Особенности самооценки младших школьников с нарушением зрения (Психолого-педагогическая диагностика с ограниченными возможностями здоровья, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.2 Самооценка: понятие, виды, структура 6
1.2 Формирование самооценки в онтогенезе 11
1.3 Особенности самооценки у младших школьников с нарушением зрения 16
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А 31
С целью развития творческой, разносторонней личности, которая могла бы наиболее полно осуществлять собственные возможности, человек должен уметь анализировать и давать правильную оценку своим поступкам, поведению, отношениям с другими людьми, а кроме того, собственным индивидуальным качествам. Самооценка является особенностью восприятия человеком разнообразных образов самого себя в разных видах деятельности и поведения, в различных формах взаимодействия с окружающими. Она преобразует данные образы в целостное образование, что дает возможность рассматривать ее в качестве основного механизма, который определяет позитивный образ «Я». Разработкой этого вопроса занимались А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С. Мерлин, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.
Применительно к лицам с нарушениями в развитии формирование самооценки приобретает особое значение, поскольку оно во многом определяет успешность их социальной интеграции, которая выступает в качестве процесса и результата осуществления прав и возможностей этой группы лиц во всех видах и формах общественной жизни. Этим определяется научно-практическая значимость для коррекционной психологии в целом проблематики развития самооценки лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При нарушении зрения сложности познания себя и окружающих оказывают негативное влияние на процесс формирования самооценки. В дальнейшем, развитие неадекватной самооценки отрицательно сказывается на поступках и деятельности людей, а также на их отношениях с другими людьми. Все это приводит к трудностям их общественной интеграции. Эта проблема изучалась такими учеными, как А.М. Виленская, Т.П. Головина, В.З. Денискина, Г.В. Никулина и др. Данное обстоятельство устанавливает особенную значимость проблемы формирования самооценки людей с нарушениями зрения для современной науки.
Школьный возраст является периодом, сензитивным для формирования адекватной самооценки. Но в данный момент времени в науке вопрос развития самооценки лиц с нарушением зрения изучен недостаточно полно. В современной науке наиболее изучена самооценка лиц старшего возраста, тогда как формирование этого качества у младших школьников остается мало изученной. Разработкой этого вопроса занимались такие ученые как Т.П. Головина, Г.В. Никулина, Л.Н. Силкин, А.И. Суславичюс, Е.М. Украинская и др.
Итак, несомненно наличие расхождения между актуальностью вопроса формирования самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и степенью ее разработанности в современной науке. Поэтому определена проблема исследования: какие особенности самооценки свойственны младшим школьникам с нарушением зрения и как они воздействуют на поступки, общение и учебную деятельность этих детей?
Цель исследования: изучение особенностей проявления самооценки у младших школьников с нарушением зрения.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие самооценки и ее развитие в онтогенезе;
- выявить особенности проявления самооценки у детей с нарушением зрения;
- провести диагностику по определению уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения;
- проанализировать полученные результаты и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Предмет исследования: особенности самооценки детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: предполагается, что дети младшего школьного возраста с нарушением зрения характеризуются неадекватной самооценкой.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды отечественных исследователей, таких как П.А. Жокина, Е.И. Забусова, В.И. Лубовский и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме формирования самооценки при нарушении зрения;
- констатирующий эксперимент с применением методик «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона и методика Дембо-Рубинштейна;
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская общеобразовательная школа №2» города Барнаула. В эксперименте приняли участие младшие школьники 7-10 лет в количестве 10 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы психологами и педагогами, работающими со школьниками с нарушением зрения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Самооценка является отношением человека к своим способностям, возможностям личностным качествам, а также к внешнему облику, оценкой человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Важнейшим механизмом регуляции поведения является самооценка, которая играет значимую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений, и следовательно, ее изучение приобретает особое значение.
Развитие самооценки в онтогенезе связано с развитием у ребенка дифференцированных и обобщенных знаний о себе, а кроме этого, с факторами ее формирования, каждый из которых имеет огромное значение для развития самооценки. Сюда относится общение с окружающими и собственная деятельность человека. В младшем школьном возрасте происходит оформление у ребенка его внутренней позиции, достаточно стабильной системы отношений к себе, к окружающим, к миру в целом. Появление подобного качества представляет собой важнейший этап на протяжении всего онтогенетического развития ребенка. Внутренняя позиция ребенка затем становится основой для возникновения и развития у него многих других, в том числе волевых, качеств личности, в которых выражаются его самостоятельность, упорство, независимость и целеустремленность.
На специфику развития самооценки школьников с нарушением зрения воздействует большое число факторов. Это и воздействие зрительной недостаточности в качестве мощного психотравмирующего условия, и неправильное восприятие окружающими людьми лиц с дефектами зрения, и характерные черты воспитания в школе и дома и т.д. Однако, следует отметить, что при грамотно организованной и реализуемой коррекционно-развивающей деятельности и своевременной психолого-педагогической поддержки этой группы школьников, существенно уменьшается вероятность возникновения отрицательного самоотношения и самооценивания.
С помощью проведенного исследования были получены результаты, которые показывают, что большинство младших школьников с нарушением зрения обладают неадекватной самооценкой. У большей части таких учеников доминирует низкий уровень самооценки, которая говорит о неуверенности в себе, собственных действиях, об отсутствии умения прикладывать усилия для достижения своей цели. У нескольких детей выявлена неадекватно высокая самооценка, что свидетельствует об отрицательном характере отношений с другими учениками, педагогами, родителями. Такой вид самооценки зачастую имеет компенсаторный характер. Высокая самооценка у детей с нарушением зрения, как правило, представляет собой своеобразную реакцию на отрицательный стиль понимания окружающих и такой вид самооценки негативно отражается на процессе приспособления детей с нарушением зрения к школе. Адекватная самооценка выявлена у незначительного числа детей.
Таким образом, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста с нарушением зрения характеризуются неадекватной самооценкой, полностью подтверждена. Дети с неадекватно высокой и низкой самооценкой нуждаются в целенаправленной и довольно специфической коррекционно-развивающей помощи со стороны педагога, психолога, родителей.