ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ 6
1.1. Уравнение Бесселя и построение его решений 6
1.2. Задачи, связанные с уравнением Бесселя 18
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 41
2.1. Виды электронных образовательных ресурсов 41
2.2. Особенности построения электронного образовательного ресурса на платформе LMS MOODLE 44
2.3. Разработка электронного образовательного ресурса по разделу
«Элементы теории специальных функции» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа посвящена теории цилиндрических функций и разработке электронного образовательного ресурса (ЭОР) «Элементы теории специальных функций». Развитие науки, техники приводят к реформированию систем подготовки студентов в учебных дисциплинах. Создание электронного образовательного ресурса по элементам теории специальных функций поможет студенту организовать процесс самостоятельной работы и будет способствовать лучшему усвоению курса.
Цилиндрические функции — важный класс специальных функций, являющихся решениями дифференциального уравнения Бесселя
хУ + zy'+ (z2- и2)у = 0, (1)
где и — произвольный комплексный параметр, z— независимое переменное. К этому уравнению приводят многие краевые задачи математической физики, связанные с вопросами равновесия (упругого, теплового, электрического) и установившихся колебаний тел цилиндрической формы. Решения, выражаемые рядом
00 ( Z )u+2k
J (Z) = й(-1/к!Г(12+ и + k),
kО
где Г(х) — гамма-функция, при всех и определяют цилиндрические функции первого рода с индексом и. При целом индексе и = п эта функция определена всюду на комплексной плоскости переменного z, при любом и — на плоскости с разрезом (—ж, 0); в частности, Jv(х) определена для всех действительных х, 0 6 х < +ж. Если и = —п — целое отрицательное, то
J— n(z) = ( — 1)nJ„. (z),
т.е. отличается от Jn(z)только постоянным множителем (—1)п.Цилиндрические функции первого рода с полуцелым индексом и = п + 1 сводится к элементарным функциям. Функции Jv(х) называются также функциями Бесселя. Если и не является целым числом, то общее решение уравнения (1) имеет вид
у = CJ (z) + C2J—U (z), (2)
где C1,C2— произвольные постоянные. Если же и = п — целое, то Jn(z),J—n(z) — линейно зависимые, и их линейная комбинация (2) уже не является общим решением уравнения (1). Поэтому, наряду с цилиндрическими функциями первого рода, вводятся также цилиндрические функции второго рода, которые можно определить соотношением
Yu(z) = lim J)cos^^ - J);
r—>v sin [in
эти функции называются также функциями Вебера или функциями Неймана. При помощи этих функций общее решение уравнения (1) записывается в виде
y = CJ (z) + CY (z)
как при целом, так и нецелом и. При решении краевых задач для внешних неограниченных областей, содержащих бесконечно удаленную точку, целесообразно применять цилиндрические функции третьего рода, или функции Ганкеля:
Hdz) = Ju(z)+ iNu(z), Hd2z) = Ju(z) - iNu(z).
Линейная комбинация
y = CHHz) + C2H(2)(z)
также дает общее решение уравнения (1).
Объектом исследования является теория специальных функций.
Предметом исследования являются цилиндрические функции.
Цель исследования состоит в проектировании и разработке электронного образовательного ресурса для изучения курса «Элементы теории специальных функций».
Поставлены следующие задачи:
- изучить научную литературу по курсу «Элементы теории специальных функций»;
- разработать обучающие и контролирующие материалы по теме;
- изучить требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам;
- спроектировать и разработать электронный образовательный ресурс на платформе LMS MOODLE.
Методологической основой исследования в дипломной работе явилось анализ, систематизация и обобщение учебно-методической и специальной литературы по теории и некоторым приложениям цилиндрических функций, а также в области разработки электронных образовательных ресурсов.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы: разработанный ЭОР может быть использован в дальнейшем в учебном процессе при изучении курса «Элементы теории специальных функций», направление подготовки 02.03.01 - «Математика и компьютерные науки» профиль специализации - математическое и компьютерное моделирование.
В соответствии с целью и задачами выстроена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изложены теоретические основы курса «Элементы теории специальных функций». Во второй главе рассмотрены особенности построения электронного образовательного ресурса на платформе LMS MOODLE.
Совместно с научным руководителем написана статья
Электронные образовательные ресурсы получили широкое распространение в современной сфере образования высших, средних профессиональных образовательных учреждениях.
Электронным образовательный ресурс (ЭОР) — это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме (по ГОСТ 52653-2006), для применения которого необходимы средства вычислительной аппаратуры.
Созданный на платформе LMS MOODLE (Learning Management System MOODLE) ЭОР посвящен курсу «Элементы теории специальных функций».
Использование ЭОР придает учебному процессу системность, логичность и завершенность, что повышает качество преподавания и обучения, что способствует приобретению студентами более глубоких навыков, знаний по разделу и дисциплине, соответственно.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе представлены некоторые теоретические и практические материалы по курсу «Элементы теории специальных функций». Разобраны задачи, связанные с уравнением Бесселя, также задачи для уравнений Лапласа и Пуассона в ограниченном цилиндре, для уравнения Гельмгольца и для уравнения теплопрводности.
Во второй главе рассмотрены теоретические основы, то есть понятие, сущность, виды электронных образовательных ресурсов. Также полностью описана разработка электронного образовательного ресурса по разделу «Элементы теории специальных функций».
1. Анисимова Т И. Организация самостоятельной работы бакалавров средствами дистанционного обучения / Т. И. Анисимова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11-4. - 747-750 с.
2. Асадуллина Л. И. Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении / Л. И. Асадуллина, И.Р. Дусеев // Молодой ученый. - 2015. - №10. - 1034 с.
3. Боголюбов А. Н. Задачи по математической физике / А. Н. Боголюбов, В. В. Кравцов. - М.: МГУ, 1998. - 350 с.
4. Гильманова Г. Р. О месте курса по выбору «Элементы теории специальных функций» в системе обучения бакалавров направления - «Математика и компьютерные науки» / Г. Р. Гильманова, А. Н. Миронов, Л. Б. Миронова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - №6.
5. ГрейЭ. Функции Бесселя и их приложения к физике и механике / Э.Грей, Г. Б. Мэтьюз. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1953. - 372 с.
6. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. - 235 с.
7. Коренев Б. Г. Введение в теорию бесселевых функций / Б. Г. Коренев. - М.: Наука, 1971. - 288 с.
8. Кузнецов Д.С. Специальные функции / Д. С. Кузнецов. - М.: Высшая школа, 1965. - 250 с.
9. Миронов А. Н. Электронный образовательный ресурс «Дифференциальные уравнения» для бакалавров направления Математика и компьютерные науки / А. Н. Миронов, А. А. Торопова // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки» - 2015. - № 11-12. - 107-109 с.
10. Свешников А. Г. Лекции по математической физике / А. Г. Свешников, А. Н. Боголюбов, В. В. Кравцов. - М.: Наука, 2004. - 416 с.
11. ТихоновА. Н. Теория функций комплексной переменной / А. Н. Тихонов, А. Г. Свешников. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. - 336 с.
12. ТихоновА. Н. Уравнения математической физики / А.Н. Тихонов, А. А. Самарский. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 799 с.
13. Фихтенгольц Г. М. Курс дифференциального и интегрально¬го исчисления. Т.2 / Г. М. Фихтенгольц - М.:ФИЗМАТЛИТ, 1962. - 807 с.
14. Виды электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс] // Образовательный ресурс Московского энергетического Института (Технического университета). - URL: http://ftemk.mpei.ac.ru/ctl/DocHandler.aspx?p=pubs/eer/types.htm
15. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. 2007-2015. - URL: http://www.metod- kopilka.ru/page-article-8.html.