Изучение особенностей зональных природных комплексов в школьном курсе географии (Методика преподавания географии, Омский Государственный Педагогический Университет)
Введение 3
Глава 1 Природные комплексы в школьном курсе географии 5
1.1 Классификация природных комплексов, состав природных комплексов 5
1.2 Картографическое изображение природных комплексов (физико-географические пояса, природные зоны, местные природные комплексы) 8
1.3 Картографическое изображение компонентов природных комплексов (климат, почвы, животный и растительный мир и т.д.) 11
Глава 2 Разработка уроков по изучению природных комплексов 22
2.1 Технологическая карта 22
2.2 Уроки на формирование понятий 29
2.3 Уроки на развитие представлений 37
Заключение 42
Список использованных источников 45
Актуальность исследования. В настоящее время образовательный процесс по географии приобретает ярко выраженную практическую направленность. В этих условиях содержание географического образования смещается к практической составляющей обучения, т.е. к процессу применения учащимися знаний, приобретения собственного опыта деятельности. Известно, что результат определяется деятельностью, а деятельность – знаниями, мыслями, полученной информацией, системой сформированных теоретических географических понятий и представлений. Сформированное знание является основой для конечного результата. В этой связи поиск методов и приемов формирования понятий и развитие представлений на уроках географии является актуальной проблемой.
Изучение природных комплексов имеет важное значение в образовании. Чем раньше обучающиеся научатся выявлять данные взаимосвязи в природе, тем больших успехов можно добиться в сохранности природы и сберечь её для последующих поколений.
Цель исследования – изучить методические особенности формирования понятий и развития представлений о зональных природных комплексах на уроках географии.
Объект исследования – зональные природные комплексы.
Предмет исследования – формирование понятий и развитие представлений о зональных природных комплексах на уроках географии.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «природные комплексы».
2. Изучить особенности картографирования природных комплексов.
3. Определить методические особенности изучения природных комплексов в школьном курсе географии.
4. Разработать уроки по формированию понятий и развитию представлений о зональных природных комплексах на уроках географии.
Методы исследования: теоретические – теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – методическое моделирование (разработка уроков географии).
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.Ю. Петрова, П. Скавронского, А.В. Солонько и др. Методические аспекты формирования теоретических знаний о природных комплексах в курсе географии раскрыты в работах С.В. Головиной, Д. Лященко, Т.Г. Назаренко и др. Методы и приемы формирования понятий и развития представлений у учащихся о природных комплексах в курсе географии проанализированы в исследованиях Г.Т. Жуковой, О.В. Шулыгиной и др.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Основу обучения географии составляет процесс формирования у школьников научных географических понятий и развитие представлений. Понятие – это основа географических знаний. Процесс их формирования имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в обучении географии. Важнейшая из этих особенностей состоит в том, что понятия не могут быть усвоены только путем заучивания их определений. Понятие и его определение есть вещи принципиально разные. В обучении географии важно, прежде всего, обеспечить активную познавательную деятельность школьников и не ограничиваться запоминанием словесных формулировок, определений понятий. При этом важно помнить, что познавательная деятельность школьников всегда направлена на преобразование изучаемого предмета и опирается на различные источники знаний. Вторая особенность формирования понятий обусловлена тем, что научные понятия представляют собой систему, в которой одни понятия связаны с другими. Известно, что в географической науке и в целом соответствующей ей системе школьной географии существует система фундаментальных, наиболее общих понятий (категорий), взаимосвязанных между собой и составляющих «язык» географии. К их числу относятся, например, «природный комплекс», «природно-территориальный комплекс», «географическая оболочка», «компонент природы» и др. Третья особенность формирования географических понятий заключается в том, что они усваиваются не сразу, не одномоментно, а постепенно, поэтапно по мере изучения географического содержания и только по ходу логического речевого мышления. Важным моментом является и то, что процесс формирования понятий является управляемым, он проходит под руководством учителя и имеет целенаправленный характер. С помощью программы и учебника учитель отбирает понятия, определяет последовательность их усвоения, методы обучения, способы закрепления и применения на практике, намечает этапы работ и т.д.
Природный комплекс это территория, которая обладает определённым единством природы, обусловлено общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. Понятие природного комплекса является фундаментальным в современной географии, так как характеризует природу как единую систему с взаимодействующими в ней компонентами и круговоротов веществ и энергии.
Для всех природных комплексов, даже низшего ранга, характерны общие закономерности, например целостность, когда нарушение одного компонента ведет к разрушению всей системы. Поэтому при планировании любых видов деятельности необходимо учитывать последствия, к которым она может привести.
Понятие природный комплекс в физической географии рассматривается как взаимосвязь природных компонентов, что соответствует определению в школьном курсе географии. Однако, оно не достаточно формирует знания в данной области из-за небольшого количества времени, выделенного в программе на изучение данной темы. Помимо этого понятие о природных комплексах изучается поверхностно. В ходе проведенного исследования были разработаны уроки географии для учащихся 5-7-х классов по формированию понятий и развитию представлений о природных комплексах.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.