ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Сущность понятия, формы и задачи профессионального образования
1.2 Нормативно-правовое обеспечение финансирования образовательных
организаций
1.3 Особенности финансового обеспечения деятельности организаций
профессионального образования
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАПОУ
«МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 32
2.1 Организационная характеристика ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 32
2.2 Анализ формирования и использования бюджетных и внебюджетных
источников финансирования расходов ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» 38
2.3 Оценка финансового обеспечения развития ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж» 48
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГАПОУ «МАМАДЫШСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 55
3.1 Основные направления совершенствования финансирования образования 55
3.2 Совершенствование планирования доходов и расходов организации в
разрезе источников его финансирования 59
3.3 Обоснование эффективности предложенных рекомендаций 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Актуальность темы исследования. В жизнедеятельности социума, а также для развития государства образование имеет важнейшее значение, ведь оно непосредственно связано с качеством и профессионализмом предоставляемых образовательных услуг. Образование в России это система, которая неразрывно функционирует с различными областями деятельности. В настоящий период аспекты развития образования, форм его финансирования входят в приоритетный список задач экономической и бюджетной государственной политики, что считается результатом достигнутого в социуме общего мнения в отношении роли образовательного процесса в социально¬экономическом развитии государства. Появляются качественно новые реалии, в которых важнейшим производственным ресурсом являются знания и информационные ресурсы. Приоритетной задачей современного этапа социально-экономического развития государства является повышение эффективности и качества образования. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень финансирования различных ступеней образовательного процесса, в частности учреждений профессионального образования.
Для повышения качества оказываемых образовательных услуг совершенствования финансового обеспечения развития организаций профессионального образования необходимо предоставить обновленную материальную базу и увеличить материальное стимулирование сотрудников образовательной организации. Средства, которые выделяются на обеспечение деятельности организаций профессионального образования, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов установлены законодательно¬нормативными актами. От величины средств, которые предоставляются из бюджетной системы учреждениям профессионального образования, от эффективности их применения зависит осуществление социальных задач, которые стоят перед социумом. Сметы доходов и расходов профессиональной образовательной организации необходимы для прогнозирования финансовых результатов учреждений образования, определения целевых показателей финансовой рентабельности и эффективности, установления лимитов более значимых расходов учреждений образования. Также они разрабатываются для обоснования финансовой состоятельности, которой занимается учреждение профессионального образования.
Степень разработанности темы. Экономические проблемы функционирования образования в отечественной литературе рассматриваются во взаимосвязи с качественными характеристиками рабочей силы, с формированием и развитием способности человека к трудовой деятельности. В. Басов, А. Дайновский, С. Дятлов, В. Корчагин, В. Марцинкевич и др. относятся к представителям данного подхода. Работы таких авторов, как И.В. Абанкина [13], С.А. Беляков [20], А.В. Воронцовский [26], Е.Н. Данилов [30], В.Р. Захарьин [35], А.К. Маркова [41], АМ. Новиков [43], Г.Б. Поляк [46], Н.К. Сагайдачная [48], О. Ульянова [52]; С.И. Феклин [53],[54]; К. В. Якушева [57] и др. посвящены разным аспектам финансирования затрат на профессиональное образование, формирования их источников, а также изучения финансовых потоков в системе образования. Положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых, послужили теоретической основой исследования. Также в работе использованы нормативно-правовые акты, электронные ресурсы и текущий архив ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж». Однако выполненное исследование литературы в сфере финансового обеспечения профессионального образования показало, что на сегодняшний день в Российской Федерации нет актуальных научных методик финансирования в данной области образования.
Объект исследования: ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Предмет исследования: совершенствование финансового обеспечения развития организации профессионального образования.
Гипотеза исследования: эффективное финансовое обеспечение организации профессионального образования ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» зависит от оптимального использования бюджетных и внебюджетных средств, в том числе организации платных услуг, которые увеличат финансирование образования.
Цель данной работы: изучение финансового обеспечения развития организаций профессионального образования и разработка рекомендаций по их совершенствованию на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
1. Изучить теоретические основы финансового обеспечения развития организаций профессионального образования.
2. Провести анализ и оценку финансового обеспечения ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
3. Разработать рекомендации по совершенствованию финансового обеспечения развития организаций профессионального образования ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
В работе использованы такие методы исследования как графический, экономико-статистический, балансовый, вертикально-горизонтальный метод анализа, абстрактно-логический и соответствующие им приемы.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведен анализ формирования и использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования расходов в организациях среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»); выявлены проблемы финансирования образования в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретных механизмов, рекомендаций и методик, нацеленных на формирование эффективной системы финансового обеспечения организаций профессионального образования. Также для улучшения их качества в систему финансового обеспечения входят технологии и методы планирования бюджетного финансирования образовательных организаций и расчеты нормативной потребности в денежных ресурсах данной области образования.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в научном журнале «Novaum», который входит в наукометрическую базу РИНЦ.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе определена сущность понятия профессионального образования, описано нормативно-правовое обеспечение финансирования образовательных организаций, выявлены особенности финансового обеспечения деятельности организаций профессионального образования.
Во второй главе дана организационная характеристика ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж», проведен анализ формирования и использования бюджетных и внебюджетных источников финансирования расходов ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж», проведена оценка финансового обеспечения развития ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
В третьей главе разработаны основные направления совершенствования финансирования образования, выявлены пути совершенствования планирования доходов и расходов организации в разрезе источников его финансирования, и дано экономическое обоснование эффективности предложенных рекомендаций.
Профессиональное образование представляет определенный результат профессионального становления и развития личности, который сопровождается овладением определенным багажом знаний, умений, навыков и педагогическими компетенциями по конкретным специальностям и профессиональным направленностям. К основным задачам профессионального образования относят совершенствование материальной базы профессионального образования, создание центров практик, привлечение определенных специалистов в учреждения образования и постановке задач профессионального образовательного процесса, формирование заказа на специалистов профессиональной образовательной ниши. Анализ реальной образовательной системы, которая складывается в Российской Федерации, подтверждает, что она представляет сплав элементов традиционного и нарождающегося непрерывного образования. Происходит процесс постепенного отмирания элементов традиционного образовательного процесса и все более широкого внедрения идей и методов проблемного образовательного процесса. Непрерывный профессиональный образовательный процесс становится приоритетным и центральным направлением стратегии определенной образовательной политики. Гражданский кодекс РФ, являясь главным документом, который определяет основные условия участия хозяйствующих субъектов в гражданских равноправных отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Конституционные положения в основном не реализуются непосредственно, поскольку они конкретизируются в положениях прочих законодательных актов. В сфере образования данная конкретизация осуществлена Федеральным Законом РФ «Об образовании». Вся совокупность действующих нормативных и законодательных актов определяет условия функционирования образования. И их следует учитывать в практической деятельности различным образовательным организациям, в независимости от того, считаются ли они государственными или не считаются. Основным источником финансирования образовательного процесса считаются бюджеты различных уровней. На сегодняшний день из федерального бюджета финансируется приблизительно 18% затрат на образовательный процесс, из бюджетов субъектов РФ - 22%, а из местных бюджетов - 60%. Это является примерным распределением расходов согласно степеням финансирования образовательного процесса. Основой к получению бюджетных средств образовательной организацией, которая функционирует в форме бюджетного или автономного учреждения, считается получение государственных или муниципальных заданий на осуществление образовательных программ различного вида и разного уровня подготовленности. Средства, поступающие в образовательные организации, подразделяются на бюджетные и внебюджетные. Бюджетное финансирование может производиться из таких источников, как: бюджет учредителя; спонсорские поступления; собственные средства, которые находятся в распоряжении, то есть в собственности. К источникам поступлений внебюджетных средств относят: доходы от продажи продукции, работ и услуг, а именно доходы от проведения разнообразных видов деятельности; доходы от прочих мер, то есть различные полученные штрафы, пени и неустойки; пожертвования, а именно дары, спонсорская помощь, передача по завещанию и т.д.
В настоящее время ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» - современная, динамичная и разносторонне развивающаяся образовательная организация. Мамадышский политехнический колледж считается единственной профессиональной образовательной организацией среднего профессионального образования в Мамадышском районе. Основной целью педагогического коллектива Мамадышского политехнического колледжа считается подготовка специалистов агропромышленного комплекса, которые обладают прочными теоретическими знаниями, профессиональными навыками и востребованными на рынке труда. На основании лицензии Мамадышский политехнический колледж осуществляет образовательную деятельность с получением среднего
профессионального образования по таким специальностям, как: механизация сельского хозяйства углубленная и базовая подготовка, технология продукции общественного питания по программе базовой подготовки, экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Анализ структуры сметных назначений дает возможность заключить, что бюджетная политика Мамадышского политехнического колледжа направлена в первую очередь на финансирование текущих затрат без учёта совершенствования материально-технической базы, что не дает возможность росту качества профессионального образовательного процесса. При финансировании Мамадышского политехнического колледжа применяется казначейская система исполнения бюджета. В структуре финансирования Мамадышского политехнического колледжа ассигнования из бюджета РТ составляют около 80%, и данное финансирование ежегодно повышается. В структуре сметного финансирования больший удельный вес составляют такие статьи, как «Оплата труда с начислениями», «Приобретение услуг», «Увеличение стоимости материальных запасов». Низкий удельный вес доходов от внебюджетной деятельности показывает, что Мамадышский политехнический колледж находится в существенной зависимости от бюджетного финансирования, и существовать без поддержки государственного бюджета колледж не сможет. Внебюджетными источниками Мамадышского политехнического колледжа считаются поступления от платного образовательного процесса и поступлений от хозяйственной деятельности колледжа. В Мамадышском политехническом колледже достаточно жестко подходят к составлению смет по внебюджетной деятельности - в 2015 и 2016 годах сметные назначения в полной мере соответствовали фактическим показателям. В 2017 году существенно возрос удельный вес платных образовательных услуг, на основании роста численности обученных студентов и пр. Показатели бюджетного финансирования Мамадышского политехнического колледжа в общем позитивны. По основным статьям финансирование Мамадышского политехнического колледжа производится достаточно. Каждый год недофинансирование наблюдается по статье
«Увеличение стоимости основных средств и материальных запасов» в связи с тем, что Мамадышскому политехническому колледжу было передано имущество с баланса на баланс от ликвидированных в сфере оптимизационной программы профессионального образования в РТ профессиональных учреждений. Также недофинансирование связано с увеличением стоимости материальных запасов и большой изношенностью основных средств, на замену которых начисляется с бюджета определенная фиксированная сумма, которая не хватает на замену или амортизацию имеющихся на балансе Мамадышского политехнического колледжа основных средств. Положительным в данной ситуации считается то, что объём недофинансирования из года в год понижается. В связи с этим данное несущественное недофинансирование не повлекло за собой особых нарушений деятельности Мамадышского политехнического колледжа. В целом, Мамадышский политехнический колледж эффективно применяет бюджетные и внебюджетные средства.
Разработка направлений совершенствования финансирования образования считается необходимым и неотвратимым направлением, ориентированным на рост уровня качества предоставляемых услуг, эффективности и рациональности применения бюджетных средств учреждением. За последние два десятилетия большинство зарубежных государств перешли к системе бюджетирования, которое направлено на результаты, при этом к конечным итогам принадлежит социально¬экономический эффект от данных услуг для их получателей, к примеру, карьерный рост выпускников согласно профессии, прибыли выпускников, удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов и пр. В качестве совершенствования планирования доходов и расходов ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» в разрезе источников его финансирования можно предложить платные услуги по двум направлениям, а именно создание групп по углубленному изучению предметов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и организация учебных мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта. Внедрение в практику
работы ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж» создание групп по углубленному изучению предметов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ и организацию учебных мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта будет способствовать увеличению объемов образовательных услуг на основе внебюджетной деятельности и повысит эффективность использования внебюджетных средств в финансировании деятельности ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж». Организация учебных мастерских по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, которая рассчитана на большее количество человек в группе, достаточно рентабельна 29,4%, при этом более рентабельно создание групп по углубленному изучению предметов в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ - 36%. Прибыль ГАПОУ «Мамадышский политехнический
колледж» от обеих платных услуг составит 117800 руб., что пополнит бюджет колледжа, а также привлечет молодежь к поступлению в ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - №237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 г № 145 - ФЗ (ред. от 17.06.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (ред. от 07.02.2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон от 26 января 1996 г. (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 14.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №53, ст. 7598; 2015, №1, ст. 72; №27, ст. 3951; №29, ст. 4339; 2016, №27, ст. 4160.
6. Федеральный закон от 08.11.2010 №293-ФЗ (ред. от 22.10.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, №30, ст. 4222.
7. Федеральный закон от 08.05.2010 №83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, №19, ст. 2291; №49, ст. 6409; 2011, №30, ст. 4587; № 49, ст. 7039; 2013, №19, ст. 2331; №52, ст. 6983; 2014, №40, ст. 5314; 2015, №45, ст.
6202; 2016, №1, ст. 26; №49, ст. 6844.
8. Федеральный закон от 19.05.1995 №82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №21, ст. 1930.
9. Федеральный закон от 11.08.1995 №135-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, №33, ст. 3340; 2003, №27, ст. 2708; 2009, №1, ст. 17; 2010, №52, ст. 6998.
10. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №3, ст. 145; 1998, №48, ст. 5849.
11. Закон РТ от 28.11.2016 №93-ЗРТ «О бюджете Республики Татарстан на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (принят ГС РТ 28.11.2016).
12. Приказ Минфина России от 28.12.2010 №191н (ред. от 16.11.2016) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 №19693).
2. Научная и учебная литература:
13. Абанкина, И. В. Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств / И. В. Абанкина // Вопросы статистики. - 2016. - №7. - С. 42-43.
14. Абрамов, Р.А. Особенности бюджетного финансирования инноваций в регионах / Р.А. Абрамов // Финансы и кредит. - 2014.- № 37. - С. 21-22.
15. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебное пособие / Д.А. Панков, Е.А.Головкова, Л.В. Пашковская. - М.: Новое издание, 2017. - 409 с.
16. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарникова, Л.К. Шипиков.-2-е изд. - М.:
17. Ананских, М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг / М.С. Ананских // Финансы и кредит. - 2015.- № 1. - С. 28-29.
18. Балыхин, Г. А. Методические основы привлечения внебюджетных средств в образовательную систему / Г. А. Балыхин // Экономика образования. - 2015. - № 2. - С. 5-6.
19. Башаров, О.Г. Разработка системы экономических показателей для оценки эффективности деятельности учреждений образования / О.Г. Башаров // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 28. - С. 56-57.
20. Беляков, С.А. Система финансирования образования: анализ эффективности / С.А. Беляков. - М.: Технопечать, 2013. - 182 с.
21. Беляков, С. А. Финансирование системы образования в России / С. А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2016. - 303 с.
22. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов,
обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 703 с.
23. Бюджетный учет в сфере образования. - М.: Феникс, 2013. - 192 с.
24. Вахрин, П.И. Финансы и кредит / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. - М.: Дашков и К, 2013. - 584 с.
25. Волкова, О.Н. Моделирование единичного норматива подушевого бюджетного финансирования образовательных учреждений / О.Н. Волкова // Финансы и кредит. - 2014.- № 37. - С. 20-21.
26. Воронцовский, А.В. Инвестиции и финансирование / А.В. Воронцовский. - М.: СПб.: Санкт-Петербургский Университет, 2014. - 528 с.
27. Вьюницкий, В.И. Новый шаг в реформировании социальной сферы / В.И. Вьюницкий // Социальный мир.- 2015. - № 13.- С. 22 - 23.
28. Гафиуллина, Л.Ф. Эффективность деятельности системы образования / Л.Ф. Гафиуллина // Социально-экономические вопросы развития региона. - 2013.- № 1. - С. 44-45.
29. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система РФ / А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Дашков и К, 2013. - 565 с.
30. Данилов, Е.Н. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных организациях: учеб.пособие / Е.Н. Данилов, В.Е. Абарников, Л.К. Шипиков. - М.: Экоперспектива, 2014. - 336 с.
31. Днепров, Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы / Э.Д. Днепров. - М.: Приор, 2016. - 890 с.
32. Жураковский, В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования / В.М. Жураковский, Л.П. Кураков. - М.: Проспект, 2013. - 422 с.
33. Завьялов, Д.Ю. Оптимизация бюджетных расходов в условиях финансового кризиса / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2014.- № 12. - С. 11-12.
34. Законодательство в образовании: Сборник основных нормативно-правовых документов в области образования. - М.: Современный гуманитарный университет, 2013. - 161 с.
35. Захарьин, В.Р. Бюджетный учет в бюджетных организациях / В.Р. Захарьин.- М.: Налоговый вестник, 2013. - 464 с.
36. Зотова, В.Б. Система муниципального управления. Учебник для вузов . / В.Б. Зотова. - СПб.: ОЛМА - ПРЕСС. 2013. - 259 с.
37. Игнатов, В.Г. Экономика муниципальных образований / В.Г. Игнатов. - М.: Март, 2014. - 544 с.
38. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. - М.: Дашков и К, 2017.- 340 с.
39. Лушина, С.И. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2014. - 763 с.
40. Маклева, Г.И. Бюджетный учет и отчетность / Г.И. Маклева, Р.Е. Артюхин. - М.: ЭКАР, 2017. - 355 с.
41. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Приор, 2016. - 470 с.
42. Мячин, Ю. В. Роль банков и правовое регулирование в финансировании образовательных учреждений / Ю. В. Мячин // Банковское право. - 2017. - №3. - С. 22-23.
43. Новиков, A.M. Профессиональное образование в России / A.M. Новиков. - М.: Просвещение, 2017. - 254 с.
44. Общая и профессиональная педагогика: В 2-х книгах / под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. - Брянск: БГУ, 2013. - 174 с.
45. Озерова, М. Н. Источник финансирования образовательного учреждения / М. Н. Озерова // Учет в сфере образования. - 2015. - №3. - С. 11 -12.
46. Поляк, Г.Б. Финансы бюджетных организаций. Учебник / Г.Б. Поляк. - М.: Вузовский учебник., 2014. - 363 с.
47. Профессиональная педагогика / под ред. С.Я. Батышева. - М.: Профессиональное образование, 2014. - 352 с.
48. Сагайдачная, Н.К. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие / Н.К. Сагайдачная. - М.: КНОРУС, 2017. - 560 с.
49. Система финансирования образования, анализ эффективности. - М.: Технопечать, 2014. - 181 с.
50. Соболева, И. Рыночные и нерыночные механизмы регулирования образования / И. Соболева // Проблемы теории и практики упр. - 2015. - №6. - С. 65-66.
51. Столяров, Д. Ю. Использование автоматизированных систем
управления в деятельности учреждений профессионального образования в Российской Федерации (аналитический обзор) / Д.Ю. Столяров. - М.:
Бибком, 2016. - 367 с.
52. Ульянова, О. Источники внебюджетных средств / О. Ульянова // Народное образование. - 2013. - №10. - С. 123-124.
53. Феклин, С. И. Вопросы учредительства и разграничения полномочий
в сфере образования / С.И. Феклин, Н.М. Ладнушкина. - М.: Арсенал
образования, 2015. - 176 с.
54. Феклин, С. И. Контроль и надзор в сфере образования / С.И. Феклин.
- М.: Арсенал образования, 2015. - 128 с.
55. Финансовая самостоятельность в сфере образования.первые шаги. пособие для руководителей образовательных учреждений. - СПб.: Просвещение, 2015. - 176 с.
56. Финансы бюджетных организаций: учебник / под.ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 363 с.
57. Якушева, К. В. Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений / К. В. Якушева. - М.: Новая школа , 2015. - 64 с.
3. Электронные ресурсы:
58. Официальный сайт Мамадышского политехнического колледжа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. Proflicei 87. narod.ru, свободный.
4. Текущий архив учреждения:
59. Устав ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
60. Финансовая отчетность ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
61. Должностные инструкции персонала ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
62. Положение об отделах ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж».
63. Список педагогического состава ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж».
64. Список управленческого состава ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж».
65. Организационная структура ГАПОУ «Мамадышский
политехнический колледж».