ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Психологическая характеристика детей с нарушением слуха 7
1.2. Особенности социальной компетентности дошкольников 11
1.3. Детско-родительские отношения как основной предиктор социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 20
Выводы по Г лаве 1 26
Глава 2. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 28
2.1. Организация исследования и методы изучения предикторов социальной
компетентности детей дошкольного возраста с нарушением слуха 28
2.2. Результаты исследований и методы изучения предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 35
Выводы по Главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Психологическая характеристика детей с нарушением слуха 7
1.2. Особенности социальной компетентности дошкольников 11
1.3. Детско-родительские отношения как основной предиктор социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 20
Выводы по Г лаве 1 26
Глава 2. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 28
2.1. Организация исследования и методы изучения предикторов социальной
компетентности детей дошкольного возраста с нарушением слуха 28
2.2. Результаты исследований и методы изучения предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 35
Выводы по Главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы
Актуальность исследования. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной и важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
В развитии ребенка с нарушением слуха большую роль играют родители. Так как ребенок с нарушением слуха в большинстве случаев асоциален, единственная нить, которая связывает ребенка с социумом - это его родители, благодаря своим родителям ребенок может развиваться и жить полноценной жизнью.
Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания особых детей рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В.Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская,1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей [32].
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности [33].
Объект исследования: социальная компетентность детей с
нарушением слуха.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности
детей с нарушением слуха.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Эмпирическое выявление социальной компетентности и ее предикторов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2) Подобрать диагностический инструментарий по выявлению предикторов социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что основным
предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования и наблюдения, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем детей с нарушением слуха, эмпирические методы А. Эткинда, Р.Бернса и С.Кауфмана, обработка и интерпретация результатов.
База исследования: в исследовании принимали участие дети МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. Выборка проводилась по личным делам детей. В исследовании приняли участие 30 детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации по развитию социальной компетентности детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В развитии ребенка с нарушением слуха большую роль играют родители. Так как ребенок с нарушением слуха в большинстве случаев асоциален, единственная нить, которая связывает ребенка с социумом - это его родители, благодаря своим родителям ребенок может развиваться и жить полноценной жизнью.
Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания особых детей рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В.Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская,1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей [32].
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности [33].
Объект исследования: социальная компетентность детей с
нарушением слуха.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности
детей с нарушением слуха.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Эмпирическое выявление социальной компетентности и ее предикторов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2) Подобрать диагностический инструментарий по выявлению предикторов социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что основным
предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования и наблюдения, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем детей с нарушением слуха, эмпирические методы А. Эткинда, Р.Бернса и С.Кауфмана, обработка и интерпретация результатов.
База исследования: в исследовании принимали участие дети МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. Выборка проводилась по личным делам детей. В исследовании приняли участие 30 детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации по развитию социальной компетентности детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальностью работы обусловлено то, что в настоящий момент заметно видно внимание науки к проблемам семьи, это понимается, как метаморфоза социальной обстановки в российском социуме-рождаемость снижается, прогрессирует количество разводов, ухудшается материальный уровень семьи, отмечено падение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На главный план выдвигаются проблемы, переживаемые семьями на данном этапе, огромное значение обретает задача радикальной перемены семейных отношений, сопряженных с появлением в семье ребенка, который имеет некие нарушения в психическом (сенсорном, моторном, интеллектуальном) развитии.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Социальная компетентность способствует адаптации ребенка в социальной среде, что приводит к росту личностных достижений, позволяет адекватно оценивать собственные поступки и поведение и является необходимым условием формирования эффективный межличностных взаимоотношений.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как
биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Одним из условий успешной социализации детей с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье.
Дошкольники с нарушениями слуха, в значительной степени отстают от своих не слышащих сверстников по уровню социально-эмоционального развития. При этом на уровень сформированности социально -
эмоционального развития ребенка большое влияние оказывает не только само нарушение, структура дефекта, но и семейная ситуация. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи: структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности.
В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза, что основным предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Исследование не исчерпывает всех проблем формирования социальных компетенций особого ребенка в условиях семьи.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Социальная компетентность способствует адаптации ребенка в социальной среде, что приводит к росту личностных достижений, позволяет адекватно оценивать собственные поступки и поведение и является необходимым условием формирования эффективный межличностных взаимоотношений.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как
биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Одним из условий успешной социализации детей с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье.
Дошкольники с нарушениями слуха, в значительной степени отстают от своих не слышащих сверстников по уровню социально-эмоционального развития. При этом на уровень сформированности социально -
эмоционального развития ребенка большое влияние оказывает не только само нарушение, структура дефекта, но и семейная ситуация. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи: структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности.
В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза, что основным предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Исследование не исчерпывает всех проблем формирования социальных компетенций особого ребенка в условиях семьи.
Подобные работы
- Предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Предикторы адаптивного поведения дошкольников с комплексными нарушениями
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018



