Нетрадиционные формы контроля знаний как средство формирования познавательной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций (на примере бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм контроля знаний в
профессиональной образовательной организации 8
1.2 Виды и критерии выбора нетрадиционных форм контроля знаний 13
1.3 Принципы и значение нетрадиционных форм контроля знаний в
формировании познавательной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций 21
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 28
2.1 Характеристика Бюджетного профессионального образовательного
учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 28
2.2 Особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний
обучающихся Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 32
2.3 Оценка применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся
Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 40
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 47
3.1 Проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний как
средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 47
3.2 Рекомендации по применению нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской
Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 49
3.3 Эффективность предложенных рекомендаций по применению
нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессиональногообразовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В России идет становление новой системы профессионального образования, ориентированной на принципиально иное качество, что сопровождается значительными изменениями в педагогических технологиях, соответствующих требованиям современной экономики. Роль и значение специалистов среднего звена увеличивается во всех отраслях экономики в силу специфики профессиональных задач данной категории трудящихся - обслуживание сложных технологических систем, производственных инфраструктур, экономики, маркетинга. Поэтому сохранение и развитие системы подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях продиктовано тенденциями экономического развития. Целью среднего профессионального образования (СПО) является развитие каждого обучающегося, как человека, умеющего принимать рациональные решения; сознательного, готового к изменениям, критически мыслящего, творческого члена общества, умеющего разрабатывать и создавать объекты и системы, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей общества. В связи с этим возникает потребность в разработке и применении нетрадиционных форм контроля знаний, что существенно повысит качество профессиональной подготовки студентов и уровень профессионализма педагога, что позволяет сделать вывод об актуальности исследуемой темы.
Новые социально-экономические отношения выявили многогранность противоречий, существующих в системе СПО. Главные из них — между реально существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной эффективностью педагогических технологий, между потребностями практики в переходе к личностно-ориентированному обучению и недостаточной методической и технологической подготовкой педагога к реализации соответствующих технологий обучения, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации. Выявленные противоречия особенно проявляются в системе СПО: изменение статуса профессиональной образовательной организации (ПОО), различный контингент студентов, приток в техникумы и колледжи работников, не обладающих психолого-педагогическими знаниями, строгие требования к выпускнику - все это предполагает поиск нетрадиционных и эффективных форм контроля знаний в ПОО.
Впервые нетрадиционные формы контроля знаний применялись в Древней Руси в виде потех и забав, которые, несмотря на свой улитарный характер, имели значительную развивающую роль. Однако описаны данные формы контроля в работах совсем недавно (В.А Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е.Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин). Вопросы контроля и оценки качества знаний обучающихся начали активно освещаться в психолого-педагогической литературе начиная с 60-х годов XX века. Одновременно контроль и оценка знаний обучающихся явились объектами исследований и для таких известных ученых, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин. Разработкой нетрадиционных методик и технологий контроля занимались В.А. Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е. Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин, Ю.К. Бабанский, Ю.Б. Зотов, Н.М. Магомедов, М.И. Махмутовым. В настоящее время вопросы нетрадиционных форм контроля знаний рассматриваются в научных трудах Довженко В.И., Шмелёвой Н.А., Егоровой В.М.
В качестве проблемы было принято положение о том, что периодическое использование нетрадиционных форм контроля качества знаний обучающихся ПОО значительно повысит эффективность профессиональной подготовки благодаря повышению интереса студентов к изучаемому предмету, усилению их внутренней мотивации и формированию познавательной активности.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальной проверке применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность и виды нетрадиционных форм контроля знаний;
- определить место нетрадиционных форм контроля знаний в формировании познавательной активности обучающихся ПОО;
- исследовать особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- оценить применение нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- подготовить рекомендации по решению выявленных проблем.
Объектом исследования данной работы является Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики (БПОУ УР) «Можгинский агропромышленный колледж».
Предметом исследования являются нетрадиционные формы контроля знаний обучающихся ПОО.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что применение нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся будет эффективным при условии:
- соответствия структуры и содержания нетрадиционных форм контроля современным достижениям психолого-педагогической науки и социально-экономическому развитию общества;
- обеспечения учебного процесса контрольно-дидактическим инструментарием и информационно-коммуникационными технологиями;
- оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся;
- учета особенностей изучения предмета и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям обучающихся.
Теоретической базой исследования выступили методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин); теория контроля и оценки учебно-познавательной деятельностью обучющихся и качества образования (Н.Г. Дайри, М.И. Зарецкий, С.Н. Киселев, Л.Н.Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Е.В. Сотников, И.В. Столярова); концепция педагогических технологий (В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), а также требования и принципы контроля и оценки качества обучения (Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, В.А. Кальней, В.Н. Полонский, Л.Г. Подоляк), в частности, теория нетрадиционных форм контроля (Н.П. Архангельский, Ж.А. Байрамова, А.А. Вербицкий, И.В. Гладкая, П. Горбунов, М.Р. Кудаев, Н.П. Макаркина, Г.А. Нефедов, В. Оконь, З.В. Семенова).
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Ученые записки Орловского государственного университета», включенном в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук ВАК России».
Логика изложения определила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся ПОО.
Во второй главе проводится анализ применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж».
В третьей главе выделены проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж», даются рекомендации по устранению выделенных проблем, а также рассматривается эффективность предложенных рекомендаций.
Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Выводом по первой главе являются следующие положения: Нетрадиционные формы контроля существуют наряду с традиционными и являются более эффективным средством мотивации обучающихся, мобилизуют их на активное проявление своих знаний. Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса и определяются как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие обучающегося и преподавателя, которое основано на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, а также формирование познавательной активности, навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Основными видами нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся ПОО являются: матричный контроль, рейтинговая система контроля, геймификация и симуляция, проектная деятельность, автоматизированный контроль. Среди такого большого разнообразия нетрадиционных форм контроля преподавателю необходимо делать самостоятельный и наиболее эффективный выбор. Основным критерием этого выбора является гарантированный положительный результат.
Применение нетрадиционных форм контроля дает преподавателю более полные и точные сведения о широте и глубине знаний, об уровне практической подготовки, степени развития умений и навыков студента. Однако, если преподаватель в своей практике использует нетрадиционные контроля знаний в качестве основных, это будет педагогической ошибкой, поскольку со временем эффективность подобных форм будет снижаться из-за пресыщения этих форм контроля, и вскоре педагог получит обратный эффект. Об этом в свое время предупреждали многие педагоги (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский и др.). Поэтому эффект от использования нетрадиционных форм контроля получается в сочетании с обычными формами.
Выводом по 2 главе является следующее: Исходя из результатов анкетирования, был сделан вывод о том, что преподаватели Можгинского агропромышленного колледжа практически не применяют нетрадиционные формы контроля знаний на своих учебных занятиях, а используют только традиционные формы контроля. Это можно объяснить тем, что большая часть преподавателей имеет стаж работы более 15 лет и, следовательно, придерживается консервативных форм контроля, то есть традиционных, таких как устные опросы, самостоятельная, контрольная и лабораторная работы, зачет, экзамен. Однако, возраст и опыт работы преподавателя не является основной причиной отказа от нетрадиционных форм контроля знаний. Как было указано в теоретическом разделе, на выбор нетрадиционных форм контроля влияют различные факторы. В данном случае одним из них может являться количество и сложность учебного материала, что, возможно, препятствует проведению занятий в соревновательно-игровой и других формах. Однако, небольшая часть преподавателей все-таки применяет нетрадиционные формы контроля знаний на своих занятиях, объясняя это тем, что такие формы контроля способствуют более эффективному усвоению знаний, также они создают доброжелательную атмосферу на занятии и сильнее мотивируют студентов к обучению.
С целью подтверждения положительного влияния нетрадиционных форм контроля знаний на формирование познавательной активности обучающихся ПОО на учебных занятиях были применены нетрадиционные формы контроля, такие как автоматизированный контроль, осуществленный с помощью онлайн- сервиса «Kahoot»; рейтинговая система контроля; проектная деятельность, в форме создания проекта бизнеса; геймификация и симуляция с использованием онлайн-симулятора «Бизнес-мания». В итоге, применение таких форм контроля способствовало увеличению рейтинга всех обучающихся в среднем на 3,67%. Также проведенное анкетирование по выявлению отношения обучающихся к нетрадиционным формам контроля показало высокий процент интереса к использованию таких форм контроля на учебных занятиях, что подтверждает эффективность исследуемых форм контроля знаний.
По результатом проведения эксперимента были выделены основные проблемы Можгинского агропромышленного колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся, такие как:
- Низкий уровень знаний и умений преподавателей колледжа в области использования нетрадиционных форм контроля.
- Слабый уровень распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже.
- Отсутствие курсов повышения квалификации у преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний.
В связи с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по их устранению, а именно:
- Для повышения уровня знаний и умений преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля преподавателям рекомендуется пройти курсы повышения квалификации.
- Для повышения уровня распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже рекомендуется проводить мероприятия, посвященные применению нетрадиционных форм контроля (педагогические ярмарки, открытые лекции и семинары, круглые столы, мастер-классы).
Предложенные рекомендации по устранению проблем способны оказать положительный социально-образовательный эффект на качество образования в системе среднего профессионального образования.
1. Ананьев Б. Г. Педагогические приложения современной психологии. //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 2013. - 7 с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 15 с.
3. Архангельский Н.П. О проверке и оценке знаний учащихся средней и старшей школы. Ташкент., Учпедгиз Уз. Сер, 2008. - 29 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения:
Общедидактический аспект. М., 2007. - 134 с.
5. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. М., 2011. - 267 с.
6. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М., 2012. - 216 с.
7. Байрамова Ж.А. Тестовый контроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. - Махачкала, 2005.- 170 с.
8. Беспалько В.И. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний // Педагогика. 2013. - №4. - 220 с.
9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 2009.¬303 с.
10. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 2012. - 97с.
11. Вербицкий А.А. Деловая игра, как метод активного обучения //Современ. высш. шк. 2015. - №3. - 39с.
12. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М.: Читающая книга, 2004.- Т.1. - 422 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В.
Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 2016. — 536 с. — (Психология:
Классические труды).
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие — М.: МГУ, 2010.- 45с.
15. Гладкая И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Дисс.канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 211 с.
16. Горбунов П. За индивидуально-тематический учет знаний учащихся /Советская педагогика, 2011. - №7. - 16 с.
17. Дайри Н.Г. О проверке и оценке знаний учащихся //Народное образование. - 2009. - №2. - 3 с.
18. Дайри Н.Г. Против формализма в учете знаний учащихся
//Народное образование. — 2013. - №11. - 9 с.
19. Довженко В.И. Нетрадиционные формы контроля качества знаний, умений и навыков учащийся 5-9 классов в процессе обучения технологии: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 .-М.: РГБ, 2015. - 46 с.
20. Егорова В.М. Проектирование системы контроля знаний студентов среднего профессионального образования с использованием блочно-модульной технологии : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Воронеж, 2015. - 69 с.
21. Зарецкий М.И. Основные вопросы учета успеваемости // Педагогика, 2012. - №8-9. - 17 с.
22. Зарецкий М.И. Принципиальные вопросы норм оценки знаний //Педагогика, 2009. - №4. - 40 с.
23. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1-3. -М.: Знание, 2012. - 82 с.
24. Кисилев С.Н. Педагогическая диагностика трудовой обученности школьников //Дисс. канд. педагог, наук. Брянск., 2013. - 42 с.
25. Костылев Ф.В. Учет знаний, как средство повышения эффективности обучения учащихся вечерней (сменной) школы //Дис. канд. пед. наук, 2013. - 91 с.
26. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: Кн. для учителя. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. - 104 с.
27. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. - Майкоп: Качество, 2014.- 195 с.
28. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дисс... докт. пед. наук. -Майкоп, 2013.- 431 с.
29. Латышина Д.И. История педагогики. М.:«ФОРУМ», 2008. - 133-144 с.
30. Лемберг Р.Г. Проверка и оценка знаний учащихся (тезисы доклада) // Педагогический сборник //Трудовая школа, 2011, №4-5. - 109 с.
31. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. — Вопросы философии, 2007. - №9. - 95-108 с.
32. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 2011. - 186с.
33. Лиферов Л.А. Учет успеваемости по труду //Школа и производство, 2005.-№10. - 88 с.
34. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний /Под ред. Н.П.Макаркина. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2004. - 219 с.
35. Нефедов Г.А. Нужна ли ежедневная балльная оценка знаний учащихся //Педагогика, 2015. - №5. - 53 с.
36. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 2007. - 52 с.
37. Оконь В. Процесс обучения. М., 2012. - 80 с.
38. Перовский Е.И. Проверка знаний — мощное средство в борьбе за успеваемость //Дис. канд. пед. наук, 2010. - 110 с.
39. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе //Дис. доктора пед. наук, 2008. - 169 с.
40. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. М., 2014.- 94-102 с., 136-143 с.
41. Подоляк Л.Г. Об оценке труда школьников в учебных мастерских //Школа и производство, 2011. - №9. - 161 с.
42. Полонский В.М. Оценка знаний школьников. М., 2012. - 38с.
43. Поляков В.А., Ставровский А.Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. М., 2004. - 58 с.
44. Семенова З.В., Жинеренко И.К. Межпредметный марафон знаний как нетрадиционнная форма контроля //Наука и школа. - 2013. - № 4. - 46-53 с.
45. Симоненко В.Д. Технологическая культура. — Брянск, 2009. — 216 с.
46. Соловьев Е.В. О единых требованиях к оценке успеваемости //Школа и производство, 2010. - №1. - 99 с.
47. Сотников Е.В. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся по труду //Политехническое обучение, 2009. - №7. - 179 с.
48. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дисс... канд. пед. наук. - СПб, 2012.- 198 с.
49. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. -М.: Знание, 2013.- 37 с.
50. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 2009.-95с.
51. Хотунцев Ю.Л., Кожина О.А. Развитие творческих способностей учащихся М., ИОСО РАО, 2010. - 44с.
52. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. - М., 2009.- 354 с.
53. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества - 111 с.
54. Шмелёва Н.А. Эффективность нетрадиционных форм обучения в учреждениях среднего профессионального образования : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2010. - 222 с.
55. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 2011. - 248с.
56. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
57. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 2012. - 180 с.
58. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М.: Инт практической психологии, 2015.- 106 с.
II. Электронные ресурсы:
59. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся // NewReferat URL: http://www.newreferat.com/ref-47993-5.html (дата обращения:
11.12.2017) .
60. Нетрадиционные формы организации обучения // МегаОбучалка URL: http://megaobuchalka.ru/2/10263.html (дата обращения: 10.11.20170.
61. Нетрадиционные уроки и формы контроля // ИнфоУрок URL: https://infourok.ru/obobschyonniy-pedagogicheskiy-opit-netradicionnie-uroki-i-formi-kontrolya-1048531.html (дата обращения: 24.11.2017)
62. Дидактические основы оценивания достижений учащихся на уроках
технологии // Studwood.ru URL: https://studwood.ru/
1678578/pedagogika/didakticheskie_osnovy_otsenivaniya_dostizheniy_uchaschihsya_5-9_klassov_na_urokah_tehnologii (дата обращения: 15.12.2017)
63. Контроль и оценка. // koi.tspu.ru URL:
http://koi.tspu.ru/koi_books/samolyuk/lek3.htm (дата обращения: 02.01.2018)
64. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся //
studbooks.net URL: http://studbooks.net/1755611/pedagogika/netradit
sionnye_formy_kontrolya_znaniy_umeniy_uchaschihsya (дата обращения:
23.12.2017)
65. Формы контроля // PedagogyReview URL:
http://www.butem.ru/piqrews-352-1.html (дата обращения: 12.12.2017)
66. Формы и методы контроля за знаниями и умениями учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках швейного дела // Открытый урок URL:http://открытыйурок.рф/статьи/566003/ (дата обращения: 20.11.2017)
67. Формы контроля знаний учащихся по информатике // Открытый урок URL:http://открытыйурок.рф/статьи/416815/ (дата обращения: 17.11.2017)
68. Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся // Открытый урок URL:http://открытыйурок.рф/статьи/416250/ (дата обращения:
28.10.2017)
69. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся //
Педпортал URL: https://pedportal.net/po-tipu-materiala/materialy-
mo/netradicionnye-formy-kontrolya-znaniy-i-umeniy-uchaschihsya-305360 (дата обращения: 25.12.2017)
70. Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний и умений учащихся // Pandia URL: http://www.pandia.ru/text/78/495/72028.php (дата обращения: 02.12.2017)
71. Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся //
Knigi.link URL: http://knigi.link/metodiki-prepodavaniya-
uchebniki/netraditsionnyie-formyi-kontrolya-znaniy-52315.html (дата обращения:
19.10.2017)
72. Нетрадиционные формы контроля на учебных занятиях в системе
СПО // Медпортал.com URL: http://медпортал.com/gigiena-
sanepidkontrol_733/netraditsionnyie-formyi-kontrolya-uchebnyih-55029.html (дата обращения: 14.12.2017)
73. Нетрадиционные формы учета знаний, умений, навыков учащихся // Открытый урок URL:http://открытыйурок.рф/статьи/549240/ (дата обращения:
14.12.2017)
74. Игровые технологии в преподавании // Научно-методический электронный журнал "Концепт"URL: https://e-koncept.ru/2015/95149.htm(дата обращения: 16.03.2018)
75. Методика использования игровых технологий в обучении //
Инфоурок URL: https://infourok.ru/diplomnaya-rabota-na-temu-metodika-
ispolzovaniya-igrovih-tehnologiy-v-obuchenii-inostrannomu-yaziku-v-shkole- 1492401.html (дата обращения: 20.03.2018)
76. Игровые технологии обучения как средство формирования
информационной культуры старшеклассников // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL:
http://www.dissercat.com/content/igrovye-tekhnologii-obucheniya-kak-sredstvo- formirovaniya-informatsionnoi-kultury-starshekla#ixzz5HOrXW6Oh (дата
обращения: 21.03.2018).
77. Продуктивное сопряжение форм и методов проблемного обучения в политехническом колледже // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: http://www.dissercat.com /content/produktivnoe- sopryazhenie-form-i-metodov-problemnogo-obucheniya-v-politekhnicheskom- kolledzh#ixzz5HOs0AuXo (дата обращения: 22.03.2018).
78. Развитие познавательного интереса студентов экономических вузов
на основе применения средств информационно-коммуникационных технологий // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnogo-interesa-studentov- ekonomicheskikh-vuzov-na-osnove-primeneniya-sreds#ixzz5HOsKAdfJ (дата
обращения: 22.03.2018).
79. Проектирование и реализация образовательного пространства в процессе личностно-профессионального становления студентов среднего профессионального образования // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat URL: http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-i- realizatsiya-obrazovatelnogo-prostranstva-v-protsesse-lichnostno- profession#ixzz5HOsZiH6B(дата обращения: 24.03.2018).
80. Институт дополнительного профессионального образования // Официальный сайт УдГу URL: http://f-idpo.udsu.ru/(дата обращения: 23.03.2018).
81. Дом учителя - Ижевск, центр повышения квалификации // ros-
spravka URL: http://ros-
spravka.ru/catalog/professional_development/leu_teacher_39_s_house_training_centr e/ (дата обращения: 23.03.2018).
82. Повышение квалификации // АОУ ДПО УР ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ URL: http://iro18.ru/education/refresher-training/(дата обращения: 24.03.2018).
83. Курсы повышения квалификации СПО // Волгоградская
гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы URL: http://vgaps.ru/category/tag/%D1%CF%CE(дата
обращения: 24.03.2018).
84. Курсы повышения квалификации для преподавателей СПО
дистанционно. Обзор учебных центров // Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su URL:
http://pedsovet.su/sdo/6590_kursy_povyshenia_kvalifikacii_prepodavateley_spo(дата обращения: 24.03.2018).
85. Повышение квалификации руководителей и преподавателей СПО //
Омский государственный педагогический университет URL:
https://omgpu.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/povyshenie-kvalifikacii-rukovoditeley-i- prepodavateley-spo(дата обращения: 25.03.2018).