http://mert.tatarstan.ru/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya.htm, свободный - (дата обращения: 08.02.2019).
12. «Стратегия социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2030 года» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://blagovar.bashkortostan.ru/activity/6197/, свободный - (дата обращения:
08.02.2019) .
13. «Стратегия социально-экономического развития Пермского края до 2026 года» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://base.garant.ru/16129164/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/, свободный - (дата обращения: 08.02.2019).
14. «Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2030 года» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://pandia.ru/text/78/205/15709-49.php, свободный - (дата обращения:
08.02.2019) .
15. «Стратегия социально-экономического развития Нижегородской
области до 2035 года» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://nn-
82
invest.com/about/information-about-the-region/strategy-of-socio-economic- development-/, свободный - (дата обращения: 08.02.2019).
16. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа — Человек — Техника. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 343 с.
17. Баринов А.А. «Зеленая» экономика // Актуальные проблемы экологии и природопользования : сб. науч. тр. Вып. 13. М., 2011. С. 261-264
18. Белик И. С., Пряхин Д. А. Социально -экологическая составляющая устойчивого развития // Экономика региона. 2013. № 3. С. 142-151.
19. Бобылев, С. Н. «Зеленая» экономика и модернизация. Экологоэкономические основы устойчивого развития / С. Н. Бобылев, В. М. Захаров // На пути к устойчивому развитию : бюллетень Ин-та устойчивого развития Обществ. палаты РФ. - 2012. - № 60. - 90 с.
20. Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/ WERNADSKIJ/noos.txt (Дата обращения: 05.02.2014).
21. Голиченков А.К. Экологический контроль: теория, практика
правового регулирования: дис....д-ра юрид. наук. М., 1992. 325 с.
22. Гончар К. Инновационное поведение промышленности: разрабатывать нельзя заимствовать // Вопросы экономики. 2009. № 12. С. 125141.
23. Гусев А.А. Современные экономические проблемы природопользования. М.: Междунар. Отношения, 2004. 208 с.
24. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретикометодологический анализ) // Экономика и мат. методы. 2003. Т. 39. № 2. С. 123125.
25. Ивантер В.В. Трудосбережение как приоритет // Экономист. 2011. № 1. С. 3-10.
26. Игнатьева А.А. «Зеленая» экономика: практический вектор
устойчивого развития или политический компромисс? // Россия в окружающем мире: 2011. Устойчивое развитие: экология, политика, экономика (Аналитический ежегодник) / Отв. ред. Н.Н. Марфенин; под общ. ред. Н.Н. Марфенина, С.А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2011. С. 28-60.
27. Иноземцев В.Л. Будущее России - в новой индустриализации // Экономист. 2010. № 11. С. 3-15.
28. Касимов Н.С., Мазуров Ю.Л., Тикунов В.С. Концепция устойчивого развития: восприятие в России // Вестник Российской академии наук. 2004. Т. 74. № 1. С. 28-36.
29. КозловаЛ.С., Садовская Т.Д. Государственный контроль и надзор в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Тюмень, Изд-во ТюмГУ, 2009. 295 с.
30. Кушнир А.М., Кушнир А.А. Институциональные основы устойчивого развития экономики как фактор повышения международной конкурентоспособности / А.М. Кушнир, А.А. Кушнир // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 1-3. — С. 77-79.
31. Лукина А.В., Похвощев В.А. Эко-товары Влияние экологического фактора на потребителей и развитие сектора экологичных товаров // Экология и жизнь. - 2012. - № 11 (132) - С. 30-34.
32. Максимов Ю.М., Митяков С.Н., Митаков Е.С. Система показателей устойчивого развития региона // Экономика региона. 2011. № 2. С. 226-231.
33. Милосердов В.В., Милосердов К.В. Производственные ресурсы и факторы экономического роста // АПК: регионы России. — 2012. — № 4. — С. 1-8.
34. Мюррей Р. Цель - Zero Waste: Пер. с англ. М.: ОМННО «Совет Гринпис», 2004. 232 с.
35. Научные труды Вольного экономического общества. - 2012.- Т. 160, № 4. - 332 с.
36. Ноздрачев А.Ф. Правовое регулирование государственного контроля: монография. М.: Анкил, Институт зак-ва и сравнит. правовед. при Правительстве Российской Федерации, 2012. 480 с.
37. Пахомова Н.В., Рихтер К.К., Малышков Г.Б. Структурные преобразования в условиях формирования «зеленой» экономики: вызовы для российского государства и бизнеса // Проблемы современной экономики. —
2012. — №3 (43). — С.7-16.
38. Пискулова Н. Развитие мировой экономики: экологический вектор // МэиМО. 2010. № 12. С. 28-37.
39. Порфирьев Б.Н., Соколов В.И., Виноградова А.Е. Управление природоохранной деятельностью и меры по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов в зарубежных странах // ИНТ: Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов. — М., 1990. Т.26. — С.36.
40. Порфирьев, Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия (эколого-экономические очерки) / под ред. В. В. Ивантера. - М. : Анкил, 2011. - 352 с.
41. Рачинская К.И. Экономические инструменты организации рационального природопользования // Актуальные проблемы экологии и природопользования: сб. науч. тр. Вып. 13. М., 2011. С. 319-323.
42. Скобелева Л. А., Храмцов Д.Ю., Гильманова Э.М. Экологический и технологический надзор. Практика осуществления. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. 320 с.
43. Трутнев Ю.П. Реформирование законодательства в сфере охраны окружающей среды Российской Федерации // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2010. № 3. С. 55-56.
44. Чененова Р.И., Володарский Е.Б. Эколого-структурная
реконструкция региональной промышленной системы в условиях перехода к устойчивому развитию / РАН Урал, отделение. Ин-т экономики. — Екатеринбург, 1997. — С. 18.
45. Перспективы развития "зелёной" экономики: вызовы для России: сб. докл. / под ред. канд. геол.-минер. наук И. В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2011. -120 с.
46. «Риа Новости» [Электронный ресурс], - режим доступа: https://ria.ru, свободный - (дата обращения: 12.02.2019).
47. Глобальный «зеленый» новый курс [Электронный ресурс], - режим
доступа: http://www.unepcom.ru/images/greeneconomy/greennewdeal.pdf,
свободный - (дата обращения: 03.02.2019).
48. Глобальный индекс инноваций [Электронный ресурс], - режим доступа: https://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4330, свободный - (дата обращения: 19.01.2019).
49. Государственное управление природопользованием и охраной
окружающей среды: принципы и структура органов государственного
управления [Электронный ресурс], - режим доступа: https://studfiles.net/preview/5837486/page:9/, свободный - (дата обращения:
03.10.2018) .
50. Декларация о внедрении принципов "зеленой" экономики в России
[Электронный ресурс], - режим доступа: http://e. 120-
bal.ru/geografiya/16054/index.html?page=3, свободный - (дата обращения:
03.11.2018) .
51. Доклад Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Рио - деЖанейро, 3-14 июня 1992 г. Т.2. Отчет о работе Конференции.- Нью-Йорк, 1993. С. 19, 31, 40-60, 64, 71.
52. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. ПРООН, 2011.
53. Доклад ЮНЕП "Навстречу "зеленой" экономике [Электронный ресурс], - режим доступа: http://old.ecocongress.info/5_congr/docs/doklad.pdf, свободный - (дата обращения: 03.10.2018).
54. Индекс адаптированных чистых сбережений [Электронный ресурс],
- режим доступа: https://ecostandardgroup.ru/about/korporativnaya-
otvetstvennost/ratmg/ЛМесто_России_в_глобальных.Н.Н_Алексеева.pdf, свободный - (дата обращения: 20.03.2019).
55. Индекс экологической эффективности [Электронный ресурс], -
режим доступа:
https://ra.wikipedia.org/wiki/Индекс_экологической_эффективности#rite_note -1, свободный - (дата обращения: 20.03.2019).
56. Перспективы развития "зелёной" экономики: вызовы для России: сб. докл. / под ред. канд. геол.-минер. наук И. В. Прокофьева; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2011. -120 с.
57. Понятие и принципы «Зеленой» экономики [Электронный ресурс], -
режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-printsipy-zelenoy-
ekonomiki, свободный - (дата обращения: 03.10.2018).
58. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика
[Электронный ресурс], - режим доступа:
https://www.ranepa.ru/docs/Nauka_Konsalting/strategia-2020_kniga-1.pdf, свободный - (дата обращения: 03.03.2019).
59. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс], - режим доступа: http://www.gks.ru, свободный - (дата обращения:
03.04.2019) .
60. Экономическое регулирование в области охраны окружающей
среды [Электронный ресурс], - режим доступа:
https://studbooks.net/988040/ekologiya/ekonomicheskoe_regulirovanie_oblasti_ohra ny_okruzhayuschey_sredy_plata_zemlyu, свободный - (дата обращения:
03.04.2019) .
61. Global Green Economy Index [Электронный ресурс], - режим
доступа: https://dualcitizeninc.com/global-green-economy-index/, свободный -
(дата обращения: 20.03.2019).