Инструменты стимулирования студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Понятие и сущность учебного стимулирования студентов
образовательных организаций 7
1.2 Современные педагогические средства как основа развития учебного
стимулирования студентов 12
1.3 Особенности использования современных средств обучения
студентов, как прием стимулирования к профессиональной деятельности 18
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ
СТУДЕНТОВ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 29
2.1 Организационно-экономические характеристики ГАПОУ
«Мамадышский политехнический колледж» 29
2.2 Анализ систем стимулирования ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж» 34
2.3 Оценка системы стимулирования студентов ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж» 40
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ» 54
3.1 Проблемы стимулирования студентов в колледже 54
3.2 Рекомендации по совершенствованию организации занятий с
использованием инструментов стимулирования студентов в ГАПОУ
«Мамадышский политехнический колледж» 56
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных
рекомендаций по совершенствованию использованных инструментов стимулирования студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания, вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной. Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную силу своих возможностей.
Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу. В результате исследований обнаружено, что общеобразовательная деятельность стимулирует познавательными интересами более 40% студентов первого курса.
У значительной части 50% обучающихся нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 3% случаев. Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов.
Психологов и преподавателей интересовал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения.
Цель данного исследования: выявить особенности приемов профессионального стимулирования студентов ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж», и разработать рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования студентов в образовательных организациях.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать приемы стимулирования студентов как
методическую и теоретическую проблему.
2. Изучить и проанализировать характеристику образовательной организации и стимулирование студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»
Объект: ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Предмет: стимулирование студентов Мамадышского политехнического колледжа.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование инструментов стимулирования в профессиональной деятельности повышает уровень успеваемости и степени обученности студентов, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, выполняемых с помощью инструментов стимулирования и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование.
В работе использованы такие методы исследования как анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы, педагогическое наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование и диагностирование, обработка данных.
Мы предполагаем, что формирование инструментов стимулирования у студентов Мамадышского политехнического колледжа слаборазвита, нет четкого понимания того, чего хотят обучающиеся от процесса обучения.
Теоретическая значимость состоит в анализе и систематизации научных материалов и практических источников, а также в выявлении определенных категорий студентов, характеризующихся низким уровнем учебного стимулирования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию занятий с использованием инструментов стимулирования студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж». Полученные результаты могут быть использованы в работе преподавателей, работающих с данной категорией студентов, а также в работе со студентами СПО в целом.
За длительный период профессиональное стимулирование студентов и вообще термин «мотивация» изучили различные авторы - и психологи, и педагоги. И на сегодняшний день существует весьма обширная литература по этой теме. Над тем, насколько влияет прием стимулирования студентов на процесс образования трудились отечественные учение, такие как Богин И. [14], Захарова Ю. А. [27], Ильин Е.П. [30], Бодров В.А. [15], Белова Т.А. [11], Якунин В. А [65], Улуханов И.С [59].
Стимулирование студентов как методическую и теоретическую проблему изучали зарубежные ученые - Кирхлер Э. [31], Кобьелл К. [34], Гаудж П. [21]. Изучением особенностей мотивации студентов занимались -Шер Б. [9], Бланшар К. [12], Аристова Л.П. [6], Вальдшмидт Д. [17].
По теме выпускной квалификационной работе опубликованы статьи в научном журнале «Novaum», который входит в научнометрическую базу РИНЦ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам использования инструментов стимулирования студентов образовательных организаций. Во второй главе проводится анализ систем стимулирования студентов в колледже, выявляются проблемы стимулирования студентов в процессе профессионального стимулирования. В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию инструментов стимулирования студентов в образовательных организациях, осуществляется педагогический эксперимент по исследованию и обоснованию педагогической эффективности разработанных рекомендаций. В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по рассматриваемой теме.
Использование инструментов стимулирования в образовательном процессе является насущной потребностью организаций среднего профессионального образования. Применение инструментов стимулирования положительно влияет на учебный процесс, придает ему целенаправленность и ясность. Использование инструментов стимулирования положительно влияет на учебный процесс, придает ему целенаправленность и ясность. Использование инструментов стимулирования расширяет иллюстративный материал, интенсифицирует передачу информации, организует поисковую деятельность студента, создает проблемные ситуации, формирует учебную мотивацию у студентов, усиливает эмоциональный фон, дифференцирует и индивидуализирует учебный процесс.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. На основании проведенного анализа по стимулированию студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» были выявлены следующие проблемы:
- ориентация студентов на оценки;
- выбор виртуальной реальности студентами;
- нежелание учиться;
- не поддержание познавательного интереса, с помощью моделей методов активного и традиционного обучения;
Таким образом, инструменты стимулирования студентов должны быть определены в соответствии с конкретными учебно-воспитательными целями, задачами, специального учебного материала, формам и методам организации труда студентов и преподавателя, материально-техническими возможностями и условиями.
2. В результате проведенного анализа использования инструментов стимулирования студентов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж», с целью обеспечения эффективности и целесообразности их применения был разработан ряд предложений и рекомендаций, который включал в себя:
- разработку собственного стиля педагогической деятельности;
- стимулирование учащихся своим примером;
- поощрения за успехи;
- контроль за учебной деятельностью;
- внедрение в процесс обучения элементы искусственного интеллекта;
- введение рейтинговой системы обучения;
- участие в олимпиадах;
- помощь в определении жизненных приоритетов;
- благожелательную обстановку во время занятий;
- уважительное отношение к любому роду профессий;
- важность осваиваемого материала;
- проведение уроков по современным методам обучения (уроки- деловые игры);
- стипендии, гранты.
3. Для обоснования эффективности разработанных рекомендаций по стимулированию студентов к профессиональной деятельности был проведен педагогический эксперимент.
На основании полученных результатов можно говорить о том, что в контрольных группах, где занятия проводились согласно средствам и методам обучения, которые наиболее часто применяются в деятельности педагогов в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» показатели уровня успеваемости, степени обученности, а также средний балл группу на момент завершения эксперимента практически не отличаются от аналогичных показателей на момент начала эксперимента.
В экспериментальной группе, где обучение проводилось на основе разработанных рекомендаций по стимулированию студентов, показатели уровня абсолютной успеваемости увеличились на 10% и достигли 100%, уровня качественной успеваемости на 20% и достигли 68%, степени обученности на 14% и достигли 67%.
4. На основании сравнительного анализа результатов педагогического эксперимента в контрольных и экспериментальной группах можно утверждать о том, что организация занятий с использованием инструментов стимулирования была обоснована.
Таким образом, гипотеза исследования (использование инструментов стимулирования в профессиональной деятельности повышает уровень успеваемости и степени обученности студентов, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, выполняемых с помощью инструментов стимулирования и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование) подтвердилась.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) // СПС «Консультант Плюс»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 сентября 2017 года № ДЛ-279/05 «О назначении стипендии» // СПС «Консультант Плюс»
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 сентября 2017 года № АЛ-2143-09 «О государственной академической стипендии студентам первого курса» // СПС «Консультант Плюс»
2. Научная и учебная литература:
5. Аптер, М. За пределами черт личности. Реверсивная теория мотивации / Майкл Аптер. - М.: Медиа., 2016. - 112 с.
6. Аристова, Л.П. Активность учения школьника / Л.П Аристова.— М.: Просвещение, 1968.- 29с.
7. Ахметшин, Э.М. Финансовое планирование в некоммерческих организациях / Э.М.Ахметшин, Р.А.Гареева, — Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием, 2015. - 92-94 с.
8. Ахметшин, Э.М. Мотивация в системе управления творческим коллективом /Э.М.Ахметшин, Е. А. Узлова, — Риск-менеджмент в экономике устойчивого развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием, 2015. - 197-199 с.
9. Шер Барбара. Мечтать не вредно / Б.Шер. — Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 45 с.
10. Бахвалов, С.Ю. К вопросу оценки качества высшего образования в Российской Федерации / С.Ю.Бахвалов, О.В.Иванова. — Экономика и предпринимательство, 2017. - 645-647 с.
11. Белова, Т.А.Формирование социокультурной компетенции студентов / Т.А.Белова. — Йошкар-Ола, 2015.- 46 с.
12. Бланшар, Кеннет Киты. Выше и лучше, или Уроки мотивации, вдохновения и определения целей / Кеннет Бланшар. — М.: Попурри, 2015. - 192 с.
13. Богин, И. 101 совет по мотивации / И. Богин. — М.: Альпина
Паблишер, 2014. - 136 с.
14. Богин, И. 101 совет по мотивации / Илья Богин. — М.: Альпина
ПаблишерОраторикаМедиа, 2014. - 113 с.
15. Бодров В.А. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации / В.А.Бодров. — Проблемы психологии и эргономики,
2014. -432 с.
16. Бочкарева, Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема / Т.Н.Бочкарева. — Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. Т. 8. № 1. - 18-31 с.
17. Вальдшмидт, Д. Будь лучшей версией себя /Д.Вальдшмидт. — Манн, Иванов и Фербер, 2018.- 36 с.
18. Васильев, В.Л. Компетенции педагога современного университета: вызовы инновационной экономики / В.Л Васильев, Э.М.Ахметшин, О.Н.Устюжина. — Педагогическое образование в изменяющемся мире.Сборник научных трудов III Международного форума по педагогическому образованию, 2017.- 106-115 с.
19. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты.
Методики. Практика / Е Ветлужских. — М.: Альпина Паблишер,
2014. - 152с.
20. Виштак, О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и
студентов / О. В. Виштак. — Социс № 2, 2013.- 138 с.
21. Гаудж, П. Исследование мотивации персонала / П. Гаудж. — М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. -272 с.
22. Давыдов, В.В. Психологические вопросы происхождения идеальных действий/ В.В.Давыдов, В.П.Андронов.— Вопросы психологии, 2014. - №5. - 47 - 52 с.
23. Джей, М. Важные годы /М. Джэй. — Манн, Иванов и Фербер, 2018.¬78 с.
24. Дидусь, Н.И. Формирование самостоятельности как
профессионально-значимого качества личности будущего учителя/ Н.И.Дидусь. — Авто-реф.дис.канд.пед.наук.—Киев, 2016.- 23с.
25. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/ Б.П. Есипов.— М.: Учпедгиз, 2016.- 239с.
26. Жуковская, 3.Д. Комплексное исследование контроля усвоения учебной информации/ З.Д.Жуковская. — (На материале изучения курса высшей математики в техническом вузе). Канд.дис. - JL, 2014 . - 278 с.
27. Захарова, Ю. А. Методы стимулирования сбыта / Ю.А. Захарова. - М.: Дашков и Ко, 2012.- 120 с.
28. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. -М. :Логос,
2015. - 165 с.
29. Ильина, Т.А, Структурно-системный подход к организации обучения/ Т.А.Ильина. - Вып. 1-3. М.; Знание, 2014. - 21 с.
30. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - М.: Питер, 2013. - 200 с.
31. Кирхлер, Э. Мотивация в органицациях/ Э. Кирхлер ,КристаРодлер. - М.: Гуманитарный центр, 2016, 168 с.
32. Клименко, А.Н. Анализ формирования практико-ориентированного
обучения учащихся в системе среднего профессионального
образования /А. Н. Клименко, Э. М. Ахметшин. - Экономические аспекты регионального развития: история и современность
материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 2015.- 190-191 с.
33. Климова, Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой самообразовательной деятельности/ Т.Е.Климова. - Автореф. дис. канд. пед. Наук, Челябинск. 2015- 19с.
34. Кобьелл, Клаус. Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг заразителен / Клаус Кобьелл. - М.: Альпина Паблишер, 2015.- 262 с.
35. Коллинз, Д.От хорошего к великому /Д. Коллинз. — Манн, Иванов и Фербер, 2018.- 91 с.
36. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности/ Н.В. Кузьмина. -1. Изд. ЛГУ, 2017.- 114 с.
37. Куровский В.Л. О системном подходе к общенаучной подготовки специалистов. Сборник научных трудов. Экономика. Педагогика/ В.Л.Куровский. - Норильский индустриальный ин-т. Норильск,
2015. - 102 с.
38. Куровский В.Л. О формировании интереса студентов к изучению математики. Педагогическое образование и наука/ В.Л. Куровский, Г. А. Лушникова. — М.: МАНПО, 2013-№ 1- 35-37 с.
39. Ландсберг, М. Дао мотивации. Вдохновляй себя и других / М. Ландсберг. - М.: Олимп-Бизнес, 2014.- 192 с.
40. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьева. -М.: Мысль, 2017. -304 с.
41. Лускатова О.В., Лушникова Г.А., Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. Ч. I / О.В.Лускатова, Г.А. Лушникова. - Норильский индустр. ин-т. Норильск, 2015.-71 с.
42. Лушникова, Г.А. Система математической подготовки студентов вузов. Сборник научных трудов. Материалы междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПКиПРО / Г.А.Лушникова. - Минобразования России. - М.: ПАИМС, 2016. - 16 с.
43. Лушникова, Г.А. Система организации самостоятельной
математическойподготовки студентов вуза. Всероссийская конференция «Математика и общество. Математическое образование на рубеже веков», Дубна, сентябрь 2000/ Г.А.Лушникова. - М.:
МЦНМО, 2016. - 467-569 с.
44. Мапельман, В.М., Пенькова Е.М. История философии. Учебное пособие для вузов/В.М.Мапельман. - М.: ПРИОР,2015.- 464 с.
45. Мормужева, Н.В. Мотивация обучения студентов
профессиональных учреждений /Н.В.Мормужева. - Педагогика: традиции и инновации:материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013.¬160-163 с.
46. Маслоу,А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - М.: СПб: Евразия, 2014. - 287 с.
47. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В.Н.Мясищев. - Воронеж, 2015. - 123 с.
48. Николаус, Б. Э. Власть мотивации. Харизма, личность, успех / Николаус Б. Энкельманн. - М.: Интерэксперт, 2017. - 270 с.
49. Питерс, Т. Преврати себя в бренд /Т.Питерс. — Манн, Иванов и Фербер, 2018. — 79 с.
50. Попов В.А. Изменение мотивационно- ценностных ориентаций учащейся молодежи / В. А. Попов, О.Ю.Кондратьева. - Социс, 2015.-32 с.
51. Радмило, М. Л. Материальная мотивация продавцов. Принципы, возможности, ограничения / Радмило М. Лукич. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.- 128 с.
52. Рамазанов, М. Р. Механическое стимулирование ангиогенеза / М.Р. Рамазанов, А.О. Османов, С.М. Махачев. - М.: Медицина, 2014.¬160 с.
53. Самарская С. В. Международный контекст обучения / C. В. Самарская. - Вестник, 2018.- 5 с.
54. Сара, Холлифорд. Мотивация / Уиддет Сара Холлифорд, Стив. - М.: Гиппо, 2015. - 141 с.
55. Семенчук, Ю.А. Формирование межкультурной компетентности у студентов / Ю.А.Семенчук. - Verbum, 2015.- 260-270 с.
56. Смирнов, Е.С. Использование наглядных средств обучения при изучении дисциплин автотранспортного профиля/Е.С.Смирнов. - Марийский гос. Университет, 2017.- 8-36 с.
57. Уайтли, Филип.Мотивация / Филип Уайтли. - М.: Вильямс, 2015. -
160 с. Мотивация в словообразовательной системе
русского языка / И.С. Улуханов. - М.: Азбуковник, 2014.- 235 с.
59. Улуханов, И. С. Мотивация в словообразовательной системе
русского языка / И.С. Улуханов. - М.: Либроком, 2017.- 152 с.
60. Хекхаузен Мотивация и деятельность / Хекхаузен, Хайнц. - М.: Педагогика, 2014.- 112 с.
61. Шадриков, В. Д. Введение в психологию: стимулирование / В.Д.Шадриков. - М.: Логос, 2016.- 55 с.
62. Шапиро, С. А. Мотивация / С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. - 224 c.
63. Шпренгер, Райнхард Мифы мотивации / РайнхардШпренгер. - М.: Духовное познание, 2015. - 296 с.
64. Шэй, Т. Доставляя счастье / Т.Шэй. — Манн, Иванов и Фербер, 2018.- 45 с.
65. Якунин, В. А. Педагогическая психология / В.А.Якунин - Издательство Михайлова № 2, 2017.- 458 с.
3. Электронные ресурсы:
66. Дидактические приемы стимулирования мотивации студентов [Электронный ресурс] / Педагогика. - Режим доступа: http:/www.profile-edu.ru/(Дата обращения: 1 июня 2018 года).
67. Федеральный центр информационных ресурсов [Электронный ресурс] / Наука и право. - Режим доступа: http:/fcior.edu.ru/(Дата обращения: 31 мая 2018 года