Формирование имиджа образовательной организации (на примере Факультета среднего профессионального образования Елабужского филиала частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и значение имиджа образовательной организации 6
1.2. Этапы и принципы формирования имиджа образовательной организации 11
1.3. Формирование положительного имиджа образовательной организации 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМИДЖА ФСПО ЕЛАБУЖСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «ИСГЗ» 26
2.1. Общая характеристика деятельности Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» 26
2.2. Анализ формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» 33
2.3. Оценка эффективности формирования имиджа Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» 41
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ФСПО ЕЛАБУЖСКОГО ФИЛИАЛА ЧОУ ВО «ИСГЗ» 49
3.1. Рекомендации по повышению формирования имиджа ФСПО
Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» 49
3.2. Реализация мероприятий по повышению имиджа ФСПО
Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность рассматриваемой темы заключается в следующем.
Получение образования является основой для дальнейшей жизни, социальной ориентации, карьерного роста, формирования системы ценностей, самовыражения каждого человека в определенной сфере, поэтому функцию высшего учебного заведения трудно переоценить.
Перед вузом стоит трудная задача привлечения наиболее самостоятельных и талантливых студентов, и одним из эффективных способов привлечения таких студентов является создание привлекательного имиджа. Выпускники университета будут транслировать ценности образовательного учреждения во внешнюю среду, а также выступать объектами исследования относительно подготовленности по теоретическим и практическим вопросам, что и свидетельствует о качестве полученного образования.
Именно поэтому вузу как институту образования имидж необходим. Имидж должен быть естественным, отражающим всю сущность положительной происходящей работы в вузе, а также его развития.
Имидж учебного заведения во многом определяет позитивную ориентацию молодежи на получение профессионального образования в конкретном учреждении. Для формирования положительного имиджа на современном рынке образовательных услуг учебному заведению необходимо выявить свои слабые и сильные позиции для определения приоритетов и стра¬тегии дальнейшей работы.
Для успешного ведения образовательного процесса учебные заведения должны своевременно и адекватно реагировать на требование времени. Это может проявляться в изменениях содержания образования, в предложении каких-либо дополнительных услуг, курсов, в обновлении материально-технической базы в соответствии современным условиям, формировании новых, более конструктивных отношений с потенциальными работодателями, создание региональных центров, высокий уровень квалификации 3
педагогических работников, грамотное управление образовательным учреждением и др. От этого во многом зависит имидж образовательного учреждения и его будущее
Таким образом, изучение имиджа образовательного учреждения особенно важно и актуально на сегодняшний день, когда возрастают требования к качеству образования и к системе образования в целом.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование процесса формирования имиджа образовательного учреждения.
Для достижения цели необходимо поставить и решить ряд задач:
1. Рассмотреть теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения.
2. Провести анализ и дать оценку эффективности формирования имиджа Факультета среднего профессионального образования Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» филиал г. Елабуга.
3. Определить основные направления по совершенствованию формирования имиджа Факультета среднего профессионального образования Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» филиал г. Елабуга.
Объект исследования - Факультет среднего профессионального образования ЧОУ ВО «ИСГЗ» г. Елабуга (ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ»).
Предмет исследования - формирования имиджа образовательного учреждения.
Методы исследования: анализ научных исследований и разработок, специальные методы статистического и экономического анализа, экспериментальный метод, социологические исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в углубленном исследовании, анализе и оценке формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ», что делает возможным использование изложенного материала при изучении данной темы и в практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе раскрыты теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения. В данной главе рассмотрены: понятие и значение имиджа образовательного учреждения; этапы и принципы формирования имиджа образовательного учреждения; особенности формирования положительного имиджа образовательного учреждения.
Во второй главе проведен анализ и дана оценка эффективности формирования имиджа Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ». В данной главе изложена общая характеристика деятельности Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ», проведен анализ имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» и дана оценка эффективности формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
В третьей главе определены основные направлении по повышению формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ». В данной главе даны рекомендации по формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» и разработаны мероприятия по повышению имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
В процессе написания выпускной квалификационной работы была исследована научная и учебная литература в области формирования имиджа образовательного учреждения. Более подробно данный вопрос рассматривается в трудах следующих авторов: Дагаева Е.А., Даниленко Л.В., Добрякова А., Моисеева Н.К., Панасюк А.Ю., Перелыгина Е. Б., Пискунов М.С., Томилова М.В., Федосеева И.В., Фролов В.А. и др.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.
Имидж образовательного учреждения - это репутация, привлекательность и доверие со стороны общества.
Под имиджем образовательного учреждения можно понимать устойчивое, эмоционально окрашенное мнение о нем группы людей на основе сложившегося у них образа данного учреждения, причем мнение это возникло либо вследствие прямого контакта, либо на основе информации, полученной из других источников.
Позитивный и устойчивый имидж образовательного учреждения сегодня можно рассматривать как важный современный компонент методического продукта и как дополнительный ресурс управления, ресурс развития образовательного учреждения.
Для того чтобы название образовательного учреждения стало брэндом, необходима тщательная работа с его имиджем.
Правильно сложившееся общественное отношение относительно имиджа образовательного учреждения надолго закрепляется в его сознании, потому что обществу проще воспринимать мир, какую - либо жизненную ситуацию других людей, а также университет сквозь призму подготовленных схем.
Учитывая психические характеристики, нужно стремиться, чтобы положительная информация об образовательном учреждении становилась позитивной, вкрапленной в сознание людей.
В условиях быстрых изменений во внешней среде, повышении требований государства к качеству среднего профессионального образования, сокращению численности выпускников школ и усилению конкуренции на рынке образовательных услуг значимым фактором реализации стратегии является управление имиджем образовательного учреждения.
Имидж может быть:
- действительным, то есть таким, какой он есть на самом деле;
- желаемым, то есть таким, какой хотелось бы иметь, и возможным, то есть таким, какой возможно было бы иметь при определенных обстоятельствах.
Это следует учитывать, так как сложившийся имидж может, как способствовать реализации амбициозных стратегических планов, так и мешать их выполнению.
Следует учесть, что функции, связанные с формированием и развитием имиджа, реализуются практически всеми элементами организационной структуры вуза: от ректората, деканатов, профессорско-преподавательского состава - до ученых секретарей кафедр, студентов, методистов, всех сотрудников образовательного учреждения.
Проблемы и тенденции, существующие в России в области высшего и среднего образования, указывают на необходимость разработки новых подходов, практик, методологии в обучении, в предоставлении образовательной услуги.
Кроме того, с развитием рыночной экономики формируется понятие конкурентоспособности образовательного учреждения как элемента социально-экономических отношений, которое проявляется и в качестве образовательной услуги и в способах позиционирования.
Работа над имиджем образовательного учреждения позволяет не только создать систему идентификации, но и является хорошим способом продвижения образовательных услуг, а значит, в рамках конкуренции повышения их качества.
Для формирования имиджа образовательного учреждения, руководство и педагогический состав должны знать:
- технологию формирования имиджа;
- особенности формирования репутации и имиджа;
- особенности процесса влияния на общественное мнение и на формирование репутации;
- каналы выхода на различные аудитории при формировании репутации:
СМИ, мероприятия и акции;
- сущность и содержание корпоративной культуры в образовательном учреждении, методы формирования корпоративной культуры;
- технологии создания имиджевых материалов.
Уметь:
- управлять имиджем и коммуникациями;
- формировать внутренний и внешний имидж образовательной программы и организации;
- применять технологии создания информационных поводов и их освещения;
- инициировать информационно - коммуникативные процессы;
- использовать в практической деятельности инструменты формирования и продвижения имиджа образовательной организации.
Владеть:
- навыками участия в информационно-коммуникативных процессах;
- навыками создания презентационных материалов;
- навыками поддержания формирования и поддержания имиджа.
Практические исследования проводились на примере деятельности ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ», который является структурным подразделением Частного образовательного учреждения высшего образования «Институт социальных и гуманитарных знаний» филиал г. Елабуга.
Елабужский филиал ЧОУ ВО «ИСГЗ» создан с целью обучения студентов по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования для удовлетворения потребности региона в высококвалифицированных рабочих и специалистах и является одним из ведущих образовательных учреждений в Татарстане, которое обеспечивает профессиональную подготовку специалистов.
В филиале студенты обучаются по следующим специальностям: юриспруденция; менеджмент; психология; государственное муниципальное управление; экономика; лингвистика; прикладная информатика.
В Елабужском филиале ЧОУ ВО «ИСГЗ» обучение осуществляется по очной и заочной форме.
Общая численность студентов ФСПО на конец исследуемого периода составила 278 человек.
Учебный процесс в Елабужском филиале ЧОУ ВО «ИСГЗ» носит систематический, грамотно организованный характер, который обоснован нормативно-правовой документацией всех уровней.
Образовательная деятельность Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Действующие учебные планы, их структура и содержание полностью соответствуют ФГОС ВПО, а также требуемой продолжительности обучения.
В Елабужском филиале ЧОУ ВО «ИСГЗ», для формирования положительного имиджа используются следующие подходы:
1. Производственно-экономический (проведение мероприятий, направленных на улучшение качества услуги, в том числе за счет повышения квалификации персонала).
2. Кадровый подход, который направлен на формирование внутреннего имиджа института (построение корпоративной культуры, выработка определенного стиля руководства, повышение лояльности сотрудников).
3. Клиентурный подход, который направлен на формирование связей с внешней средой Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» (развитие взаимоотношений с потребителями и партнерами (контрагентами).
4. Маркетинговый подход, который базируются на формировании имиджа продукта - образовательной услуги и визуального имиджа (нтернет, реклама, PR-кампании).
Чтобы провести анализ формирования имиджа Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ», был проведен анкетный опрос студентов ФСПО.
Опрос показал, что самым важным для студентов факультета ФСПО источником информации, из которых им стало известно про Елабужский филиал ЧОУ ВО «ИСГЗ», послужил «Интернет», информацияот знакомых.
Менее востребованными источниками оказались реклама в печатных изданиях и образовательные выставки, в том числе ярмарки профессий.
Наиболее предпочтительными характеристиками, повлиявшими на выбор студентами общеобразовательного учреждения определились: сложившийся позитивный имидж Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ», известность и престижность, возможность дальнейшего получения высшего образования в данном образовательном учреждении, возможность обучения по месту жительства.
Большая часть опрошенных студентов ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» считают, что организация образовательного процесса находится на высшем уровне.
В результате опроса было определено, что по уровню удовлетворенности самые большие расхождения наблюдаются в отношении возможности дальнейшего трудоустройства; наличия студенческой стипендии; наличия современного, высокотехнологического учебного оборудования; обустройство и дизайн внутренних помещений.
Самые высокие показатели удовлетворенности получили такие характеристики, как: профессионализм преподавательского состава; график обучения; организация научно-исследовательских мероприятиях; доступность оплаты за обучение.
В заключение опроса были определены основные предложения о мерах по повышению имиджа, поступившими от опрошенных студентов мерах, которыми стали: закупка новой компьютерной и оргтехники; внедрение современных программных технологий; модернизация или замена устаревшего учебного оборудования; улучшение обустройства и дизайна учебных классов; повышение студенческой стипендии.
Для оценки эффективности формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» был проведен анализ численности студентов за период 2015 - 2017 г.г., проанализированы показатели участия студентов в проводимых мероприятиях по разработке различных проектов и показатели заслуг педагогического состава.
В 2017 г. по всем дисциплинам определен значительный рост численности студентов ФСПО.
Студенты ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» имеют высокие показатели от участия в городских и республиканских конкурсах, связанных с разработкой проектов с использованием современного программного обеспечения, что оказывает положительное влияние на имидж образовательного учреждения.
Преподаватели ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» имеют звания «Заслуженный учитель Республики Татарстан», награждены различными государственными наградами и Почетными грамотами Министерства образования и науки Российской Федерации и Республики Татарстан.
Результаты проведенного анкетного опроса студентов ФСПО позволили определить основное направление по повышению процесса формирования имиджа Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» - реализация проекта «Повышение процесса формирования имиджа ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» на 2018 - 2019 годы.
Для реализации проекта ФСПО получены финансовые средства от учредителей института.
Наибольший затраты потребуются на приобретение дополнительного современного учебного инвентаря, приобретение программно-методического обеспечения, модернизацию и ремонт учебных помещений.
Реализация разработанного проекта значительно повысит эффективность образовательного процессе в ФСПО Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» и будет способствовать формированию его положительного имиджа.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года// Российская газета, № 237 от 25. 12., 1993 г.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 1, ст. 42, ст. 53.
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении
профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»// СПС КонсультантПлюс.
5. Приказ Министерства образования и науки РТ от 27 января 2014 года N 256/14 «О создании отраслевых ресурсных центров профессионального образования Республики Татарстан» // СПС КонсультантПлюс.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 № 295// СПС КонсультантПлюс.
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// СПС КонсультантПлюс.
II. Специальная литература:
8. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебник. - СПб: Питер, 2013.- 412 с.
9. Болдина М. А. Контекстный подход как базовый в выборе методов обучения специалиста нового типа// Социально-экономические явления и процессы, 2014, № 9. - С. 237 - 243.
10. Вильцан М.А. Социальная работа с молодёжью в современных
социокультурных условиях развития российского общества.// Политика, государство и право. — 2014.— №12. — URL: http://politika.snauka.ru.
11. Горячкова С.А. и др. Программа развития образовательного учреждения: учеб.-метод. пособие для слушателей курсов повышения квалификации. Архангельск: АО ИППК РО, 2014. - С. 100-132.
12. Дагаева Е.А. Структура имиджа высшего учебного заведения// PR в образовании. 2014, № 3, С. 84 - 90.
13. Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения: http: //www.marketologi .ru/lib/danilenko/mana_image.html.
14. Добрякова А. Имидж выпускника государственного вуза в структуре имиджа вуза //PR в образовании № 2, 2016, с. 111
15. Краткий словарь современных понятий и терминов.- 6-е изд., дораб. И доп./Н.Т. Бунимович, Г.Г. Жаркова, Т.М. Корнилова и др. Сост., общ.ред. В.А.Макаренко.- М.: Республика.- 2015.- 670 С.
16. Майер А.А. Сопровождение профессиональной успешности педагога . - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 126 с.
17. Морозов Ю.П. Управление технологическими нововведениями в условиях рыночных отношений. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2013. - 299 с.
18. Моисеева, Н. К. Маркетинг/ Н.К. Моисеева// Маркетинг и
конкурентоспособность образовательного учреждения. - 2015. - № 5. - С. 77-81.
19. Менеджмент и маркетинг в образовании: терминологический словарь - справочник /авт.-сост. Б.Ю. Пахомова, С.А. Горячкова, Л.И. Уварова, И.В. Федосеева.-Архангельск: АО ИППК РО, 2016. - 389 с.
20. Панасюк А.Ю., Формирование имиджа: стратегия,психотехнологии,
психотехники. 2-е изд., стер. - М.: Издательство "Омега-JT", 2008. -266 с.
21. .Перелыгина Е. Б., Психология имиджа: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 223 с.
22. Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России// PR в образовании. 2013, № 4, С. 104-105.
23. Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования /М.С. Пискунов //Мониторинг и стандарты в образовании. 2013, № 5, С.45-51.
24. Романовская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем/
Е.В. Змановская. - СПб., 2015. - С.141.
25. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров/ Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 с.
26. Томилова М.В. Модель имиджа организации/ М.В. Томилова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 1. - С.5-17.
27. Уварова Л.И. Менеджмент в образовании: учеб.-метод. пособие /авт. Л.И. Уварова.- Архангельск: АО ИИИК РО, 2013.- 119 с.
28. Федосеева И.В. Образовательный маркетинг: учеб.-метод. пособие /И.В. Федосеева. - Архангельск: АО ИИИК РО, 2012.- С. 67-74.
29. Фролов В.А. Средства PR в формировании позитивного имиджа образовательного учреждения / В.А. Фролов // PR в образовании. 2016, № 3, С.40-42.
30. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: научное издание. - М.: КноРус, 2014. - 397 с.
31.Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Инфра-М, 2015. - 381 с.
III. Текущая документация Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ»:
32. Устав Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
33. Коллективный договор Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
34. Отчет о деятельности Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ». за 2015 г.
35. Отчет о деятельности Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ». за 2016 г.г.
36. Отчет о деятельности Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ». за 2017 г.г.
37. Положение о Елабужском филиале ЧОУ ВО «ИСГЗ».
38. Положение о внутривузовском контроле качества учебного процессаЕлабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» за 2017 г.г..
39. Положение о структурных подразделениях Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
40. Положение об организационной структуре Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
41. Положение о режиме занятий обучающихся Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ»
42. Правила внутреннего распорядка Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ».
43. Штатное расписание педагогического состава Елабужского филиала ЧОУ ВО «ИСГЗ» за 2015 - 2017 г.г.
II. Интернет - ресурсы:
44. Официальный сайт ИСГЗ:http://www.isgz.ru.
45. Социальная сеть работников образования: Формирование имиджа
образовательного учреждения: https://nsportal.ru.
46. Научный форум:https://nauchforum.ru
47. Студенческий научный форум:https://www.scienceforum.ru
48. Социальная сеть профессиональных контактов:https://www.marketologi.ru
49. Сайт для повышения квалификации работник:https://ipk74.ru
50. Образовательный портал:http://ext.spb.ru
51. Сайт молодой ученый:https://moluch.ru
52. Сайт-библиотека:https://cyberleninka.ru
53. Научно- методический электронный журнал:https://e-koncept.ru
54. Научный журнал:https://www.expeducation.ru
55. Журнал-РОНО:https: //sites.google.com
56. Имидж-проект:http: //ddtperegrebnoe.edusite.ru
57. Газета Вестник:http://www.unn.ru
58. Центр развития образования:http://izron.ru
59. Интернет представительство:https://applied-research.ru
60. Интернет библиотека: https://books.google.ru