Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44501

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1957
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ИГРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Теоретические аспекты исследования коммуникативных навыков детей
дошкольного возраста 10
1.2. Особенности формирования коммуникативных навыков детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Влияние театрализованной игры на формирование коммуникативных навыков
детей старшего дошкольного возраста 15
Вывод по первой главе 19
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 22
2.1. Исследование начального уровня сформированности коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста 22
2.2. Использование театрализованных игр в процессе формирования
коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента 38
Вывод по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ


Дошкольный возраст включает в себя период жизни с 3 до 7 лет. Социализация в обществе происходит путем взаимодействия с близкими людьми и сверстниками, а также благодаря разнообразным видам игр. Именно игра становится ведущей деятельностью этого возраста. Она представляет собой огромную силу в процессе развития и воспитания детей. В игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, осваивать общественные нормы и правила, следить за своим поведением и поведением сверстников. Игровые моменты оказывают большое влияние на интеллектуальное развитие дошкольников. В процессе сюжетно-ролевых и театрализованных игр ребенку постоянно приходится принимать на себя какую-нибудь роль и действовать не от своего лица. Это помогает ему представить себя на месте другого человека, предугадать его дальнейшие действия. Речь становится универсальным средством общения. Она становится более выразительной, грамотной, связной и логичной [1]. В старшем дошкольном возрасте дети способны общаться внеситуативно, без каких-либо игрушек или других предметов, но все равно у них есть общая тема или дело. К выбору друзей и участников игры они относятся более серьезно, уделяя им должное внимание и заботу [31].
Известно, что к концу дошкольного обучения ребенок должен обладать: достаточно развитыми психическими процессами, крупной и мелкой моторикой, инициативностью, самостоятельностью, раскрепощенностью, любознательностью, эмпатией [16]. Однако не все дети развиваются одинаково. Есть такие дети, кто с трудом идет на контакт со сверстниками, взрослыми (застенчивые, малообщительные, нерешительные), имеет неустойчивую эмоциональную сферу, внимание. Применение театрализованных игр в данном случае играет значительную роль. Ведь в игре ребенок ведет себя непосредственно, открыто, и через действия персонажей имеет возможность раскрыться перед людьми, почувствовать свою значимость и успешность. Сказки имеют большую воспитательную силу, так как они содержат в себе нравственные ценности (доброта, смелость, отзывчивость, сострадание и многие другие), усваиваемые людьми с детства.
Согласно одному из принципов ФГОС ДО образовательные программы ДОО должны реализовываться в соответствующих данному возрасту детей формах - игра, творческая и исследовательская деятельность, а также работа по художественно-эстетическому развитию [38]. Особо активно работа по формированию у детей коммуникативных навыков ведется в рамках образовательной области "Социально-коммуникативное развитие". Играя, дошкольник выбирает разные модели поведения в обществе, знакомится с разнообразными ценностями и нормами, эмоциями и др. Так как ребенку в ходе игры приходится общаться с другими персонажами, у него развивается как монологическая, так и диалогическая речь, пополняется словарный запас, улучшается дикция, ребенок овладевает вербальными и невербальными средствами общения. Ребенку необходимо правильно выполнять разнообразные движения, ориентироваться в пространстве. Также благодаря театрализованным играм развивается мелкая и общая моторика [38].
Изучением игры детей занимались многие отечественные и зарубежные педагоги. Среди зарубежных педагогов отметим выдающегося немецкого педагога Фридриха Вильгельма Фребеля. Он считал, что наряду с трудом и творчеством, игра представляет собой неоценимое средство развития детей с самого рождения. Исходя из этого положения, творческой деятельности детей необходимо предавать большую роль [32].
Большое значение семейному воспитанию отводил выдающийся отечественный педагог Петр Францевич Лесгафт. Через общение с родителями ребенок познает окружающий его мир. Касаясь темы игры, Лесгафт отмечал, что игрушки, сделанные самими детьми, больше привлекают детей к действиям с ними, приносят большее удовлетворение, чем готовые. Таким образом, изготавливая игрушки вместе с детьми для своего кукольного театра, ребенок лучше развивается [21].
В XXI веке продолжается углубленное изучение вопроса о коммуникативных навыках и культуре общения детей дошкольного возраста. С момента признания самоценности дошкольного возраста стали больше уделять внимание культуре общения и поведения детей. Современные исследователи (Р.М. Чумичева, М.В. Корепанова, Е.О. Смирнова, С.А. Козлова) отмечают зависимость развития ребенка от его социального окружения [7].
Благодаря театральным постановкам (включая музыку, литературные произведения, изобразительную деятельность) появляется прекрасная возможность раскрывать творческий потенциал ребенка, воспитывать целеустремленную, разносторонне развитую личность.
Общеизвестно, что в современном мире живое общение детям зачастую заменяют: интернет, телефон, телевизор, компьютеры, компьютерные игры. Подвергаются воздействию технического прогресса дети уже с раннего возраста. Они "застревают" в виртуальном мире и совершенно забывают о реальной жизни, об окружающих их людях, событиях. Вследствие этого у детей возникают трудности в общении, а именно: сложность в выражении своей мысли, формулировании вопросов и ответов на них, выстраивании распространенных предложений в процессе общения и многое другое. К тому же, долговременное нахождение ребенка перед экранами гаджетов может повлечь за собой ухудшение зрения, проблемы с позвоночником, неврозы и т.п. К тому же, увлекаясь играми на гаджетах, дети меньше интересуются или вообще не интересуются подвижными, традиционными, дидактическими играми. Если возникают конфликтные ситуации между детьми, ребята испытывают трудности в их разрешении, так как они испытывают недостаток в реальном непосредственном общении [10].
Хотя проблема общения на сегодняшний день теоретически изучена достаточно глубоко, степень ее изучения в определенных методиках, разработанных в качестве средства формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, остается не до конца рассмотренной. Театрализованная игра зачастую организовывается лишь с целью развлечь детей. Такие педагоги, как Н. Ф. Сорокина, М. Д. Маханёва, Т. И. Петрова, Л. В. Артемова много лет изучающие специфику театрализованных игр в сфере дошкольного образования отмечают, что педагоги, родители, не в полной мере используют развивающий потенциал театрализованной деятельности во взаимодействии с детьми. Тем самым педагоги признают неоценимое влияние театрализованной игры на речевое развитие детей, их коммуникативные умения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в дошкольных образовательных организациях следует больше времени уделять детской театрализованной игре. У ребят остаются незабываемые впечатления от организованного и проведенного ими представления, от положительных эмоций зрителей (сверстников, воспитателей, родителей). Дети словно оказываются в другом мире, полном доброты, отзывчивости и любви.
Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана наличием глубоких проблем в формировании коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в век информационных технологий и возможностью использования театрализованных игр для эффективного решения данной проблемы.
Цель исследования: изучить роль театрализованных игр как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить исходный уровень коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и реализовать план работы по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность театрализованной игры как средства формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство формирования коммуникативных навыков детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: уровень коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста качественно повысится, если в ходе образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми в ДОО будут активно применяться театрализованные игры .
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме.
2. Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, анализ документации воспитателя, эксперимент).
Методологической основой нашего исследования является концепция деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, теория игры Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, теории общения М.И. Лисиной, А.Г. Рузской; положения о роли театрализованной игры в развитии детей дошкольного возраста Н.Ф. Сорокиной, М. Д. Маханёвой, Т.И.Петровой.
Практическая значимость исследования: результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для повышения эффективности образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО, а также для просветительской работы с родителями по проблеме формирования коммуникативных навыков детей посредством театрализованной игры.
Данные исследования легли в основу статей:
- "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста" (Итоговая студенческая научно-практическая конференция г. Елабуга);
- "Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры" (Международная научно¬практическая конференция г. Саратов).
База исследования: МБДОУ детский сад №20 "Сказка" общеразвивающего вида Елабужского муниципального района и МБДОУ детский сад №26 "Семицветик" комбинированного вида Елабужского муниципального района. Экспериментальная группа состояла из 22 детей, контрольная группа состояла также из 22 детей.
Исследование состояло из 3-х этапов:
1. Констатирующий этап.
Цель: выявить уровень коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап.
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста посредством проведения театрализованных игр.
3. Контрольный этап.
Цель: определить результативность проведения психолого-педагогического эксперимента.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, а также проведя эксперимент, мы убедились в значимости использования театрализованных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Многие исследователи, педагоги, психологи отводят большую роль театрализованной игре как средству многостороннего развития и воспитания личности ребенка (познавательное, нравственное, эстетическое воспитание, обогащение эмоциональной сферы ребенка, активизация речевой деятельности и многое другое).
Театрализованная деятельность привлекает детей необычными сказочными сюжетами, яркими костюмами, забавными куклами разных видов, музыкальным сопровождением, перевоплощением в какой-либо образ и т.д. Они учатся передавать разные эмоции, чувства, желания с помощью вербальных и невербальных средств общения, развивая таким образом свою эмоциональную сферу. Участие ребенка в любых видах деятельности способствует развитию социально значимых качеств его личности. Играя в театр, через поступки и переживания персонажей, дети сталкиваются с событиями из разных сфер жизни, благодаря чему они развивают свои навыки общения. К тому же, в процессе таких игр, у педагога возникает прекрасная возможность обучать детей, используя косвенные методы.
Театрализованные игры предполагают знакомство детей с художественной литературой, что повышает интерес к чтению, рассказыванию, обсуждению. Педагогам следует тщательно подбирать материал, с поучительным и динамичным сюжетом, соответствующим возрасту, нужно также стремиться к тому, чтобы дети поняли смысл произведения, его нравственную направленность. Необходимо обращать внимание детей на используемые в текстах выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, образные выражения и т.д.), которые они могут применять в процессе инсценирования или других видах деятельности. Это будет способствовать быстрому запоминанию детьми этих слов, расширению словаря, развитию грамотной, связной речи. Важно также объяснять детям значение поговорок и пословиц, которые часто встречаются в литературе. Способствовать их запоминанию и воспроизведению в нужных ситуациях.
Большую значимость представляют собой народные куклы и игрушки. Играя с ними, дети знакомятся с особенностями разных народов, культур, изучают способы и варианты игр и то, как и из чего могут быть сделаны эти куклы. Все это благоприятно воздействуют на коммуникационную сферу детей. В группе зачастую оказываются дети разных национальностей, и между такими детьми порой возникают недопонимания, конфликты. В таких случаях необходимо проводить работу над сплочением детского коллектива. На помощь этому приходит привычная и любимая всеми детьми игра. В каждой народной игре дети найдут для себя что-то интересное, и им захочется повторить ее.
Конечно, в процессе создания разнообразных образов, большую роль играют индивидуальные творческие способности дошкольников (способности к танцам, пению, выразительному чтению, актерские и т.д.).
Русские народные сказки представляют собой богатый, выразительный, живой язык, который привлекает детей, обогащает их словарный запас, простое и повторяющееся построение предложений способствует быстрому запоминанию и развитию связной речи.
Не стоит забывать и о том, что детей следует привлекать и к оформлению декораций, сцен перед выступлением, инсценировкой сказок, приготовлением пригласительных билетов, афиш и т.д. Это будет способствовать не только развитию воображения, умению детей работать в коллективе, сотрудничать, но и положительного отношения к труду. К тому же, такая деятельность поможет дошкольникам психологически настроиться на предстоящее представление.
После прочтения сказки, завершения инсценировки или показа театра, рекомендуется провести беседу с детьми, чтобы понять, насколько они поняли смысл сюжета, положительные и отрицательные черты персонажей, характер их взаимоотношений и т.п. Можно предложить ребятам попробовать самим придумать конец сказке, или даже саму сказку или стихотворение.
Театрализованные игры способствуют закреплению коммуникативных навыков, развитию речи, внимания, памяти и творческого воображения. Необходимо с раннего возраста показывать детям образец правильного поведения, дружбы, отзывчивости, правдивости, честности.
Для выяснения значения театрализованных игр в процессе формирования коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста нами был организован эксперимент. Нами были подобраны различные формы, методы и приемы работы с детьми. После проведения 12 занятий, и убедившись в эффективности применения театрализованных игр в формировании коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, мы можем сказать, что воспитателям необходимо использовать их в процессе работы над формированием коммуникативных навыков детей.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.С. Абрамова. - М.: Издательство "Юрайт", 2014. - 811 с.
2. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2013. -№ 4. - С. 34-35.
3. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 80 с.
4. Бордунова, А. Н. Игры-драматизации как средство развития навыков диалогического общения у старших дошкольников / А. Н. Бордунова. - Екатеринбург: ООО "Омега Сайнс", 2017. - 325 с.
5. Быкова Е. И. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности / Е. И. Быкова, И. В. Каргина, Н. А. Новикова // Пути науки. - 2013. - №1. - С. 110-111.
6. Ваганова, А. В. Театрализованная деятельность как средство развития творческой активности и социализации у дошкольников / А. В. Ваганова, А. Е.
Веснина. - Спб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина,
2016. - 390 с.
7. Гаврина А. Л. Культура, Детство, Кино, Родители: Методические рекомендации / А.Л. Гаврина, Р.М. Чумичева. - Ростов-на-Дону: Издательство 2016 г. 74 с.
8. Ганеева, А. С. Организация самостоятельной деятельности детей
дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. - 2016. - № 1. - С. 115-117.
9. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
10. Евтухова Л. Н. Театрализованные игры как форма всестороннего воспитания личности старших дошкольников / Л. Н. Евтухова // Теория и практика образования в современном мире. - Санкт-Петербург: Реноме, 2014. - 210 с.
11. Иванова П. Е. Особенности развития речевого творчества // П. Е. Иванова, Т. А. Макарова // Международный студенческий научный вестник. -
2017. - № 4. - С. 55-57.
12. Карелина, И. О. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учеб.- метод. пособие. - Рыбинск, 2012. - 68 с.
13. Кашкина, М. И. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения у детей дошкольного возраста. - М.: 2016. - С. 27-31.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2014. - 416 с.
15. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы: Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов - н/Д, ТЦ "Учитель", 2013. - 267 с.
16. Кочерова, И.В. Развитие творческих способностей дошкольников театрализованной деятельностью в рамках образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / И. В. Кочерова // Научный альманах. - 2016. - № 1-2(15). - С. 23-25.
17. Кравцова Е. Е. Психология и педагогика обучения дошкольников / Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов. - М.: "Мозаика-Синтез", 2013. - 150 с.
18. Куценко, Е. В. Возможности использования театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Куценко. - Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. - 254 с.
19. Лаврухина И. В. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Лаврухина // Путь науки. - 2014. - № 6. - С. 23-25.
20. Левшина Н. И. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Л. В. Градусова, Н. И. Левшина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6. - С. 94-103.
21. Лесгафт, П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П.Ф. Лесгафт. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
22. Литовкина А. В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / О. Н. Еремина, А. В. Литовкина, А. В. Хайминова // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С.105-107.
23. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
24. Мещерякова Ю. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в условиях театрализованной деятельности с учётом гендерного подхода / Ю. В. Мещерякова. Новосибирск: 2014. - С. 137-140.
25. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. - Великий Новгород, 2013. - 126 с.
26. Осипова И. В. Организация театрализованной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении / И. В. Осипова // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 4. - С. 77 -79.
27. Пичугина, Н. О. Дошкольная педагогика: учебное пособие для учащихся педагогических училищ и студентов институтов / Г.А. Айдашева, С. В. Ассаулова, Н. О. Пичугина; Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 384 с.
28. Савичева, О.В. Комплекс игр для развития общения дошкольника //
Научная электронная библиотека Международный студенческий научныйвестник. 2017. № 4-3. URL [Электронный ресурс]:
https://elibrary.ru/query_results.asp. (Дата обращения:02.05.2018).
29. Санькова, О. А. К вопросу формирования коммуникативных умений:
Среднее профессиональное образование, № 10, 2012. - С. 21-22.
29.Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитани я: Учебное пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2013. - 119 с.
30. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 158 с.
31. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для вузов / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 366 с.
32. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. - М.: КНОРУС, 2013. - 280 с.
33. Ставринова, Н. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Ставринова. - 2012. - С. 39-48.
34. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. - 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
35. Сухинская В. Развитие коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности / В. Сухинская // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 10. - С. 69-81.
36. Толмачева Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Толмачева // Дошкольное образование. - 2017. - №3. - С. 47-51.
37. Урунтаева, Г. А. Детская психология: Г. А. Урунтаева. - М.:
Издательский центр "Академия", 2013. - 368 с.
38. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г). - М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013.
39. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов
дошкольных образовательных учреждений. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. - 103 с.
40. Чеснокова Е. Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е. Н. Чеснокова // Воспитатель ДОУ. - 2014. - № 9. - С. 36-37.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ