Формирование познавательной самостоятельности студентов Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский агропромышленный колледж»
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО 7
1.1 Сущность познавательной самостоятельности студентов СПО 7
1.2 Методы активизации познавательной самостоятельности студентов СПО 14
1.3 Уровни сформированности познавательной самостоятельности студентов СПО 24
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГАПОУ «НК АПК» 30
2.1 Краткая характеристика ГАПОУ «НК АПК» 30
2.2 Оценка уровня познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК» 36
2.3 Проблемы формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК» 42
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ГАПОУ «НК АПК» 47
3.1 Предложения по совершенствованию формирования познавательной
самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК» 47
3.2 Педагогическая эффективность рекомендаций по совершенствованию
формирования познавательной самостоятельности студентов в ГАПОУ «НК АПК» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ
На современном этапе развития образования характерен интенсивный поиском методологических, теоретических и методических основ повышения его эффективности и качества, адекватного уровню и интенсивности развития общества.
Актуальность исследования состоит в том, что современное общество не функционирует полноценно без сознательной познавательной самостоятельности человека, являющейся одним из важнейших источников и социального, и научно-технического прогресса, который осуществляется за счет увеличения интенсивности труда, рационализаторства, научных прогнозов, разработок и др. Сегодня происходит резкое увеличение объема информации, по этой причине становится важным научить человека самостоятельно разбираться и ориентироваться в информационных потоках, эффективно использовать информационные ресурсы, ранжировать и вычленять необходимые элементы информационных систем. Также имеет важность развитие способностей самостоятельно пополнять знания и творчески подходить к их использованию.
Проблеме Формирования и развития познавательной самостоятельности (равно как и воспитанию и развитию самостоятельности в целом) уделено в истории педагогической мысли много внимания. К данной проблеме под тем или иным углом зрения в свое время обращались М. Монтень, Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой и другие.
Формирование и развитие познавательной самостоятельности неоднократно рассматривалось множеством дидактов и психологов современности. Аспекты организации познавательной деятельности, активизации процесса учения, формирования и развития познавательных интересов как основы познавательной самостоятельности исследовались в работах педагогов: И. Я. Лернера, П. И. Пидкасистого, Т. И. Шамовой, Г. И. Щукиной и других; психологов: Д. Н. Богоявленской, Л. И. Божович, П. Я. Гальперина, Т. В. Кудрявцева, Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и других. Проблема формирования и развития познавательной самостоятельности поднимается в трудах А. К. Громцевой, Н. А. Половниковой, Л. П. Аристова, В. И. Смирнова и других дидактов.
Однако, невзирая на основательные исследования многих авторов в данном вопросе, в условиях педагогической практики мы видим, что на сегодняшний эффективность работы педагогов СПО по развитию познавательной самостоятельности студентов достаточно низка, и, как следствие, низок уровень стремления к самостоятельному познанию у студентов.
Объектом исследования является Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Нижнекамский агропромышленный колледж» (ГАПОУ «НК АПК»).
Предметом исследования выступает содержание и технологии формирования познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе ГАПОУ «НК АПК».
Гипотеза исследования - развитие познавательной самостоятельности студентов будет эффективным при создании определенных педагогических условий.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие формирование познавательной самостоятельности студентов в образовательном процессе колледжа.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы познавательной самостоятельности
студентов среднего профессионального обучения (СПО);
- провести анализ формирования познавательной самостоятельности
студентов ГАПОУ «НК АПК»;
- выявить проблемы формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК»;
- разработать рекомендации по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК».
Решение поставленных задач основывается на изучении таких источников информации, как научная литература, аналитические обзоры, результаты тестирования, нормативные документы ГАПОУ «НК АПК».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК».
Основными методами исследования явились анализ и синтез научной и психолого-педагогической литературы, логический и диалектики, психолого-педагогические методы.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в сборниках в I международной очно-заочной научно-практической конференции «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого - в современность» с публикацией в РИНЦ; в IX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников и приложений.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования.
В первой главе подробно описаны теоретические аспекты познавательной самостоятельности: раскрыта сущность понятия «познавательная самостоятельность», рассмотрены методы активизации познавательной самостоятельности студентов, перечислены уровни сформированное™ познавательной самостоятельности студентов СПО.
Вторая глава посвящена анализу формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК, произведена оценка уровня познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК», выявлены проблемы формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК».
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК», обоснована педагогическая эффективность рекомендаций по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Актуальность исследования формирования познавательной самостоятельности студентов СПО продиктована в требованиях ФГОС нового поколения, в которых установлены задачи и ориентиры обновления образования: преимущественно личностное развитие обучаемых;
способствовать максимальному развитию способностей каждого студента; подготовка личности к самостоятельному проектированию своего развития; формировать в студентах творчество, внутреннюю свободу, способность принимать решения самостоятельно и нести ответственность за то, что происходит с ним, в окружающем его мире в силу своих возможностей. К числу важнейших критериев эффективности образования причислены не только учебно-социальные критерии (качество знаний, подготовленность к участию в сфере производства), но и социально-личностные
(подготовленность к самостоятельному познанию, саморазвитию и творческой самореализации). Так познавательная самостоятельность студентов выступает как ключевой фактор в процессе обучения.
В результате проведенной работы нами была проанализирована литература по теме развития познавательной самостоятельности и родственной тематике с целью выявления структуры исследуемого качества личности.
Под сущностью познавательной самостоятельности мы обусловились понимать такое качество личности, которое включает в себя единую систему направленности, способностей и умений студента вести познавательную деятельность своими силами, в частности, овладевать общеучебными и специальными знаниями без помощи других, умениями и навыками с целью решения задач, значимых для студента как члена общества.
Анализ научных трудов позволил установить три компонента познавательной самостоятельности: мотивационный, волевой и содержательно-операционный.
В качестве исследуемой, была взята группа 115, которая обучается в ГАПОУ «НК АПК» по специальности 09.02.03 Программирование вкомпьютерных системах. Группа довольно активна, в основном, в коллективе преобладают положительные эмоции.
Данные, полученные в результате исследования группы позволяют сделать вывод, что познавательная самостоятельность студентов, развитие которой обусловлено в первую очередь педагогическими воздействиями, в настоящее время в колледже не получает достаточного внимания ни в содержании, ни в методах и формах преподавания.
В ходе работы по определению состояния сформированности уровней познавательной самостоятельности студентов установлено, что в группе преобладает средний и низкий уровень познавательной потребности, характер и воля студентов являются достаточно твердыми, а их поступки чаще реалистичны и взвешены, уровень содержательно-операционного компонента большинства студентов высок.
На основе проведенного анализа намечены пути по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК»:
1. Проблему слабой технической укомплектованности предлагаем решить оснащением аудитории ГАПОУ «НК АПК» проекторами, т. к. это даст возможность преподавателям применять в обучении нетрадиционные формы проведения занятий, одновременно обеспечивая не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
2. Проблему отсутствие курсов повышения квалификации преподавателей по формированию познавательной самостоятельности студентов можно решить путем внедрения данных курсов в ГАПОУ «НК АПК», которые расширят профессиональное мастерство преподавателей, а освоенные ими современные методики дадут возможность им работать эффективнее в области формирования познавательной самостоятельности студентов.
3. Проблему низкой мотивации студентов предлагается решить путем использования преподавателям ГАПОУ «НК АПК» активных и интерактивных методов активизации познавательной самостоятельности студентов, проводя занятия в нестандартных формах, к примеру: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловые и ролевые игры; case-study; мастер класс; бинарная лекция; брифинг; вебинар; дебаты; диспут; коучинг; BarCamp.
Данные нами рекомендации были применены на практике. Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов ГАПОУ «НК АПК» были приведены фрагменты семинарских занятий по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности» с применением активных и интерактивных методов активизации познавательной самостоятельности - деловая игра, BarCamp.
Сравнительный анализ показал, применение активных и интерактивных методов активизации познавательной самостоятельности повысило общую успеваемость и качество знаний студентов по предмету, уровень познавательной самостоятельности студентов группы 115 ГАПОУ «НК АПК» повысился, так как студенты занимались исследовательской деятельностью при подготовке к семинарским занятиям.
Таким образом, на основании сравнительного анализа результатов реализации предложений по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов группы 115 ГАПОУ «НК АПК» можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию формирования познавательной самостоятельности студентов с использованием активных и интерактивных методов активизации познавательной самостоятельности студентов была обоснована.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2018) // «Российская
газета», 31.12.2012.
2. Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2014 N 33733).
3. Рабочая программа учебной дисциплины ОП 17 «Основы
предпринимательской деятельности» по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах // Организация- разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Нижнекамский агропромышленный колледж», 1.09.2016.
4. Устав ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж», 2016 г.
2. Научная и учебная литература
5. Абрамова Г. С. Формирование интереса к учению как деятельности. - М.: Педагогика, 2013. - 192 с.
6. Азимова Н. С. Познавательная самостоятельность студентов // Вестник ТГУПБП. - 2015. - №3. - С. 51-56.
7. Алдушонков В. Н. Влияние компьютерных технологий обучения на формирование познавательной самостоятельности студентов: дис., канд. пед. наук: 13.00.08. - Брянск, 2015. - 191 с.
8. Андреева Ю. В. Педагогическая поддержка мотивации студентов на профессиональное саморазвитие.: дис., д-р. пед. наук: 13.00.01. - Казань,
2013. - 279 с.
9. Афанаскина М. С. Познавательная деятельность студентов // Специалист. - 2016. - №5. - С. 12-13.
10. Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления познавательной самостоятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис. ... д-р пед. наук - М., 2013. - 497 с.
11. Бабина Н. Ф. Технология: методика обучения и воспитания. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 328 с.
12. Богоявленская А. Е. Развитие познавательной самостоятельности студентов: Монография / А. Е. Богоявленская. - Тверь, 2014. - 160 с.
13. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 144 с.
14. Вишневская Л. П. Критерии педагогической эффективности личностно ориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. -
2014. - №11. - С. 120-121.
15. Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения. - М.: Знание, 2013. - 316 с.
16. Горбунова А. И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся. - СПб.: Знание, 2013. - №3 изд. - 197 с.
17. Данилов М. А. Теоретические основы обучения и проблема воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань: КГПИ, 2013. - 263 с.
18. Дорошкевич A. M. Проблема совершенствования познавательной деятельности студентов. - М.: Просвещение, 2016. - 351 с.
19. Дмитриева М. И. Мотивы познавательной деятельности студентов. - Каунас: Типография имени К. Пожелы, 2014. - 248 с.
20. Ерошина В. И. Педагогические условия совершенствования
методической работы по реализации общего профессионального образования. - М.: Просвещение, 2016. - 267 с.
21. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Наука, 2013. - 239 с.
22. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. - М.: Просвещение, 2015. - 205 с.
23. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
24. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество преподавателя - М.:Педагогика, 2014. - 160 с.
25. Калашникова И. В. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения: дис., канд. пед. наук: 13.00.08. - Барнаул, 2015. - 173 с.
26. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей - СПб.: КАРО, 2016. - 368 с.
27. Костылева Э. С. Использование индивидуальных и коллективных заданий текста для активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник ЧелГУ. - 2013. - №1. - С. 69-74.
28. Лазарева И. А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. - 2015. - № 3. - С.52-60.
29. Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. - М.: Наука, 2014. - 278 с.
30. Лернер И. Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся. - М.: Педагогика, 2013. - №4 - 347 с.
31. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 2013. - 192 с.
32. Малышева О. С., Латыпова Э. Р., Маджуга А. Г. Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе формирования межкультурной компетенции в условиях двухуровневой подготовки // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 5-3. - с. 575-579;
33. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2 : Теория воспитания. - М.: Академия, 2014. - 192 с.
34. Немов Р. С. Психология. Учеб.для студ.высш.пед.учеб. заведений. - М.: Просвещение, 2014. - №2 - 496 с.
35. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы
профессионально-педагогической деятельности. - М.: Мастерство, 2014. - 288 с.
36. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - 4 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 176 с.
37. Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - 3 изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 368 с.
38. Пастюк О. В. Психология и педагогика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
39. Петров Ю. А. Теория познания: научно-практическое значение. - М.: Мысль, 2013. - 144 с.
40. Петунин О. В. Управление активизацией познавательной
самостоятельности студентов вуза // Управление образованием: теория и практика. - 2015. - №3. - С. 27-32.
41. Пидкасистый П. И., Фридман Л. М., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.:
Педагогическое общество России, 2015. - 354 с.
42. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 2016. - 326 с.
43. Половникова Н. А. Система и диалектика воспитания познавательной самостоятельности студентов / Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 2015. - С.45-61.
44. Рабаданова А. А. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема // VIII Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение: теория, методика и практика». - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 21-23.
45. Садыкова О. И. Педагогические условия развития познавательной самостоятельности студентов технического вуза: дис., канд. пед. наук: Тула, 2013. - 194 с.
46. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2013. - 256 с.
47. Смолкин А. М. Активные методы обучения. - М.: Просвещение, 2014. - 305 с.
48. Столяренко А. М. Общая педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 479 с.
49. Сухова Л. В., Молько В. Г. Развитие познавательной самостоятельности в профессиональной подготовке будущих специалистов // Известия ВГПУ. - 2015. - №6. - С. 47-51.
50. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во МГУ. - 2013. - 344 с.
51. Торосян В. Ф., Полицинский Е. В., Соколова С. В Критерии и показатели оценки познавательной самостоятельности студентов технического вуза // ГИАБ. - 2016. - №52. - С. 439-448.
52. Хвесеня Н. П., Сакович М. В. Методика преподавания экономических дисциплин. - Минск: БГУ, 2014. - 116 с.
53. Чернова Г. В., Денисов Е. Н. Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении // Педагогические науки. - Оренбург: Оренбургский государственный медицинский университет, 2017. - С. 256-261.
54. Шаламова Н. А. Дидактические условия активизации познавательной самостоятельности студентов: Автореф. дис. к.п.н. / Уральская гос. академия физ. культуры. - Челябинск, 2013. - 170с.
55. Шамова Т. И. Формирование познавательной самостоятельности учащихся в процессе усвоения системы ведущих знаний и способов деятельности. - М.: Наука, 2015. - 415 с.
56. Шамонин Е. А. Характеристика понятия «познавательная
самостоятельность студентов педвуза» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2014. - №125. - С. 261-266.
57. Шарапова Т. В. Основы предпринимательской деятельности. Учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2018. - 210 с.
58. Шепель Э. В., Сенатор С. С. Пути и формы активизации познавательной самостоятельности студентов // Педагогика и психология образования. - 2013. - №1. - С. 69-74.
59. Шишмаренкова Г. Я. Теория и практика формирования познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе изучения гуманитарных дисциплин: дис. ... д-р. пед. наук: 13.00.01. - Челябинск, 2013. - 254 с.
60. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 2014.- №3 - 160 с.
61. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся - М.: Педагогика, 2013. - 208 с.
3. Электронные ресурсы
62. Ильюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. - Режим доступа: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc
63. О колледже // Электронное образование в РТ. - Режим доступа:
https://edu.tatar.ru/nkamsk/org6217(дата обращения: 08.01.2018г.).
64. Образовательные программы // Нижнекамский агропромышленный колледж URL: http://apkcollege.com/(дата обращения: 10.01.2018г.).
65. VIDEOUROKI.NET. - Режим доступа: https://videouroki.net/blog/(Дата обращения: 19.12.2017г.).