ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» МЕНДЕЛЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1 Современные педагогические технологии - средство повышения
качества образования 8
1.2 Внедрение современных педагогических технологий в учебный
процесс 13
1.3 Классификация современных педагогических технологий 19
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «СОШ №7» Г. МЕНДЕЛЕЕВСК 31
2.1 Характеристика образовательной деятельности МБОУ «СОШ №7» г.
Менделеевск 31
2.2 Организация уроков с использованием современных педагогических
технологий в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск 34
2.3 Анализ использования современных педагогических технологий в
учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВА ПО
СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «СОШ №7» Г. МЕНДЕЛЕЕВСК 56
3.1 Состояние проблемы внедрения и использования современных
педагогических технологий в учебном процессе 56
3.2 Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности
педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий 58
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных
рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 8
1.1 Современные педагогические технологии - средство повышения
качества образования 8
1.2 Внедрение современных педагогических технологий в учебный
процесс 13
1.3 Классификация современных педагогических технологий 19
2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «СОШ №7» Г. МЕНДЕЛЕЕВСК 31
2.1 Характеристика образовательной деятельности МБОУ «СОШ №7» г.
Менделеевск 31
2.2 Организация уроков с использованием современных педагогических
технологий в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск 34
2.3 Анализ использования современных педагогических технологий в
учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск 46
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОЛЛЕКТИВА ПО
СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБОУ «СОШ №7» Г. МЕНДЕЛЕЕВСК 56
3.1 Состояние проблемы внедрения и использования современных
педагогических технологий в учебном процессе 56
3.2 Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности
педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий 58
3.3 Обоснование педагогической эффективности разработанных
рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЯ
Повышение доступности качественного образования - стратегическая цель государственной политики в области образования, которая отмечается в концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Эти целевые установки будут осуществляться с помощью процессов, ориентированных на эффективное развитие образования в условиях активизации инновационной педагогической деятельности, предполагающей обновление всех компонентов этой системы и направленной на достижение новых образовательных результатов.
В соответствии со стратегической целью государственной политики РФ в сфере развития образования особо значимой становится проблема внедрения современных педагогических технологий повышения качества образования в учебно-воспитательный процесс школы. Эта проблема обретает особую актуальность, потому что современные педагогические технологии выступают индикатором качества модернизации педагогического образования. Будущее российского образования зависит от степени эффективности усилий педагога в обновлении структурных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Внедрение современных педагогических и информационных технологий не предполагает вытеснение традиционной методики обучения, наоборот эти две методики обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга, т.е. быть составными частями. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, способов, методических приемов обучения, средств воспитательного процесса, форм организации учебной деятельности, базирующиеся на теории обучения и обеспечивающие достижение планируемых результатов.
Актуальность проблемы внедрения и использования современных педагогических технологий в учебном процессе обусловлена интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе; формированием новой системы образования, которая направлена на вхождение в мировое образовательное пространство.
Однако, несмотря на активное внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс следует обратить внимание и на факт отсутствия необходимого количества методических рекомендаций и предложений по их использованию. В результате этого возникло противоречие между активным внедрением современных педагогических технологий в учебный процесс и недостаточной разработанностью методики их использования. Именно это противоречие и легло в основу проблемы исследования, определило его актуальность и выбор темы: «Внедрение современных педагогических технологий повышения качества образования» (на примере МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск).
Целью исследования является изучение и анализ современных педагогических технологий, обоснование необходимости их внедрения и использования в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск как актуальной потребности модернизации и инновационного развития педагогического образования и дальнейшее совершенствование организации занятий с использованием современных педагогических технологий, направленное на повышение качества образования.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретический материал о современных педагогических технологиях в учебном процессе в условиях современной школы; рассмотреть процесс внедрения педагогических технологий в учебный процесс и классификацию современных педагогических технологий;
2) выявить и проанализировать используемые современные педагогические технологии на различных уроках в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск;
3) разработать план совершенствования образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск и внедрить комплекс рекомендаций по теме ВКР;
4) обосновать педагогическую эффективность разработанных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий.
Объектом исследования является МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск.
Предметом исследования являются современные педагогические технологии, которые применяются в учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск.
Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение в образовательный процесс школ современных педагогических технологий повышает качество образования и эффективность процесса обучения учащихся, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, осуществляемых с помощью современных педагогических технологий и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование.
Научная и теоретическая новизна исследования заключается в том, что проведен подробный анализ использования различных современных педагогических технологий в образовательном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск; выявлены проблемы, возникающие при их внедрении и использовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий повышения качества образования. Предложенные рекомендации могут быть использованы и учтены в практике преподавания в средних общеобразовательных школах.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования и анализа:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий.
2. Метод сбора эмпирических данных: педагогическое
наблюдение, анкетирование, педагогическое диагностирование, беседа с преподавателями.
3. Статистические методы: математическая обработка результатов анкетирования, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретической и методологической основой явились работы наиболее известных авторов современных педагогических технологий за рубежом: П. Д. Митчелл [37], Ф. Персиваль и Г. Эллингтон [24], ЮНЕСКО [12] - исследовали понятие «педагогическая технология». Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах: Г.К. Селевко [46], М.В. Кларина [23] дали общую характеристику педагогической технологии; В.П. Беспалько [9] объединил многочисленные подходы к пониманию сущности педагогической технологии; В.И. Андреев [62] сформировал современное понимание педагогической технологии; А.К. Колеченко [25] выделил в проектировании и применении педагогических технологий педагогические принципы; В.В. Гузеев [14] акцентировал свое внимание на методологической стороне исследований в области образовательных технологий; Л.В. Байбородова [6], М.А. Белякова [8], Г.М. Казакова [21], Е.А. Капранова [22], М.Ю. Бухаркина [11], Н.К. Смирнов [51] - характеристики различных педагогических технологий; М.В. Сластенина [50], Е.С. Полат [42], А.П. Панфилова [41] исследовали современные педагогические технологии. Положения и выводы ученых послужили теоретической основой исследования.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в научном рецензируемом журнале «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК» № 1586; в научном журнале «Novaum», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий; в сборнике V Региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики. Будущее России», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам внедрения и использования современных педагогических технологий в образовании: рассмотрены различные подходы к понятию «педагогическая технология», ее цель, признаки, структура, различные классификации современных педагогических технологий, а также более подробно проанализировано внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Во второй главе представлена характеристика МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск, проведен тщательный анализ использования современных педагогических технологий на разных уроках в данной школе. В третьей главе рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении и использовании современных педагогических технологий, дается ряд рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по их внедрению и использованию и обосновывается педагогический эффект от внедрения и использования современных педагогических технологий. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В соответствии со стратегической целью государственной политики РФ в сфере развития образования особо значимой становится проблема внедрения современных педагогических технологий повышения качества образования в учебно-воспитательный процесс школы. Эта проблема обретает особую актуальность, потому что современные педагогические технологии выступают индикатором качества модернизации педагогического образования. Будущее российского образования зависит от степени эффективности усилий педагога в обновлении структурных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Внедрение современных педагогических и информационных технологий не предполагает вытеснение традиционной методики обучения, наоборот эти две методики обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга, т.е. быть составными частями. Ведь педагогическая технология - это совокупность методов, способов, методических приемов обучения, средств воспитательного процесса, форм организации учебной деятельности, базирующиеся на теории обучения и обеспечивающие достижение планируемых результатов.
Актуальность проблемы внедрения и использования современных педагогических технологий в учебном процессе обусловлена интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе; формированием новой системы образования, которая направлена на вхождение в мировое образовательное пространство.
Однако, несмотря на активное внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс следует обратить внимание и на факт отсутствия необходимого количества методических рекомендаций и предложений по их использованию. В результате этого возникло противоречие между активным внедрением современных педагогических технологий в учебный процесс и недостаточной разработанностью методики их использования. Именно это противоречие и легло в основу проблемы исследования, определило его актуальность и выбор темы: «Внедрение современных педагогических технологий повышения качества образования» (на примере МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск).
Целью исследования является изучение и анализ современных педагогических технологий, обоснование необходимости их внедрения и использования в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск как актуальной потребности модернизации и инновационного развития педагогического образования и дальнейшее совершенствование организации занятий с использованием современных педагогических технологий, направленное на повышение качества образования.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретический материал о современных педагогических технологиях в учебном процессе в условиях современной школы; рассмотреть процесс внедрения педагогических технологий в учебный процесс и классификацию современных педагогических технологий;
2) выявить и проанализировать используемые современные педагогические технологии на различных уроках в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск;
3) разработать план совершенствования образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск и внедрить комплекс рекомендаций по теме ВКР;
4) обосновать педагогическую эффективность разработанных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий.
Объектом исследования является МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск.
Предметом исследования являются современные педагогические технологии, которые применяются в учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск.
Гипотеза исследования заключается в том, что внедрение в образовательный процесс школ современных педагогических технологий повышает качество образования и эффективность процесса обучения учащихся, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, осуществляемых с помощью современных педагогических технологий и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование.
Научная и теоретическая новизна исследования заключается в том, что проведен подробный анализ использования различных современных педагогических технологий в образовательном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск; выявлены проблемы, возникающие при их внедрении и использовании.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации рекомендаций по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий повышения качества образования. Предложенные рекомендации могут быть использованы и учтены в практике преподавания в средних общеобразовательных школах.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования и анализа:
1. Теоретические методы: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий.
2. Метод сбора эмпирических данных: педагогическое
наблюдение, анкетирование, педагогическое диагностирование, беседа с преподавателями.
3. Статистические методы: математическая обработка результатов анкетирования, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретической и методологической основой явились работы наиболее известных авторов современных педагогических технологий за рубежом: П. Д. Митчелл [37], Ф. Персиваль и Г. Эллингтон [24], ЮНЕСКО [12] - исследовали понятие «педагогическая технология». Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах: Г.К. Селевко [46], М.В. Кларина [23] дали общую характеристику педагогической технологии; В.П. Беспалько [9] объединил многочисленные подходы к пониманию сущности педагогической технологии; В.И. Андреев [62] сформировал современное понимание педагогической технологии; А.К. Колеченко [25] выделил в проектировании и применении педагогических технологий педагогические принципы; В.В. Гузеев [14] акцентировал свое внимание на методологической стороне исследований в области образовательных технологий; Л.В. Байбородова [6], М.А. Белякова [8], Г.М. Казакова [21], Е.А. Капранова [22], М.Ю. Бухаркина [11], Н.К. Смирнов [51] - характеристики различных педагогических технологий; М.В. Сластенина [50], Е.С. Полат [42], А.П. Панфилова [41] исследовали современные педагогические технологии. Положения и выводы ученых послужили теоретической основой исследования.
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в научном рецензируемом журнале «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК» № 1586; в научном журнале «Novaum», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий; в сборнике V Региональной научно-практической конференции «Инновационное развитие экономики. Будущее России», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий».
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Введение раскрывает актуальность, определяет степень разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, гипотезу и методы исследования, научно-теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическим основам внедрения и использования современных педагогических технологий в образовании: рассмотрены различные подходы к понятию «педагогическая технология», ее цель, признаки, структура, различные классификации современных педагогических технологий, а также более подробно проанализировано внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Во второй главе представлена характеристика МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск, проведен тщательный анализ использования современных педагогических технологий на разных уроках в данной школе. В третьей главе рассматриваются проблемы, возникающие при внедрении и использовании современных педагогических технологий, дается ряд рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по их внедрению и использованию и обосновывается педагогический эффект от внедрения и использования современных педагогических технологий. В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения, предоставляют новые формы, методы и средства ведения образовательной деятельности, гарантируют достижение поставленных дидактических целей. Использование современных педагогических технологий - перспективное направление развития образования.
Современные педагогические технологии используются для развития творческой активности и познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. При их рациональном использовании можно повысить качество образования, более эффективно и с большим результатом использовать ресурс учебного времени, уменьшить долю репродуктивной деятельности учащихся посредством сокращения времени, выделяемого на выполнение домашнего задания. Современные педагогические технологии предполагают обеспечение максимально возможной степени индивидуализации обучения, минимальный контакт с учителем, с упором на самостоятельную работу - дистанционность обучения и предоставление учащимся выбора различных вариантов образовательных траекторий - вариативность учебного процесса.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о современных педагогических технологиях в учебном процессе в условиях современной школы; рассмотрены процесс внедрения педагогических технологий в учебный процесс и классификации современных педагогических технологий.
2. На основе анализа использования современных педагогических технологиях в учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск было выяснено, что коллектив педагогов использует в своей деятельности различные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, сингапурский метод обучения, проблемное, развивающее, модульное обучение, педагогику сотрудничества. Выбранные технологии имеют качественную характеристику, т.е. совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания учащихся. Также делают процесс обучения более эффективным, активизируют познавательную деятельность учащихся. Ученики становятся более компетентными в различных сферах, увереннее. У них развивается мышление, творческие способности, повышается уровень знаний.
3. На основании проведенного анализа внедрения и использования современных педагогических технологий на различных уроках в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск были выявлены типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность внедрения и использования современных педагогических технологий на уроках:
- неполная разработанность «технологий» и проблема непонимания сути используемой технологии;
- проблема резкого увеличения объема учебной нагрузки, его обновление, дополнительные затраты времени и усилий как при подготовке к урокам, так и при организации учебного процесса;
- современные педагогические и информационные технологии лишают некоторых возможностей обучения, так как продумывают, считают и применяют все необходимые мыслительные процессы;
- недостаточная степень укомплектованности учебных классов новейшим оборудованием, техникой, компьютерами;
- использование информационно-коммуникационных технологий отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика.
Подводя итог, можно сказать, что проблема технологий в педагогической науке и практике на сегодняшний день актуальна, противоречива и сложна. Поэтому должны быть найдены эффективные методы, рекомендации внедрения и использования современных педагогических технологий на уроках. С целью обеспечения эффективности и целесообразности их использования был предложен ряд рекомендаций, которые позволят добиться более высоких результатов в обучении учащихся.
4. Для обоснования эффективности и целесообразности разработанных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий был проведен анализ результатов использования современных педагогических технологий до предложения рекомендаций и после их применения, а также после внедрения технологии «Перевернутое обучение».
На основании анализа результатов внедрения и использования современных педагогических технологий до предложения рекомендаций и после их применения можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий была обоснована.
Таким образом, гипотеза исследования (внедрение в учебный процесс школ современных педагогических технологий повышает качество образования и эффективность процесса обучения учащихся, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, осуществляемых с помощью современных педагогических технологий и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование) подтвердилась.
Современные педагогические технологии используются для развития творческой активности и познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. При их рациональном использовании можно повысить качество образования, более эффективно и с большим результатом использовать ресурс учебного времени, уменьшить долю репродуктивной деятельности учащихся посредством сокращения времени, выделяемого на выполнение домашнего задания. Современные педагогические технологии предполагают обеспечение максимально возможной степени индивидуализации обучения, минимальный контакт с учителем, с упором на самостоятельную работу - дистанционность обучения и предоставление учащимся выбора различных вариантов образовательных траекторий - вариативность учебного процесса.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
1. Изучен теоретический материал о современных педагогических технологиях в учебном процессе в условиях современной школы; рассмотрены процесс внедрения педагогических технологий в учебный процесс и классификации современных педагогических технологий.
2. На основе анализа использования современных педагогических технологиях в учебном процессе МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск было выяснено, что коллектив педагогов использует в своей деятельности различные педагогические технологии: информационно-коммуникационные, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие технологии, метод проектов, сингапурский метод обучения, проблемное, развивающее, модульное обучение, педагогику сотрудничества. Выбранные технологии имеют качественную характеристику, т.е. совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания учащихся. Также делают процесс обучения более эффективным, активизируют познавательную деятельность учащихся. Ученики становятся более компетентными в различных сферах, увереннее. У них развивается мышление, творческие способности, повышается уровень знаний.
3. На основании проведенного анализа внедрения и использования современных педагогических технологий на различных уроках в МБОУ «СОШ №7» г. Менделеевск были выявлены типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность внедрения и использования современных педагогических технологий на уроках:
- неполная разработанность «технологий» и проблема непонимания сути используемой технологии;
- проблема резкого увеличения объема учебной нагрузки, его обновление, дополнительные затраты времени и усилий как при подготовке к урокам, так и при организации учебного процесса;
- современные педагогические и информационные технологии лишают некоторых возможностей обучения, так как продумывают, считают и применяют все необходимые мыслительные процессы;
- недостаточная степень укомплектованности учебных классов новейшим оборудованием, техникой, компьютерами;
- использование информационно-коммуникационных технологий отрицательно сказывается на физическом здоровье ученика.
Подводя итог, можно сказать, что проблема технологий в педагогической науке и практике на сегодняшний день актуальна, противоречива и сложна. Поэтому должны быть найдены эффективные методы, рекомендации внедрения и использования современных педагогических технологий на уроках. С целью обеспечения эффективности и целесообразности их использования был предложен ряд рекомендаций, которые позволят добиться более высоких результатов в обучении учащихся.
4. Для обоснования эффективности и целесообразности разработанных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий был проведен анализ результатов использования современных педагогических технологий до предложения рекомендаций и после их применения, а также после внедрения технологии «Перевернутое обучение».
На основании анализа результатов внедрения и использования современных педагогических технологий до предложения рекомендаций и после их применения можно утверждать, что эффективность предложенных рекомендаций по совершенствованию образовательной деятельности педагогического коллектива по внедрению и использованию современных педагогических технологий была обоснована.
Таким образом, гипотеза исследования (внедрение в учебный процесс школ современных педагогических технологий повышает качество образования и эффективность процесса обучения учащихся, при условии, если обеспечено достаточное методическое согласование действий участников учебного процесса, осуществляемых с помощью современных педагогических технологий и обеспечивающих их эффективное и целесообразное использование) подтвердилась.



