МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов 8
1.2 Методы выявления и способы разрешения конфликтов 12
1.3 Особенности педагогических конфликтов 16
II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.
Е.Н.БАТЕНЧУКА» 20
2.1 Краткая характеристика образовательной деятельности ГАПОУ
«Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 20
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в студенческой среде ГАПОУ Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука 33
2.3 Мониторинг конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 38
III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е.Н.БАТЕНЧУКА» 48
3.1 Проблемы, выявленные при исследовании конфликтности студентов в
ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 48
3.2 Рекомендации по выявлению и разрешению конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 51
3.3 Эксперимент и обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Понятие, виды и причины конфликтов 8
1.2 Методы выявления и способы разрешения конфликтов 12
1.3 Особенности педагогических конфликтов 16
II. АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.
Е.Н.БАТЕНЧУКА» 20
2.1 Краткая характеристика образовательной деятельности ГАПОУ
«Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 20
2.2 Анализ конфликтных ситуаций в студенческой среде ГАПОУ Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука 33
2.3 Мониторинг конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский
строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 38
III. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ
КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Е.Н.БАТЕНЧУКА» 48
3.1 Проблемы, выявленные при исследовании конфликтности студентов в
ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 48
3.2 Рекомендации по выявлению и разрешению конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 51
3.3 Эксперимент и обоснование эффективности предлагаемых рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Образовательная среда - совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Образовательная среда включает в себя большое количество участников. Это обучающиеся, родители обучающихся, педагогический состав и администрация образовательной организации. Каждому из участников присущи свои желания и потребности, собственное мнение, которые могут лечь в основу возникновения ссор, споров и конфликтов в образовательной организации.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.
Но процесс воспитания и обучения не происходит без столкновений и конфликтов. Конфронтация преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой - составная часть существования образовательной организации. Некоторые негативные моменты своей повседневной жизни, которая, к сожалению, не всегда благоприятная, субъекты педагогической деятельности привносят с сферу профессионального и учебного общения.
Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений, желаний. Такая борьба сторон, которая возникает в ходе разрешения конфликта, представляет собой «помеху» для процесса обучения, что позже отражается на результатах обучения и эмоционально-психологическом состоянии обучающихся.
Важно, чтобы участники конфликтной ситуации понимали, что наиболее оптимальное разрешение конфликта - это когда обе стороны выходят из сложной ситуации удовлетворенными. Но еще более важным является приобретение и студентов и педагогом опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирование личностных качеств, с помощью которых можно плодотворно разрешить конфликты.
Объект исследования: ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Предмет исследования: конфликты в студенческой среде ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Цель исследования: изучение конфликтных ситуаций среди студентов в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы конфликтов, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации на основе изучения литературы по теме исследования;
2. Провести исследование и проанализировать уровень конфликтности в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
4. Проанализировать эффективность рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Гипотеза исследования заключается в том, что использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; анализ учебно-методических комплексов по теме: «Конфликты», «Конфликты в образовательной среде»; разработка рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа с обучающимися и преподавателями, диагностирование, анкетирование, тестирование.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведен анализ уровня конфликтности в организации среднего профессионального образования на сегодня (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»); выявлены проблемы конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Теоретической обоснованностью послужили труды ученых, которые занимались изучением конфликтов. Карл Маркс явдяется одним из основоположников общей теории конфликта, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения [43]. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер [14]. Как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюис Козера «Функции социального конфликта» [36], положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля[32], и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа [40]. М.Вебер рассматривал проблему конфликта, предпринимал попытку создания идеальной модели организации, в которой не будет места конфликтам [31].
Л.Гумпилович считал: при объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей [24]. Г.Зиммел ввёл в научный оборот понятие «социальный конфликт» [32], К.Левин рассматривал конфликт как когнитивный феномен [43], Н.В.Гришина и Н.С.Кармин являются одними из основателей Московской, Новосибирской и Санкт-Петербургской школ российских конфликтологов [23].Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. Авторами данных работ явились П.О. Гриффин и М.И.Могилевский[35]. Они носила в большей степени социологический характер и были посвящены трудовым конфликтам. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работе А.Я. Анцупова и С.Л. Прошанова [9].
Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась при участии в следующих конференциях: I Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого-в современность»; IX Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, студентов, школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность и определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам понятия конфликта, причин и видов конфликта. Раскрываются существующие методы выявления конфликтов и способы их разрешения в образовательных организациях.
Во второй главе описывается краткая характеристика ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука». Проводится анализ исследования конфликтов и мониторинг уровня конфликтности среди ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»
В третьей главе определяются проблемы, выявленные при исследовании конфликтности в образовательной организации, даются рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.
Но процесс воспитания и обучения не происходит без столкновений и конфликтов. Конфронтация преподавателя с обучающимися и обучающихся между собой - составная часть существования образовательной организации. Некоторые негативные моменты своей повседневной жизни, которая, к сожалению, не всегда благоприятная, субъекты педагогической деятельности привносят с сферу профессионального и учебного общения.
Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений, желаний. Такая борьба сторон, которая возникает в ходе разрешения конфликта, представляет собой «помеху» для процесса обучения, что позже отражается на результатах обучения и эмоционально-психологическом состоянии обучающихся.
Важно, чтобы участники конфликтной ситуации понимали, что наиболее оптимальное разрешение конфликта - это когда обе стороны выходят из сложной ситуации удовлетворенными. Но еще более важным является приобретение и студентов и педагогом опыта поведения в конфликтных ситуациях и формирование личностных качеств, с помощью которых можно плодотворно разрешить конфликты.
Объект исследования: ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Предмет исследования: конфликты в студенческой среде ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Цель исследования: изучение конфликтных ситуаций среди студентов в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Для достижения поставленной цели определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы конфликтов, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации на основе изучения литературы по теме исследования;
2. Провести исследование и проанализировать уровень конфликтности в студенческой среде в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»;
4. Проанализировать эффективность рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Гипотеза исследования заключается в том, что использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; анализ учебно-методических комплексов по теме: «Конфликты», «Конфликты в образовательной среде»; разработка рекомендаций по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению.
2. Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа с обучающимися и преподавателями, диагностирование, анкетирование, тестирование.
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведен анализ уровня конфликтности в организации среднего профессионального образования на сегодня (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»); выявлены проблемы конфликтности среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
Теоретической обоснованностью послужили труды ученых, которые занимались изучением конфликтов. Карл Маркс явдяется одним из основоположников общей теории конфликта, разработавший учение о противоречии и развивший модель революционного класса и социального изменения [43]. В дальнейшем основные положения его учения о конфликте сформулировал американский социолог Дж. Тернер [14]. Как наука конфликтология берет начало в середине XX в. с книгой германо-американского социолога Льюис Козера «Функции социального конфликта» [36], положившего в основу своих заключений выводы немецкого философа начала XX в. Георга Зиммеля[32], и работой германо-британского социолога Ральфа Дарендорфа [40]. М.Вебер рассматривал проблему конфликта, предпринимал попытку создания идеальной модели организации, в которой не будет места конфликтам [31].
Л.Гумпилович считал: при объяснении конфликтов появляются ссылки на наследственные признаки, инстинкты, психофизиологические свойства людей [24]. Г.Зиммел ввёл в научный оборот понятие «социальный конфликт» [32], К.Левин рассматривал конфликт как когнитивный феномен [43], Н.В.Гришина и Н.С.Кармин являются одними из основателей Московской, Новосибирской и Санкт-Петербургской школ российских конфликтологов [23].Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. Авторами данных работ явились П.О. Гриффин и М.И.Могилевский[35]. Они носила в большей степени социологический характер и были посвящены трудовым конфликтам. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работе А.Я. Анцупова и С.Л. Прошанова [9].
Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась при участии в следующих конференциях: I Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Развитие интеллектуально-творческого потенциала молодежи: из прошлого-в современность»; IX Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов, студентов, школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность и определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, раскрывает научно-теоретическую и практическую значимость работы.
Первая глава посвящена теоретическим основам понятия конфликта, причин и видов конфликта. Раскрываются существующие методы выявления конфликтов и способы их разрешения в образовательных организациях.
Во второй главе описывается краткая характеристика ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука». Проводится анализ исследования конфликтов и мониторинг уровня конфликтности среди ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука»
В третьей главе определяются проблемы, выявленные при исследовании конфликтности в образовательной организации, даются рекомендации по совершенствованию разрешения конфликтов и их предотвращению в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтах.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение конфликтных ситуаций в студенческой среде в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Данные задачи реализовывались в несколько этапов:
1. Анализ научной литературы по теме исследования. Понятие «конфликт» характеризуется широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Следует обратить внимание на то, что педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия.
2. Подбор диагностического инструментария и проведение исследования. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: наблюдение, беседа, тестирование, мониторинг конфликтности в группах. Все методики направлены на определение уровня конфликтности, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации. В ходе исследования было выявлено, что в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» периодически возникают конфликтные ситуации. По результатам исследования было выявлено следующее: в исследуемых студенческих группах уровень конфликтности высокий, ребята вспыльчивы, заметно стремление к спорам как со сверстниками, так и с преподавателями колледжа. При анализе тестирования ответы студентов и преподавателей показали, что половина респондентов при ситуации конфликта готовы к компромиссу и сотрудничеству, но тем временем треть опрашиваемых в конфликте склоняются к стратегии соревнования, соперничества.
3. Сбор информации для рекомендаций и совершенствованию методов выявления и способов разрешения конфликтов в образовательной организации среди студентов. На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение уровня конфликтности в образовательной организации необходимо для ее успешного существования. Был разработан ряд предложений и рекомендаций:
- проведение деловой игры «Что делать?»;
- внедрение службы по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях;
- работа киноклуба;
- применение специальных методик в работе со студентами при конфликте;
- проведение тематических мероприятий по сплочению коллективов.
Можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию способов разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» была обоснована.
Устранение конфликтов и их последствий, в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Следует помнить, что любой конфликт можно использовать как накопление жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Также особенно важна профилактика конфликтов в образовательной организации.
Таким образом, гипотеза исследования (использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации) подтвердилась.
Таким образом, целью нашего исследования было изучение конфликтных ситуаций в студенческой среде в образовательной организации, а также приятие эффективных мер по их разрешению в ГАПОУ «Камский строительный колледж им. Е.Н.Батенчука».
Данные задачи реализовывались в несколько этапов:
1. Анализ научной литературы по теме исследования. Понятие «конфликт» характеризуется широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Это - столкновение противоположных интересов на почве соперничества, отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом. Психологи подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями. Следует обратить внимание на то, что педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия.
2. Подбор диагностического инструментария и проведение исследования. В качестве экспериментальных методов использовались следующие диагностические средства: наблюдение, беседа, тестирование, мониторинг конфликтности в группах. Все методики направлены на определение уровня конфликтности, методов выявления и способов их разрешения в образовательной организации. В ходе исследования было выявлено, что в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» периодически возникают конфликтные ситуации. По результатам исследования было выявлено следующее: в исследуемых студенческих группах уровень конфликтности высокий, ребята вспыльчивы, заметно стремление к спорам как со сверстниками, так и с преподавателями колледжа. При анализе тестирования ответы студентов и преподавателей показали, что половина респондентов при ситуации конфликта готовы к компромиссу и сотрудничеству, но тем временем треть опрашиваемых в конфликте склоняются к стратегии соревнования, соперничества.
3. Сбор информации для рекомендаций и совершенствованию методов выявления и способов разрешения конфликтов в образовательной организации среди студентов. На основе результатов анализа, можно констатировать, что изучение уровня конфликтности в образовательной организации необходимо для ее успешного существования. Был разработан ряд предложений и рекомендаций:
- проведение деловой игры «Что делать?»;
- внедрение службы по разрешению конфликтных ситуаций в образовательных организациях;
- работа киноклуба;
- применение специальных методик в работе со студентами при конфликте;
- проведение тематических мероприятий по сплочению коллективов.
Можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию способов разрешения конфликтов среди студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н.Батенчука» была обоснована.
Устранение конфликтов и их последствий, в образовательном пространстве способствует созданию благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Следует помнить, что любой конфликт можно использовать как накопление жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Также особенно важна профилактика конфликтов в образовательной организации.
Таким образом, гипотеза исследования (использование специальных методик в ситуации конфликта, службы примирения, тематических мероприятий и клубов среди студентов и преподавателей способствует снижению уровня конфликтности в образовательной организации) подтвердилась.



