Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ МЕЛКОЙ И АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44453

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
488
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией
дошкольного возраста 6
1.1 Современные представления о дизартрии 6
1.2 Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у
детей с дизартрией дошкольного возраста 16
1.3 Использование изобразительной деятельности в коррекции мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного
возраста 31
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей с
дизартрией дошкольного возраста 40
2.1 Организация и методы изучения уровня сформированности мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного
возраста 40
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
Выводы по главе 2 51
Глава 3. Коррекция мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного
возраста 52
3.1 Система работы по коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного
возраста 52
3.2 Анализ полученных результатов 67
Вывод по главе 3 76
Заключение 77
Список литературы

Актуальность исследования. В настоящее время актуальной остается проблема развития мелкой и артикуляционной моторики у детей, так как уже давно доказано наукой существование связи между развитием моторики и интеллектом, памятью, логическим мышлением и речью. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую и артикуляционную моторику с самого раннего возраста. Те дети, у кого лучше развита моторика, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речевые функции. Развитие навыков мелкой и артикуляционной моторики становится важным еще потому, что они являются критериями, определяющие психологическую готовность к школьному обучению.
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия. Дизартрия - расстройство звукопроизносительного компонента речи, которая возникает в результате органического повреждения центральной нервной системы. Главным признаком дизартрии является не нарушеннное произношение отдельных звуков, а все кмпоненты звукопроизносительной стороны речи.
С точки зрения О. А. Токаревой, у детей с дизартрией наблюдается ограниченная подвижность вербальной и мимической мускулатуры. Речевая деятельность детей с дизартрией характеризуется нечеткостью, смазанностью звукопроизношения; слабостью, резкостью голоса; нарушением ритма дыхания; недостаточной плавностью речевой деятельности, ускоренностью либо замедленностью темпа речевой деятельности.
Ряд исследователей ( Е.Н. Винарская, Е. Ф. Архипова, А. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, Г. В. Дедюхина, М. В. Ипполитова, В. А. Киселева, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. Г. Приходько, В. Т. Сорокина, О. А. Токарева, И. А. Филатова и др.) утверждают, что неразборчивая речевая деятельность при дизартрии связана с нарушением артикуляции,
расстройством речевого дыхания, голосообразования. У детей данной
3
категории нарушен просодический компонент речевой деятельности, т. е., сила голоса, темп, ритм, интонация и т. д.
Все эти проблемы, если их вовремя не устранить в детском возрасте, вызывают сложности коммуникации с окружающими, а в последующем влекут за собой конкретные изменения личности в цепи развития «ребенок- подросток-взрослый», т. е. вызывают у детей закомплексованность, мешая им учиться и в достаточной степени раскрыть свои природные способности и интеллектуальные способности. Главная цель в работе с детьми данной категории - формирование яркой, выразительной, эмоциональной речевой деятельности.
Итак, в логопедической науке явно обозначилось противоречие: с одной стороны, современные условия позволяют осуществлять коррекцию мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного возраста, а с другой, отмечается недостаточная теоретическая и практическая разработанность в использовании изобразительной деятельности в этом направлении. Это противоречие обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить эффективность коррекционной работы, направленной на коррекцию мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста путем использования изобразительной деятельности.
Объект исследования: мелкая и артикуляционная моторика у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция мелкой и артикуляционной
моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией старшего дошкольного возраста.
Г ипотеза исследования. Эффективность работы по коррекции мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста будет существенно повышена, если работа будет проводится с
использованием изобразительной деятельности.
4
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
2. Выявить особенности мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать систему работы по коррекции мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности.
4. Определить эффективность разработанной системы работы по коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический (теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования), практический (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты), аналитический (количественный и качественный анализ полученных данных).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания и в определении основных путей работы, способствующих коррекции мелкой и артикуляционной моторики, что в конечном счете позволит успешно решить проблему коррекции мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста с использованием изобразительной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Объем дипломного исследования составляет 102 страница. Всего проанализировано 63 работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование посвящено теме изучения коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Анализ литературных данных, касающихся проблемы мелкой и артикуляционной моторики, показал, что у детей с дизартрией дошкольного возраста наблюдаются нарушения мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном включении в движение, недостаточной координации. Нарушение артикуляционной моторики выражается в неловкости движений, затруднениях при удержании артикуляционной позиции рта, губ, языка. Это подтверждается исследованиями многочисленных авторов, таких как Н. А. Асыкина [3], Н. К. Долгих, А. М. Соболевская [17], А.В. Зачупейко [21], Л. В. Лопатина [34] и др.
Проведенный теоретический анализ позволил разработать методику коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного возраста на основе методических рекомендаций изложенных в трудах .А. Борисовой [7], И.Н. Вихровой [11], А.А Криволаповой [26], Л.Н. Румянцевой [49], А.С. Смотровой [51].
Полученные результаты в ходе исследования позволили сформулировать следующие выводы:
1. Трудности в усвоении моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста связаны с несформированностью мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения развития мелкой моторики состоят в том, что дети быстро истощаемы, движения пальцами неточны, смазаны. Артикуляционная моторика, более всего связанная с мелкой, характеризуется неловкостью в выполнении движений, затруднении их повторений и недостаточно быстрой переключаемостью с одного движения на другое.
2. В процессе опытно-экспериментальной работы мы выяснили, что работа по коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей с дизартрией дошкольного возраста имеет свои специфические особенности, которые следует учитывать при организации коррекционно-логопедической работы.
3. Предложенные нами основные направления коррекционной работы, разработанные на основе анализа данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволят организовать последовательную дифференцированную работу по коррекции мелкой и артикуляционной моторики средствами изобразительной деятельности у детей данной категории.
При повторном обследовании (контрольный срез) установлено, что увеличилось количество старших дошкольников экспериментальной группы с высоким уровнем, со средним и низким уровнями уменьшилось. Видна значительная динамика в сформированности мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста.
Выдвинутая нами в начале исследовательской работы теоретическая гипотеза о том, что эффективность работы по коррекции мелкой и артикуляционной моторики у детей с дизартрией дошкольного возраста будет существенно повышена, если работа будет проводится с использованием изобразительной деятельности подтвердилась.. Цели и задачи работы были выполнены.



1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи / М. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 8. -
С. 62-65.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 2015. - 324 с.
3. Асыкина Н. А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией / Н. А. Асыкина // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / под общей редакцией М.А. Поваляевой. - Ростов-н / Д.: Феникс, 2012. - С.186-189.
4. Афонина Л. Н. Развитие мелкой моторики детей дошкольного
возраста с нарушениями в речевом развитии / Л. Н. Афонина, О. Н. Водняк, Е. И. Пономаренко // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2016. - № 3. - С. 352-355.
5. Белякова А. И. Логопедия. Дизартрия / А. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М.: Владос, 2012. - 456 с.
6. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду / З. А. Богатеева. - М. : Просвещение, 2008. - 134 с.
7. Борисова Н. А. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно - творческой деятельности с применением нетрадиционных техник // Педагогический поиск: творчество, мастерство, качество. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - В 2 томах. - Томск: ТОИПКРО, 2015. - т. I. - С. С.61-65.
8. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. - 2003. - № 1. - С.35-
39.
9. Валяева Е. Г. Особенности развития двигательных функций у
детей с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Валяева // Ассоциация
79
специалистов сенсорной интеграции. - Режим доступа: http://www.sensint.ru/articles/osobennosti-razvitiya-dvigatelnyh-funkciy-u-detey- s-onr (дата обращения 24.02.2017).
10. Винарская Е. Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А. М. Пулатов. - Ташкент: Узбекистан, 2013. - 168 с.
11. Вихрова И. Н. Коррекция речи и мелкой моторики через
рисование штрихом: из опыта работы: развитие в изобразительной
деятельности / И. Н. Вихрова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 24-28
12. Грошенкова В.А. Развитие речи и творческих способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности / В. А. Грошенкова, Т. С. Шилова // Логопед. - 2011. - № 7. - С.60-71.
13. Гуровец Г. В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии / Г. В. Гуровец, Л. Р. Давидович, С. И. Маевская // Изучение и коррекция речевых расстройств. - СПб.: Акцидент, 2013. - С.73- 79.
14. Давыдова М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией / М. П. Давыдова. - Курск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2011. - 157 с.
15. Данилова Л. А. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе / Л. А. Данилова, С. Н. Казицина, К. Стока. - СПб.: Акцидент, 2012. - 234 с.
16. Дедюхина Г. В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе педагогической коррекции / Г. В. Дедюхина. - М.: Просвещение, 2012. - 218 с.
17. Долгих Н. К. Выявление особенностей общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией / Н. К. Долгих, А. М. Соболевская // «Научное сообщество студентов XXI столетия»:
Материалы студенческой международной заочной научно-практической
80
конференции. Часть II. (16 апреля 2012 г.) - Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. - С.487-497.
18. Дудьев В. П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи / В. П. Дудьев // Дефектология . - 2009. - № 4. - С.32-36.
19. Дуплинская А. О речевом дыхании детей с дизартрией / А. Дуплинская // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С.12-18.
20. Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2015. - 254 с.
21. Зачупейко А.В. Особенности развития мелкой моторики у детей с дизартрией [Электронный ресурс] / А.В. Зачупейко // Международный образовательный портал «Маам». - Режим доступа: http://www.maam.ru/detskiisad/osobenosti-razvitiia-melkoi-motoriki-u-detei-s- dizartriei.html (дата обращения 24.02.2017).
22. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. - 2009. - №
5. - С.10-14.
23. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 2005. - 207 с.
24. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В. А. Киселева. - М.: Школьная пресса, 2007. - 138 с.
25. Краснова О. А. Комплексные занятия по развитию речи и изобразительной деятельности для дошкольников с фонетикофонематическим недоразвитием речи / О. А. Краснова, Н. Н. Шмакова // Логопед. - 2006. - № 5. - С. 33-42.
26. Криволапова А. А. Использование средств изобразительной деятельности в логопедической работе по коррекции речевых и моторных функций у младших дошкольников с речевыми нарушениями / А. А.
Криволапова // Фестиваль Недели науки Юга России. Материалы
81
Региональной студенческой конференции: в 3 т. Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального
университета, 2013. Т 2. - С.163-165.
27. Кульдубаева Н. Л. Технология развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности / Н. Л. Кульдубаева, С. А. Тупикова // Молодой ученый. - 2016. - № 15. - С. 468469.
28. Курбатова Ю. В. Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности с помощью различных аппликативных техник / Ю. В. Курбатова // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 591-594.
29. Лазарева В. И. Влияние изобразительной деятельности на социализацию личности ребенка / В. И. Лазарева, Е. А. Левченко, А. В. Черенкова /// «Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста» // Сборник научных трудов I-ой всероссийской научнопрактической конференции с международным участием / под. общ. ред. Т. И. Гризик, Л. А. Григорович, Т. И. Никифоровой. - Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс, 2015. - С.405-407.
30. Лазарева Л. В. Методы коррекции зрительно-двигательной и моторной координации у детей с нарушением зрения и речи / Л. В. Лазарева // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 8. - С. 47-50.
31. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
32. Лифиц Е. А. Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Дошкольное воспитание и развити / Е. А. Лифиц, И.
В. Лифиц. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 160 с.
33. Лиштван 3. В. Формирование тонких движений рук у детей с общим недоразвитием речи / З. В. Лиштван // Дефектология. - 2010. - № 1. -
С.56-59.
34. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 2013. - № 5. - С.45-51.
35. Лопатина Л. В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - СПб. : Акцидент, 2007. - С. 33-37.
36. Лопатина Л. В. Нарушения ручной и речевой моторики / Л. В. Лопатина // Практическая психология и логопедия. - 2003. - № 3. - С.34-39.
37. Лопатина Л. В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции: межвузовский сборник научных трактатов / Под ред. Р. И. Лалаевой. - СПб.: Образование, 2003. - 135 с.
38. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии: учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб.: Акцидент, 2010. - 365 с.
39. Лопатина Л. В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии: методические рекомендации / Л. В. Лопатина. - СПб.: Акцидент, 2002. - 23 с.
40. Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич / И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына. - М. : Просвещение, 2011. -187 с.
41. Мартынова Р. И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии / Р. И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. - М.: Просвещение, 2013. - С.34-48.
42. Мастюкова Е. М. Дизартрии // Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей / Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, М. Я. Смуглин. - М. : Просвещение, 2002. - 345 с.
43. Панченко И. И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией / И. И. Панченко // Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. - М.: Просвещение, 2012. - 231 с.
44. Плотникова В. И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 55-58.
45. Правдина-Винарская Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии / Е. Н. Правдина-Винарская. - М.: Просвещение, 2013. - 321 с.
46. Приходько О. Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько // Специальное образование. - 2010. - № 2. - 2010. - С.68-81.
47. Прожерина И. В. Значение развития мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями / И. В. Прожерина // Инновационные формы и технологии и комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. - С.281- 283.
48. Роменко Е. С. Результаты изучения кинетического и кинестетического праксиса у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и амблиопией / Е. С. Роменко // Молодежь и наука XXI века: XVI Международный форум студентов, аспирантов и молодых ученых. Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания: материалы научнопрактической конференции. - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015. - С.107-110.
49. Румянцева Л. Н. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительной деятельности
/ Л. Н. Румянцева // Педагогический опыт: теория, методика, практика :


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ