Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Работа №44468

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2721
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР 6
1.1 Особенности общения детей дошкольного возраста 6
1.2 Общение дошкольников со сверстниками 13
1.3 Коммуникативные игры и их роль в формировании навыков общения
со сверстниками 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР 26
2.1 Выявление уровня сформированности навыков общения со
сверстниками старших дошкольников 26
2.2 Разработка и реализация программы коммуникативных игр по
формированию навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 38
2.3 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования .... 49
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 67


Актуальность. Дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом и со взрослыми, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. В старшем дошкольном возрасте, общение со сверстниками становиться ведущей потребностью.
ФГОС ДО определяет в качестве приоритетной задачи создание условий для полноценного развития воспитанников во всех образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития [3,с.432]. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. Следовательно, решению задач формирования у детей дошкольного возраста навыков общения следует уделять особое внимание.
Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей [15, с.64].
В процессе игры, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Подчеркивается, что для развития игровой деятельности ребенку нужны контакты с взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками, дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности. Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность. Поэтому очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация формирования навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
Объект исследования - процесс формирования навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста .
Предмет исследования - коммуникативные игры как средство формирования навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование навыков культуты общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным посредством использования серии коммуникативных игр.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр.
2. Выявить уровень навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
3. Реализовать работу по формированию навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр и выявить эффективность.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
- анкетирование родителей;
- метод проблемных ситуаций (игра «Строители»);
- количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Методики исследования: диагностические задания из пособия «Педагогическая диагностика дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» под редакцией О. В. Дыбиной: «Отражение чувств», «Интервью», «Необитаемы остров», «Помощники», «Не поделили игрушку».
Методологическая основа: исследования в области навыков общения детей дошкольного возраста со сверстниками (Антонова Т.В. [2, с.18], Бабаева Т.И., Римашевская Л.С.[6,с.79], М.А. Воронцова, Ш.С. Абдрахманова [8,с.109] и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные на базе международной школы «Три медведя» результаты об эффективности применения системы дидактических игр для формирования навыков общения старших дошкольников, могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по формированию навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы. Объем работы составляет 66 страниц печатного текста, не включая приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение первой задачи исследования показало, что ведущим видом деятельности людей является общение, с помощью которого происходит знакомство с окружающим миром. Общение является средством передачи социокультурного опыта, средством передачи информации. Общение позволяет устанавливать межличностные отношения. В дошкольном возрасте главным является общение детей со взрослыми. Именно общение со взрослыми позволяет детям познать этот мир.
Общение детей со сверстниками оказывает влияние на всесторонне развития личности ребенка. Отличие от общения со взрослыми, при общении со сверстниками ребенок навязывает свою волю. Общение со сверстниками позволяет развивать в детях способность к сотрудничеству, к коллективной деятельности, т.е. общение ос сверстниками имеет социальную направленность.
Эффективный способ развития общения детей - коммуникативная игра, так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Основная задача игр на общение - развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В процессе игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков ребенок учится взаимодействию со взрослыми и сверстниками (умению слушать, не перебивать говорящего, ясно и последовательно выражать свои мысли и эмоции, умению договариваться и другому).
Для решения второй задачи по изучению навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы специальные диагностические задания из пособия «Педагогическая диагностика дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет» под редакцией О. В. Дыбиной [34,с.282]: «Отражение чувств», «Интервью», «Необитаемы остров», «Помощники», «Не поделили игрушку».
Начальная диагностика уровней сформированности коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста у детей обеих групп показала, что преобладает средний уровень развития коммуникативных умений. В экспериментальной группе таковых детей 6 (60%) , в контрольной группе 8 детей (80%) .
Для решения третей задачи по развитию навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста, были использованы коммуникативные игры. В месяц проводилось по 4 занятия, один раз в неделю. Всего было проведено 20 занятий, на каждое занятие содержало по 2 игры, направление на развитие умений: умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых, героев мультфильмов и рассказать о них; умение выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам и т.д. Исходя из формируемых умений вся система занятий была разделена на 5 этапов (4 занятия в каждом этапе). Все игры для детей были интересны, дошкольники активно в них участвовали, с некоторыми заданиями возникали трудности и мы помогали детям, подавали свой пример, пример других детей. К каждому ребенку старались подходить индивидуально и учитывать особенности каждого.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов показало значительную динамику в развитии уровня коммуникативных умений детей экспериментальной группы и незначительную детей контрольной группы. Общий уровень развития коммуникативных умений повысился с низкого до среднего у 3 детей (30%) Лейсан Р., Марат А., Лейла; со среднего до высокого у 2 детей (20%) Айсылу А., Роберта Р. Общий уровень развития коммуникативных умений повысился с низкого до среднего у 1 ребенка (10%) Айдара Л.
Гипотеза доказана, цель достигнута, задачи решены.



1. Акулова Е.Н. Тесты на выявление коммуникативных особенностей // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 6. - С. 10-12.
2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 2015. - №10. - С. 18.
3. Антонова Т.В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре: Автореф. ... канд. психол. наук. - М., 2013. - 432 с.
4. Арефьева И.К. Школа добрых волшебников: психолого¬педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста / И. Арефьева // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 7. — С. 4-9.
5. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. СПб.: Детство - пресс, 2013. - 224 с.
6. Бабаева Т.И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 1. - С.74-85.
7. Войнова Т.П. Формирование чувства сотрудничества у детей дошкольного возраста: игра как средство формирования чувства сотрудничества // Проблемы соврем. пед. образования. - 2017. - № 54-2. - С. 94-103.
8. Воронцова М.А. Коммуникативные навыки детей дошкольного
возраста и необходимость их развития средствами игры // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 3 (8). - С. 107-112 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://i№teractive-
plus.ru/ru/article/114213/discussio№_platform (13.02.18)
9. Гребенникова О.В. Современный дошкольник: межличностное общение в контексте игровой деятельности / О. В. Гребенникова // Мир психологии. — 2015. — № 1. — С. 101-111.
10. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками
у старших дошкольников: Практический журнал. Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения №о 5. 2010
11. Гущина Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013. — С. 36-38 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/coKof7ped/archive/71/4020/(13.02.18)
12. Демьяненко М.В. Психолого-педагогические условия развития
навыков общения со сверстниками у младших дошкольников в игровой деятельности / М.В. Демьяненко, С.А. Козьменко, Н.В. Баринова и др. // Актуальные мировые тренды развития социально -гуманитарного знания : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. -практ. конф. : в 3 ч. Агентство перспективных науч. исслед. (АПНИ). - 2017. - С. 61-67 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://issledo.ru/wp-
co№te№t/uploads/2017/07/Sb_k-2-30.06.17.pdf (13.02.18).
13. Диагностика общения детей старшего дошкольного возраста //
Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 4(32) / [Электронный ресурс] URL:
https://№auchforum.ru/archive/M№F_huma№ities/4(32).pdf
14. Дубина Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10 - С. 26-36.
15. Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сб. игр и упражнений / Л.А. Дубина. - М. : Книголюб, 2016. - 64 с.
16. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб.пособие/ А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников.- М.: Форум, 2011. - 496 с.
17. Журавлева С.М Реализация психолого-педагогической
программы социально-коммуникативного развития старших
дошкольников / С. Журавлева // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 3. — С. 102-108.
18. Зедгенидзе В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: пособие для практических работников ДОУ / В.Я. Зедгенидзе - М.: Айрис-пресс, 2009. - 112 с.
19. Зимняя И.А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач / ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. - М. : Просвещение, 1980. -134 с.
20. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. М., 2014. - 332 с.
21. Калишенко К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений //Дошкольное воспитание. - 2014, №7. - С. 12¬14.
22. Клименкова О.М Игра как азбука общения //Дошкольное воспитание, 2012. - № 4 - С. 7-14.
23. Когут А.А. К вопросу диагностики коммуникативной деятельности старших дошкольников: Человек и образование. - 2014. - №4. - С. 13.
24. Лаврухина И.В. Развитие коммуникативных навыков у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Путь науки. -
2014. - № 6. - С. 106-108 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://oaji.№et/articles/2014/743-1408023181.pdf(13.02.18).
25. Лисина М.И Развитие общения со сверстниками / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание - 2009. - № 3. - С. 22.
26. Литовкина А.В, Еремина О.Н, Хайминова А.В Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста: Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 19 - 23.
27. Львова С.В Развитие толерантности в межличностных отношениях детей 5-6 лет / Львова С. В // Практическая дефектология. — 2016. — № 3. — С. 9-21.
28. Маврина И.В, Ягловская Е.К Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками // Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М., 2016. - С. 106 - 118.
29. Марцинковская Т.Д Социализация детей дошкольного возраста в современном мире // Мир психологии. — 2015. — № 4. — С. 227-238.
30. Неверова А.А Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 102-106.
31. Немов Р.С Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. - кн. 2: Психология образования.
32. Отношения между сверстниками в группах детского сада /Под ред. Репиной Т.А.- М.: Педагогика. - 1978. - 193 с.
33. Павленко Т.З, Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. - 2013,. - № 1. - С. 72-78.
34. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: мозаика-синтез, 2010. - 282 с.
35. Пиаже Ж.Р Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1994. - 586.
36. Полякевич Ю.В, Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина - Волгоград: Учитель, 2016. - 159 с.
37. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. - 288 с.
38. Санькова О.А К вопросу формирования коммуникативных умений: Среднее профессиональное образование. - 2014 - № 10. - С . 21 - 22.
39. Сиджах Г.С Дружба творит чудеса для детей старшего дошкольного возраста / Г. Сиджах // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 3. — С. 13-19.
40. Смирнова Е.О Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
41. Смирнова Е.Н, Холмогорова.В.А Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений // Дошкольное воспитание. -2013. - № 9. - С. 68-76.
42. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - 158 с.
43. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками
//Учебное пособие/ Е.О. Смирнова. - М.: «Академия», 2000. - 160с.
[Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/SOo/SOO-
001.НТМ#Часть П
44. Снегирева Л.А Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: Методические рекомендации. М., 2015. - С. 12 - 17.
45. Стрекаловская М.М Формирование игрового общения у детей старшего дошкольного возраста в системе развивающего обучения // Вестн. БГУ. - 2010. - №1. - С. 269-274 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberle№i№ka.ru/article/№/formirova№ie-igrovogo-obsche№iya- u-detey-starshego-doshkol№ogo-vozrasta-v-sisteme-raz... (13.02.18).
46. Толкачева Е.А Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования : [портал]. - [Б.м.], 2014. - URL: https://№sportal.ru/detskiy-sad/raz№oe/2014/01/10/igry-№a-razvitie- kommu№ikativ№ykh-sposob№ostey-detey-doshkol№ogo(13.02.18).
47. Тоцкая Е.Н Направленное воздействие подвижных игр на
развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед.- Волгоград, 2011. - 26 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://refdb.ru/look/1282789-pall.html
(13.02.18)
48. Финогенова Н.В. Использование подвижных игр в формирование социальных компетенций детей дошкольного возраста / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Концепт. - 2013. - №S8. - С. 41-45 ;
49. Хузеева Г.Р Особенности коммуникативной компетентности современных дошкольников / Г. Р. Хузеева // Психология обучения. —2015. — № 3. — С. 106-114.
50. Хузеева Г.Р Диагностика и развитие коммуникативной
компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба
сопровождения ребенка / Г.Р. Хузеева - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2014. - 78 с.
51. Черновска .И.В Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / И. В. Черновская // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2013. — № 3.
52. Чеснокова Е.Н Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников: Практический журнал. - 2014. - №9.- С. 17 - 23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ