Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА»)

Работа №44539

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов 8
1.2 Методы выявления и способы разрешения конфликтов 12
1.3 Особенности педагогических конфликтов 16
II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.
Е.Н.БАТЕНЧУКА» 20
2.1 Краткая характеристика образовательной деятельности ГАПОУ
«Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 20
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в студенческой среде ГАПОУ Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука 33
2.3 Мониторинг конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 38
III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е.Н.БАТЕНЧУКА» 48
3.1 Проблемы, выявленные при исследовании конфликтности студентов в
ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 48
3.2 Рекомендации по выявлению и разрешению конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 51
3.3 Эксперимент и обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73

Образовательная среда - совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Образовательная среда включает в себя большое количество участников. Это обучающиеся, родители обучающихся, педагогический состав и администрация образовательной организации. Каждому из участников присущи свои желания и потребности, собственное мнение, которые могут лечь в основу возникновения ссор, споров и конфликтов в образовательной организации.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.
Но процесс воспитания и обучения не происходит без столкновений и конфликтов. Конфронтация преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой - составная часть существования образовательной организации. Некоторые негативные моменты своей повседневной жизни, которая, к сожалению, не всегда благоприятная, субъекты педагогической деятельности привносят с сферу профессионального и учебного общения.
Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений, желаний. Такая борьба сторон, которая возникает в ходе разрешения конфликта, представляет собой «помеху» для процесса обучения, что позже отражается на результатах обучения и эмоционально-психологическом состоянии обучающихся.
Важно, чтобы участники конфликтной ситуации понимали, что наиболее оптимальное разрешение конфликта - это когда обе стороны выходят из сложной ситуации удовлетворенными. Но еще более важным является приобретение и студентов и педагогом опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирование личностных качеств, с помощью которых можно плодотворно разрешить конфликты.
Объект исследования: ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Предмет исследования: конфликты в студенческой среде ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Цель исследования: изучение конфликтных ситуаций среди студентов в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы конфликтов, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации на основе изучения литературы по теме исследования;
2. Провести исследование и проанализировать уровень конфликтности в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
4. Проанализировать эффективность рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Гипотеза исследования заключается в том, что использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; анализ учебно-методических комплексов по теме: «Конфликты», «Конфликты в образовательной среде»; разработка рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа с обучающимися и преподавателями, диагностирование, анкетирование, тестирование.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведен анализ уровня конфликтности в организации среднего профессионального образования на сегодня (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»); выявлены проблемы конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Теоретической обоснованностью послужили труды ученых, которые занимались изучением конфликтов. Карл Маркс явдяется одним из основоположников общей теории конфликта, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения [43]. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер [14]. Как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюис Козера «Функции социального конфликта» [36], положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля[32], и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа [40]. М.Вебер рассматривал проблему конфликта, предпринимал попытку создания идеальной модели организации, в которой не будет места конфликтам [31].
Л.Гумпилович считал: при объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей [24]. Г.Зиммел ввёл в научный оборот понятие «социальный конфликт» [32], К.Левин рассматривал конфликт как когнитивный феномен [43], Н.В.Гришина и Н.С.Кармин являются одними из основателей Московской, Новосибирской и Санкт-Петербургской школ российских конфликтологов [23].Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. Авторами данных работ явились П.О. Гриффин и М.И.Могилевский[35]. Они носила в большей степени социологический характер и были посвящены трудовым конфликтам. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работе А.Я. Анцупова и С.Л. Прошанова [9].
Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась при участии в следующих конференциях: I Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого-в современность»; IX Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, студентов, школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность и определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам понятия конфликта, причин и видов конфликта. Раскрываются существующие методы выявления конфликтов и способы их разрешения в образовательных организациях.
Во второй главе описывается краткая характеристика ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука». Проводится анализ исследования конфликтов и мониторинг уровня конфликтности среди ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»
В третьей главе определяются проблемы, выявленные при исследовании конфликтности в образовательной организации, даются рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтах.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение конфликтных ситуаций в студенческой среде в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Данные задачи реализовывались в несколько этапов:
1. Анализ научной литературы по теме исследования. Понятие «конфликт» характеризуется широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Следует обратить внимание на то, что педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия.
2. Подбор диагностического инструментария и проведение исследования. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: наблюдение, беседа, тестирование, мониторинг конфликтности в группах. Все методики направлены на определение уровня конфликтности, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации. В ходе исследования было выявлено, что в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» периодически возникают конфликтные ситуации. По результатам исследования было выявлено следующее: в исследуемых студенческих группах уровень конфликтности высокий, ребята вспыльчивы, заметно стремление к спорам как со сверстниками, так и с преподавателями колледжа. При анализе тестирования ответы студентов и преподавателей показали, что половина респондентов при ситуации конфликта готовы к компромиссу и сотрудничеству, но тем временем треть опрашиваемых в конфликте склоняются к стратегии соревнования, соперничества.
3. Сбор информации для рекомендаций и совершенствованию методов выявления и способов разрешения конфликтов в образовательной организации среди студентов. На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение уровня конфликтности в образовательной организации необходимо для ее успешного существования. Был разработан ряд предложений и рекомендаций:
- проведение деловой игры «Что делать?»;
- внедрение службы по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях;
- работа киноклуба;
- применение специальных методик в работе со студентами при конфликте;
- проведение тематических мероприятий по сплочению коллективов.
Можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию способов разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» была обоснована.
Устранение конфликтов и их последствий, в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Следует помнить, что любой конфликт можно использовать как накопление жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Также особенно важна профилактика конфликтов в образовательной организации.
Таким образом, гипотеза исследования (использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации) подтвердилась.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: по сост. на 1 января 2014 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)» // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, N 15, ст. 1691
3. Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 (ред. от 09.06.2017) «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]
4. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы»
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»// Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
6. Устав ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» М.: Проспект, 2014. - 160 с. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]
II. Научная и учебная литература:
8. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2016 - 297 с.
9. Анцупов, А. Я. Конфликтология [Текст]: учебник для ВУЗов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Эксмо,
2013. - 503 с.
10. Аржаков, М. В. Управление конфликтами [Текст] / М. В. Аржаков, Н. В. Аржакова, В. И. Новосельцев. - Воронеж: Кванта, 2011. - 179 с.
11. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания. - М.- Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 328 с.
12. Багдасарова С.К. Психология и педагогика, Багдасарова С.К.., Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Москва - Ростов - на Дону, Издательский центр «Март», 2014 - 76 с.
13. Богатырева, Н. Конфликтогены, или Как себя вести в конфликте [Текст] / Н. Богатырева // Секретарское дело. - 2012. - N 10. - С. 50-55.
14. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 2015. - 311 с.
15. Боковня, А.Е. Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие / Духновский С.В. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
16. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. А. Карелин. - Москва: ЭКСМО, 2008. - 416 с.
17. Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие. - Екатеринбург. - 109 с.
18. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы
формирования: монография - М.: Логос, 2013. - 288 с
19. Вершинина Т.Язык и конфликт: Учебное пособие / Вершинина Т. - М.:Флинта, 2017. - 80 с.
20. Габай Т.В. Педагогическая психология. - 4 изд. - М.: Академия, 2008. - 240 с.
21. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — М., 2016. - 403 с.
22. Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - с.
23. Гришина Н.В. Психология конфликта: 2-е изд. - Спб.: Питер, 2008. - 544 с.
24. Гумплович Л. Основы социологии -ЛИБРОКОМ, 2010. 210 с.
25. Дмитриев, А. В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие / А. В. Дмитриев. - 4-е изд. перераб. - Москва: Альфа-М, 2013.- 335 с.
26. Духновский, С.В. Психология личности и деятельности педагога: Учебное пособие / - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 300 с.
27. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [Текст] / С. М. Емельянов.- Москва: Питер, 2009. - 384 с.
28. Ершова И.А. Педагогические конфликты в школе : [учеб. пособие] / М. В. Клименских, И. А. Ершова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2015. — 76 с.
29. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 с.
30. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. - М., 2015. - 98 с.
31. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М.: Academia, 2012. - 461 с
32. Зиммель Г. Социальная дифференциация: социологическое и
психологическое исследование. Пер. с нем. - Киев: тип. И.И. Чоколова; Харьков: Ф.А. Иогансон, 2014. - 223 с.
33. Леван Т. Н. Здоровье ребенка в современной информационной среде.
- М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 224 с.
34. Леонтьев, А. Н. и современная психология: Сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — М.: МГУ, 2014 - 188 с.
35. Кибанов, А. Я. Управление конфликтами и стрессами [Текст]: учебно-практическое пособие: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Управление персоналом", "Менеджмент организации" / А. Я. Кибанов, В. Г. Коновалова, О. Л.Белова; под ред. А. Я. Кибанова. - Москва: Проспект, 2013. - 82 с.
36. Коузер, Л. Основы конфликтологии [Текст] / Л. Коузер.. - Санкт- Петербург: Светлячок, 1999.
37. Кроль, В. М. Педагогика: Учебное пособие - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 303 с.
38. Куприянчук Е.В. Психология конфликта в образовании: Учебно-методическое пособие / Е.В.Куприянчук. Саратов: СГУ, 2015. - 87 с.
39. Курочкина О.Н. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.
40. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2015. - 176 с.
41. Мальцева Т.В. Психология : учеб. пособие / — М. : РИОР : ИНФРА- М, 2017. — 275 с.
42. Мандель, Б. Р. Психология личности: Учебное пособие. - М.: ИНФРА- М, 2014. - 236 с.
43. Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений. — М.: Госполитиздат, 1956. — 39 с.
44. Матюхина, М.В. — Возрастная и педагогическая психология - М.: ИНФРА-М, 2015. - 256 с.
45. Неустроев Е.Е. Среднее профессиональное обучение в новых социально-экономических условиях // Философия образования. - 2012. - №2. - С. 103-109.
46. Пастюк О. В. Психология и педагогика. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
47. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 400 с.
48. Педагогика высшей школы - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 176 с.
49. Резник, С.Д. Студент вуза: технологии обучения и профессиональной карьеры: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 509 с.
50. Рубинштейн, С.Л. - Основы общей психологии - Питер СПб, 2017 - 713 с
51. Симонов В.П. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: учеб. пособие / — М. : Вузовский учебник ; ИНФРА-М, 2017. - 320 с.
52. Самыгин С.И., Щербакова Л.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / - Рн/Д:Феникс, 2017. - 220 с.
53. Светлов В.А. Аналитика конфликта. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - СПб: «Росток», 2011. - 511 с.
54. Светлов В.А.. Введение в единую теорию анализа и разрешения конфликтов. Учебное пособие. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 304 с.
55. Светлов, В. А. Управление конфликтом: новые технологии принятия решений в конфликтных ситуациях [Текст] / В. А. Светлов. - Санкт- Петербург: [Б. и.], 2003. - 136 с.
56. Столяренко А. М. Общая педагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 479 с.
57. Трушников Д.Ю. Конфликтология. Учебник / Тюмень, ТюмГНГУ, 2014. - 448 с.
58. Психология конфликта. Компендиум кейсов : учеб. пособие / под ред. Т. И. Короткиной. — СПб. : СПбГУП, 2016. — 116 с.
59. Цейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. М.: Амалфея, 2014. - 335 с.
Ш.Электронные ресурсы:
60. ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука». - Режим доступа:http:ZZkamecc.ru (дата обращения: 20.12.2017)
61. Педагогика как наука. - Режим доступа: http:ZZnauka-pedagogika.comZ (Дата обращения: 23.01.2018 г.).
62. Педагогические конфликты. - Режим доступа:
https://www.scienceforum.ru (дата обращения: 12.12.2017)
63. Портал психологических изданий. - Режим доступа: http://psyjournal.ru/(Дата обращения: 29.01.2018 г.).
64. Способы разрешения конфликтов. - Режим доступа: http://www.grandars.ru (дата обращения: 07.02.2018)
65. Электронно-библиотечная система. - Режим доступа:
http://znanium.com/(Дата обращения: 20.01.2018 г.)
66. Электронное образование в республике Татарстан. - Режим доступа: https://edu.tatar.ru (дата обращения: 20.12.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ