СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие и структура высшего образования 8
1.2. Модели высшего образования 1.0-2.0 16
1.3. Особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0 21
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ 3.0 33
2.1. Общая характеристика Казанского (Приволжского) федерального
университета 33
2.2. Особенности формирующейся модели 3.0. в КФУ 39
2.3. Мониторинг необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВОЕИ К(П)ФУ 53
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 3.0 в ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 64
3.1. Проблемы внедрения и использования моделей образования 3.0 - 4.0 64
3.2 Предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования 70
3.3. Внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему
высшего образования как элемент модели 3.0 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Роль университета в современном мире трудно переоценить, и об этом говорят многие известные люди, среди которых и политики, и писатели, и врачи, и многие представители других профессий.
Г оворя об университете (академии или институте), мы имеем в виду не просто высшее учебное заведение, где мы получаем определённую профессию, а прежде всего определённую духовную субстанцию. Таким образом, лексема «университет» насыщается философским контекстом. Университет как социальный институт ассоциируется с чем-то высоким, величественным, всепланетарным, имеет транснациональный смысл. И, безусловно, эта духовная субстанция - университет - имеет весьма значимую миссию.
Высшее образование в России живет в индустриальной культуре середины XX в. Значительная часть вузов работает только как образовательные учреждения, поставляющие кадры (модель 1.0); в других исследования и разработки в разной степени, чаще в незначительной, интегрированы в учебный процесс (модель 2.0). Доля университетов, имеющих полноценный сектор коммерциализации знаний (модель 3.0), в российском высшем образовании очень мала.
Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что проблемы и особенности развития системы высшего образования РФ содержательно раскрываются исследователями в разных контекстах и аспектах — государственно-управленческом, просвещенческом, международном.
Проблема работы состоит в том, что комплексное исследование специфики реформирования системы высшего профессионального образования в России еще не проводилось.
Недостаточная изученность проблемы, ее тесная связь с современностью (что имеет важное научное и практическое значение в контексте развития национальной образовательной системы) обусловливает актуальность работы.
Объект исследования: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - модель высшего образования 3.0.
Целью исследования - анализ адаптационной модели перехода российского высшего образования на модель 3.0 и разработка предложений по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «высшее образование» и рассмотреть его структуру; изучить существующие модели высшего образования 1.0 и 2.0, выявить особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0;
2. Дать характеристику Казанскому (Приволжскому) федеральному университету и рассмотреть особенности формирующейся в нем модели 3.0;
3. Проведение мониторинга о необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ;
4. Выявить проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 - 4.0 и разработать предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования;
5. Предложить внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Гипотеза исследования заключается в том, что переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе мероприятия по совершенствованию моделей системы высшего образования, основанные на результатах системного анализа, могут быть использованы в процессе обучения студентов в высших школах, при решении определённых задач, при осуществлении научных исследований, при совершенствовании действующих нормативных документов в рамках федерального законодательства, а также при разработке новых нормативных документов в области образования.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы», Итоговой студенческой конференции Елабужского института КФУ, на IX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность». Статья «Современные тренды развития образовательной системы: образование 3.0» принята в печать в журнал «Мир науки», №1034 из списка ВАК.
Информационная база курсового исследования содержит: данные отчетности Всемирного банка, данные мониторинга эффективности инновационной деятельности 40 ведущих вузов России, Национальный доклад об инновациях, данные исследований GII, Устав Казанского (Приволжского) федерального университета, статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России, Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегию развития КФУ, Программа повышения конкурентоспособности КФУ, предметные рейтинги Times Higher Educatiоn, Стратегию научно-технологического развития России, ряд международных рейтингов (QS2, Webоmetrics, БД Scimagо и т.п.), ФЗ «О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ» и ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды классиков педагогической, экономической, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных ученых. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты РФ, монографические исследования, обзоры периодических российских и зарубежных изданий по рассматриваемой теме, тематические страницы сети Интернет. При подготовке научной работы мы опирались на исследования ряда отечественных и зарубежных ученых и специалистов (В. Гумбольдт [51], Дж. Ньюмен [67] , К.Керр [51], Карпов [67], Е.В.Неборский [52], М.В.Богуславский [17,18], С.В. Иванова [34, 35], Н.С. Ладышец [67], О.Х. Мирошникова [68], Л.В. Каткова [37], А.П. Костюченко [44], И.Н. Голицына [26,62], Шишигин А.В. [59]).
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, для решения поставленных задач применены различные методы и приемы научного исследования: теоретический и эмпирический; системный подход; анализ, изучение и обработка научной и учебной литературы про модель «Университет 3.0»; выявление особенностей современных моделей образования; анализ внедрения модели «Университет 3.0».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе изучены теоретические особенности современной системы высшего образования, понятие и структура высшего образования, рассмотрены модели высшего образования 1.0-3.0.
Во второй главе проанализирована практика внедрения модели 3.0, дана характеристика ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета», выявлены особенности внедрения модели 3.0 в данном учреждении, проведен мониторинг необходимости перехода на модель 3.0 ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) «Казанского (Приволжского) федерального университета».
В третьей главе рассмотрены проблемы внедрения модели 3.0-4.0 в ФГАОУ ВО К(П)ФУ, разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования и предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Рассмотрев термин высшего образования, разобрав цели и задачи государственной политики в сфере высшего образования, можно сделать вывод о том, что вопрос о получении высшего профессионального образования и подготовки специалистов с высоким уровнем знаний является актуальным.
Современная модель высшего образования Университет 3.0 характеризуется богатыми, кросс - организационными, межкультурными образовательными, инновационными возможностями. Высшие школы, перешедшие на модель 3.0. представляют собой сетевые организации, сотрудничающие с бизнесом, частными научно-исследовательскими учреждениями, инвесторами, провайдерами профессиональных услуг и другими университетами через свои так называемые «хабы ноу-хау». Переход системы высшего образования на модель 3.0. позволит построить концептуальную модель университета, как социокультурного феномена, что необходимо для модернизации университетского образования, перейти на новый уровень системе образования нашей страны и соответствовать современным европейским стандартам образования. Важным фактором, который актуализирует очерченную тему, является вопрос восстановления интеллектуального потенциала трудовых кадров.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о понятии высшего образования и его структуре, модели высшего образования 1.0 и 2.0; выявлены особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0.;
2. На основе анализа особенностей формирующейся модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете мы выяснили, что в нем создается такая модель функционирования вуза, в которой в равной степени представлены и образовательная, и исследовательская, и производственная компонента, налажена коммуникация с конечным потребителем инновационного продукта, который создается на базе университета. Из чего следует, что в вуз уделяет особое внимание на развитие науки и технологий. Научно-образовательные и научно¬методические центры, лаборатории используются не только для проведения собственных научных исследований: к работе с ними привлекаются студенты, получая необходимую практику, а результаты проведенных здесь изысканий транслируются на площадки опытного производства.
3. Для обоснования эффективности и целесообразности перехода к современной модели образования 3.0, в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ был проведен мониторинг необходимости перехода вуза к данной модели. В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди студентов Елабужского института КФУ. На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что многие студенты не удовлетворены качеством системы получаемого образования и существует потребность в модернизации данной системы. Для достижения большей эффективности и целесообразности применения модели «Университет 3.0» в учебном процессе необходимо разработать методические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках данной модели.
4. Выявлены проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 и разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования. К выявленным проблемам относятся:
- инновационные процессы и внедрения должны осуществляться во всех образовательных структурах КФУ, а не только в отдельных подразделениях;
- коммерциализация ставит ценности университета под угрозу:
а) вуз обязан установить честный порядок назначения профессоров и их продвижение по службе;
б) снижение морального духа и настроя преподавателей, что может повредить репутации вуза;
в) недостаточная жесткость конкурсного отбора, осуществляющегося только на основе соответствия подготовки будущих студентов к академическим задачам;
- перечень предметов и содержание учебных программ должны определяться самими профессорами вуза, а не приказом вышестоящим инстанций;
- изменение ценностных ориентиров;
- слабое материально-техническое оснащение аудиторий и лабораторий.
5. Предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) Федеральном университете. Для Казанского Федерального университета и Елабужского института в частности, необходима системная массовая коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, ибо представление по отдельности объектов интеллектуальной собственности чрезвычайно дорого и не достигает потенциально возможного результата. Только системный подход в организации коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволит сформировать базу объектов интеллектуальной собственности разной степени готовности к коммерциализации, организовать их «упаковку» и передать в промышленное использование созревшие объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, гипотеза исследования (переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели) подтвердилась.
1. Информационная справка об итогах 2017 года в КФУ к пресс- конференции ректора КФУ И.Р. Гафурова в ИА «Татар-Информ», 2017 г.
2. О Концепции Федеральной целевой программы развития
образования на 2011-2015 годы : распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г., № 163-р / Российская Федерация, Правительство //
Бюллетень Министерства образования и науки РФ. - 2011. - № 4. - С. 3-45.
3. О мерах государственной поддержки развития кооперации
российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2010г. № 218 (в ред. 21.07.2016г. № 705) // Официальный интернет-портал правовой
информации. - URL: 1Шр://ууу.ргауо.цо;.ги - 25.07.2016 (дата обращения: 02.04.2018).
4. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-
Фз (в ред. от 01.05.2017г. № 93-Фз)// Официальный интернет-портал
правовой информации. - URL: 1Щр://ууу.ргауо.цоу.1Т1 - 01.05.2017 (дата обращения на сайт 02.05.2018г.)
5. Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014г. № 295г. (в ред.
31.03.2017г. № 376) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: 11Пр://ууу.ргауо.цоу.Г11 - 06.04.2017 (дата обращения: 02.05.2018).
6. План мероприятий по реализации программы
конкурентоспособности («дорожная карта») Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный
университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2015-2020 годы, 2016г.
7. Предложения по формированию проекта концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 гг.
8. Программа повышения конкурентоспособности ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» среди ведущих мировых научно-образовательных центров на 2013-2020 гг., 2013 г.
9. Программа развития Елабужского института (филиала) ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (2015-2020 гг.), 2015г.
10. Устав ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет", редакция от 2016г.
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 (в ред. от 02.02.2017г. № 122) // Официальный интернет- портал правовой информации. - URL: ййр://'№№№.ргауо.доу.ги - 09.02.2017 (дата обращения: 02.05.2018).
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 N 273-Фз (действующая редакция, 2016) //
«Российская газета», 31.12.2012.
13. Федеральный закон от 01. 12. 2007 N 308-Фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» // Российская газета, N 272.
14. Федеральный закон от 22. 08. 1996 N 125-Фз (ред. от 27. 09. 2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета, N 164, 29. 08. 1996.
2. Научная и учебная литература:
15. Абалдуев В. А., Глушко Е. К., Дащинская з. П., Живаев М. Н., Козырин А. Н., Комягин Д. Л., Корф Д. В., Насонкин В. В., Сафронова Е. И., Смирнова М. В., Трошкина Т. Н., Шадрина О. В., Ялбулганов А. А. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) / под ред. А. Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс, 2011.
16. Батанина И.А., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Развитие системы профессионального образования в условиях трансформации современного российского общества. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, 2014, № 4 - С. 95-98.
17. Богуславский, М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии : монография / М. В. Богуславский. - М. : ИТИП РАО, ИЭТ, 2012 - 436 с.
18. Богуславский, М. В. Методология исследования стратегий модернизаций отечественного образования XX века / М. В. Богуславский // Модернизационные процессы в Российском и зарубежном образовании XVIII
- начала XXI века : сб. науч. тр. Всероссийской научно-практич. конф. XXX сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО. - СПб. : СПб. А1111О, 2014 - С. 29-35.
19. Борисенко Л.В. Метод административно-правового
регулирования в сфере государственного управления системой образования. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал, 2013, № 2
- С.104-116.
20. Будущее высшего образования и академической профессии. Страны БРИК и США. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2013. - 248 с.
21. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. - 72 с.
22. Воденко К.В. Перспективы государственного регулирования сферы высшего образования. //Гуманитарий Юга России, 2016, № 6, том 22 - С. 211-221.
23. Высшее образование в немецкой и русской традициях: коллективная монография. Под общей ред. М. В. Богуславского. Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2016. 284 с.
24. Высшее образование. Справочник. Выпуск 5. - М.: Всевед, 2013. - 268 с.
25. Галочкина О.А. Модернизация российской системы образования и ее финансирование в условиях становления «экономики знаний». //Царскосельские чтения, 2015, № 19, том 2 - С. 163-166.
26. Голицына И.Н. Самоорганизация студентов в социальных сетях.
// Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(11), 2013. Материалы V Международной научно-практической
конференции «Электронная Казань - 2013». -Казань, УНИВЕРСУМ, 2013. - С.99-105.
27. Григораш О.В. Результаты реформирования системы образования в России. //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2016, № 121 - С. 1- 20.
28. Гущина Е. Г., Тимачева Е. В. Мобильность рабочей силы: факторы и последствия // Труд и социальные отношения. 2008. N 2 (44).
29. Дорохова, Т. С. История социальной педагогики : учебник / Т. С. Дорохова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой. - М. : Владос, 2013 - 300 с.
30. Дорохова, Т. С. Мобильность как один из компонентов профессиональной ментальности социального педагога / Т. С. Дорохова // Педагогическое образование в России. - 2014 - № 4 - С. 119-122.
31. Егоров Е.В. Государственная научно-инновационная политика в РФ и высшей школе / Е.В. Егоров // Инновационное развитие высшей школы России: монография / Под ред. Е. В. Егорова, С. А. Карева. - М: МАКС Пресс, 2015. - 215 с.
32. Ермолаев И. П. История Казанского университета: «Казанский университет: прошлое и настоящее» (иллюстрированное многокрасочное издание подарочного вида). — Отв. ред.: И. П. Ермолаев, 2009. 30 с.
33. Жукова М.В. Проблемы реформирования российской системы образования: политологический аспект. //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2015, № 1 - С.228-233.
34. Иванова С. В. Социально-экономические смыслы образования в эпоху постмодерна // Этап: экономическая теория, анализ и практика. 2017. №2. С. 141- 149.
35. Иванова С. В., Елкина И. М. Постмодернизм и качество образования (постановка проблемы) // Ценности и смыслы. 2016. Т.1, №6(46). С. 115-124.
36. Каплюк М. А. Проблемы определения понятия и видов высших учебных заведений // Юридическое образование и наука. 2006. N 3.
37. Каткова Л. В. Политика современного Российского государства в сфере регулирования образования // Юридическое образование и наука.
2010. N 2.
38. Кирилловых А. А. Комментарий к Федеральному закону от 10 ноября 2009 г. N 259-Фз «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2011.
39. Кислов А. Г., Шмурыгина О. В. Идея университета: ретроспектива, версии и перспективы // Образование и наука. 2012. №8. С. 96-122.
40. Колесникова, И. А. Модернизация образования как объект историко-педагогического исследования / И. А. Колесникова // Модернизационные процессы в Российском и зарубежном образовании XVIII - начала XXI века : сб. науч. тр. Всероссийской научно-практич. конф. XXX сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки РАО. - СПб. : СПб. А1111О, 2014 - С. 13-22.
41. Копенкина Ю.В. Российская система образования в условиях глобализации: к постановке проблемы. // Общество: философия, история, культура, 2016, № 8 - С. 1-5.
42. Корнеенков С. С. Инновационные психолого-педагогические технологии обучения и саморазвития личности / С. С. Корнеенков // Вестник ЧитГУ. - 2012. - № 5.
43. Костюкевич С. В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте российского опыта / С. В. Костюкевич // Alma mater. - 2011. - № 4. - С. 68.
44. Костюченко А. П. Статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 172-176.
45. Ладыжец Н. С. Современные тенденции развития западных и отечественных университетов // Вестник Удмуртского университета. Серия: философия, психология, педагогика. 2015. Т.25, №4. С. 21-24.
46. Латуха О. А. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития / О. А. Латуха, Ю. В. Пушкарев // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - T. 8. - № 4. - С. 44-50.
47. Лаукарт-Горбачева О.В., Максимова О.А. Социальное
партнерство российских ВУзов и субъектов рынка труда: проблемы и перспективы развития. // Вестник экономики, права и социологии, 2016, № 4, том 1 - С. 228-231.
48. Ложенко Н. О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России / Н. О. Ложенко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2010. - T.10. - № 4. - С. 51-53.
49. Мерцалова Т.А. Информационная открытость системы образования: вопросы эффективности государственной политики. //Вопросы образования, 2015, № 2 - С. 40-75.
50. Метелев С.Е. Инновационное развитие высшего
профессионального образования в России / И.М. Рукина и др. - М.:
Издательский дом Международного университета в Москве, 2014. - 400 с.
51. Неборский Е. В. Асинхронизация идентичности в контексте глобализации образования // Проблемы современного образования. 2015. №3. С. 5-9.
52. Неборский Е. В. Развитие университетского образования в контексте глобализационных процессов // Педагогика. 2017. №2. С. 102-105.
53. Оськин С.В., Оськина Г.М. Инновационный подход к оценке качества образования в ВУзах. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2015, № 106 - С.1-23.
54. Постовой Н.В. Проблемы компетенции в системе местного
самоуправления и пути их решения. - М.: Юриспруденция, 2013г, 110 с.
55. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: ВШЭ, 2010. 304 с.
56. Сазанова Т.В. Концепция инклюзивного образования и ее
правовая реализация в России на фоне современных образовательных реформ.// Инновационная наука, 2015, № 10 - С. 187-192.
57. Самойлов В.Д. Андрогогические основы педагогики и психологии в системе высшего образования России. Учебник / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 296 с.
58. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопросы образования. 2009. №4. С. 67-82.
59. Шишигин А.В. Российская система образования парадигме системного подхода: институциональный аспект. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3 Гуманитарные и общественные науки, 2016, № 2 - С. 36-43.
3. Электронные ресурсы
60. Афзалова А.Н. Использование мобильных технологий для
организации самостоятельной работы студентов// Международный
электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Тесйпо1оду & Бос1е1у)» - 2012. - V.15. - №4. - С.497-505. URL: Ййр://дгоиреглеее.огд/дгоир8/11е18/ги881ап/йеро8йогу/у15__14/рй1/9.рй1‘ (дата
обращения: 03.01.18)
61. Выступление Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова на заседании Президиума Правительства РФ и Министерства образования и науки России // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. - URL: httр://www.minfin.ru (дата обращения: 02.04.2018).
62. Голицына И.Н., Половникова Н.Л., Мобильное обучение как
новая технология в образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educatiоnal Тесйпо1оду & Зос1е1у)». - 2011. - V.14. - №1. - С.241-251. - ISSN 1436-4522. URL:
httр://ifets.ieee.оrg/russian/deроsitоry/v14_i1/html/1.htm (дата обращения:
28.12.17).
63. Горошко Е. И., Самойленко С. А. Твиттер как разговор через
контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0? // Международный
электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Е4нсайопа1 Тесйпо1оду & Зос1е1у)». - 2011. - Том 14. - № 2. - C. 502-530. - ISSN 1436-4522. - URL: ййр://1Ге18.1еее.огд/ги881ап/4еро8Йогу/у14_12/й1ш1/16г.й1ш (дата
обращения: 30.12.17).
64. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы» (Распоряжение Правительства РФ от 15.04.14 г. № 295)
[Электронный ресурс].
URL: htt р: //ргауо .до v.ru/р гоху/i рз/'’с1осЬос1у=&nd=102349659&rdk=&back1ink=1 (дата обращения: 09.11.2017)
65. Куликова О. В. Особенности инновационной модели высшего
образования [Электронный ресурс] / О. В. Куликова, И. А. Гулей // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -
URL: httр://cybeг1emnka.гu/artic1e/n/оsоbennоsti-mnоvatsюnnоy-mоde1i- vysshegо-оbгazоvaniya (дата обращения: 01.12.2017)
66. Ладыжец Н. С., Неборский Е. В. Университетский барометр: мировые тенденции развития университетов и образовательной среды //Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7, №2.,- Режим доступа: htt р: //паико vedenie.гu/РDF/6 8Р VN215. р df.
67. Мирошникова О. Х. Постсовременный университет: взгляд в будущее // Интернет-журнал «Мир науки». 2015. Выпуск 3,- Режим доступа: ййр: //ш1г-паиктсош/РВР/02РВМЫ315. рйБ
68. Неборский Е.В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4, ййр://ш1г-паик1.сош/РВТ/26РВМЫ417.рй1‘ (доступ свободный).
69. Официальный сайт Казанского (Приволжского) Федерального Университета: 11йр: //кр1и. ги/main раус'’р sub 75
70. Официальный сайт Казанского (Приволжского) Федерального Университета: ййр: //www. ksu. ru, свободный.
71. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - URL: ййр://минобрнауки.рф (дата обращения: 10.04.2018).
72. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 г. - URL: ййр://news.кгешкп.гиЛгащспр!^/19825(дата обращения: 15.04.2018).
73. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р "Об
утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // КонсультантПлюс URL:
ййр://спЬ.игап.га/шег11^/2227г.рй1? (дата обращения: 02.01.2018).
74. Сапегин К.В. Образование 1.0, 2.0, 3.0: миф и реальность. - URL:
ййр://юс.гуЬайш.ги/рго)ес1^_17_01 13/оЬга/о«аше.рс1Г (дата обращения:
01.01.18).
75. Современный университет как драйвер экономического роста:
модели и миссии // Экономика: примеры и факты URL:
httр://рорecоn.гu/оtrivki/452-mnоvacюnnaja-dejate1nоst-v-гоssiiskih-vu/ah- ге/и11а1у-шопйоппда-2016-д.й1т1 (дата обращения: 03.03.2018).
76. Федеральный портал Российского образования. - URL:
ййр: //www.edu.гu(дата обращения: 02.04.2018).
77. Хасанов Р. Н. Проблемы оценки эффективности целевых программ на их отбора и реализации. -
httр://www.mоluch.ru/cоnf/ecоn/archive/12/1307/ (дата обращения: 28.04.2018).