Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДИКТОРОВ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
АППАРАТА 4
1.1 Понятие адаптации и адаптивного поведения в психологии 4
1.2 Характеристика дошкольников с нарушениями функций опорно -
двигательного аппарата 12
1.3 Специфика процесса социализации и адаптации у дошкольников с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата 18
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРЕДИКТОРОВ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 26
2.1 Методики и описание исследования 26
2.2 Описание и результаты констатирующего эксперимента 31
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список используемой литературы 50
Приложения
Актуальность. Адаптивное поведение - это ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе.
По мнению А.П. Лебедев и А.А. Реунова адаптивное поведение человека является фактором психологического здоровья человека.
С возрастом адаптивное поведение изменяется, а адаптация повышается - у ребенка уменьшается зависимость от ближайшего окружения и помощи близких.
Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, детском саду и, в целом, в социуме.
Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих, с одной стороны, оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка, а с другой стороны, определить связь между уровнями адаптации в различных сферах его жизнедеятельности.
Последнее представляется крайне важным, поскольку позволяет правильно выбрать цель коррекционного процесса.
Мишенью воздействия в таком случае становится не любой отсутствующий навык, а тот, формирование которого наилучшим образом скажется на поведении в целом.
В настоящее время проблемой изучения и обучения детей с нарушениями функций ОДА занимаются такие ученые, как И. И. Мамайчук,
О. Г. Приходько, Л. М. Шипицына и др.
Адаптация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (далее ОДА) является одной из социально - психологических проблем. Сформированность навыков адаптивного поведения и коммуникативного взаимодействия обеспечивает успешную адаптацию ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к новым социальным условиям.
Исследования И.П. Помещиковой, В.А. Друзя, А.И Клименко показали, что особенности психики и физиологии детей с особенностями развития могут привести к снижению способности к адаптации, таким образом, усложняя возможности социализации и жизни в обществе. Выделяют так же особенности в личности у ребенка с нарушением ОДА, которые препятствуют его социальному развитию.
Таким образом, изучение предикторов адаптивного поведения является актуальным. Его успешное развитие, является условием благополучного развития в жизни общества и в становлении личности ребенка.
Цель исследования - изучение предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - адаптивное поведение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - предикторы адаптивного поведения детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что предикторы
адаптивного поведения дошкольников с нарушениями функций ОДА взаимосвязаны с уровнем самооценки.
Задачи исследования:
1. Теоретический обзор подходов изучения адаптивного поведения у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Выявить уровень адаптивного поведения дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
З.Определить уровень самооценки дошкольников с нарушениями функций ОДА.
4. Выявить взаимосвязь между уровнем развития самооценки и общей адаптивностью у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
методика «Лесенка» В.Г. Щур; метод комплексной оценки адаптивного поведения - Шкала Вайленда.
3. Методы статистической обработки данных.
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут быть использованы педагогами групп ДОУ компенсирующей направленности при планировании воспитательно-образовательной работы с детьми.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Явление социально-психологической адаптации понимается, как сложный процесс, где высшей ступенью является не взаимное приспособление и уравновешивание индивида и среды, а объединение их в новой системе более высокого уровня организации.
Изучение процесса формирования адаптивного поведения тесно связано с представлениями об эмоциональной напряженности и стрессе, которые обеспечивают личности достаточную подготовку к действиям в новой и «кризисной» ситуации. В данном контексте в качестве регулятора адаптивного поведения можно выделить эмоциональную устойчивость как показатель дисциплинированности и уровня сформированности нравственной воспитанности.
Адаптивное поведение человека является фактором психологического здоровья человека. Неумение справляться с интенсивным потоком стрессов снижает уверенность в себе, ресурсы здоровья, социальную успешность и адаптацию.
Адаптация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата является одной из социально - психологических проблем. Сформированность навыков адаптивного поведения и коммуникативного взаимодействия обеспечивает успешную адаптацию ребенка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к новым социальным условиям.
Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что любая физическая неполноценность оказывает негативное влияние на формирование личности ребёнка, изменяя социальную ситуацию развития, нарушая структуру интериндивидуальных социальных связей, искажая интериндивидуальную структуру психических свойств и качеств больного.
Формирование самооценки у детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата имеет ряд особенностей по сравнению с детьми в норме. Прежде всего, такие дети имеют тяжелые поражения опорнодвигательного аппарата, что значительно осложняет реализацию двигательных функций, многие дети, в силу заболевания, с трудом научаются ползать, сидеть, ходить, прыгать и т.д. А ведь именно во время выполнения этих движений ребенок начинает осознавать, «кто он есть?» в действительности. Помимо этого, любой физический недостаток оказывает влияние на взаимоотношения с окружающими людьми.
Связь самооценки с адаптивным поведением дошкольника можно назвать существенной: чем ниже самооценка, тем меньшей степенью уверенности и повышенной стереотипностью поведения в различных ситуациях обладает человек.
Проведя исследование, мы доказали значимость взаимосвязи уровня самооценки с предикторами адаптивного поведения, таким образом, между субшкалой «уровень самооценки», «коммуникация», «социализация», «повседневные житейские навыки» и «моторные навыки» устанавливается сильная взаимосвязь ( p = 0.636 - 0.721). Это говорит о том, что уровень самооценки оказывает статистически значимое влияние на адаптивное поведение дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
В этой связи становится очевидной необходимость специальных усилий, направленных на коррекцию неадекватной самооценки личности с целью повышения эффективности её адаптивного поведения.
Для эффективного и успешного формирования самооценки дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо создать благоприятные условия.
Первым условием является стиль взаимодействия учителя с детьми. Реализовывая личностно - ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы, рекомендуется основываться на том, что каждый ребенок уникален, поэтому главной задачей коррекционной деятельности становится формирование самооценочной идентичности, создание условий развития личностного потенциала дошкольника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Действенным педагогическим условием развития навыков самооценки в младшем возрасте является включение воспитанников в различные ситуации выбора деятельности, способов её исполнения, развитие умения детей обращаться за помощью к сверстникам и оказывать им поддержку в момент необходимости. Сопровождение учителями самостоятельной деятельности воспитанников на основе выбора происходит в вовлечении воспитанников в актуальное для них творчество, и оказания помощи при оценке результата, учитывая способности и потребности каждого ребенка, осмысление детьми личной самооценки собственных действий и поступков.
Вторым, условием успешного формирования здоровой самооценки у дошкольников является стили взаимодействия (воспитания) родителей с детьми. В случае отсутствия у родителей чуткого принятия способностей своего ребёнка, не желание признавать его интересы и мнение, не умение радоваться успехам своего чада приводит к дисбалансу личности растущего ребенка. Поэтому при формировании самооценочных умений ребенка, необходимо проводить индивидуальную профилактическую и
просветительскую работу с родителями воспитанников.
Учителя должны оказывать помощь в воспитании ребенка и информировать родителей о проявляющихся тех или иных способностях, а также рекомендовать посещение специалистов узкой направленности (психолог, логопед, дефектолог, физиолог, ортопед, хирург) в случае необходимости. А также призывать родителей к внутрисемейному развитию у детей чувств собственного достоинства, уверенности в своих способностях (особенно для детей с низкой самооценкой), в своих делах.
Третьим условием успешного формирования здоровой самооценочной позиции у дошкольников является, условия в классе, которые будут побуждать воспитанников к исследованию личных интересов и
способностей, демонстрации инициативы и предмета творчества.
Самостоятельное творчество воспитанников, организованное в коррекционной, учебной и во внеурочной деятельности предоставляет
возможность для выбора вида деятельности, ресурсов, партнёров по деятельности, рассматривается как условие и средство развития у них навыков самооценки.
Таким образом, учитывая особенности адаптивного поведения у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, основными направлениями работы в такой период должны являться: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения; организация поведения детей.
1. Аксенова Г.И. Проблема адаптации личности в отечественной психологии [Текст] / Г.И. Аксенова, П.Ю. Аксенова// Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 4. - С. 28-36.
2. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высших. пед. учебн. заведений.; Под. Ред. Н.М.Назаровой // 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001
3. Бабаева Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др.; Под ред. Н.С. Лейтеса. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
4. Божевольнов Г.Ю. Адаптивное и дезадаптивное поведение как феномены психологической науки [Текст] /Г.Ю. Божевольнов// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. - 2013. - № 1. - С. 81 - 88.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] /Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.
6. Бочарова Е.Е. О субъективном благополучии личности в аспекте социально-психологической адаптации [Текст] / Е.Е. Бочарова// Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2009. - № 2. - С. 16 - 22.
7. Бусыгина А.Л. Исследование социальных и
нейропсихологических показателей адаптации детей дошкольного возраста [Текст] / А.Л. Бусыгина, И.В. Архипова, Т.А.
Фирсова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -
2016. - № 4 (17). - С. 300 - 309.
8. Васильева, В.С.Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в условиях
инклюзивного образования [Текст]: учеб. пособие / В.С. Васильева,
В.Н. Рязанова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. -149 с.
9. Вассерман, Л.И. О системном подходе в оценке психической адаптации [Текст] / Л.И. Вассерман, М.А. Беребин, Н.И. Косенков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева.
1994. - № 3. -С. 16-25.
10. Волобуева Н.А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения [Текст] / Н.А. Волобуева, Т.В. Климова, В.М. Ширшова// Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5. - С. 14 - 19.
11. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
12. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. - М.: Просвещение, 1995. - 525 с.
13. Друзь В. А., Клименко А. И., Помещикова И. П. Социальная адаптация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами физического воспитания [Текст] // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 1.
14. Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст]/ Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2015. - 288 с.
15. Коробкова М.А. Психология адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст ]// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психология. 2010. № 2. с. 101-105.
16. Коростелева Н.А. Сущностные характеристики личностного развития и самооценки детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Коростелева, В.В. Бондаренко, В.В. Постнова// Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2015. - С. 113 -
17. Лазарева Е.Ю. Система многоуровневой адаптации личности при болезни [Текст] / Е.Ю. Лазарева, Е.Л. Николаев// Вестник психиатрии и психологии Чувашии. - 2012. - № 8. - С. 93 - 104.
18. Лебедев А.П. Психологическое здоровье и защитно-совладающее поведение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.П. Лебедев, А.А. Реунова// Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы VI Всероссийской конференции с международным участием. - 2016. - С. 164 - 169
19. Магомедова Е.Р. Навыки адаптивного поведения как условие нравственного воспитания [Текст] / Е.Р. Магомедова// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 65 - 70.
20. Магомедова Е.Э. Педагогические регуляторы адаптивного поведения личности [Текст] / Е.Э. Магомедова// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2014. - 2 (27). - С. 49 - 54.
21. Магомедова Е.Э. Психологические особенности формирования установок адаптивного поведения [Текст] / Е.Э. Магомедова, М.Б. Алиева// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2014. - № 3. - С. 78 - 82.
22. Макарова Н.Г. Социализация личности и ее адаптация в современном обществе [Текст] / Н.Г. Макарова// Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2013. - № 1. - С. 79 - 84.
23. Малкина-Пых И. Г. Стратегии поведения при стрессе // Московский психологический журнал. - 2004. - № 12.
24. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
25. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим
нагрузкам [Текст] / Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова. - М.: Медицина, 1988 г.
26. Международный образовательный портал [Электронный ресурс] / Жучкова, А. Категория ОВЗ и их краткая характеристика Электрон, дан. - М.: Меж. образ. Портал, 2015.- Режим доступа: , свободный. - Загл. С экрана. - Яз. рус., англ.
27. Мельникова Н.Н. Классификация стратегий адаптивного поведения[Текст] / Н.Н. Мельникова// Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: сборник научных трудов под ред. Н. А. Батурина. - Челябинск: ЮУрГУ, 2001 - Т.3. - С. 16-29.
28. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст]/ А.А. Налчаджян. - Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.
29. Посохова С.Т. Индивидуальные стратегии личностной адаптации [Текст] // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / под ред. Л. Г. Дикой, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.
30. Приходько, О.Г. Раняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации. Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2008. -208с.
31. Рожков О.П. Различные подходы к проблеме социальной
адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / О.П. Рожков// Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 4. -
С. 60 - 71.
32. Рожков О.П. Различные подходы к проблеме социальной
адаптации личности в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / О.П. Рожков// Мир образования - образование в мире. - 2013. - № 4. - С. 60 - 71.