Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №44513

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
410
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 7
1.1. Психологическая характеристика детей с нарушением слуха 7
1.2. Особенности социальной компетентности дошкольников 11
1.3. Детско-родительские отношения как основной предиктор социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 20
Выводы по Г лаве 1 26
Глава 2. Практическое исследование предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушением слуха 28
2.1. Организация исследования и методы изучения предикторов социальной
компетентности детей дошкольного возраста с нарушением слуха 28
2.2. Результаты исследований и методы изучения предикторов социальной
компетентности дошкольников с нарушением слуха 35
Выводы по Главе 2 46
Заключение 48
Список использованной литературы

Актуальность исследования. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной и важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
В развитии ребенка с нарушением слуха большую роль играют родители. Так как ребенок с нарушением слуха в большинстве случаев асоциален, единственная нить, которая связывает ребенка с социумом - это его родители, благодаря своим родителям ребенок может развиваться и жить полноценной жизнью.
Проблема семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания особых детей рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, 1983; Т.В.Архиреева, 1989; Н.Н.Авдеева, 1994; А.И. Захаров, 1986; А.И. Спиваковская,1988; А.Е.Личко, 1979; Э.Г. Эйдемиллер, 1980 и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей [32].
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Развитие социальной компетентности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений.
Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная обязанность родителей. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка.
Воспитание детей - самая важная область нашей жизни. Семья для ребенка-дошкольника - первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой.
Главными воспитателями своих детей являются родители. Семейное воспитание - общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи, особенно в начальный период жизни ребенка, намного превышает другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания личности [33].
Объект исследования: социальная компетентность детей с
нарушением слуха.
Предмет исследования: предикторы социальной компетентности
детей с нарушением слуха.
Цель исследования: изучить предикторы социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Задачи исследования:
1) Эмпирическое выявление социальной компетентности и ее предикторов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
2) Подобрать диагностический инструментарий по выявлению предикторов социальной компетентности детей с нарушением слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что основным
предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования и наблюдения, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем детей с нарушением слуха, эмпирические методы А. Эткинда, Р.Бернса и С.Кауфмана, обработка и интерпретация результатов.
База исследования: в исследовании принимали участие дети МБДОУ "Детский сад № 63 комбинированного вида" Вахитовского района г. Казани. Выборка проводилась по личным делам детей. В исследовании приняли участие 30 детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны и обоснованы рекомендации по развитию социальной компетентности детей с нарушением слуха в условиях семьи и образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социализации детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальностью работы обусловлено то, что в настоящий момент заметно видно внимание науки к проблемам семьи, это понимается, как метаморфоза социальной обстановки в российском социуме-рождаемость снижается, прогрессирует количество разводов, ухудшается материальный уровень семьи, отмечено падение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На главный план выдвигаются проблемы, переживаемые семьями на данном этапе, огромное значение обретает задача радикальной перемены семейных отношений, сопряженных с появлением в семье ребенка, который имеет некие нарушения в психическом (сенсорном, моторном, интеллектуальном) развитии.
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия. Социальная компетентность способствует адаптации ребенка в социальной среде, что приводит к росту личностных достижений, позволяет адекватно оценивать собственные поступки и поведение и является необходимым условием формирования эффективный межличностных взаимоотношений.
Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как
биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Одним из условий успешной социализации детей с нарушением слуха является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье.
Дошкольники с нарушениями слуха, в значительной степени отстают от своих не слышащих сверстников по уровню социально-эмоционального развития. При этом на уровень сформированности социально -
эмоционального развития ребенка большое влияние оказывает не только само нарушение, структура дефекта, но и семейная ситуация. Процесс формирования личности ребенка напрямую зависит от типа родительского отношения к нему. В зависимости от того, как складываются эти взаимоотношения и общение, каков потенциал семьи: структура семьи, образовательный, культурный уровень родителей, социально-бытовые условия жизни семьи, психологический микроклимат.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. Педагоги и психологи рассматривают благополучие ребенка в семье, как одну из важнейших функций семьи - создание условий для воспитания здоровой личности.
В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза, что основным предиктором социальной компетентности детей с нарушением слуха могут выступать детско-родительские отношения.
Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Исследование не исчерпывает всех проблем формирования социальных компетенций особого ребенка в условиях семьи.



1. Антонова А.И. Социология семьи [Текст]: Учебник /. А. И. Антонова. - 2-е изд. - М.: 2015 - 330 с.
2. Богданова Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова, Т.В. Корнилова — М.: Владос, 2014 - 189 с.
3. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р.М. Боскис. - М.:АРКТИ, 2013.
4. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст] / Р.М. Боскис. - М. Просвещение, 2011 - 215 с.
5. Головчиц Л.А. Возможности дифференциации обучения и воспитания слабослышащих детей [Текст] / Л.А. Головиц // Дефектология.
- 2014. - № 2. - С. 45 - 52.
6. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих детей с трудностями в обучении [Текст] / Л.А. Головиц // Дефектология. -
2013. - № 4. - С. 49 - 56.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Уч. пособие для студентов высш. уч. заведений / А.Д. Гонеев. - М.: Академия, 2001 - 280 с.
8. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике [Текст] / Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок//Дефектология - 2015- №2- С.77-83
9. Зыкова В.К. Социально-бытовая ориентировка [Текст] /В.К Зыкова - М.:ВЛАДОС.2007 - 198 с.
10. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с детьми [Текст] / М.В. Ермолаева
— М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2014 - 138 с..
11. Исенина И.Е. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / И.Е. Исенина. - М.: Академия, 2015.
12. Костенкова Ю.А. Коррекционная педагогика: Основы
обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр "Академия", 2014 - 165 с.
13. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей [Текст] / Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 2010 - 192 с. .
14. 16. Мудрик, А.В.Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 2002 - 378 с
15. Молчанов. С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности мальчиков (юношей) и (или) девочек (девушек) (ОС): Пособие для педагогических работников специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2014. - 48 с.
16. Николаева О.А. Формирование социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Николаева // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - Саранск, 2014. - №1.
17. Михайлова Е.С. Социальный интеллект : концепции,
методики, модели, диагностика [Текст] учеб. пособие. / Е.С. Михайлова. - Спб. “Государственный университет”, 2017. - 64 с.
18. Михайлова О.А. Социальная компетентность детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта [Текст] / О.А. Михайлова, Н.Н. Калацкая // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5-3.
19. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых дошкольников
[Текст]: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Беляков. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
20. Содномова Н.Б-Ц. Особенности формирования социальных компетенции у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Б.-Ц. Содномова //Теория и практика общественного развития. - 2013. - No12. - Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС». - С. 195-200.
21. Содномова Н.Б-Ц. Уровень развития социальной компетенции у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Б.-Ц. Содномова // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 1 Педагогика. Улан-Удэ:- Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. - С. 38-42.
22. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта
[Текст] / Д.В.Ушаков //Социальный интеллект: теория, измерение,
исследование / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11 - 28.
23. Филиппова Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников [Текст] / Л.В. Филиппова, Е.В. Прима, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. М.: “ВЛАДОС”, 2012. - 224 с.
24. Харитонова И. В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики [Текст]: дис. . канд. психол. наук / И. В. Харитонова. Краснодар, 2014. - 176 с.
25. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: «Эйдос», 2013. - 7 с.
26. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников [Текст] / В.В. Цветков. - Великий Новгород, 2014.
27. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей [Текст]/ О.Б. Чеснокова // вопросы психологии. - 2015. - №6. - С. 35-45
28. Шаповаленко И. В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Шаповаленко. - Москва, “ГАРДАРИКИ”, 2015. - С. 216-225
29. Шешукова О. В. Тендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников [Текст]: дис. канд. психол. наук / О. В. Шешукова. - М., 2016. - 250 с.
30. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. - 88 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ