МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕКИХ
РЕШЕНИЙ 11
§1.1. Понятия и сущность процесса принятия политических решений . 11
§1.2. Процесс принятия решений в Европейском Союзе: методологические подходы 17
§1.3. Основные источники правового регулирования процесса принятия политических решений в Европейском Союзе 26
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ АКТОРЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 32
§2.1. Институты ЕС как первичные акторы процесса принятия политических решений 32
§2.2. Группы давления как вторичные акторы процесса принятия политических решений в ЕС 40
ГЛАВА III. ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 51
§3.1. Способы принятия решений и их классификация 51
§3.2. Основные этапы принятия политических решений в ЕС 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕКИХ
РЕШЕНИЙ 11
§1.1. Понятия и сущность процесса принятия политических решений . 11
§1.2. Процесс принятия решений в Европейском Союзе: методологические подходы 17
§1.3. Основные источники правового регулирования процесса принятия политических решений в Европейском Союзе 26
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ АКТОРЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ 32
§2.1. Институты ЕС как первичные акторы процесса принятия политических решений 32
§2.2. Группы давления как вторичные акторы процесса принятия политических решений в ЕС 40
ГЛАВА III. ПРИНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В
ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ 51
§3.1. Способы принятия решений и их классификация 51
§3.2. Основные этапы принятия политических решений в ЕС 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы диссертации. Политический процесс - традиционно является одной из центральных категорий политической науки. Всё функционирование политической системы выражается через существующие в нем политические процессы. Одним из самых жизненно важных политических процессов в современном обществе является процесс принятия решений.
Исследование современной политической системы Европейского союза и происходящих в ней политических процессов представляет собой непростую задачу. Структура управления ЕС по своей природе уникальная и в полном объеме несхожа ни со структурой традиционного государства, ни со структурой международных организаций. Механизм принятия политических решений в ЕС является основным компонентом динамично развивающейся международной организации. Специфика механизма принятия политических решений в ЕС состоит в том, что он часто трансформируется: с подписанием каждого договора в процессе европейской интеграции появлялись новые и реформировались старые механизмы.
Ввиду того, что Европейский Союз выступает особой формой политической организации, механизм принятия политических решений в нем носит исключительный характер. При первом знакомстве механизм принятия политических решений в ЕС выглядит многоярусным и довольно сложным по сравнению с принятием решений в государствах или международных организациях, что обусловлено существованием большого числа политических акторов и областей сотрудничества, а также эволюцией ЕС. Если же углубиться в изучение механизма принятия политических решений в ЕС, то он выглядит логичным, обоснованным и структурированным. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности, теоретической и практической значимости исследования механизма принятия политических решений в ЕС.
Степень научной разработанности темы. В первую очередь необходимо освятить труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные общим вопросам теории принятия политико-управленческих решений. В зарубежной политической науке разработкой категориального аппарата, основных моделей принятия политико-управленческих решений занимались такие исследователи, как Дж. Андерсон , Р. Даль2, Э. Даунс3, Б. Дженкинс4, Г. Лассуэлл5, Ч. Линдблом6, Дж. Марч7, Д. Ноук8, Дж. Олсен, Г. Саймон9, Х. Хекло,10 Ф. Шмиттер , К. Эрроу12 и многие другие. Исследованием данной проблематики среди отечественных исследователей были А. А. Дегтярев13, А. И. Соловьев14, Л. В. Сморгунов15, Р.Ю. Зеленов16.
Необходимо затронуть работы российских и зарубежных специалистов в области общей части европейского права Л.М. Энтина , Б.Н. Топорнина ,С.Ю. Кашкина , А.Я. Капустина , И.С. Крыловой , Ю.М. Юмашева , Т.К. Хартли , А. Келлермана , Дж. Мак Кормика , М. Хердеген и др.
Среди исследователей необходимо выделить и тех, чьи работы посвящены статусу отдельных институтов и органов ЕС: М.М. Бирюков ,
В.И. Лафитский , С.В. Ерохов , С.А. Беляев , М.В. Кривова , Я.П.
Андриеико32, А.Ю. Зайцев33.
Проблемами лоббирования в ЕС занимались Д.А. Леви34, И.М. Бусыгина35, П. Боуэн36, Х. Клювер37, Д. Коэна38.
Отдельные аспекты интеграционных процессов рассматриваются в трудах Ю.А. Борко39, Д.Б. Казариновой40, П.А. Калиниченко41, О.Ю. Потемкиной42, В.Н. Зуева43, Т.М. Фадеевой44, Н.К. Арбатовой45, Р.В. Кабешева46, М.В. Каргалова47, А.В. Клемина48, В.Г. Шемятенкова49, О.В.
Буториной .
Несмотря на то, что теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования по общетеоретическим вопросам принятия политических решений довольно таки объемна, все же область исследования принятия решений в ЕС считается новой, так как до сих пор по многим вопросам данной тематики имеются пробелы. В работах теоретиков европейской интеграции эта область изучения в большей степени освещается лишь под углом правовых аспектов функционирования законодательной деятельности институтов ЕС. Из этого следует что, в рамках политической науки процесс принятия политических решений в ЕС с его специфическими и уникальными компонентами остается недостаточно изученным.
Объектом исследования является процесс принятия политических решений.
Предмет исследования - механизм принятия политических решений в Европейском союзе в его структурном и динамическом измерениях.
Целью исследования является выявление процессуальных характеристик и структурных особенностей принятия политических решений ЕС на современном этапе. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. охарактеризовать теоретико-методологические основания
исследования механизма принятия политических решений в ЕС;
2. уточнить содержание понятий, которые используется в политической науке при исследовании механизмов принятия политических решений в ЕС;
3. изучить основные источники правового регулирования процесса принятия политических решений в ЕС;
4. комплексно исследовать основы нормотворческой деятельности в
Европейском Союзе;
5. выявить роль и место первичных и вторичных акторов, участвующих в
процессе принятия решений в ЕС;
6. исследовать способы принятия политических решений в ЕС и их
классификацию;
7. рассмотреть основные этапы принятия политических решений в ЕС.
Методологические и теоретические основы исследования. При
написании данной работы использовались различные методы:
- анализ - позволил разделить объект изучения на более мелкие составляющие, что позволило более детально провести исследование;
- институциональный подход - дает возможность рассмотреть роль институтов в процессе принятия решений;
- структурно-функциональный подход - позволил изучить структуру основных элементов принятия решений и определить их функции;
- системный подход - дает возможность рассмотреть механизм принятия политический решений в ЕС как целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
- исторический подход - позволил раскрыть генезис правовых механизмов взаимодействия государств в рамках Евросоюза.
Эмпирическая база исследования состоит из нескольких групп материалов:
I. Документы, являющиеся первичным законодательством ЕС, а именно:
1. Договор, учреждающий Европейское Экономическое сообщество 1957 г. (Римский договор);
2. Договор о ЕЭС; ныне известный как Договор об образовании Европейского сообщества;
3. Единый Европейский Акт 1986 г. (ЕЕА);
4. Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор)
5. Амстердамский договор 1997 г.
6. Ниццкий договор 2001 г.
7. Лиссабонский договор 2007 г.
II. Документы Совета ЕС: регламенты, директивы, решения; рекомендации, предложения;
III. Документы Европейской комиссий: «Белые книги», «Зеленые книги», сообщения, проекты законодательных актов, рамочные программы; внутренний регламент, руководства, оценки воздействия, публикуемые Европейской комиссией после утверждения соответствующего законопроекта, отчеты Комиссии по контролю за выполнением законодательства;
IV. Политические решения саммитов Европейского совета - заключения;
V. Документы Европейского парламента;
VI. Документы, находящиеся на сайтах лоббистских организаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что произведено обобщение новейших тенденций в области институционального строительства Европейского Союза, отраженных в положениях Лиссабонского Договора. Пристальное внимание уделено процессу принятия решений в системе институтов Европейского Союза. Проанализированы изменения распределения законодательных полномочий между ключевыми институтами данной организации в рамках учредительных документов до лиссабонского периода и в его редакции. Обоснованы важнейшие черты, которые характеризуют складывающуюся систему отношений между институтами законодательного треугольника. На основе существующего объема практики применения Лиссабонского договора в данной области, предпринята попытка оценить его возможную эффективность. Рассмотрен механизм принятия политического решения на примере введения санкций в отношении Польши в 2017 году.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования процесса принятия политических решений», состоящей из трех параграфов рассматривается такая категория как «процесс принятия политических решений», методологические подходы к исследованию процесса принятия политических решений в рамках ЕС, а также основные учредительные документы, регламентирующие данный феномен в ЕС.
Вторая глава «Основные субъекты процесса принятия политических решений в ЕС», состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются первичные и вторичные акторы процесса принятия политических решений в ЕС. В роли первичных акторов выступают основные институты ЕС, участвующие в принятии политических решений, вторичными же акторами являются группы давления (лоббистская деятельность).
Третья глава «Принятие политических решений ЕС как политический цикл», состоит из двух параграфов, где в первом параграфе раскрываются способы принятия политических решений в ЕС и их классификация, второй параграф содержит информацию об основных этапах принятия политических решений в ЕС и основных вариантах голосования при принятии политических решений в ЕС.
В заключении содержатся основные выводы исследования.
Исследование современной политической системы Европейского союза и происходящих в ней политических процессов представляет собой непростую задачу. Структура управления ЕС по своей природе уникальная и в полном объеме несхожа ни со структурой традиционного государства, ни со структурой международных организаций. Механизм принятия политических решений в ЕС является основным компонентом динамично развивающейся международной организации. Специфика механизма принятия политических решений в ЕС состоит в том, что он часто трансформируется: с подписанием каждого договора в процессе европейской интеграции появлялись новые и реформировались старые механизмы.
Ввиду того, что Европейский Союз выступает особой формой политической организации, механизм принятия политических решений в нем носит исключительный характер. При первом знакомстве механизм принятия политических решений в ЕС выглядит многоярусным и довольно сложным по сравнению с принятием решений в государствах или международных организациях, что обусловлено существованием большого числа политических акторов и областей сотрудничества, а также эволюцией ЕС. Если же углубиться в изучение механизма принятия политических решений в ЕС, то он выглядит логичным, обоснованным и структурированным. Всё вышеизложенное позволяет говорить об актуальности, теоретической и практической значимости исследования механизма принятия политических решений в ЕС.
Степень научной разработанности темы. В первую очередь необходимо освятить труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные общим вопросам теории принятия политико-управленческих решений. В зарубежной политической науке разработкой категориального аппарата, основных моделей принятия политико-управленческих решений занимались такие исследователи, как Дж. Андерсон , Р. Даль2, Э. Даунс3, Б. Дженкинс4, Г. Лассуэлл5, Ч. Линдблом6, Дж. Марч7, Д. Ноук8, Дж. Олсен, Г. Саймон9, Х. Хекло,10 Ф. Шмиттер , К. Эрроу12 и многие другие. Исследованием данной проблематики среди отечественных исследователей были А. А. Дегтярев13, А. И. Соловьев14, Л. В. Сморгунов15, Р.Ю. Зеленов16.
Необходимо затронуть работы российских и зарубежных специалистов в области общей части европейского права Л.М. Энтина , Б.Н. Топорнина ,С.Ю. Кашкина , А.Я. Капустина , И.С. Крыловой , Ю.М. Юмашева , Т.К. Хартли , А. Келлермана , Дж. Мак Кормика , М. Хердеген и др.
Среди исследователей необходимо выделить и тех, чьи работы посвящены статусу отдельных институтов и органов ЕС: М.М. Бирюков ,
В.И. Лафитский , С.В. Ерохов , С.А. Беляев , М.В. Кривова , Я.П.
Андриеико32, А.Ю. Зайцев33.
Проблемами лоббирования в ЕС занимались Д.А. Леви34, И.М. Бусыгина35, П. Боуэн36, Х. Клювер37, Д. Коэна38.
Отдельные аспекты интеграционных процессов рассматриваются в трудах Ю.А. Борко39, Д.Б. Казариновой40, П.А. Калиниченко41, О.Ю. Потемкиной42, В.Н. Зуева43, Т.М. Фадеевой44, Н.К. Арбатовой45, Р.В. Кабешева46, М.В. Каргалова47, А.В. Клемина48, В.Г. Шемятенкова49, О.В.
Буториной .
Несмотря на то, что теоретико-методологическая и эмпирическая база исследования по общетеоретическим вопросам принятия политических решений довольно таки объемна, все же область исследования принятия решений в ЕС считается новой, так как до сих пор по многим вопросам данной тематики имеются пробелы. В работах теоретиков европейской интеграции эта область изучения в большей степени освещается лишь под углом правовых аспектов функционирования законодательной деятельности институтов ЕС. Из этого следует что, в рамках политической науки процесс принятия политических решений в ЕС с его специфическими и уникальными компонентами остается недостаточно изученным.
Объектом исследования является процесс принятия политических решений.
Предмет исследования - механизм принятия политических решений в Европейском союзе в его структурном и динамическом измерениях.
Целью исследования является выявление процессуальных характеристик и структурных особенностей принятия политических решений ЕС на современном этапе. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. охарактеризовать теоретико-методологические основания
исследования механизма принятия политических решений в ЕС;
2. уточнить содержание понятий, которые используется в политической науке при исследовании механизмов принятия политических решений в ЕС;
3. изучить основные источники правового регулирования процесса принятия политических решений в ЕС;
4. комплексно исследовать основы нормотворческой деятельности в
Европейском Союзе;
5. выявить роль и место первичных и вторичных акторов, участвующих в
процессе принятия решений в ЕС;
6. исследовать способы принятия политических решений в ЕС и их
классификацию;
7. рассмотреть основные этапы принятия политических решений в ЕС.
Методологические и теоретические основы исследования. При
написании данной работы использовались различные методы:
- анализ - позволил разделить объект изучения на более мелкие составляющие, что позволило более детально провести исследование;
- институциональный подход - дает возможность рассмотреть роль институтов в процессе принятия решений;
- структурно-функциональный подход - позволил изучить структуру основных элементов принятия решений и определить их функции;
- системный подход - дает возможность рассмотреть механизм принятия политический решений в ЕС как целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
- исторический подход - позволил раскрыть генезис правовых механизмов взаимодействия государств в рамках Евросоюза.
Эмпирическая база исследования состоит из нескольких групп материалов:
I. Документы, являющиеся первичным законодательством ЕС, а именно:
1. Договор, учреждающий Европейское Экономическое сообщество 1957 г. (Римский договор);
2. Договор о ЕЭС; ныне известный как Договор об образовании Европейского сообщества;
3. Единый Европейский Акт 1986 г. (ЕЕА);
4. Договор о Европейском Союзе 1992 г. (Маастрихтский договор)
5. Амстердамский договор 1997 г.
6. Ниццкий договор 2001 г.
7. Лиссабонский договор 2007 г.
II. Документы Совета ЕС: регламенты, директивы, решения; рекомендации, предложения;
III. Документы Европейской комиссий: «Белые книги», «Зеленые книги», сообщения, проекты законодательных актов, рамочные программы; внутренний регламент, руководства, оценки воздействия, публикуемые Европейской комиссией после утверждения соответствующего законопроекта, отчеты Комиссии по контролю за выполнением законодательства;
IV. Политические решения саммитов Европейского совета - заключения;
V. Документы Европейского парламента;
VI. Документы, находящиеся на сайтах лоббистских организаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что произведено обобщение новейших тенденций в области институционального строительства Европейского Союза, отраженных в положениях Лиссабонского Договора. Пристальное внимание уделено процессу принятия решений в системе институтов Европейского Союза. Проанализированы изменения распределения законодательных полномочий между ключевыми институтами данной организации в рамках учредительных документов до лиссабонского периода и в его редакции. Обоснованы важнейшие черты, которые характеризуют складывающуюся систему отношений между институтами законодательного треугольника. На основе существующего объема практики применения Лиссабонского договора в данной области, предпринята попытка оценить его возможную эффективность. Рассмотрен механизм принятия политического решения на примере введения санкций в отношении Польши в 2017 году.
Структура. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования процесса принятия политических решений», состоящей из трех параграфов рассматривается такая категория как «процесс принятия политических решений», методологические подходы к исследованию процесса принятия политических решений в рамках ЕС, а также основные учредительные документы, регламентирующие данный феномен в ЕС.
Вторая глава «Основные субъекты процесса принятия политических решений в ЕС», состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются первичные и вторичные акторы процесса принятия политических решений в ЕС. В роли первичных акторов выступают основные институты ЕС, участвующие в принятии политических решений, вторичными же акторами являются группы давления (лоббистская деятельность).
Третья глава «Принятие политических решений ЕС как политический цикл», состоит из двух параграфов, где в первом параграфе раскрываются способы принятия политических решений в ЕС и их классификация, второй параграф содержит информацию об основных этапах принятия политических решений в ЕС и основных вариантах голосования при принятии политических решений в ЕС.
В заключении содержатся основные выводы исследования.
Проведенное в работе исследование механизма и принципов, по которым функционирует система принятия решений в ЕС, в купе с общими знаниями, накопленными за время изучения ЕС, наводит на формулирование определенных выводов, соответствующих поставленным задачам.
Роль механизма принятия решений как особо значимого элемента всей структуры ЕС неоспорима. Вся накопленная практика регулирования данного вопроса прошла путь длительных переговоров и сложных компромиссов.
Без отлаженного механизма принятия решений невозможно эффективное функционирование любой структуры, любой организации.
ЕС как уникальная политическая организация обладает неповторимым механизмом принятия решений. Аналогичного механизма не имеет ни одна из организаций в мире. Важнейшей составляющей развития и успеха системы ЕС является рассмотренный в работе механизм принятия политических решений.
Благодаря этому механизму Европейскому союзу удалось принимать решения, учитывая разнородность акторов и процессов, происходящих внутри него. Сохранять интересы как малых, так и больших стран, с их характерными национальными особенностями.
Каким бы уникальным не был механизм принятия решений в ЕС невозможно сформулировать выводы о нем, не касаясь общетеоретического рассмотрения процесса принятия политических решений. Данный процесс рассматривался как зарубежными, так и отечественными исследователями в рамках институционального, бихевиористского подхода, а также теории рационального выбора. Этот феномен настолько сложен и неоднозначен, что до сегодняшнего дня всё еще не сложилась целостная теория принятия политических решений.
Европейский союз - это уникальная политическая модель, которая в значительной степени изменила современные представления о государственном управлении, законодательстве и взаимодействии общества и государственных институтов.
Стоит сказать, что эффективность процесса принятия политических решений в целом находит свое отражение в таких основополагающих принципах как демократичность, открытость, прозрачность, подотчетность, субсидиарность, пропорциональность и т.д.
ЕС нельзя назвать замершей фигурой, ведь с каждым этапом его динамичного развития, меняются и все структуры из которых он состоит. Так и механизм принятия решений с каждым новым учредительным договором менял свое обличие. Из всего законодательно треугольника - Совет, Парламент и Комиссия, больших изменений добился Европейский Парламент, в его компетенцию постепенно переходил все больший объем полномочий.
«Механизм принятия политических решений в ЕС» носит собирательный характер и включает все политические процессы, акторов, основные этапы процедуры и варианты голосования, используемые при принятии решений.
Постлиссабонский этап европейской интеграции раскрывает нам определенную тенденцию в развитии процесса принятия политических решений, а именно постоянное совершенствование конституирующих европейских договоров и межинституциональных соглашений. Упрощение и минимизация процедур принятия решений повлияли на усиление роли Европарламента и расширение круга его полномочий и в тоже время сделали этот процесс более прозрачным и открытым.
Общепринято отсчитывать новые этапы развития Европейского Союза с момента подписания и вступления в действие ключевых договоров, существенно изменявших структуру и принципы функционирования этой организации, которые вносили серьезные поправки, в том числе и в
процедуру принятия решений. Весь ход законотворчества в ЕС определен в основных договорах и документах, содержащих поправки к ним. Они и определяют порядок действия механизма принятия решений.
Реформирование системы институтов ЕС, либо отдельных сфер политики осуществляются на основе договоров и составляют первичное
законодательство ЕС. Также существует «вторичное законодательство» которое состоит из нескольких типов законодательных актов,
различающихся по степени обязательности для исполнения на уровне государств, которое в свою очередь играет не меньшую роль в ЕС.
На протяжении всего европейского строительства происходил поиск баланса между двумя основными методами принятия решений, коммунитарным и межгосударственным методами. Укрепление Совета Европы и умножение межгосударственных отношений, Национальные соглашения между государствами-членами, однозначно, подрывают коммунитарный метод, однако межправительственный метод часто используются только для временного периода, после которого соответствующие области в целом решаются исходя из метода Сообщества. Развитие и расширение межправительственного метода, позволяет тем не менее, выявить необходимость своевременного обновления метода Сообщества.
Коммунитарный метод конкурирует с межправительственным методом, в котором процесс принятия решений осуществляется на основе суверенной воли государств-членов и их достижения консенсуса по вопросам, представляющим общий интерес. В отличие от метод Сообщества, межправительственный метод направлен на то, чтобы примирить интересы только государств-членов и, следовательно, не требуют от них рассмотрения последствий своих решений для общего европейского интереса.
В структуре ЕС существуют как первичные акторы принятия решений, которые представлены институтами ЕС и включены в иерархичную структуру контороля, так и вторичные акторы, такие как лоббистские организации, контроль за которыми в ЕС носит мягкий характер. Круг участников в принятии решений ЕС заметно расширился, в силу этого были пересмотрены процедуры процесс принятия политических решений. Лиссабонский договор внес существенные коррективы в каждый из этих институтов. Как рекомендация для улучшения эффективности при принятии решений институтам необходимо повысить качество взаимодействие между собой и другими не мало важными акторами. Лоббистским организациям без сомнения необходима система регулирования деятельности, которую вот уже на протяжении долго времени пытаются внедрить в ЕС. Созданный реестр носит необязательный характер, а регистрация производится на добровольной основе. В таких реалиях трудно говорить о прозрачности в данной сфере.
Еще одним несомненно важным институтом процесса принятия политических решений в ЕС являются национальные парламенты. Их участие гарантируется последовательным применением принципа
пропорциональности и субсидиарной. Согласно Лиссабонского договора национальной парламенты государств членов выполнят роль не только участников процесса принятия решения, но и встраиваются как ещё один элемент институциональной структуры. Лиссабонский договор перенял положение о повышении роли национальных парламентов с ранее не вступившей в силу Евроконституции. Участие национальных парламентов в процессе принятия решений представляет собой усиление роли межгосударственного характер управления ЕС.
Взаимодействие трех первичных акторов принятия решений дает три основных варианта процедуры принятия решений: процедуру
консультирования, процедуру получения согласия и процедура совместного принятия решения. Лиссабонский договор принимает процедуру совместного принятия решений как центральную, используемую для большинства норм европейского права, что в свою очередь усилит роль Европейского Парламента. Процедура принятия решений носит непростой и многоступенчатый характер. Такие этапы процесса принятия решений как внесение предложения, обсуждение между законодательными органами, официальные решения и осуществление принятой политики обеспечивает исчерпывающее понимание процесса. Дополнительной страховкой соблюдения основных принципов, служит разделение процедур принятия решений на решения, которые принимаются простым или квалифицированным большинством, или до достижения единогласия. Причем практика показывает, что наиболее значимые для государственного суверенитета вопросы - должны приниматься единогласно, важные, но менее значимые - квалифицированным большинство, и совсем «рутинные» - простым большинством. Разные процедуры голосования позволяют сочетать интересы больших и малых стран, так как существует мнение что политика ЕС направлена учитывать лишь мнения крупных стран, однако следует сказать, что сне структуры ЕС у малых стран не было бы таких возможностей на реализацию собственного мнения. В этом во всем и выражается гибкость механизма принятия решений в ЕС, так как при формировании процедур учтены интересы всех стран. Как вывод, стоит отметить, что для упрощения реализации решений на практике необходимо по максимуму учитывать предпочтения разных групп интересов.
На волне позитивного опыта реализации механизма принятия политических решений в ЕС существуют и мнения, что данный механизм схож с существующим в экономике термином «картельный сговор». Все же механизм принятия политических решений в ЕС с существующими недостатками, пробелами и областями, которые несомненно стоит улучшить и пересмотреть представляет собой один из наиболее слаженных, структурированных и логичных элементов всей европейской политической системы.
Роль механизма принятия решений как особо значимого элемента всей структуры ЕС неоспорима. Вся накопленная практика регулирования данного вопроса прошла путь длительных переговоров и сложных компромиссов.
Без отлаженного механизма принятия решений невозможно эффективное функционирование любой структуры, любой организации.
ЕС как уникальная политическая организация обладает неповторимым механизмом принятия решений. Аналогичного механизма не имеет ни одна из организаций в мире. Важнейшей составляющей развития и успеха системы ЕС является рассмотренный в работе механизм принятия политических решений.
Благодаря этому механизму Европейскому союзу удалось принимать решения, учитывая разнородность акторов и процессов, происходящих внутри него. Сохранять интересы как малых, так и больших стран, с их характерными национальными особенностями.
Каким бы уникальным не был механизм принятия решений в ЕС невозможно сформулировать выводы о нем, не касаясь общетеоретического рассмотрения процесса принятия политических решений. Данный процесс рассматривался как зарубежными, так и отечественными исследователями в рамках институционального, бихевиористского подхода, а также теории рационального выбора. Этот феномен настолько сложен и неоднозначен, что до сегодняшнего дня всё еще не сложилась целостная теория принятия политических решений.
Европейский союз - это уникальная политическая модель, которая в значительной степени изменила современные представления о государственном управлении, законодательстве и взаимодействии общества и государственных институтов.
Стоит сказать, что эффективность процесса принятия политических решений в целом находит свое отражение в таких основополагающих принципах как демократичность, открытость, прозрачность, подотчетность, субсидиарность, пропорциональность и т.д.
ЕС нельзя назвать замершей фигурой, ведь с каждым этапом его динамичного развития, меняются и все структуры из которых он состоит. Так и механизм принятия решений с каждым новым учредительным договором менял свое обличие. Из всего законодательно треугольника - Совет, Парламент и Комиссия, больших изменений добился Европейский Парламент, в его компетенцию постепенно переходил все больший объем полномочий.
«Механизм принятия политических решений в ЕС» носит собирательный характер и включает все политические процессы, акторов, основные этапы процедуры и варианты голосования, используемые при принятии решений.
Постлиссабонский этап европейской интеграции раскрывает нам определенную тенденцию в развитии процесса принятия политических решений, а именно постоянное совершенствование конституирующих европейских договоров и межинституциональных соглашений. Упрощение и минимизация процедур принятия решений повлияли на усиление роли Европарламента и расширение круга его полномочий и в тоже время сделали этот процесс более прозрачным и открытым.
Общепринято отсчитывать новые этапы развития Европейского Союза с момента подписания и вступления в действие ключевых договоров, существенно изменявших структуру и принципы функционирования этой организации, которые вносили серьезные поправки, в том числе и в
процедуру принятия решений. Весь ход законотворчества в ЕС определен в основных договорах и документах, содержащих поправки к ним. Они и определяют порядок действия механизма принятия решений.
Реформирование системы институтов ЕС, либо отдельных сфер политики осуществляются на основе договоров и составляют первичное
законодательство ЕС. Также существует «вторичное законодательство» которое состоит из нескольких типов законодательных актов,
различающихся по степени обязательности для исполнения на уровне государств, которое в свою очередь играет не меньшую роль в ЕС.
На протяжении всего европейского строительства происходил поиск баланса между двумя основными методами принятия решений, коммунитарным и межгосударственным методами. Укрепление Совета Европы и умножение межгосударственных отношений, Национальные соглашения между государствами-членами, однозначно, подрывают коммунитарный метод, однако межправительственный метод часто используются только для временного периода, после которого соответствующие области в целом решаются исходя из метода Сообщества. Развитие и расширение межправительственного метода, позволяет тем не менее, выявить необходимость своевременного обновления метода Сообщества.
Коммунитарный метод конкурирует с межправительственным методом, в котором процесс принятия решений осуществляется на основе суверенной воли государств-членов и их достижения консенсуса по вопросам, представляющим общий интерес. В отличие от метод Сообщества, межправительственный метод направлен на то, чтобы примирить интересы только государств-членов и, следовательно, не требуют от них рассмотрения последствий своих решений для общего европейского интереса.
В структуре ЕС существуют как первичные акторы принятия решений, которые представлены институтами ЕС и включены в иерархичную структуру контороля, так и вторичные акторы, такие как лоббистские организации, контроль за которыми в ЕС носит мягкий характер. Круг участников в принятии решений ЕС заметно расширился, в силу этого были пересмотрены процедуры процесс принятия политических решений. Лиссабонский договор внес существенные коррективы в каждый из этих институтов. Как рекомендация для улучшения эффективности при принятии решений институтам необходимо повысить качество взаимодействие между собой и другими не мало важными акторами. Лоббистским организациям без сомнения необходима система регулирования деятельности, которую вот уже на протяжении долго времени пытаются внедрить в ЕС. Созданный реестр носит необязательный характер, а регистрация производится на добровольной основе. В таких реалиях трудно говорить о прозрачности в данной сфере.
Еще одним несомненно важным институтом процесса принятия политических решений в ЕС являются национальные парламенты. Их участие гарантируется последовательным применением принципа
пропорциональности и субсидиарной. Согласно Лиссабонского договора национальной парламенты государств членов выполнят роль не только участников процесса принятия решения, но и встраиваются как ещё один элемент институциональной структуры. Лиссабонский договор перенял положение о повышении роли национальных парламентов с ранее не вступившей в силу Евроконституции. Участие национальных парламентов в процессе принятия решений представляет собой усиление роли межгосударственного характер управления ЕС.
Взаимодействие трех первичных акторов принятия решений дает три основных варианта процедуры принятия решений: процедуру
консультирования, процедуру получения согласия и процедура совместного принятия решения. Лиссабонский договор принимает процедуру совместного принятия решений как центральную, используемую для большинства норм европейского права, что в свою очередь усилит роль Европейского Парламента. Процедура принятия решений носит непростой и многоступенчатый характер. Такие этапы процесса принятия решений как внесение предложения, обсуждение между законодательными органами, официальные решения и осуществление принятой политики обеспечивает исчерпывающее понимание процесса. Дополнительной страховкой соблюдения основных принципов, служит разделение процедур принятия решений на решения, которые принимаются простым или квалифицированным большинством, или до достижения единогласия. Причем практика показывает, что наиболее значимые для государственного суверенитета вопросы - должны приниматься единогласно, важные, но менее значимые - квалифицированным большинство, и совсем «рутинные» - простым большинством. Разные процедуры голосования позволяют сочетать интересы больших и малых стран, так как существует мнение что политика ЕС направлена учитывать лишь мнения крупных стран, однако следует сказать, что сне структуры ЕС у малых стран не было бы таких возможностей на реализацию собственного мнения. В этом во всем и выражается гибкость механизма принятия решений в ЕС, так как при формировании процедур учтены интересы всех стран. Как вывод, стоит отметить, что для упрощения реализации решений на практике необходимо по максимуму учитывать предпочтения разных групп интересов.
На волне позитивного опыта реализации механизма принятия политических решений в ЕС существуют и мнения, что данный механизм схож с существующим в экономике термином «картельный сговор». Все же механизм принятия политических решений в ЕС с существующими недостатками, пробелами и областями, которые несомненно стоит улучшить и пересмотреть представляет собой один из наиболее слаженных, структурированных и логичных элементов всей европейской политической системы.
Подобные работы
- Проблема принятия политических решений в НАТО
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2023 - Роль Германии в становлении системы безопасности и обороны Европейского союза на рубеже XX— XXI вв
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2019 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ В ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМАХ КАК ПРИЗНАК СБЛИЖЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕВРОПЕЙСКОГО
СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДАМ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Регулирование экстрадиции в праве Европейского союза
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ
СТРУКТУРЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Современная миграционная политика Европейского Союза
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5570 р. Год сдачи: 2018 - Правовые и институциональные механизмы противодействия нелегальной миграции в рамках Европейского Союза
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Использование демократических ценностей в качестве инструмента внешней политики Европейского союза
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017



