ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В КОНФЛИКТНОМ ДИСКУРСЕ: ЛИНГВОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтного дискурса 6
1.1. Определение конфликтного дискурса и его основные
характеристики 6
1.2. Коммуникативные стратегии и речевые тактики в
конфликтном дискурсе 13
1.3. Лингвоэкология как лингвистическая парадигма 27
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Конфликт "Повелителя мух" У. Голдинга в аспекте лингвоэкологии 32
2.1. Краткая характеристика произведения и его основных героев 32
2.2. Реализация лингвоэкологического подхода в коммуникативных
стратегиях героев "Повелителя мух" 36
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы и источников
Глава 1. Теоретические аспекты изучения конфликтного дискурса 6
1.1. Определение конфликтного дискурса и его основные
характеристики 6
1.2. Коммуникативные стратегии и речевые тактики в
конфликтном дискурсе 13
1.3. Лингвоэкология как лингвистическая парадигма 27
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Конфликт "Повелителя мух" У. Голдинга в аспекте лингвоэкологии 32
2.1. Краткая характеристика произведения и его основных героев 32
2.2. Реализация лингвоэкологического подхода в коммуникативных
стратегиях героев "Повелителя мух" 36
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы и источников
Наука лингвоэкология появилась сравнительно недавно - всего два десятилетия назад, однако в настоящее время она активно развивается. Она представляет собой предмет знаний, связанный совокупностью вопросов и задач, а также приемов изучения языковых дисциплин. В кругу внимания языковедов, занимающихся анализом в этой области, сосредоточены такие тезисы и термины, как среда языка, политика языка, знания языка, языковая охрана, лингвоэкологическая дезорганизация, языковые болезни, языковое выздоровление, нормализация языка, разрушение языка (лакунизация), культурная составляющая языка, давление на языковую культуру, враждебность языка, манипуляция языка, анализ и мониторинг лингвоэкологии др.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью в современной лингвистике проблем коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе, в соотношении с ситуацией общения, и всего, что может негативно повлиять на нее т.е. имеет отношение к новой дисциплине - лигвоэкологии: разграничения и классификация характерных проявлений реалий языка, а именно, сложностей , характеризующихся выявлением принципов языковых манер говорящих в нетипичной обстановке взаимодействия.
Теоретическую базу исследования составляют труды следующих ученых: Н. А. Белоус, В. В. Виноградовой, И. И. Гулаковой, А. В. Кузнецовой, О. Н. Паршиной, З. Д. Поповой, И. А. Стерниной, Е.А. Редкозубовой, В. И. Шаховского, И. В. Певневой, С. С. Тахтаровой и др.
Цель работы: выявление лигвоэкологического аспекта дискурсивных стратегий в конфликтном дискурсе на материале произведения У. Голдинга «Повелитель мух».
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «конфликтный дискурс» и его характеристики;
2. Рассмотреть существующие тактики,
3. Проанализировать научную специфику лигвоэкологической
парадигмы;
4. Определить коммуникативные стратегии и тактики героев в произведении У. Голдинга «Повелитель мух» с точки зрения лингвоэкологии.
Объект исследования: конфликтный дискурс.
Предмет исследования: коммуникативные стратегии и тактики в лингвоэкологическом аспекте.
Методы исследования: сплошная выборка, методы контекстуального и ситуативного анализа.
Научная новизна работы заключается комплексном анализе стратегий и тактик конфликтного дискурса с точки зрения линвоэкологии на примере текста художественного произведения.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе существующих исследовательских подходов к изучению проблем конфликтного дискурса, а также в определении лингвоэкологической специфики дискурсивных стратегий и тактик, реализуемых в конфликтном дискурсе.
Практическая значимость исследовательской научной работы заключается в том, что основные выводы и результаты, представленные в ней, могут быть использованы в вузовских курсах психолигвистики, межкультурной коммуникации и типологии, а также на практических занятиях по английскому языку.
Работа апробирована: - Annual scientific and practical conference of students of the Kazan Federal University in the Department of European languages and cultures and the Department of theory and practice of translation;
- Интерактивная сессия «Безопасная образовательная среда в школе» международной научно-практической конференции «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и коррекции» в рамках IV Международного форума по педагогическому образованию - 24 мая 2018 года на базе Института психологии и образования К(П)ФУ;
- Международная образовательная форсайт-сессия «Ребенок в Сети» - 29-30 ноября 2017 года на базе Института психологии и образования К(П)ФУ.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной разработанностью в современной лингвистике проблем коммуникативных стратегий в конфликтном дискурсе, в соотношении с ситуацией общения, и всего, что может негативно повлиять на нее т.е. имеет отношение к новой дисциплине - лигвоэкологии: разграничения и классификация характерных проявлений реалий языка, а именно, сложностей , характеризующихся выявлением принципов языковых манер говорящих в нетипичной обстановке взаимодействия.
Теоретическую базу исследования составляют труды следующих ученых: Н. А. Белоус, В. В. Виноградовой, И. И. Гулаковой, А. В. Кузнецовой, О. Н. Паршиной, З. Д. Поповой, И. А. Стерниной, Е.А. Редкозубовой, В. И. Шаховского, И. В. Певневой, С. С. Тахтаровой и др.
Цель работы: выявление лигвоэкологического аспекта дискурсивных стратегий в конфликтном дискурсе на материале произведения У. Голдинга «Повелитель мух».
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «конфликтный дискурс» и его характеристики;
2. Рассмотреть существующие тактики,
3. Проанализировать научную специфику лигвоэкологической
парадигмы;
4. Определить коммуникативные стратегии и тактики героев в произведении У. Голдинга «Повелитель мух» с точки зрения лингвоэкологии.
Объект исследования: конфликтный дискурс.
Предмет исследования: коммуникативные стратегии и тактики в лингвоэкологическом аспекте.
Методы исследования: сплошная выборка, методы контекстуального и ситуативного анализа.
Научная новизна работы заключается комплексном анализе стратегий и тактик конфликтного дискурса с точки зрения линвоэкологии на примере текста художественного произведения.
Теоретическая значимость работы состоит в анализе существующих исследовательских подходов к изучению проблем конфликтного дискурса, а также в определении лингвоэкологической специфики дискурсивных стратегий и тактик, реализуемых в конфликтном дискурсе.
Практическая значимость исследовательской научной работы заключается в том, что основные выводы и результаты, представленные в ней, могут быть использованы в вузовских курсах психолигвистики, межкультурной коммуникации и типологии, а также на практических занятиях по английскому языку.
Работа апробирована: - Annual scientific and practical conference of students of the Kazan Federal University in the Department of European languages and cultures and the Department of theory and practice of translation;
- Интерактивная сессия «Безопасная образовательная среда в школе» международной научно-практической конференции «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и коррекции» в рамках IV Международного форума по педагогическому образованию - 24 мая 2018 года на базе Института психологии и образования К(П)ФУ;
- Международная образовательная форсайт-сессия «Ребенок в Сети» - 29-30 ноября 2017 года на базе Института психологии и образования К(П)ФУ.
Изучение дискурсивных стратегий и тактик в речевой ситуации конфликта не перестанет интересовать ученых, поскольку такого рода взаимодействие тесно связано с жизненными ситуациями, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Конфликт - это столкновение интересов сторон; лингвистика рассматривает столкновение интересов в различных ситуациях общения. Таким образом, основой любой конфликтной ситуации являются коммуниканты, их действия и результат их взаимодействия.
Диалог, осуществляемый коммуникантами в процессе общения, может развиваться по разным сценариям (или стратегиям) кооперативному, нейтральному или некооперативному. В результате реализации этих стратегий целью собеседников является либо нахождение компромисса, либо дистанцирования от конфликта, либо попытка разрешить его лишь в пользу одной из сторон.
Наука лигвоэкология напрямую не связана с коммуникативными стратегиями в целом, однако представления о том, что данная наука призвана предупредить об опасности в коммуникации, косвенно связывает ее с теорией и практикой конфликтного дискурса, поскольку именно эта дисциплина выявляет те аспекты речевого общения, которые могут нанести моральный вред собеседнику. В свою очередь, нанесение морального вреда (сознательно или несознательно) не способствует успеху коммуникации, впрочем, следует отметить, что в некоторых случаях цель говорящего именно оскорбить собеседника, вывести его из себя, поэтому такой коммуникант будет успешен в своей цели, однако его общение будет неэкологичным.
Роман У. Голдинга «Повелитель мух» метафорически показывает множество конфликтов современной жизни, однако основная его идея, как романа-антиутопии, развенчивание представлении об идиллическом обществе, которое можно создать, отказавшись от цивилизации.
В нашем исследовании были рассмотрены коммуникативные стратегии и речевые тактики трех главных героев: Ральфа, Хрюши и Джека и сделан вывод о том, что Ральф тяготеет к кооперативной стратегии, т.е. старается прийти к соглашению с оппонентами; Хрюша старается избегать конфликта, дистанцируется от него, поэтому для него характерна нейтральная коммуникативная стратегия, а Джек постоянно находится в конфронтации со всеми, следовательно, он использует некооперативную стратегию.
Успешность коммуникативного акта на примере текстов диалога персонажей романа У. Голдинга «Повелителя мух», рассматривались в лингвоэкологическом аспекте. С этой позиции важным фактором является учет интересов партнера, в этом случае результат с высокой степенью вероятности может закончится коммуникативной удачей. При нежелании учитывать этот фактор вероятность неудачи очень высока. Поэтому использование агрессивных тактик некооперативной стратегии, таких, как оскорбление, провокация, игнорирования приводит к обиде собеседника и, как следствие, отказу от конструктивного диалога. Таким образом, лигвоэкология, выполняет функцию защиты языка, попутно выполняет и другую важную функцию - указание путей разрешения конфликта.
Диалог, осуществляемый коммуникантами в процессе общения, может развиваться по разным сценариям (или стратегиям) кооперативному, нейтральному или некооперативному. В результате реализации этих стратегий целью собеседников является либо нахождение компромисса, либо дистанцирования от конфликта, либо попытка разрешить его лишь в пользу одной из сторон.
Наука лигвоэкология напрямую не связана с коммуникативными стратегиями в целом, однако представления о том, что данная наука призвана предупредить об опасности в коммуникации, косвенно связывает ее с теорией и практикой конфликтного дискурса, поскольку именно эта дисциплина выявляет те аспекты речевого общения, которые могут нанести моральный вред собеседнику. В свою очередь, нанесение морального вреда (сознательно или несознательно) не способствует успеху коммуникации, впрочем, следует отметить, что в некоторых случаях цель говорящего именно оскорбить собеседника, вывести его из себя, поэтому такой коммуникант будет успешен в своей цели, однако его общение будет неэкологичным.
Роман У. Голдинга «Повелитель мух» метафорически показывает множество конфликтов современной жизни, однако основная его идея, как романа-антиутопии, развенчивание представлении об идиллическом обществе, которое можно создать, отказавшись от цивилизации.
В нашем исследовании были рассмотрены коммуникативные стратегии и речевые тактики трех главных героев: Ральфа, Хрюши и Джека и сделан вывод о том, что Ральф тяготеет к кооперативной стратегии, т.е. старается прийти к соглашению с оппонентами; Хрюша старается избегать конфликта, дистанцируется от него, поэтому для него характерна нейтральная коммуникативная стратегия, а Джек постоянно находится в конфронтации со всеми, следовательно, он использует некооперативную стратегию.
Успешность коммуникативного акта на примере текстов диалога персонажей романа У. Голдинга «Повелителя мух», рассматривались в лингвоэкологическом аспекте. С этой позиции важным фактором является учет интересов партнера, в этом случае результат с высокой степенью вероятности может закончится коммуникативной удачей. При нежелании учитывать этот фактор вероятность неудачи очень высока. Поэтому использование агрессивных тактик некооперативной стратегии, таких, как оскорбление, провокация, игнорирования приводит к обиде собеседника и, как следствие, отказу от конструктивного диалога. Таким образом, лигвоэкология, выполняет функцию защиты языка, попутно выполняет и другую важную функцию - указание путей разрешения конфликта.



