Историографический анализ оценки качества образования и поиск механизмов по его улучшению (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназия № 1 г. Агрыз РТ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ 6
1.1 Формирование теоретических концепций качества образования с точки зрения
ученых и педагогов 6
1.2 Классификации понятий качества образования в трудах ученых 12
1.3 Критерии качества образовательного процесса с точки зрения ученых и педагогов 20
2. ИСТОРИОГРАФИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПЕДАГОГОВ 24
2.1 Характеристика управления школьным образованием и оценка его качества в
работах ученых и педагогов 24
2.2 Визуализация показателей качества школьного образования с точки зрения
ученых и педагогов 36
2.3 Мониторинг как метод оценки качества образования с точки зрения различных
ученых и педагогов 42
3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИЯ №1 Г. АГРЫЗ 48
3.1 Характеристика МБОУ Гимназия №1 48
3.2 Анализ качества образования в МБОУ Гимназия №1 54
3.3 Рекомендации по совершенствованию качества образования в МБОУ Гимназия №1 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ 6
1.1 Формирование теоретических концепций качества образования с точки зрения
ученых и педагогов 6
1.2 Классификации понятий качества образования в трудах ученых 12
1.3 Критерии качества образовательного процесса с точки зрения ученых и педагогов 20
2. ИСТОРИОГРАФИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ТРУДАХ УЧЕНЫХ И ПЕДАГОГОВ 24
2.1 Характеристика управления школьным образованием и оценка его качества в
работах ученых и педагогов 24
2.2 Визуализация показателей качества школьного образования с точки зрения
ученых и педагогов 36
2.3 Мониторинг как метод оценки качества образования с точки зрения различных
ученых и педагогов 42
3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГИМНАЗИЯ №1 Г. АГРЫЗ 48
3.1 Характеристика МБОУ Гимназия №1 48
3.2 Анализ качества образования в МБОУ Гимназия №1 54
3.3 Рекомендации по совершенствованию качества образования в МБОУ Гимназия №1 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что на современной стадии развития теории и практики образования происходят динамические изменения, которые отражают общие перемены в социальной ситуации развития общества. В контексте таких перемен определяется политика развития отечественного школьного образования. Она подразумевает становление системы оценки качества школьного образования. Развертывается работа в этом направлении, возрастает количество занятых проблемами качества образования.
Определение «качество образования» из области изучения и анализа ограниченного числа экспертов продвинулось в сферу государственной политической деятельности, оказалось объектом общественных и научных споров. Разрабатываются различные методы оценивания качества школьного образования, реализующиеся посредством системы международных, российских и региональных исследований и мониторингов качества школьного образования. Итак, прослеживается интенсивный интерес педагогов- исследователей и школьных практиков к проблемам оценки качества образования.
Мониторинг и оценка качества образования являются одними из фундаментальных элементов современной высокоэффективной школы. Учеными педагогической сферы неоспорима значимость аудита качества системы образования, уровень обученности каждого обучающегося, успехи и достижения учеников в целом. Любой из элементов процесса образования запрашивает разработки индивидуального инструментария и установления опорной базы оценки.
Проблема исследования состоит в выявлении адекватных современной теории и практики образования концептуальных подходов к оценке качества процесса образования в школе и обосновании выстраивания системы диагностического инструментария с целью обеспечения управления образованием в различной степени, и, впоследствии, влияния на модернизацию школьного образования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение различных концепций оценки качества школьного образования касательно российского опыта педагогических измерений и применение одной из них на практике в Гимназии №1 г. Агрыз.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность школьного образования с целью реализации оценки его качества на практике;
2. Обосновать выбор ограниченного числа компонентов качества школьного образования с целью осуществления его оценки;
3. Выявить диагностические методики, индикаторы и показатели с целью оценки выбранных компонентов качества школьного образования;
4. Оценить качество образования в исследуемом учреждении;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию качества образования в анализируемом учреждении.
Объект исследования - качество школьного образовательного процесса Гимназии №1.
Предмет исследования — диагностика качества школьного образовательного процесса Гимназии №1.
При написании выпускной квалификационной работы использовались общетеоретический и практический методы исследования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно использовать для совершенствования качества образования в исследуемом учреждении.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации и зарубежных источников. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы качества образования, явились работы Сластенина В.А. [143], Субетто А.И. [146], личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашел отражение в работах И. Я. Лернера [100], М. Н. Скаткина [142], В. С. Леднева [99], В. В. Краевского [76]; В.И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса [66]; концепция Окрепилова предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности [113]; по мнению Лебедева О.Е., содержание образования в наибольшей степени поддается воздействию управляющих воздействий [96].
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в научном рецензируемом журнале «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК» №1586; в научном журнале «Novaum», включенном в «Перчень рецензируемых научных изданий».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические концепции качества образования, классификации их понятий и критерии качества образовательного процесса. Во второй главе анализируются теоретические основы различных подходов к оценке качества школьного образования и управления им, изучается визуализация показателей качества образовательного процесса, исследуется мониторинг как метод оценки качества образования. В третьей главе проведена оценка качества образования школы и даны рекомендации по его совершенствованию.
Определение «качество образования» из области изучения и анализа ограниченного числа экспертов продвинулось в сферу государственной политической деятельности, оказалось объектом общественных и научных споров. Разрабатываются различные методы оценивания качества школьного образования, реализующиеся посредством системы международных, российских и региональных исследований и мониторингов качества школьного образования. Итак, прослеживается интенсивный интерес педагогов- исследователей и школьных практиков к проблемам оценки качества образования.
Мониторинг и оценка качества образования являются одними из фундаментальных элементов современной высокоэффективной школы. Учеными педагогической сферы неоспорима значимость аудита качества системы образования, уровень обученности каждого обучающегося, успехи и достижения учеников в целом. Любой из элементов процесса образования запрашивает разработки индивидуального инструментария и установления опорной базы оценки.
Проблема исследования состоит в выявлении адекватных современной теории и практики образования концептуальных подходов к оценке качества процесса образования в школе и обосновании выстраивания системы диагностического инструментария с целью обеспечения управления образованием в различной степени, и, впоследствии, влияния на модернизацию школьного образования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение различных концепций оценки качества школьного образования касательно российского опыта педагогических измерений и применение одной из них на практике в Гимназии №1 г. Агрыз.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность школьного образования с целью реализации оценки его качества на практике;
2. Обосновать выбор ограниченного числа компонентов качества школьного образования с целью осуществления его оценки;
3. Выявить диагностические методики, индикаторы и показатели с целью оценки выбранных компонентов качества школьного образования;
4. Оценить качество образования в исследуемом учреждении;
5. Разработать рекомендации по совершенствованию качества образования в анализируемом учреждении.
Объект исследования - качество школьного образовательного процесса Гимназии №1.
Предмет исследования — диагностика качества школьного образовательного процесса Гимназии №1.
При написании выпускной квалификационной работы использовались общетеоретический и практический методы исследования.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты можно использовать для совершенствования качества образования в исследуемом учреждении.
При написании данной работы были использованы научная и учебно - методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации и зарубежных источников. Основными источниками, раскрывающими теоретические основы качества образования, явились работы Сластенина В.А. [143], Субетто А.И. [146], личностно-ориентированный подход к определению сущности содержания образования, нашел отражение в работах И. Я. Лернера [100], М. Н. Скаткина [142], В. С. Леднева [99], В. В. Краевского [76]; В.И. Зверева разработала целую систему показателей качества образования, в которой нашли отражение качества результатов и качества процесса [66]; концепция Окрепилова предусматривает всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности [113]; по мнению Лебедева О.Е., содержание образования в наибольшей степени поддается воздействию управляющих воздействий [96].
По теме выпускной квалификационной работы опубликованы статьи в научном рецензируемом журнале «Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии», включенном в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук ВАК» №1586; в научном журнале «Novaum», включенном в «Перчень рецензируемых научных изданий».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматриваются теоретические концепции качества образования, классификации их понятий и критерии качества образовательного процесса. Во второй главе анализируются теоретические основы различных подходов к оценке качества школьного образования и управления им, изучается визуализация показателей качества образовательного процесса, исследуется мониторинг как метод оценки качества образования. В третьей главе проведена оценка качества образования школы и даны рекомендации по его совершенствованию.
Рассматривая деятельность образовательной системы невозможно ограничиться информацией о качестве школьного образования на отдельном уровне. Образование в части системы: классе, параллели, школе и т.д., оценивается в сравнении с другими частями того же уровня и всей системой в целом. Это приводит к необходимости построения единой многоуровневой информационной системы образования как основы системы управления образованием. Такая система призвана обеспечить единство «школьного образовательного пространства» в части выполнения требований государственных образовательных стандартов. В то же время, сам принцип выбора и определения значений показателей, характеризующих качество образования и образовательного процесса, как его основной составляющей, сильно варьируется в зависимости от пользователя информационной системы и ее уровня.
Основная проблема оценки качества школьного образования заключается в необходимости обеспечения одинакового и валидного подхода к оценке всех необходимых для этого показателей качества везде и всегда.
Основными чертами системы оценки качества школьного образования должны быть:
- единство подхода, методов, критериев для различных образовательных систем;
- сопоставимость оценок для образовательных систем разных типов и уровней;
- объективность оценки, ясность и определенность ее критериев;
- «технологичность» используемых методов оценки и их приемлемость для образовательных систем разных типов и уровней;
- валидность методов оценки, адекватность ее результатов реальным процессам в общем образовании России и мира.
Объем и содержание информации об оценке должны обеспечивать валидность оценки и ее адекватность состоянию школьного образования.
Используемые для получения, обработки и хранения информации методы должны быть «технологичны» и реализуемы на любом уровне в любом регионе России. Критерии оценки этой информации должны быть ясны и понятны как специалистам, так и всем участникам и потребителям образовательного процесса.
В качестве основного инструмента при формировании «нормы» для оценки предложена рейтинговая форма представления показателей в виде персентиля - доли в процентах «худших» результатов от всех, полученных в одинаковых условиях, или по попаданию в интервал. В качестве интервала выступает диапазон значений персентиля или диапазон значений показателя, полученных непосредственно в процессе диагностики.
Диаграммы и графики наряду с таблицами предоставляют возможность наглядно отобразить одновременно большой объем информации, показать связи и зависимости между различными показателями, построить зрительный «образ» качества образования. Они являются продуктом не только определения «технического» результата оценки отдельных показателей, но и их сравнения, объединения (агрегирования), обработки по разработанному в ходе анализа алгоритму. Состав, содержание и форма представляемых результатов оценки зависят от потребителя и уровня обобщения.
Необходимо подобрать или разработать диагностические методики, индикаторы и показатели для оценки выбранных составляющих качества школьного образования и на их основе с использованием соответствующих методов представления результатов создать систему оценки качества школьного образования для различных потребителей и уровней.
Мониторинг качества образования в Гимназии №1 позволил определить уровень учебных достижений и особенности образовательного процесса.
По результатам исследования, в частности:
- получено наглядное представление об уровне учебных достижений по основным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах;
- выявлена динамика, улучшивших свои личные результаты учеников и получивших аттестаты с отличием;
- подтверждена возможность использования результатов мониторинга для повышения качества образования.
В результате мониторинга качества образования в гимназии выявлены низкие результаты учеников по математике и физике. Даны следующие рекомендации для повышения качества успеваемости по этим дисциплинам:
- при обдумывании учебного плана урока необходимо четкое выстраивать учебный материал по уровню значимости; отмечать степень усвоения компонентов содержания образования на определенном занятии;
- продумывать методы привлечения учеников к постановке целей и задач занятия посредством мультимедийных технологий;
- планировать организацию индивидуальной работы учащихся по изучению нового учебного материала с помощью использования ими видеоматериалов и средств ИКТ;
- при проведении уроков применять разнообразные способы развития мотивации учебной деятельности учеников, а также заинтересовывать их к наблюдению за физическими явлениями путем использования их жизненного опыта, подкрепляя опросом, тестом, показом видеоматериалов, презентаций.
- снижению нерационального использования учебного времени на занятии будет содействовать точное регулирование работы учителя и учащихся на уроке путем использования проекторов, презентаций и различных сайтов для проверки знаний, которые сокращают время на запись ответа и проверки работы преподавателем.
Основная проблема оценки качества школьного образования заключается в необходимости обеспечения одинакового и валидного подхода к оценке всех необходимых для этого показателей качества везде и всегда.
Основными чертами системы оценки качества школьного образования должны быть:
- единство подхода, методов, критериев для различных образовательных систем;
- сопоставимость оценок для образовательных систем разных типов и уровней;
- объективность оценки, ясность и определенность ее критериев;
- «технологичность» используемых методов оценки и их приемлемость для образовательных систем разных типов и уровней;
- валидность методов оценки, адекватность ее результатов реальным процессам в общем образовании России и мира.
Объем и содержание информации об оценке должны обеспечивать валидность оценки и ее адекватность состоянию школьного образования.
Используемые для получения, обработки и хранения информации методы должны быть «технологичны» и реализуемы на любом уровне в любом регионе России. Критерии оценки этой информации должны быть ясны и понятны как специалистам, так и всем участникам и потребителям образовательного процесса.
В качестве основного инструмента при формировании «нормы» для оценки предложена рейтинговая форма представления показателей в виде персентиля - доли в процентах «худших» результатов от всех, полученных в одинаковых условиях, или по попаданию в интервал. В качестве интервала выступает диапазон значений персентиля или диапазон значений показателя, полученных непосредственно в процессе диагностики.
Диаграммы и графики наряду с таблицами предоставляют возможность наглядно отобразить одновременно большой объем информации, показать связи и зависимости между различными показателями, построить зрительный «образ» качества образования. Они являются продуктом не только определения «технического» результата оценки отдельных показателей, но и их сравнения, объединения (агрегирования), обработки по разработанному в ходе анализа алгоритму. Состав, содержание и форма представляемых результатов оценки зависят от потребителя и уровня обобщения.
Необходимо подобрать или разработать диагностические методики, индикаторы и показатели для оценки выбранных составляющих качества школьного образования и на их основе с использованием соответствующих методов представления результатов создать систему оценки качества школьного образования для различных потребителей и уровней.
Мониторинг качества образования в Гимназии №1 позволил определить уровень учебных достижений и особенности образовательного процесса.
По результатам исследования, в частности:
- получено наглядное представление об уровне учебных достижений по основным предметам, участие в олимпиадах и конкурсах;
- выявлена динамика, улучшивших свои личные результаты учеников и получивших аттестаты с отличием;
- подтверждена возможность использования результатов мониторинга для повышения качества образования.
В результате мониторинга качества образования в гимназии выявлены низкие результаты учеников по математике и физике. Даны следующие рекомендации для повышения качества успеваемости по этим дисциплинам:
- при обдумывании учебного плана урока необходимо четкое выстраивать учебный материал по уровню значимости; отмечать степень усвоения компонентов содержания образования на определенном занятии;
- продумывать методы привлечения учеников к постановке целей и задач занятия посредством мультимедийных технологий;
- планировать организацию индивидуальной работы учащихся по изучению нового учебного материала с помощью использования ими видеоматериалов и средств ИКТ;
- при проведении уроков применять разнообразные способы развития мотивации учебной деятельности учеников, а также заинтересовывать их к наблюдению за физическими явлениями путем использования их жизненного опыта, подкрепляя опросом, тестом, показом видеоматериалов, презентаций.
- снижению нерационального использования учебного времени на занятии будет содействовать точное регулирование работы учителя и учащихся на уроке путем использования проекторов, презентаций и различных сайтов для проверки знаний, которые сокращают время на запись ответа и проверки работы преподавателем.



