Нетрадиционные формы контроля знаний как средство формирования познавательной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций (на примере бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм контроля знаний в
профессиональной образовательной организации 8
1.2 Виды и критерии выбора нетрадиционных форм контроля знаний 13
1.3 Принципы и значение нетрадиционных форм контроля знаний в
формировании познавательной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций 21
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 28
2.1 Характеристика Бюджетного профессионального образовательного
учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 28
2.2 Особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний
обучающихся Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 32
2.3 Оценка применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся
Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 40
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 47
3.1 Проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний как
средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 47
3.2 Рекомендации по применению нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской
Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 49
3.3 Эффективность предложенных рекомендаций по применению
нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессиональногообразовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ
КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1 Сущность понятия нетрадиционных форм контроля знаний в
профессиональной образовательной организации 8
1.2 Виды и критерии выбора нетрадиционных форм контроля знаний 13
1.3 Принципы и значение нетрадиционных форм контроля знаний в
формировании познавательной активности обучающихся профессиональных образовательных организаций 21
2 АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 28
2.1 Характеристика Бюджетного профессионального образовательного
учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 28
2.2 Особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний
обучающихся Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 32
2.3 Оценка применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся
Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 40
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «МОЖГИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ» 47
3.1 Проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний как
средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 47
3.2 Рекомендации по применению нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской
Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 49
3.3 Эффективность предложенных рекомендаций по применению
нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся бюджетного профессиональногообразовательного учреждения Удмуртской Республики «Можгинский агропромышленный колледж» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
В России идет становление новой системы профессионального образования, ориентированной на принципиально иное качество, что сопровождается значительными изменениями в педагогических технологиях, соответствующих требованиям современной экономики. Роль и значение специалистов среднего звена увеличивается во всех отраслях экономики в силу специфики профессиональных задач данной категории трудящихся - обслуживание сложных технологических систем, производственных инфраструктур, экономики, маркетинга. Поэтому сохранение и развитие системы подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях продиктовано тенденциями экономического развития. Целью среднего профессионального образования (СПО) является развитие каждого обучающегося, как человека, умеющего принимать рациональные решения; сознательного, готового к изменениям, критически мыслящего, творческого члена общества, умеющего разрабатывать и создавать объекты и системы, направленные на наиболее полное удовлетворение потребностей общества. В связи с этим возникает потребность в разработке и применении нетрадиционных форм контроля знаний, что существенно повысит качество профессиональной подготовки студентов и уровень профессионализма педагога, что позволяет сделать вывод об актуальности исследуемой темы.
Новые социально-экономические отношения выявили многогранность противоречий, существующих в системе СПО. Главные из них — между реально существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной эффективностью педагогических технологий, между потребностями практики в переходе к личностно-ориентированному обучению и недостаточной методической и технологической подготовкой педагога к реализации соответствующих технологий обучения, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации. Выявленные противоречия особенно проявляются в системе СПО: изменение статуса профессиональной образовательной организации (ПОО), различный контингент студентов, приток в техникумы и колледжи работников, не обладающих психолого-педагогическими знаниями, строгие требования к выпускнику - все это предполагает поиск нетрадиционных и эффективных форм контроля знаний в ПОО.
Впервые нетрадиционные формы контроля знаний применялись в Древней Руси в виде потех и забав, которые, несмотря на свой улитарный характер, имели значительную развивающую роль. Однако описаны данные формы контроля в работах совсем недавно (В.А Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е.Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин). Вопросы контроля и оценки качества знаний обучающихся начали активно освещаться в психолого-педагогической литературе начиная с 60-х годов XX века. Одновременно контроль и оценка знаний обучающихся явились объектами исследований и для таких известных ученых, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин. Разработкой нетрадиционных методик и технологий контроля занимались В.А. Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е. Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин, Ю.К. Бабанский, Ю.Б. Зотов, Н.М. Магомедов, М.И. Махмутовым. В настоящее время вопросы нетрадиционных форм контроля знаний рассматриваются в научных трудах Довженко В.И., Шмелёвой Н.А., Егоровой В.М.
В качестве проблемы было принято положение о том, что периодическое использование нетрадиционных форм контроля качества знаний обучающихся ПОО значительно повысит эффективность профессиональной подготовки благодаря повышению интереса студентов к изучаемому предмету, усилению их внутренней мотивации и формированию познавательной активности.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальной проверке применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность и виды нетрадиционных форм контроля знаний;
- определить место нетрадиционных форм контроля знаний в формировании познавательной активности обучающихся ПОО;
- исследовать особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- оценить применение нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- подготовить рекомендации по решению выявленных проблем.
Объектом исследования данной работы является Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики (БПОУ УР) «Можгинский агропромышленный колледж».
Предметом исследования являются нетрадиционные формы контроля знаний обучающихся ПОО.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что применение нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся будет эффективным при условии:
- соответствия структуры и содержания нетрадиционных форм контроля современным достижениям психолого-педагогической науки и социально-экономическому развитию общества;
- обеспечения учебного процесса контрольно-дидактическим инструментарием и информационно-коммуникационными технологиями;
- оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся;
- учета особенностей изучения предмета и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям обучающихся.
Теоретической базой исследования выступили методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин); теория контроля и оценки учебно-познавательной деятельностью обучющихся и качества образования (Н.Г. Дайри, М.И. Зарецкий, С.Н. Киселев, Л.Н.Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Е.В. Сотников, И.В. Столярова); концепция педагогических технологий (В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), а также требования и принципы контроля и оценки качества обучения (Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, В.А. Кальней, В.Н. Полонский, Л.Г. Подоляк), в частности, теория нетрадиционных форм контроля (Н.П. Архангельский, Ж.А. Байрамова, А.А. Вербицкий, И.В. Гладкая, П. Горбунов, М.Р. Кудаев, Н.П. Макаркина, Г.А. Нефедов, В. Оконь, З.В. Семенова).
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Ученые записки Орловского государственного университета», включенном в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук ВАК России».
Логика изложения определила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся ПОО.
Во второй главе проводится анализ применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж».
В третьей главе выделены проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж», даются рекомендации по устранению выделенных проблем, а также рассматривается эффективность предложенных рекомендаций.
Новые социально-экономические отношения выявили многогранность противоречий, существующих в системе СПО. Главные из них — между реально существующими потребностями общества в высококвалифицированных специалистах и недостаточной эффективностью педагогических технологий, между потребностями практики в переходе к личностно-ориентированному обучению и недостаточной методической и технологической подготовкой педагога к реализации соответствующих технологий обучения, между обновляемым содержанием и традиционной формой его реализации. Выявленные противоречия особенно проявляются в системе СПО: изменение статуса профессиональной образовательной организации (ПОО), различный контингент студентов, приток в техникумы и колледжи работников, не обладающих психолого-педагогическими знаниями, строгие требования к выпускнику - все это предполагает поиск нетрадиционных и эффективных форм контроля знаний в ПОО.
Впервые нетрадиционные формы контроля знаний применялись в Древней Руси в виде потех и забав, которые, несмотря на свой улитарный характер, имели значительную развивающую роль. Однако описаны данные формы контроля в работах совсем недавно (В.А Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е.Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин). Вопросы контроля и оценки качества знаний обучающихся начали активно освещаться в психолого-педагогической литературе начиная с 60-х годов XX века. Одновременно контроль и оценка знаний обучающихся явились объектами исследований и для таких известных ученых, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин. Разработкой нетрадиционных методик и технологий контроля занимались В.А. Кальней, Ф.В. Костылев, С.Е. Шишов, З.В. Семенова, Н.П. Макаркин, Ю.К. Бабанский, Ю.Б. Зотов, Н.М. Магомедов, М.И. Махмутовым. В настоящее время вопросы нетрадиционных форм контроля знаний рассматриваются в научных трудах Довженко В.И., Шмелёвой Н.А., Егоровой В.М.
В качестве проблемы было принято положение о том, что периодическое использование нетрадиционных форм контроля качества знаний обучающихся ПОО значительно повысит эффективность профессиональной подготовки благодаря повышению интереса студентов к изучаемому предмету, усилению их внутренней мотивации и формированию познавательной активности.
Цель исследования заключается в теоретическом изучении и экспериментальной проверке применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО.
Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить сущность и виды нетрадиционных форм контроля знаний;
- определить место нетрадиционных форм контроля знаний в формировании познавательной активности обучающихся ПОО;
- исследовать особенности применения нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- оценить применение нетрадиционных форм контроля знаний в ПОО;
- подготовить рекомендации по решению выявленных проблем.
Объектом исследования данной работы является Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики (БПОУ УР) «Можгинский агропромышленный колледж».
Предметом исследования являются нетрадиционные формы контроля знаний обучающихся ПОО.
Гипотезой исследования принято предположение о том, что применение нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся будет эффективным при условии:
- соответствия структуры и содержания нетрадиционных форм контроля современным достижениям психолого-педагогической науки и социально-экономическому развитию общества;
- обеспечения учебного процесса контрольно-дидактическим инструментарием и информационно-коммуникационными технологиями;
- оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся;
- учета особенностей изучения предмета и соответствия форм контроля действиям и учебным достижениям обучающихся.
Теоретической базой исследования выступили методология и методика психолого-педагогических исследований (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин); теория контроля и оценки учебно-познавательной деятельностью обучющихся и качества образования (Н.Г. Дайри, М.И. Зарецкий, С.Н. Киселев, Л.Н.Леонтьев, П.И. Пидкасистый, Е.В. Сотников, И.В. Столярова); концепция педагогических технологий (В.А. Поляков, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев), а также требования и принципы контроля и оценки качества обучения (Ж.А.Байрамова, Е.Д.Божович, В.А. Кальней, В.Н. Полонский, Л.Г. Подоляк), в частности, теория нетрадиционных форм контроля (Н.П. Архангельский, Ж.А. Байрамова, А.А. Вербицкий, И.В. Гладкая, П. Горбунов, М.Р. Кудаев, Н.П. Макаркина, Г.А. Нефедов, В. Оконь, З.В. Семенова).
Результаты исследования были опубликованы в журнале «Ученые записки Орловского государственного университета», включенном в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук ВАК России».
Логика изложения определила структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические основы применения нетрадиционных форм контроля знаний как средства формирования познавательной активности обучающихся ПОО.
Во второй главе проводится анализ применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж».
В третьей главе выделены проблемы применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся БПОУ УР «Можгинский агропромышленный колледж», даются рекомендации по устранению выделенных проблем, а также рассматривается эффективность предложенных рекомендаций.
Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты.
Выводом по первой главе являются следующие положения: Нетрадиционные формы контроля существуют наряду с традиционными и являются более эффективным средством мотивации обучающихся, мобилизуют их на активное проявление своих знаний. Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса и определяются как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие обучающегося и преподавателя, которое основано на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, а также формирование познавательной активности, навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Основными видами нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся ПОО являются: матричный контроль, рейтинговая система контроля, геймификация и симуляция, проектная деятельность, автоматизированный контроль. Среди такого большого разнообразия нетрадиционных форм контроля преподавателю необходимо делать самостоятельный и наиболее эффективный выбор. Основным критерием этого выбора является гарантированный положительный результат.
Применение нетрадиционных форм контроля дает преподавателю более полные и точные сведения о широте и глубине знаний, об уровне практической подготовки, степени развития умений и навыков студента. Однако, если преподаватель в своей практике использует нетрадиционные контроля знаний в качестве основных, это будет педагогической ошибкой, поскольку со временем эффективность подобных форм будет снижаться из-за пресыщения этих форм контроля, и вскоре педагог получит обратный эффект. Об этом в свое время предупреждали многие педагоги (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский и др.). Поэтому эффект от использования нетрадиционных форм контроля получается в сочетании с обычными формами.
Выводом по 2 главе является следующее: Исходя из результатов анкетирования, был сделан вывод о том, что преподаватели Можгинского агропромышленного колледжа практически не применяют нетрадиционные формы контроля знаний на своих учебных занятиях, а используют только традиционные формы контроля. Это можно объяснить тем, что большая часть преподавателей имеет стаж работы более 15 лет и, следовательно, придерживается консервативных форм контроля, то есть традиционных, таких как устные опросы, самостоятельная, контрольная и лабораторная работы, зачет, экзамен. Однако, возраст и опыт работы преподавателя не является основной причиной отказа от нетрадиционных форм контроля знаний. Как было указано в теоретическом разделе, на выбор нетрадиционных форм контроля влияют различные факторы. В данном случае одним из них может являться количество и сложность учебного материала, что, возможно, препятствует проведению занятий в соревновательно-игровой и других формах. Однако, небольшая часть преподавателей все-таки применяет нетрадиционные формы контроля знаний на своих занятиях, объясняя это тем, что такие формы контроля способствуют более эффективному усвоению знаний, также они создают доброжелательную атмосферу на занятии и сильнее мотивируют студентов к обучению.
С целью подтверждения положительного влияния нетрадиционных форм контроля знаний на формирование познавательной активности обучающихся ПОО на учебных занятиях были применены нетрадиционные формы контроля, такие как автоматизированный контроль, осуществленный с помощью онлайн- сервиса «Kahoot»; рейтинговая система контроля; проектная деятельность, в форме создания проекта бизнеса; геймификация и симуляция с использованием онлайн-симулятора «Бизнес-мания». В итоге, применение таких форм контроля способствовало увеличению рейтинга всех обучающихся в среднем на 3,67%. Также проведенное анкетирование по выявлению отношения обучающихся к нетрадиционным формам контроля показало высокий процент интереса к использованию таких форм контроля на учебных занятиях, что подтверждает эффективность исследуемых форм контроля знаний.
По результатом проведения эксперимента были выделены основные проблемы Можгинского агропромышленного колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся, такие как:
- Низкий уровень знаний и умений преподавателей колледжа в области использования нетрадиционных форм контроля.
- Слабый уровень распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже.
- Отсутствие курсов повышения квалификации у преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний.
В связи с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по их устранению, а именно:
- Для повышения уровня знаний и умений преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля преподавателям рекомендуется пройти курсы повышения квалификации.
- Для повышения уровня распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже рекомендуется проводить мероприятия, посвященные применению нетрадиционных форм контроля (педагогические ярмарки, открытые лекции и семинары, круглые столы, мастер-классы).
Предложенные рекомендации по устранению проблем способны оказать положительный социально-образовательный эффект на качество образования в системе среднего профессионального образования.
Выводом по первой главе являются следующие положения: Нетрадиционные формы контроля существуют наряду с традиционными и являются более эффективным средством мотивации обучающихся, мобилизуют их на активное проявление своих знаний. Нетрадиционные формы контроля представляют собой подсистему общего педагогического контроля и являются неотъемлемыми компонентами учебного процесса и определяются как целенаправленное информационно-констатирующее, диагностико-обучающее и рефлексивное взаимодействие обучающегося и преподавателя, которое основано на полноценной реализации обучающей, воспитывающей и развивающей функций контроля и ориентированные на установление соответствия процесса и результатов обучения государственному образовательному стандарту, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, а также формирование познавательной активности, навыков самоанализа и самоконтроля учебной деятельности.
Основными видами нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся ПОО являются: матричный контроль, рейтинговая система контроля, геймификация и симуляция, проектная деятельность, автоматизированный контроль. Среди такого большого разнообразия нетрадиционных форм контроля преподавателю необходимо делать самостоятельный и наиболее эффективный выбор. Основным критерием этого выбора является гарантированный положительный результат.
Применение нетрадиционных форм контроля дает преподавателю более полные и точные сведения о широте и глубине знаний, об уровне практической подготовки, степени развития умений и навыков студента. Однако, если преподаватель в своей практике использует нетрадиционные контроля знаний в качестве основных, это будет педагогической ошибкой, поскольку со временем эффективность подобных форм будет снижаться из-за пресыщения этих форм контроля, и вскоре педагог получит обратный эффект. Об этом в свое время предупреждали многие педагоги (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, Ю.К. Бабанский и др.). Поэтому эффект от использования нетрадиционных форм контроля получается в сочетании с обычными формами.
Выводом по 2 главе является следующее: Исходя из результатов анкетирования, был сделан вывод о том, что преподаватели Можгинского агропромышленного колледжа практически не применяют нетрадиционные формы контроля знаний на своих учебных занятиях, а используют только традиционные формы контроля. Это можно объяснить тем, что большая часть преподавателей имеет стаж работы более 15 лет и, следовательно, придерживается консервативных форм контроля, то есть традиционных, таких как устные опросы, самостоятельная, контрольная и лабораторная работы, зачет, экзамен. Однако, возраст и опыт работы преподавателя не является основной причиной отказа от нетрадиционных форм контроля знаний. Как было указано в теоретическом разделе, на выбор нетрадиционных форм контроля влияют различные факторы. В данном случае одним из них может являться количество и сложность учебного материала, что, возможно, препятствует проведению занятий в соревновательно-игровой и других формах. Однако, небольшая часть преподавателей все-таки применяет нетрадиционные формы контроля знаний на своих занятиях, объясняя это тем, что такие формы контроля способствуют более эффективному усвоению знаний, также они создают доброжелательную атмосферу на занятии и сильнее мотивируют студентов к обучению.
С целью подтверждения положительного влияния нетрадиционных форм контроля знаний на формирование познавательной активности обучающихся ПОО на учебных занятиях были применены нетрадиционные формы контроля, такие как автоматизированный контроль, осуществленный с помощью онлайн- сервиса «Kahoot»; рейтинговая система контроля; проектная деятельность, в форме создания проекта бизнеса; геймификация и симуляция с использованием онлайн-симулятора «Бизнес-мания». В итоге, применение таких форм контроля способствовало увеличению рейтинга всех обучающихся в среднем на 3,67%. Также проведенное анкетирование по выявлению отношения обучающихся к нетрадиционным формам контроля показало высокий процент интереса к использованию таких форм контроля на учебных занятиях, что подтверждает эффективность исследуемых форм контроля знаний.
По результатом проведения эксперимента были выделены основные проблемы Можгинского агропромышленного колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний обучающихся, такие как:
- Низкий уровень знаний и умений преподавателей колледжа в области использования нетрадиционных форм контроля.
- Слабый уровень распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже.
- Отсутствие курсов повышения квалификации у преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля знаний.
В связи с выявленными проблемами были разработаны рекомендации по их устранению, а именно:
- Для повышения уровня знаний и умений преподавателей колледжа в области применения нетрадиционных форм контроля преподавателям рекомендуется пройти курсы повышения квалификации.
- Для повышения уровня распространенности нетрадиционных форм контроля знаний в колледже рекомендуется проводить мероприятия, посвященные применению нетрадиционных форм контроля (педагогические ярмарки, открытые лекции и семинары, круглые столы, мастер-классы).
Предложенные рекомендации по устранению проблем способны оказать положительный социально-образовательный эффект на качество образования в системе среднего профессионального образования.



