ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ 7
1.1. Понятие о профессиональной этике и морали 7
1.2. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики 12
1.3. Профессиональная этика преподавателя в системе среднего
профессионального образования 17
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ГАПОУ КАМСК ИМ. Е.Н. БАТЕНЧУКА 26
2.1. Краткая характеристика ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука 26
2.2. Этика и этикет в профессиональной деятельности педагогов ГАПОУ
КамСК им. Е.Н. Батенчука 44
2.3. Проблемы, снижающие уровень деловой этики педагогов колледжа 50
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В
ГАПОУ КАМСК ИМ. Е.Н. БАТЕНЧУКА 58
3.1. Методические рекомендации для повышения уровня профессиональной этики 58
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию
профессиональной этики в образовательном учреждении 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
В качестве духовной составляющей всякой профессиональной деятельности выступает этика как элемент нравственной культуры, который оказывает воздействие на содержание и форму взаимоотношений между людьми, на отношение людей к духовным и материальным ценностям прошлого и настоящего, на экономические, экологические, политические, правовые, управленческие, образовательные и другие процессы общества.
В настоящее время проблема формирования профессиональной этики специалистов, работающих в системе «человек - человек» приобретает особую актуальность. Современное общество характеризуется обеднением духовности человека, обесцениванием многих духовно-нравственных идеалов, утратой истинных целей жизни и нравственного облика человека, кризисом общественного сознания, ростом криминогенности и др.
В число приоритетных задач профессиональных образовательных учреждений не входили вопросы становления нравственной, духовно-этической и творческой личности специалиста; они в большей степени провозглашались, но не обеспечивались. Кроме того, в связи с размытостью нравственных ценностей в современных условиях развития общества проблемы формирования профессиональной этики специалиста значительно обострились.
Поэтому проблема формирования профессиональной этики в образовательном учреждении, как показывает время, всегда является актуальной, что и обусловило выбор темы исследования.
Современность и актуальность темы исследования обусловили объект и предмет исследования, а также его цель и задачи.
Объектом данного исследования является ГАПОУ «Камский экономико-строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Предметом исследования выступает анализ этики и этикета в профессиональной деятельности педагогов колледжа.
Цель выпускной квалификационной работы проанализировать профессиональную этику педагога и предложить рекомендации для повышения уровня профессиональной этики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические и методологические аспекты этики педагога;
2. выявить специфику нравственных отношений педагогов в профессиональном образовательном учреждении;
3. разработать рекомендации по повышению уровня
профессиональной этики педагогов ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука.
Базой исследовательской работы явилось государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что ее основные выводы и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука. Материалы работы могут быть использованы в практике работы профессиональных образовательных организаций по совершенствованию их деятельности для повышения уровня профессиональной этики.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теоретических основ совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования (С.А. Аничкин, С.Я. Батышев, В.П. Беспалько, А.А. Васильева, М.И. Махмутов, О.Ф. Федорова, В.В. Шапкин, С.А. Шапоринский, Д.Б. Эльконин и др.). Исследования различных аспектов формирования этических знаний у преподавателя профессиональной школы основывались на трудах как отечественных ученых (С.Ф. Анисимова, Л.М. Архангельского, В.О. Блюмкина, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, Г.Е. Зборовского, Э.Ф. Зеера, Л.И. Кохановича, К.М. Левитана, В.Ш. Масленникова, Н.Ф. Прокиной, Л.П. Рябова, Ю.Н. Тундыкова, С.Г. Якобсона и др.), так и зарубежных (Г. Айзенка, М. Гольфмана, Л. Кольберга, М. Мэема, Ж. Пиаже, Х. Таба, Х. Хартшорна, Л. Хендри, Р. Хэвигерста, А. Шелтена и др.).
Научная новизна исследования определяется развитием теоретико-методических основ и разработкой практических предложений, дополняющих методологию по оценке профессиональной этики педагогов, способствующих повышению эффективности управления человеческими ресурсами и функционирования образовательной организации в современных условиях.
Гипотеза исследования. Разработка подходов в определении особенностей и проблем этики в системе СПО, определении путей совершенствования формирования этических норм педагогов, как фактора повышения эффективности педагогической деятельности на примере профессиональной образовательной организации и методические рекомендации для совершенствования работы в области этических норм позволят повысить эффективность качества подготовки студентов.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений, которые содержат программу, инструментарий и результаты эмпирического исследования.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования; определяются его объект, предмет, цель исследования; формулируются гипотеза и задачи исследования; раскрываются его методологические и теоретические основы; определяется практическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические и методологические аспекты профессиональной этики» рассматриваются понятия и явления, которые имеют определяющее значение для содержания системы этических знаний профессионально-педагогического работника: этика, мораль, нравственность, профессиональная этика, педагогическая этика, педагогическая мораль и педагогическая нравственность, специфические формы проявления морали в педагогической среде, индивидуальное нравственное сознание педагога и его структурные элементы: этические знания, убеждения, чувства и т.д.
Во второй главе рассматривается история колледжа, даётся общая характеристика ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука, проводится анализ состояния образовательной деятельности, оценка формирования профессиональной этики в ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука, выявляются проблемы, снижающие уровень деловой этики педагогов колледжа.
В третьей главе рассмотрены предложения и рекомендации по совершенствованию уровня профессиональной этики педагогов.
В заключении представлены основные выводы по результатам выпускной квалификационной работы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.
В настоящее время возрастает значение профессиональной этики в регулировании различных видов трудовой деятельности. Это связано со стремлением постоянно совершенствовать профессиональные нормы применительно к изменяющимся общественным отношениям.
Профессиональная этика общества не может представлять абсолютную истину в поведении людей. Каждое поколение должно решать их вновь и вновь самостоятельно. Но новые разработки должны опираться на моральный запас, созданный предшествующими поколениями.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания.
Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.
Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.
В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый педагог хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе.
Педагогическая мораль предъявляет основные требования педагогу: воспитатель должен быть, прежде всего, воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей педагогической морали.
Таким образом, рассмотрев теоретико-методологические подходы к характеристике категории «этика» и, в частности систему нравственных отношений применительно к педагогам, можно сделать следующие выводы:
1. Мораль является основным объектом изучения этики.
2. Основными категориями этики являются: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь.
3. Выше названные нормы и категории этики позволяют предположить, что интегрированным критерием профессиональной этики педагога можно считать - любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры.
Анализ деятельности ГАПОУ КамСК им. Е.Н. Батенчука выявил благоприятные тенденции развития, а так же обусловил необходимость диагностики состояния профессиональной этики педагогов колледжа.
В результате выявленных противоречий были разработаны рекомендации и мероприятия по их устранению, а так же совершенствованию работы в области этических норм.
Огромная значимость и интерес к проблемам профессиональной этики носят в основном ситуативный характер. Однако острота современных морально-этических проблем в педагогической сфере позволяют прогнозировать интенсивное развитие педагогической этики как науки.