Приемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике (на примере филиала № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 10
1.1 Сущность понятия активизации самостоятельной учебной деятельности
студентов профессиональной образовательной организации 10
1.2 Методы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов
профессиональной образовательной организации 18
1.3 Технологии и приемы активизации самостоятельной учебной деятельности
студентов профессиональной образовательной организации 24
2. АНАЛИЗ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ В ФИЛИАЛЕ № 1 ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «САРМАНОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» С. МУСЛЮМОВО 28
2.1 Краткая характеристика филиала № 1 государственного автономного
профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово 28
2.2 Практика использования приемов активизации самостоятельной учебной
деятельности студентов на занятиях по экономике в филиале № 1
государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово 33
2.3 Оценка приемов активизации самостоятельной деятельности студентов в
филиале № 1 государственного автономного профессионального
образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово 41
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ В ФИЛИАЛЕ № 1
ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «САРМАНОВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ» С. МУСЛЮМОВО 46
3.1 Проблемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике в филиале № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный
колледж» с. Муслюмово 46
3.2 Предложения по совершенствованию приемов активизации
самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике в филиале № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово 49
3.3 Образовательный и социальный эффект от предложенных рекомендаций по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике в филиале № 1
государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Самостоятельная учебная деятельность студентов является одним из важнейших элементов обучения. Это связано с тем, что преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых, являясь своеобразным проводником в мир знаний, но эффективность познания нового материала зависит от собственных усилий студентов. Самостоятельная работа студентов - это многообразные виды их индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Актуальность педагогического обеспечения самостоятельной учебной деятельности студентов подтверждается тем, что в современном обществе возрастают требования к участникам системы социальных взаимоотношений, как никогда ранее, возрастает роль профессиональной готовности специалистов. Реализуются государственные программы, вводятся новые формы нормативно-документального оформления всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому современные квалификационные требования, предъявляемые к будущему специалисту, достаточно высоки.
Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, социально¬оценочной деятельности. В связи с этим, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.
Общие дидактические аспекты самостоятельной учебной деятельности рассмотрены в трудах О.Л.Жука [41], Н.М. Трофимовой [53], А. Вербицкого [10], В. Граф [17]. В течение последних десятилетий проблема организации самостоятельной учебной работы студентов привлекает к себе пристальное внимание педагогов, психологов, методистов. Виды и формы самостоятельной работы студентов исследовали К. К. Гомоюнов , П. И. Пидкасистый [42], А.Ф. Рубаник[45], И. Э. Унт[53]. Вопросам организации самостоятельной учебной работы, поиску форм и методов ее активизации посвящены исследования Е.П.Мельниковой[34], И.Н. Раптановой[44], Е.П. Ситниковой [47], Н.В. Солововой [48].
Однако, при всей многочисленности направлений, глубине и широте исследований, данная тема остается в недостаточной степени разработанной относительно сложившейся современной парадигмы образования и требует дальнейшего исследования. Это обуславливается тем, что учебный процесс в образе должен быть подчинен не столько задаче информационного насыщения, сколько формированию продуктивного мышления, развитию интеллектуального потенциала личности, становлению способов логического анализа и всесторонней обработки потребляемой информации, творческому конструированию. В современных условиях проблема организации самостоятельной учебной деятельности студентов становится весьма актуальной, так как доля аудиторных занятий в общем объеме, времени, отводимом для изучения дисциплин, все уменьшается.
Самостоятельность в учебной работе способствует развитию заинтересованности студента в изучаемом материале, вырабатывает у него умение и потребность самостоятельно получать знания, что весьма важно для любого специалиста. Процесс самостоятельной учебной работы формирует умения и привычку размышлять над содержанием знаний осваиваемой отрасли и ее профессиональными задачами.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность вопросов организации самостоятельной учебной деятельности студентов
профессиональных образовательных организаций (ПОО), а также противоречия: с одной стороны, между потребностью в образовательном процессе в более развитых, творческих, самостоятельных обучающихся и с другой стороны, недостаточно разработаны условия, задания и методики самостоятельной работы.
Названное противоречие определило проблему исследования, каким образом активизировать самостоятельность студентов в образовательном процессе?
Объект исследования: филиал №1 государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан.
Предметом выпускной квалификационной работы является процесс активизации самостоятельной учебной деятельности студентов филиала №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово
Гипотеза исследования: внедрение приемов активизации самостоятельной учебной деятельности в профессиональной образовательной организации даст значительный образовательный и социальный эффект.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ПОО.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ПОО;
2. Исследовать и разработать приемы активизации самостоятельной учебной деятельности на примере филиала №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово
3. Разработать рекомендации по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведена оценка приемов активизации самостоятельной деятельности студентов ПОО (на примере филиала №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово); выявлены проблемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов по дисциплине «Экономика» в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово.
Практическая значимость: рекомендации, которые сформулированы для совершенствования приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике могут быть использованы преподавателями профессиональных образовательных организаций.
На каждом этапе работы применялись различные методы научного исследования. В первой главе использовались методы теоретического исследования. К числу этих методов относятся классификация, анализ, синтез, сравнение. Данные методы позволили проанализировать и выстроить в структуру содержание самостоятельной учебной деятельности студентов. Во второй главе использовались методы эмпирического исследования. В точности был проведен педагогический эксперимент, беседа с преподавателями и студентами колледжа, анкетирование, проведение контрольных работ (тестирований). Также методы обработки и интерпретации данных.
Апробация результатов исследования отражена в журналах:
- «Проблемы современного педагогического образования», включенного в перечень рецензируемых научных изданий (ВАК);
- «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы», II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.
Материалом для исследования являются источники и литература последних лет. К источникам относятся законодательные акты министерства образования, нормативные положения колледжа. Помимо этих источников использовалась и литература. Среди литературы можно выделить статьи в журналах, материалы конференций, сборники статей по педагогике.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов профессиональной образовательной организации, а именно:
- сущность понятия активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ПОО;
- методы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов профессиональной образовательной организации;
- технологии и приемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов профессиональной образовательной организации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов:
- дана краткая характеристика филиала №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово;
- исследована практика использования приемов активизации
самостоятельной учебной деятельности студентов на занятиях по экономике;
- оценены приемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово.
В третьей главе выпускной квалификационной работы приведены рекомендации по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово:
- выявлены проблемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово;
- приведены предложения по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово;
- рассмотрен образовательный и социальный эффект от предложенных рекомендаций по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово.
Одним из важнейших средств систематического и прочного усвоения программного материала по дисциплине «Экономика», развития творческих сил и воспитания обучающихся в колледже является самостоятельная учебная деятельность.
Целью нашей исследовательской работы являлось совершенствование приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов ПОО.
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в професс. Активизация самостоятельной работы определяется потребностью в переходе от пассивного восприятия к активному поиску компонентов нового знания и их интеграции в единую картину, адекватную инновационному мышлению современного человека. Выбор приемов для активизации самостоятельной работы студентов зависит как от профессиональных, так и от личностных качеств преподавателя. Как показало изучение специальной литературы, преподаватель должен не только в совершенстве владеть знаниями по методической организации занятия, но и обладать великолепными организаторскими способностями, знаниями психолога, уметь устанавливать прочный контакт с группой студентов для того, чтобы иметь возможность личностного подхода к студенту.
Во второй главе был проведен анализ приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово. Аграрный колледж готовит для сельского хозяйства страны технически образованных молодых квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с требованиями социально-экономического развития и научно-технического прогресса. Студенты колледжа приобретают необходимую теоретическую подготовку и практические навыки по специальности, смогут участвовать в создании и применении новой техники и технологии, получат навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями. На основании пройденного педагогического эксперимента мы сделали вывод, что применение методов и приемов активизации самостоятельной учебной деятельности на занятиях по дисциплине «Экономика» является эффективным способом развития студентов.
В третьей главе были приведены рекомендации по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово. Сначала мы выявили проблемы активизации самостоятельной учебной деятельности студентов в филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово: различие в уровне подготовки, способностях и мотивации к образовательному процессу студентов, проблема дефицита времени, слабой материально-технической базы, проблема растерянности студентов при введении новых методов обучения, проблема дисциплины на занятиях. Далее для каждой проблемы предложили решение, выдвинули рекомендации по совершенствованию приемов активизации самостоятельной учебной деятельности студентов: заинтересовать и занять каждого студента на занятиях, вводить любое новшество дозировано, проводить мастер-классы и дистанционные курсы повышения квалификации для преподавателей, организовать платные курсы обучения для населения, организовать классные часы в форме беседы в лучшими студентами колледжа, заключить договор о сетевой форме реализации образовательных программ с другими образовательными организациями ПОО. Также рассмотрели возможный образовательный и социальный эффект от предложенных рекомендаций: повышение уровня успеваемости студентов, овладения ими компетенциями, экономия учебного времени, увеличение количества усваиваемой информации, повышения уровня коммуникации.
Гипотеза исследования подтвердилась: внедрение приемов активизации самостоятельной учебной деятельности в филиале № 1 государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово даст значительный образовательный и социальный эффект.
Приемы активизации самостоятельной учебной деятельности, несомненно, способствует развитию у студента новых навыков и умений. Важно отметить, что без заинтересованности самого преподавателя в создании условий для эффективной самостоятельной работы студентов невозможно реализовать методы и приемы формирования самостоятельной познавательной деятельности обучаемых.
Таким образом, в ходе теоретико-экспериментального исследования цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N798 (ред. от
09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 260807.01 Повар,кондитер» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29749)
3. Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 740 (ред. от
09.04.2015) «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного
производства» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29506)
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г.
N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
5. Положение о филиале №1 ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж».
6. Устав ГАПОУ «Сармановский аграрный колледж», 2015 г.
2. Научная и учебная литература:
7. Андросюк, Е. Р. Самостоятельная работа студентов: организация и контроль / Е. Р. Андросюк, С. М. Леденев, А. О. Логинова, В. В. Майзель, С. М. Москвичев, С. Ф. Строкатова // Высшее образование в России. - 2014. - №4. - 220 с.
8. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды/ Ю. К. Бабанский. - Москва: Педагогика, 2013. - 560 с.
9. Важенин, А. Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 283 с.
10. Вербицкий, А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. //Высш. образование в России, 2016. - №2. - 145 с.
11. Вишневская, Л.П. Критерии педагогической эффективности личностно-ориентированных образовательных технологий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - №11. - 320 с.
12. Воеводин, Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками эффективное - средство самообразования. //Вест. Моск. ун-та. Сер. И, Право,- 2010.- №4.- 150 с.
13. Воробьев, Н.Б. Психологические условия формирования
позитивного стиля педагогической деятельности у будущих педагогов физической культуры: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Нижний Новгород,
2012. - 174 с.
14. Габай, Т.В. Педагогическая психология. - 4 изд. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
15. Георге, И. В. Дидактические условия реализации самостоятельной работы студентов / И. В. Георге // СПО. - 2012. - № 9. - 90 с.
16. Гомоюнов, К. К. Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации / К. К. Гомоюнов. - Москва, 2015. - 69 с.
17. Граф, В. Основы самоорганизации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов/ В. Граф, И. И. Ильясов, В. Я. Ляудис. - Москва: Изд-во МГУ, 2015. - 78 с.
18. Ерастов, Н. П. Методика самостоятельной работы / Н. П. Ерастов. - Москва: Мысль, 2014. - 79 с.
19. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б. П. Есипов. - Москва. 2013. - 239 с.
20. Зборовский, Г.А. Самообразование - парадигма XXI века / Г.А. Зборовский, Е.А. Щуклина // Высшее образование в России, 2013. - № 5. - 50 с.
21. Жарова, Л. В. Теоретические основы организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся// Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся Межвузовский сборник трудов. - Москва. 2015. - 169 с.
22. Жуков, Г. Н., Матросов, П. Г. Общая и профессиональная педагогика. -М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
23. Канаева, Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // СИСП. 2012. - №12 - 60 с.
24. Кавтарадзе, Д.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения» - М.: «Флинта», 2015 - 85 с.
25. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник. М.: ИНФРАМ,
2013. - 400 с.
26. Козаков, В. А. Самостоятельная работа студентов и ее информационно-методическое обеспечение / В. А. Козаков. - Киев, 2012. - 248 с.
27. Котельникова, Л. А. Организация самостоятельной работы студентов в среднем профессиональном образовании / Л. А. Котельникова. - Уфа: ИРО РБ, 2014. - 112 с.
28. Красильникова, В. А. Использование информационных и
коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие. Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012 - 291 с.
29. Кречетова, М. А. Повышение качества методического обеспечения самостоятельной работы студентов / М. А. Кречетова // Новые технологии подготовки специалистов в современных социально- экономических условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общ. ред. Рыбаковой В. Н.: Том 1. - Новокузнецк, 2015. - 242 с.
30. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва: Педагогика, 2013. - 254 с.
31. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 2015. - 192 с.
32. Липсиц, И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый курс. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 272 с.
33. Лордкипанидзе, Д. О. Принципы, организация и методы обучения. Тбилиси: Изд-во Ин-та, 1955. - 196 с.
34. Мельникова, Е.П. Управление самостоятельной работой студентов медицинского колледжа по освоению профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. - 2014. - 74 с.
35. Неустроев, Е.Е. Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях // Философия образования. - 2012. - №2. - 112 с.
36. Оженин, А. Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - 5-е изд., исп. изд. - М.: Издательский центр «Академия»,
2012. - 368 с.
37. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. Часть III. /Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2008. - 56 с.
38. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: учебное пособие/ А. В. Черная, Е. А. Чекунова, Е. И. Погорелова. - Ростов-на-Дону, 2010.- 200 с.
39. Пастюк, О. В. Психология и педагогика. - М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. -160 с.
40. Педагогика / Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус
Т.А.; под ред. Пидкасистого П.И. - 2-е изд., перераб. и доп. изд. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 624 с.
41. Педагогические основы самостоятельной работы студентов: пособие для преподавателей и студентов / О.Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О.Л. Жук. Минск: РИВШ, 2015. - 95 с.
42. Пидкасистый, П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000. - 255 с.
43. Пилюгайцева, Ю.И. Психологическая готовность студента к обучению в среднем профессиональном образовательном учреждении // Ученые записки орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. - 2014. - №5. -456 с.
44. Раптанова, И.Н. Организация самостоятельной работы студентов. - Оренбург, 2014. - 148 с.
45. Рубаник, А. Ф. Самостоятельная работа студентов / А. Ф. Рубаник, Г. Н. Большакова, Н. П. Тельных // Высшее образование в России. - 2015. - №6. - 245 с.
46. Самостоятельная работа студентов в современном образовательном учреждении: теория и практика / материалы обл. научно-практ. конференции (г. Кемерово, 11 апреля 2012 г.) : сб. трудов. Кемерово, 2012. - 264 с.
47. Ситникова, М.А. Самостоятельная работа студентов: учебно-методическое пособие, Чебоксары, 2014. - 138с.
48. Соловова, Н. В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов: методические рекомендации / Н. В. Соловова, В. П. Гарькина. - Самара: Универс-групп, 2016. - 15 с.
49. Старшинова, Е.И., Янкина, К.В. Мотивация самостоятельной работы студентов- М.: Оренбургский государственный университет, 2001. -206 с.
50. Ковалевский, И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №1, 2000. - 115 с.
51. Столяренко, А. М. Общая педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -479 с.
52. Темербекова, А. А. Формирование профессионально¬
ориентированной среды будущего специалиста: компетентностный подход // Информация и образование: границы коммуникаций INFO’15: сборник научных трудов № 7 (15). - Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2015. - 164 с.
53. Трофимова, Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н.М. Трофимова, Е.И. Еремина // Педагогика, 2011. - 158 с.
54. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. - Москва: Педагогика, 2014. - 201 с.
55. Яковлев, И.М. Методика и техника урока. - М., 2015. - 225 с.
3. Электронные ресурсы:
56. VIDEOUROKI.NET. - Режим доступа: https://videouroki.net/blog/(Дата обращения: 19.02.2017 г.).
57. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru(Дата обращения: 21.02.2017 г.).
58. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. - Режим доступа: kpfu.ru(Дата обращения: 8.01.2018 г.).
59. Петрушина, Н.Н. Активизация учебно-познавательной
деятельности студентов во внеаудиторной работе. - Режим доступа: http://www.rusnauka. com/16_NPM_2007/Pedagogica/22085. doc.htm. (Дата
обращения: 3.01.2018 г.).
60. Рекомендации по оформлению списка литературы [Электронный ресурс]/Методические указания по подготовке выпускных квалификационных работ; ред.Крылов А.С.- Режим доступа: http:// diplon35.ru, свободный. (Дата обращения: 12.12.2017 г.).
61. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки: учебно-методическое пособие // Электронный научный архив УрФУ. - Режим доступа: http://hdl.handle.net/10995/40679(Дата обращения: 3.01.2018 г.).
62. Самостоятельная работа студентов: долгий путь к научному исследованию. - Режим доступа:http://znanium.com/bookread2.php?book=503839 (Дата обращения: 8.01.2018 г.).
63. Сервер электронных публикаций и периодических изданий АлтГТУ. - Режим доступа: edu.secna.ru(Дата обращения: 8.01.2018 г.).
64. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru/(Дата обращения: 21.02.2017 г.).
65. Филиал №1 государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Сармановский аграрный колледж» с. Муслюмово.-Режим доступа: https://edu.tatar.ru/muslum/org6206/page933820.htm(Дата обращения: 07.01.2018 г.).
66. Шубина, Н.Б. Организация самостоятельной работы студентов СПО с использованием информационных технологий (на примере социальных сетей) // Психология, социология и педагогика. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2016/06/6895(Дата обращения: 11.01.2018 г.).