Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепции релятивизма в современном естествознании

Работа №4449

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

физика

Объем работы21стр.
Год сдачи2012
Стоимость350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 1
1. Основные положения и следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна 1
1.1 Противоречия между электродинамикой и классической физикой. 1
1.2. Преобразования Лоренца. 2
1.3. Опыты Майкельсона. 5
1.4. Постулаты Эйнштейна. 6
1.5. Основные выводы (следствия) СТО. 6
2. Общая теория относительности и ее значение в современной космологии 10
2.1. Особенности гравитационных сил. Принцип эквивалентности. 11
2.2. Понятие «искривленное пространство» 12
2.3. Основные идеи Общей Теории Относительности. 12
2.4. Значение ОТО в современной космологии 14
3. Релятивизм как концептуальный принцип неклассического естествознания 16
3.1. Релятивизм в трактовке научного знания и критерии научной рациональности 17
3.2. Отношение релятивизма к понятию “Абсолютный Наблюдатель” 18
Список литературы 20


1. Основные положения и следствия специальной теории относительности А. Эйнштейна
1.1. Противоречия между электродинамикой и классической физикой.
Сформулированные в виде законченной теории и выдержавшие экспериментальную проверку законы электромагнетизма Максвелла оказались в противоречии со следующими принципами, лежащими в основе классического миропонимания Галилея – Ньютона [3]:


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Существует ли все еще в науке точка зрения “Абсолютного Наблюдателя”? Нет, не существует – отвечает релятивист. Мы не можем покинуть собственные головы, с тем, чтобы получить возможность взглянуть на наши мысли со стороны и сравнить их с реальностью. Р.Рорти, американский философ, известный в нашей стране по ряду переведенных у нас работ, выражает эту точку зрения так: “Что мы не можем и в самом деле сделать, так это подняться над всеми человеческими сообществами, реальными и потенциальными. У нас нет такого небесного крюка, который смог бы поднять нас от простого согласия по поводу чего-либо до чего-то подобного соответствию с реальностью, как она есть сама по себе ”. Не существует точки зрения Бога, и даже если бы она существовала, мы не могли бы обладать ею. Взамен недосягаемой “объективности” в центр эпистемологии, считает Рорти, следует поставить понятие согласия, “солидарности”. “Привычка полагаться более на убеждение, чем на силу, на уважение к мнению своих коллег, любознательность и страстное стремление к получению новых данных являются единственным достоинством ученых, - утверждает Рорти. Не существует никаких других интеллектуальных достоинств, типа обладания “рациональностью”, сверх и помимо этих моральных качеств”. Вопреки весьма распространенному мнению ученые отнюдь не обладают способностью достигать какой-то особой “объективности”, что якобы выгодно отличает их от представителей других областей культуры, считает Рорти. Действительными преимуществами, говорит он, обладают научные институты, поскольку именно они являются образцами достигаемого в них “несилового согласия” [2].
Близкую точку зрения разделяет отечественный исследователь Н.Н.Моисеев. “...То, чем современный рационализм ... отличается от классического рационализма X VIII века состоит не только в том, что вместо классических представлений Евклида и Ньютона пришло неизмеримо более сложное видение мира... Основное отличие состоит, прежде всего, в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного Наблюдателя, которому постепенно становится доступной Абсолютная Истина, также как и самой Абсолютной Истины”. Моисеев непосредственно связывает отсутствие точки зрения абсолютного наблюдателя с плюрализмом мнений. “Исключив из своего словаря такие понятия, как Абсолютное знание и Абсолютный Наблюдатель, мы неизбежно приходим к представлению о множественности пониманий, поскольку каждое из них связано с неповторимыми особенностями конкретных наблюдателей – не столько приборов, которыми они пользуются, сколько разумов” [2].
Сторонники рассматриваемого взгляда ссылаются на особенности измерения объектов микромира. В классической физике считалось, что влиянием экспериментальной установки на поведение микрообъекта можно пренебречь, и мы измеряем параметры самого объекта или явления. В квантовой полагается, что явление создается в процессе измерения, оно не существует до акта измерения. Получение информации об объекте оказывается зависимым от типа экспериментальной установки, и в этом смысле характер информации, которая будет получена, определяется наблюдателем.
Основываясь на этом, утверждают, что квантовая механика является обоснованием принципиального плюрализма и, следовательно, релятивизма. “При таком образе мышления становится бессмысленным ...вопрос: А как есть на самом деле?, — пишет Н.Моисеев, — т.е. тот вопрос, который классический ученый всегда задавал себе, сталкиваясь с многообразием концепций и точек зрения” [2].
Насколько, однако, верны утверждения о неизбежности связи между плюрализмом, релятивизмом и квантовой механикой? Очевидно, что те, кто утверждает существование такой связи, не разграничивают две разных проблемы. Одна из них — это проблема реализма, точнее, комплекс вопросов, имеющих отношение к проблеме реализма. Другая — это проблема объективности описания. Только эта вторая проблема имеет непосредственное отношение к релятивизму.
Но именно по поводу этой проблемы можно утверждать, что никакого особого различия между классической и неклассической физикой при ответе на содержащийся в ней вопрос не существует. Позиция “абсолютного наблюдателя” в неклассической физике в смысле объективности знания, независимости его от мнений, школ, групп и т.д., достижима (или не достижима) в той же мере, что и в классической. И там, и здесь, делая скидку на историческую ограниченность и относительность этой точки зрения, обусловленных уровнем существующей системы знаний, экспериментальными возможностями этого времени и т.д. можно утверждать, что такая точка зрения может быть достигнута. По крайней мере, не известны аргументы, указывающие на несостоятельность этого утверждения. Правда, методы достижения этого знания отличаются от методов классической физики. Но применение этих методов имеет ту же цель, что и в классической науке: достижение объективного знания [2].



1. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. –М.: Наука, 1982
2. Кожевников Н. М., Краснодембский Е. Г., Ляпцев А. В., Тульверт В. Ф. Концепции современного естествознания.– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
3. Масленникова И.С., Дыбов А.М., Шапошникова Т.А. Концепции современного естествознания. Учебник. Издание второе, дополненное и переработанное. / СПб.: изд-во СПбГИЭУ, 2002.
4. Физический энциклопедический словарь. – М.: Большая российская энциклопедия, 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ