Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты а 7
1.1 Регулятивные характеристики прогностической компетентности как
предмета психологических исследований 7
1.2 Психолого-педагогическое описание дошкольников с нарушением
опорно-двигательного аппарата 12
Выводы по главе 1 17
Глава II. Практическое исследование прогностической компетентности
дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата 19
2.1 Методики и описание исследования 19
2.2. Результаты исследования 21
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность темы. Для педагогики слово «прогнозирование» - сравнительно новое понятие, которое в педагогических исследованиях рассматривается в связи с проблемами образовательного прогнозирования, профессионального образования, предвидения в деятельности учителя, организации прогностической познавательной деятельности учащихся среднего школьного возраста.
В отечественной и зарубежной науке внимание исследователей привлекает прогностическая деятельность как способность действовать и принимать те или иные решения с определенным: временно -
пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий.
На сегодняшний день в науке подробно исследованы: нейрофизиологические, психофизиологические основы антиципации, роль антиципации в обеспечении познавательных психических процессов, особенности вероятностного прогнозирования в норме и патологии, развитие антиципации в раннем онтогенезе, антиципация в отдельных видах деятельности.
Тем не менее, проблема развития, прогностических способностей на разных этапах онтогенеза, в различных условиях деятельности, социальных институтах не получила пока должного научного освещения.
Прогностические способности, начинают формироваться уже с рождения под влиянием природных, задатков и воспитания. Однако можно с уверенностью утверждать, что высшие уровни прогностических способностей развиваются только к ранней юности. Юношеский возраст также считается определяющим и для развития - социально-психологической компетентности.
Таким образом, наличие противоречия между возрастающей потребностью в подготовке специалистов, обладающих высоким уровнем социально-психологической компетентности, и недостаточной
разработанностью вопроса о роли прогностических способностей в ее формировании определяет проблему нашего исследования.
Цель исследования: изучить прогностическую компетентность старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект исследования - прогностическая компетентность детей с двигательными нарушениями.
Предмет исследования - регулятивные характеристики прогностической компетентности детей с двигательными нарушениями
В основу исследования положена гипотеза: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата имеют более низкие показатели регулятивной характеристики прогностической компетентности по сравнению со сверстниками без аномалий в развитии.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы, определены задачи исследования:
- на основе теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы рассмотреть состояние проблемы развития способности к прогностической компетентности в норме и патологии и создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования
- изучить уровень прогностической компетентности дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
а) теоретические: анализ педагогической, психологической, научнометодической литературы по теме исследования;
б) эмпирические: целенаправленное наблюдение; анкетирование и опрос родителей.
совокупность современных психологических, педагогических воззрений на процесс формирования прогностической компетентности дошкольников.
- положения системно-функционального подхода об антиципации как о
феномене, пронизывающем все уровни психического отражения
действительности и имеющем многоуровневое строение, сформулированные в работах П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, Б.Ф. Ломова и Е.Н. Суркова;
- базовые положения культурно-исторической концепции психического
онтогенеза JI.C. Выготского, получившие свое дальнейшее прикладное развитие в трудах отечественных дефектологов и логопедов И.Т. Власенко, Н.С. Жуковой, BA. Ковшикова, Р.Е. Левиной, А.Ф. Спировой,
Т.Б. Филичевой, Т.В. Чиркиной, СН. Шаховской, А.В. Ястребовой и др.;
- работы по изучению вероятностного прогнозирования в норме и патологии И.М. Фейгенберга и его сотрудников, учеников и последователей: А.Ю. Акопова, В.А. Иванникова, Л.И. Переслени, Ф.И. Случевского, Д.А. Ширяева.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: полученные результаты обогащают понимание психологических закономерностей психического развития детей с нарушениями ОДА представлением о необходимом участии в этом процессе антиципационных способностей, осуществляя тем самым, вклад в теорию психологии развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования в работе дефектологами, воспитателями, родителями, педагогами и всеми специалистами, которые работают с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность исследования, цель, объект, предмет исследования, первая глава посвящена теоретическим аспектам исследования, в первом параграфе описываются работы, в которых представлен анализ прогностической способности личности, второй параграф раскрывают психологические характеристики детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, во второй главе представлено исследование двух групп детей и сравнение их результатов. После каждой главе представлены выводы по главам, в заключении представлены общие выводы по работе.
Проведя теоретический анализ имеющихся научных работ по теме исследования, мы сделали следующие выводы:
В коррекционной педагогике и психологии прогностическая способность занимает по актуальности не из последних мест, так как от прогностической способности ребенка зависит его социализация, адаптация к окружающей действительности.
Антиципирующий эффект есть результат максимального увеличения «детерминированной части» акта принятия решения и постоянного уточнения «вероятностной части предсказания. Отсюда следует, что вероятностное прогнозирование, в частности, строящееся большей частью с учетом только частоты встречаемости события, является лишь одной из сторон процесса антиципации.
В понятии «антиципация» связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события. В этом смысле психологический феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности.
Понятие нарушение функций опорно-двигательного аппарата носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Причинами этих расстройств могут быть генетические нарушения, а также органические повреждения головного мозга и травмы опорно-двигательного аппарата.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют большую часть детей с нарушениями в развитии. Дети с нарушениями - опорно двигательного аппарата в первую очередь характеризуются с дефектом двигательной активности, в связи с этим данные дети не способны рационально представлять окружающий мир, не способны социализироваться, так же у данных детей развиваются вторичные нарушения, такие как: нарушение речи, интеллектуальные нарушения, личностные нарушения. Дети данной категории эгоцентричны, не готовы воспринимать эмоции других.
Далее по подобранным методикам были исследованы две группы детей, в контрольную группу вошли дети без нарушений в развитии, в экспериментальной группе дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
По первой методике мы получили низкие результаты
экспериментальной группы, результаты контрольной группы соответствуют норме. Прогностическая способность детей с нарушением функций опорнодвигательного аппарата несостоятельна и нерациональна.
Далее группы были продиагностированы по второй методике - методике кафедры дефектологии и клинической психологии. По данной методике результаты так же низкие в экспериментальной группе. Дети экспериментальной группы не способны дать адекватный прогноз, не способны применить прошлый опыт.
Итак, по полученным результатам, гипотеза нашего исследования подтвердилась, у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата намного низкая регулятивная характеристика прогностической
компетентности по сравнению с детьми без аномалий в развитии.
1. Антипова Д.А. Исследование регулятивной функции антиципации у младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Под ред. Ткаченко П.В. - Курск: КГМУ, 2017. - С.8-16
2. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысление, преоборазование ситуаций и психологическая защита /Л.И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. - № 1. - С. 3 - 18.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом [Текст] / Е.Ф. Архипов. - М.: Просвещение, 2010. - 95 с.
4. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. -46с.
5. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. - М.: Новый мир, 2012. - 139 с.
6. Базылевич Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла / Т.Ф. Базылевич//Психологический журнал.- 1988.-Т. 9, №3. С.121-131.
7. Базылевич Т.Ф. К проблеме задатков прогностических способностей / Т.Ф. Базылевич // Психологический журнал. - 1994.- Т. 15.- № 6.-С. 90 99.
8. Василенко Н.А. Психопатологическая характеристика учащихся с церебральным параличом [Текст] / Н.А. Василенко // Дефектология. - 1980. - № 1.- С.12-16
9. Вассерман Л.И. Многомерное клинико-нейропсихологическое исследование высших психических функций у детей с церебральными параличами [Текст] / Л.И. Вассерман // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1998. - № 2. - С.45-52
10. Вернер Д. Что такое детский церебральный паралич [Текст] / Д. Вернер. - СПб.: Дидактика-Плюс, 2003. - 135с.
11. Гончарова О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями: Дис. ... канд. психол. наук [Текст] / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
12. Гордиенко Ю.В., Курбанова А.Т. Риски возникновения девиаций у школьников с двигательными нарушениями [Текст] // Научная инициатива в психологии: Межвузовский сборник научных трудов студентов и молодых ученых / Под ред. Ткаченко П.В. - Курск: КГМУ, 2017. - С.49
13. Гросс Н.А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / Н.А. Гросс. - М.: Амфора, 2015. - 235 с.
14. Данилова Л.А. Методика коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом [Текст] / Л.А. Данилова - М.: Знания, 2012. - 540 с.
15. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию [Текст] / Под ред. Х. Рай и М.Д. Скьортен. - ЮНЕСКО, 1989.
- 154 с.
16. Детский церебральный паралич [Текст] / Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика-Плюс, 2003. - 272с.
17. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / А.И. Дьячкова - М.: Просвещение, 2010. - 235 с.
18. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка [Текст] / И.А. Зимняя // Исследования речевого мышления в психолингвистике. - М., 1985.
- С. 143
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
20. Исенко С.П. Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности [Текст] / С.П. Исенков // Концепт. - 2014. - №5. - С.21-25.
21. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.В. Красовская, А.Н. Данилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
22. Курцева З.И. Речевой поступок и речевой этикет [Текст] / З.И. Курцева // Проблемы современного образования. - 2013. - №1. - С.6-15.
23. Лебеденко О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Лебеденко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №29. - С.27-32.
24. Левченко И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
25. Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы,
методы, приемы формирования: сб. науч. ст. [Текст] / Ф,М. Литвинко // Белорус.гос.ун-т; в авт. ред. - Мн., 2009. - Вып. 9. - С. 11
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997.- С.291-300.
27. Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] /Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
28. Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 1976. - №3. - С.29-37
29. Мамайчук И.И. Комплексной психологическое исследование больных со спастической формой детского церебрального паралича [Текст] / И.И. Мамайчук // Дефектология. - 1984. - №6. - С.14
30. Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Амфора, 2010. - 448 с.
31. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2012. - 95 с
32. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 123-130.
33. Ничипоренко Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. - 2006. - том 27. - № 05. - С.50-59
34. Нигматуллина И.А. Современные аспекты изучения
коммуникативной функции антиципационной состоятельности / И.А. Нигматуллина, Ф.Р. Яппарова // Образование и личность: разнообразие зон развития. - Казань: НОУ ДПО «центр социально -куманитарного
образования, риц «Школа», 2017. - С.79-81
35. Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии / Л.И. Переслени // Вопросы психологии.- 1976.- № 2.-С.113-123.
36. Переслени Л.И. Появление преднастройки в динамике вызванной активности и времени реакции у детей / Л.И. Переслени, М.Б. Михалевская // Журнал высшей нервной деятельности.- 1982. Т. 32. - Вып.2.- С. 209 - 217.
37. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата [Текст] / О.Г. Приходько. - М.: Академия, 2000. - С. 31
38. Радина Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2001. - С. 393-403.
39. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] /Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 351с.