СОЗДАНИЕ АДАПТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА МОДЕЛЬ 3.0 (НА ПРИМЕРЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие и структура высшего образования 8
1.2. Модели высшего образования 1.0-2.0 16
1.3. Особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0 21
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ 3.0 33
2.1. Общая характеристика Казанского (Приволжского) федерального
университета 33
2.2. Особенности формирующейся модели 3.0. в КФУ 39
2.3. Мониторинг необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВОЕИ К(П)ФУ 53
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 3.0 в ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 64
3.1. Проблемы внедрения и использования моделей образования 3.0 - 4.0 64
3.2 Предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования 70
3.3. Внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему
высшего образования как элемент модели 3.0 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Понятие и структура высшего образования 8
1.2. Модели высшего образования 1.0-2.0 16
1.3. Особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0 21
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ 3.0 33
2.1. Общая характеристика Казанского (Приволжского) федерального
университета 33
2.2. Особенности формирующейся модели 3.0. в КФУ 39
2.3. Мониторинг необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВОЕИ К(П)ФУ 53
3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ 3.0 в ФГАОУ ВО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 64
3.1. Проблемы внедрения и использования моделей образования 3.0 - 4.0 64
3.2 Предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования 70
3.3. Внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему
высшего образования как элемент модели 3.0 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ
Роль университета в современном мире трудно переоценить, и об этом говорят многие известные люди, среди которых и политики, и писатели, и врачи, и многие представители других профессий.
Г оворя об университете (академии или институте), мы имеем в виду не просто высшее учебное заведение, где мы получаем определённую профессию, а прежде всего определённую духовную субстанцию. Таким образом, лексема «университет» насыщается философским контекстом. Университет как социальный институт ассоциируется с чем-то высоким, величественным, всепланетарным, имеет транснациональный смысл. И, безусловно, эта духовная субстанция - университет - имеет весьма значимую миссию.
Высшее образование в России живет в индустриальной культуре середины XX в. Значительная часть вузов работает только как образовательные учреждения, поставляющие кадры (модель 1.0); в других исследования и разработки в разной степени, чаще в незначительной, интегрированы в учебный процесс (модель 2.0). Доля университетов, имеющих полноценный сектор коммерциализации знаний (модель 3.0), в российском высшем образовании очень мала.
Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что проблемы и особенности развития системы высшего образования РФ содержательно раскрываются исследователями в разных контекстах и аспектах — государственно-управленческом, просвещенческом, международном.
Проблема работы состоит в том, что комплексное исследование специфики реформирования системы высшего профессионального образования в России еще не проводилось.
Недостаточная изученность проблемы, ее тесная связь с современностью (что имеет важное научное и практическое значение в контексте развития национальной образовательной системы) обусловливает актуальность работы.
Объект исследования: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - модель высшего образования 3.0.
Целью исследования - анализ адаптационной модели перехода российского высшего образования на модель 3.0 и разработка предложений по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «высшее образование» и рассмотреть его структуру; изучить существующие модели высшего образования 1.0 и 2.0, выявить особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0;
2. Дать характеристику Казанскому (Приволжскому) федеральному университету и рассмотреть особенности формирующейся в нем модели 3.0;
3. Проведение мониторинга о необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ;
4. Выявить проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 - 4.0 и разработать предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования;
5. Предложить внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Гипотеза исследования заключается в том, что переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе мероприятия по совершенствованию моделей системы высшего образования, основанные на результатах системного анализа, могут быть использованы в процессе обучения студентов в высших школах, при решении определённых задач, при осуществлении научных исследований, при совершенствовании действующих нормативных документов в рамках федерального законодательства, а также при разработке новых нормативных документов в области образования.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы», Итоговой студенческой конференции Елабужского института КФУ, на IX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность». Статья «Современные тренды развития образовательной системы: образование 3.0» принята в печать в журнал «Мир науки», №1034 из списка ВАК.
Информационная база курсового исследования содержит: данные отчетности Всемирного банка, данные мониторинга эффективности инновационной деятельности 40 ведущих вузов России, Национальный доклад об инновациях, данные исследований GII, Устав Казанского (Приволжского) федерального университета, статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России, Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегию развития КФУ, Программа повышения конкурентоспособности КФУ, предметные рейтинги Times Higher Educatiоn, Стратегию научно-технологического развития России, ряд международных рейтингов (QS2, Webоmetrics, БД Scimagо и т.п.), ФЗ «О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ» и ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды классиков педагогической, экономической, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных ученых. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты РФ, монографические исследования, обзоры периодических российских и зарубежных изданий по рассматриваемой теме, тематические страницы сети Интернет. При подготовке научной работы мы опирались на исследования ряда отечественных и зарубежных ученых и специалистов (В. Гумбольдт [51], Дж. Ньюмен [67] , К.Керр [51], Карпов [67], Е.В.Неборский [52], М.В.Богуславский [17,18], С.В. Иванова [34, 35], Н.С. Ладышец [67], О.Х. Мирошникова [68], Л.В. Каткова [37], А.П. Костюченко [44], И.Н. Голицына [26,62], Шишигин А.В. [59]).
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, для решения поставленных задач применены различные методы и приемы научного исследования: теоретический и эмпирический; системный подход; анализ, изучение и обработка научной и учебной литературы про модель «Университет 3.0»; выявление особенностей современных моделей образования; анализ внедрения модели «Университет 3.0».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе изучены теоретические особенности современной системы высшего образования, понятие и структура высшего образования, рассмотрены модели высшего образования 1.0-3.0.
Во второй главе проанализирована практика внедрения модели 3.0, дана характеристика ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета», выявлены особенности внедрения модели 3.0 в данном учреждении, проведен мониторинг необходимости перехода на модель 3.0 ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) «Казанского (Приволжского) федерального университета».
В третьей главе рассмотрены проблемы внедрения модели 3.0-4.0 в ФГАОУ ВО К(П)ФУ, разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования и предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Г оворя об университете (академии или институте), мы имеем в виду не просто высшее учебное заведение, где мы получаем определённую профессию, а прежде всего определённую духовную субстанцию. Таким образом, лексема «университет» насыщается философским контекстом. Университет как социальный институт ассоциируется с чем-то высоким, величественным, всепланетарным, имеет транснациональный смысл. И, безусловно, эта духовная субстанция - университет - имеет весьма значимую миссию.
Высшее образование в России живет в индустриальной культуре середины XX в. Значительная часть вузов работает только как образовательные учреждения, поставляющие кадры (модель 1.0); в других исследования и разработки в разной степени, чаще в незначительной, интегрированы в учебный процесс (модель 2.0). Доля университетов, имеющих полноценный сектор коммерциализации знаний (модель 3.0), в российском высшем образовании очень мала.
Анализ исследований и публикаций свидетельствует, что проблемы и особенности развития системы высшего образования РФ содержательно раскрываются исследователями в разных контекстах и аспектах — государственно-управленческом, просвещенческом, международном.
Проблема работы состоит в том, что комплексное исследование специфики реформирования системы высшего профессионального образования в России еще не проводилось.
Недостаточная изученность проблемы, ее тесная связь с современностью (что имеет важное научное и практическое значение в контексте развития национальной образовательной системы) обусловливает актуальность работы.
Объект исследования: ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Предмет исследования - модель высшего образования 3.0.
Целью исследования - анализ адаптационной модели перехода российского высшего образования на модель 3.0 и разработка предложений по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования.
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «высшее образование» и рассмотреть его структуру; изучить существующие модели высшего образования 1.0 и 2.0, выявить особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0;
2. Дать характеристику Казанскому (Приволжскому) федеральному университету и рассмотреть особенности формирующейся в нем модели 3.0;
3. Проведение мониторинга о необходимости перехода к модели 3.0 в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ;
4. Выявить проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 - 4.0 и разработать предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования;
5. Предложить внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
Гипотеза исследования заключается в том, что переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные в работе мероприятия по совершенствованию моделей системы высшего образования, основанные на результатах системного анализа, могут быть использованы в процессе обучения студентов в высших школах, при решении определённых задач, при осуществлении научных исследований, при совершенствовании действующих нормативных документов в рамках федерального законодательства, а также при разработке новых нормативных документов в области образования.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «Управление экономикой региона: история, современное состояние, перспективы», Итоговой студенческой конференции Елабужского института КФУ, на IX Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность». Статья «Современные тренды развития образовательной системы: образование 3.0» принята в печать в журнал «Мир науки», №1034 из списка ВАК.
Информационная база курсового исследования содержит: данные отчетности Всемирного банка, данные мониторинга эффективности инновационной деятельности 40 ведущих вузов России, Национальный доклад об инновациях, данные исследований GII, Устав Казанского (Приволжского) федерального университета, статистический анализ основных показателей системы высшего профессионального образования в России, Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, Стратегию развития КФУ, Программа повышения конкурентоспособности КФУ, предметные рейтинги Times Higher Educatiоn, Стратегию научно-технологического развития России, ряд международных рейтингов (QS2, Webоmetrics, БД Scimagо и т.п.), ФЗ «О МГУ им. Ломоносова и СПбГУ» и ФЗ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды классиков педагогической, экономической, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных ученых. В ходе исследования изучены законодательные и нормативные акты РФ, монографические исследования, обзоры периодических российских и зарубежных изданий по рассматриваемой теме, тематические страницы сети Интернет. При подготовке научной работы мы опирались на исследования ряда отечественных и зарубежных ученых и специалистов (В. Гумбольдт [51], Дж. Ньюмен [67] , К.Керр [51], Карпов [67], Е.В.Неборский [52], М.В.Богуславский [17,18], С.В. Иванова [34, 35], Н.С. Ладышец [67], О.Х. Мирошникова [68], Л.В. Каткова [37], А.П. Костюченко [44], И.Н. Голицына [26,62], Шишигин А.В. [59]).
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы, для решения поставленных задач применены различные методы и приемы научного исследования: теоретический и эмпирический; системный подход; анализ, изучение и обработка научной и учебной литературы про модель «Университет 3.0»; выявление особенностей современных моделей образования; анализ внедрения модели «Университет 3.0».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе изучены теоретические особенности современной системы высшего образования, понятие и структура высшего образования, рассмотрены модели высшего образования 1.0-3.0.
Во второй главе проанализирована практика внедрения модели 3.0, дана характеристика ФГАОУ ВО «Казанского (Приволжского) федерального университета», выявлены особенности внедрения модели 3.0 в данном учреждении, проведен мониторинг необходимости перехода на модель 3.0 ФГАОУ ВО «Елабужский институт (филиал) «Казанского (Приволжского) федерального университета».
В третьей главе рассмотрены проблемы внедрения модели 3.0-4.0 в ФГАОУ ВО К(П)ФУ, разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования и предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Рассмотрев термин высшего образования, разобрав цели и задачи государственной политики в сфере высшего образования, можно сделать вывод о том, что вопрос о получении высшего профессионального образования и подготовки специалистов с высоким уровнем знаний является актуальным.
Современная модель высшего образования Университет 3.0 характеризуется богатыми, кросс - организационными, межкультурными образовательными, инновационными возможностями. Высшие школы, перешедшие на модель 3.0. представляют собой сетевые организации, сотрудничающие с бизнесом, частными научно-исследовательскими учреждениями, инвесторами, провайдерами профессиональных услуг и другими университетами через свои так называемые «хабы ноу-хау». Переход системы высшего образования на модель 3.0. позволит построить концептуальную модель университета, как социокультурного феномена, что необходимо для модернизации университетского образования, перейти на новый уровень системе образования нашей страны и соответствовать современным европейским стандартам образования. Важным фактором, который актуализирует очерченную тему, является вопрос восстановления интеллектуального потенциала трудовых кадров.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о понятии высшего образования и его структуре, модели высшего образования 1.0 и 2.0; выявлены особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0.;
2. На основе анализа особенностей формирующейся модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете мы выяснили, что в нем создается такая модель функционирования вуза, в которой в равной степени представлены и образовательная, и исследовательская, и производственная компонента, налажена коммуникация с конечным потребителем инновационного продукта, который создается на базе университета. Из чего следует, что в вуз уделяет особое внимание на развитие науки и технологий. Научно-образовательные и научно¬методические центры, лаборатории используются не только для проведения собственных научных исследований: к работе с ними привлекаются студенты, получая необходимую практику, а результаты проведенных здесь изысканий транслируются на площадки опытного производства.
3. Для обоснования эффективности и целесообразности перехода к современной модели образования 3.0, в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ был проведен мониторинг необходимости перехода вуза к данной модели. В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди студентов Елабужского института КФУ. На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что многие студенты не удовлетворены качеством системы получаемого образования и существует потребность в модернизации данной системы. Для достижения большей эффективности и целесообразности применения модели «Университет 3.0» в учебном процессе необходимо разработать методические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках данной модели.
4. Выявлены проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 и разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования. К выявленным проблемам относятся:
- инновационные процессы и внедрения должны осуществляться во всех образовательных структурах КФУ, а не только в отдельных подразделениях;
- коммерциализация ставит ценности университета под угрозу:
а) вуз обязан установить честный порядок назначения профессоров и их продвижение по службе;
б) снижение морального духа и настроя преподавателей, что может повредить репутации вуза;
в) недостаточная жесткость конкурсного отбора, осуществляющегося только на основе соответствия подготовки будущих студентов к академическим задачам;
- перечень предметов и содержание учебных программ должны определяться самими профессорами вуза, а не приказом вышестоящим инстанций;
- изменение ценностных ориентиров;
- слабое материально-техническое оснащение аудиторий и лабораторий.
5. Предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) Федеральном университете. Для Казанского Федерального университета и Елабужского института в частности, необходима системная массовая коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, ибо представление по отдельности объектов интеллектуальной собственности чрезвычайно дорого и не достигает потенциально возможного результата. Только системный подход в организации коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволит сформировать базу объектов интеллектуальной собственности разной степени готовности к коммерциализации, организовать их «упаковку» и передать в промышленное использование созревшие объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, гипотеза исследования (переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели) подтвердилась.
Современная модель высшего образования Университет 3.0 характеризуется богатыми, кросс - организационными, межкультурными образовательными, инновационными возможностями. Высшие школы, перешедшие на модель 3.0. представляют собой сетевые организации, сотрудничающие с бизнесом, частными научно-исследовательскими учреждениями, инвесторами, провайдерами профессиональных услуг и другими университетами через свои так называемые «хабы ноу-хау». Переход системы высшего образования на модель 3.0. позволит построить концептуальную модель университета, как социокультурного феномена, что необходимо для модернизации университетского образования, перейти на новый уровень системе образования нашей страны и соответствовать современным европейским стандартам образования. Важным фактором, который актуализирует очерченную тему, является вопрос восстановления интеллектуального потенциала трудовых кадров.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о понятии высшего образования и его структуре, модели высшего образования 1.0 и 2.0; выявлены особенности перехода российского высшего образования на модель 3.0.;
2. На основе анализа особенностей формирующейся модели 3.0 в Казанском (Приволжском) федеральном университете мы выяснили, что в нем создается такая модель функционирования вуза, в которой в равной степени представлены и образовательная, и исследовательская, и производственная компонента, налажена коммуникация с конечным потребителем инновационного продукта, который создается на базе университета. Из чего следует, что в вуз уделяет особое внимание на развитие науки и технологий. Научно-образовательные и научно¬методические центры, лаборатории используются не только для проведения собственных научных исследований: к работе с ними привлекаются студенты, получая необходимую практику, а результаты проведенных здесь изысканий транслируются на площадки опытного производства.
3. Для обоснования эффективности и целесообразности перехода к современной модели образования 3.0, в ФГАОУ ВО ЕИ К(П)ФУ был проведен мониторинг необходимости перехода вуза к данной модели. В рамках данного исследования было проведено анкетирование среди студентов Елабужского института КФУ. На основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что многие студенты не удовлетворены качеством системы получаемого образования и существует потребность в модернизации данной системы. Для достижения большей эффективности и целесообразности применения модели «Университет 3.0» в учебном процессе необходимо разработать методические рекомендации по организации образовательной деятельности в рамках данной модели.
4. Выявлены проблемы внедрения и использования модели образования 3.0 и разработаны предложения по усовершенствованию процесса коммерциализации и информатизации системы высшего образования. К выявленным проблемам относятся:
- инновационные процессы и внедрения должны осуществляться во всех образовательных структурах КФУ, а не только в отдельных подразделениях;
- коммерциализация ставит ценности университета под угрозу:
а) вуз обязан установить честный порядок назначения профессоров и их продвижение по службе;
б) снижение морального духа и настроя преподавателей, что может повредить репутации вуза;
в) недостаточная жесткость конкурсного отбора, осуществляющегося только на основе соответствия подготовки будущих студентов к академическим задачам;
- перечень предметов и содержание учебных программ должны определяться самими профессорами вуза, а не приказом вышестоящим инстанций;
- изменение ценностных ориентиров;
- слабое материально-техническое оснащение аудиторий и лабораторий.
5. Предложено внедрение механизмов интеллектуальной собственности в систему высшего образования как элемент модели 3.0 в Казанском (Приволжском) Федеральном университете. Для Казанского Федерального университета и Елабужского института в частности, необходима системная массовая коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, ибо представление по отдельности объектов интеллектуальной собственности чрезвычайно дорого и не достигает потенциально возможного результата. Только системный подход в организации коммерциализации объектов интеллектуальной собственности позволит сформировать базу объектов интеллектуальной собственности разной степени готовности к коммерциализации, организовать их «упаковку» и передать в промышленное использование созревшие объекты интеллектуальной собственности.
Таким образом, гипотеза исследования (переход российского высшего образования на модель 3.0. позволит перейти на новый уровень образования, соответствующего современным мировым стандартам, повышающим уровень качественности и востребованности получаемого образования, при условии, если подобраны наиболее рациональные мероприятия по эффективному внедрению данной модели) подтвердилась.



