Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом на логопедических занятиях.
1.1 Современный взгляд на понятие «коммуникативные навыки» 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
детским аутизмом 12
1.3 Анализ методик формирования и развития коммуникативных навыков в
российской и зарубежной научной литературе 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
2.1 Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с
аутизмом 28
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных навыков у младших
школьников с аутизмом 30
2.3. Контрольный эксперимент 34
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у
младших школьников с аутизмом 41
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Одной из проблем современной педагогике и психологии является развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет важность формирования коммуникативных умений и навыков.
Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Особенно это актуально для детей с нарушением в развитии, в частности у детей с детским аутизмом. Исследователи В.М. Башина, О.С. Никольская, О.В. Степанова отмечали у детей с аутизмом трудности в общении, в формировании коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки развиваются в потребности общения и мысли; мысль и общение появляются в результате приспособления к сложным жизненным условиям. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом является фактором успешной социализации.
В психолого-педагогической литературе описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование
коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом, в связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативных навыков, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с детским аутизмом.
Цель исследования: выявить уровень развития формирование
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом, разработать программу коррекции коммуникативных навыков и проверить ее эффективность.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с детским аутизмом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое проведение логопедических занятий с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра по развитию коммуникативных навыков позволит им адаптироваться в среде сверстников, повысит их коммуникабельность, научит общаться, обращаться с просьбой.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом
2) Провести экспериментальную работу по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
3) На основе анализа теоретических источников и передового опыта разработать систему занятий по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом на логопедических занятиях
4) Проверить эффективность разработанной системы занятий
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория В.В. Лебединского о нарушении развития [28], положения Е.Р. Баенской о детях с ранним детским аутизмом [4], концепция В.М. Башиной о специфики нарушения личностной сферы младших школьников с детским аутизмом [6], теория В.Е. Каган о трудностях развития детей с аутизмом [24], положение К.С. Лебединской о психолого-педагогических особенностях младших школьников с детским аутизмом [27], концепция Е.С. Иванова о развитии коммуникативных навыков в онтогенезе [23], положение Т.В. Волосовец о формировании коммуникативных навыков детей с аутизмом [15], концепция О.В. Степановой о развитии коммуникативной функции речи младших школьников с детским аутизмом [39].
Практическая значимость: полученные данные и результаты
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами- психологами, учителями-логопедами, логопедами-дефектологами, учителями, родителями.
Коммуникативные навыки - это возможность людей взаимодействовать друг с другом, адекватно обрабатывать получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Формирование коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков участников общения.
У младших школьников с детским аутизмом отмечается дефицит личностной, социальной и речевой стороны развития и навыков общения.
Детям с ранним детским аутизмом весьма сложно дается процесс социального и коммуникативного развития. Это связано с непониманием сигналов внешних раздражителей - эмоций, мимики, жестов, интонаций, слов с неоднозначным смыслом, правил поведения, с одной стороны. И одновременно у самих детей выявляется отрешенность, поглощённость одними и теми же интересами, стереотипии, эхолалии, буквальное восприятие, трудности формулировки понятной речи, с другой стороны. Однако, несмотря на это, эти дети все хорошо понимают, но у них отсутствует интуиция, это существенно затрудняет процесс коммуникации с другими людьми.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу
отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, мы проанализировали методы, способствующие развитию коммуникативных навыков у этих детей. Совокупность медицинской, психологической и педагогической адаптационной помощи младшим школьникам с детским аутизмом нацелена на возможность наиболее полной социализации ребенка. При этом основная задача - сформировать конкретные средства коммуникации и обеспечить развитие социально-бытовой адаптации, навыков, которые позволят ребенку включиться в его социальное окружение.
Для изучения коммуникативных навыков нами было проведено специальное исследование младшего школьника с расстройствами аутистического спектра.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у учащегося с аутизмом определена несформированность следующих компонентов коммуникативных навыков:
- не умение слушать партнера
- трудности взаимодействия со сверстниками
- отсутствие потребности в общении
- неспособность адекватно выражать различные коммуникативные намерения (просьбы, требования, комментарии, чувства и т. д.)
- не умение договариваться
- не умение делиться своими переживаниями
- не умение распознавать чувства других
Для развития коммуникативных навыков учащегося с аутизмом нами была составлена и реализована специальная система занятий, основывающаяся на нейропсихологическом подходе. В данную систему были включены игры и упражнения, способствующие развитию умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, умения сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умения взаимодействовать и сотрудничать. В ходе реализации занятий у учащегося формировалась потребность в общении, позитивное отношение к другим людям, развивалась способность адекватно выражать различные коммуникативные намерения.
Данная работа проводилась в течение учебного года с октября 2017 по май 2018 года, 2 раза в неделю в форме подгрупповых занятий. Занятия проходили в три этапа по принципу усложнения.
По окончании коррекционной работы мы продиагностировали учащегося с РАС и выявили положительную динамику в развитии:
- стал характерен средний уровень развития общительности
- повысилась коммуникативная активность
-появилась тенденция к партнерскому диалогу
Анализ результатов эксперимента показал, что у учащегося после проведенных занятий появилась потребность в общении, в понимании другого человека, он начал вступать в контакт с определенной группой сверстников, с которыми дополнительно занимался на протяжении всего учебного года с целью развития общения и навыков коммуникации, научился самостоятельно приветствовать товарищей, выражать просьбу.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Также по ВКР написана статья к IX Международной научно практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы». Выход сборника планируется в апреле 2018г.
А также на «Международной научно-практической конференции «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и коррекции» было подготовлено выступление.
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о духовной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.:ВЛАДОС, 2007. - 494 с.
2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 - с. 272
3. Аспергер, Г. «Аутистические психопатии в детском возрасте» // Архив психиатрии и нервных заболеваний. Перевод Челиковой А.В., научное редактирование А.А. Северного. М., 2011
4. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным
развитием: младший дошкольный возраст. Альманах института
коррекционной педагогики РАО. - 2001, № 4. - С. 43-49
5. Баринова, М.Н. О развитии творческих способностей / М.Н. Баринова. - СПб.: Гном и Д, 2007. - 123с.
6. Башина, В.М. Ранний детский аутизм/Исцеление: Альманах. — М.,
2016. — С. 154-165
7. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. - М.:Медицина, 2011. 236с.
8. Башина, В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журнал невропатологии и психиатрии. Вып. 10: 1538-42. М., 2044. - С.23-28
9. Башина, В.М. Организация специализированной помоши при раннем детском аутизме / В.М. Башина, И.А. Козлова, В.С. Ястребов, Н.В. Симашкова // Методические рекомендации. М.: ВЛАДОС, 2009. - 144с.
10. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. / Н.Л. Белопольская. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 345с.
11. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика. / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: ВЛАДОС, 2008. - 256с.
12. Брызгалова, С.И. Научно-педагогическое исследование / С.И. Брызгалова. - К., 1999. - 84 с.
13. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Гном и Д, 2010. - 334с.
14. Веденина, М.Ю. Опыт использования метода облегченной коммуникации со взрослым аутичным человеком/ М.Ю. Веденина, И.А.Костин // Дефектологияия.-2003.-Ш.-С.21-27.
15. Волосовец, Т.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом / Т.В. Волосовец, А.В.Хаустов // Логопедия.-2005.-N1.- С.70-74.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 156с.
17. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Соцэкгиз, 2006. - 323 с.
18. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 2015. — 527 с.
19. Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии / Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2012. - 694с.
20. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. -
21. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - Ростов н/Д.: Алиса, 2016. - 236с.
22. Зюмалла, Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН // Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников. Минск: Общественное объединение «Белорусская ассоциация помощи детям- инвалидам и молодым инвалидам», 2015. - 189с.
23. Иванов, Е.С. Детский аутизм: Диагностика и коррекция: учебное пособие / Е.С. Иванов. - СПб.: Дидактика Плюс, 2014. - 267с.
24. Каган, В.Е. Аутизм у детей / В.Е. Каган. - СПб.: Медицина, 2011, - 208 с.
25. Карвасарская, И.Б. В стороне: Из опыта работы с аутичными детьми / И.Б. Карвасарская. - М.: Теревинф, 2006. с. 23.
26. Клименко, Ю.Г. «Театр как практическая психология». // Библиотека: психологические хрестоматии / Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 2006. С. 153238.
27. Лебединская, К.С. Диагностика раннего детского аутизма / К.С. Лебединская, О.С. Никольская. - М.: Просвещение, 2013. - 122с.
28. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей / В.В. Лебединскйи. М.: Просвещение, 2015. - 289с.
29. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения/ М.И. Лисина. - М: Педагогика, 2011.- 144 с.
30. Москаленко, А.А. Нарушение психического развития детей - ранний детский аутизм. // Дефектология. - 2008, № 2. с. 89-92 .
31. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 384с.
32. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. - М.: Теревинф, 2016. - 255с.
33. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с
34. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2010. -364с.
35. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
36. Смирнова, Е.О. Развитие общения детей со сверстниками. Игры и занятия с детьми / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова - М.: Мозаика-Синтез,
2013. - 64с.
37. Современные проблемы социальной реабилитации детей с ранним детским аутизмом (обзор иностранной литературы, подготовленный Л.М.
Шипицыной и И.Л.Петровой) //Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы, 2013 - №4. - С. 67-89.
38. Солдатенкова, Е.Н. Планирование коммуникативного маршрута ребенка 2-9 лет с расстройствами аутистического спектра при отсутствии речи / Е.Н. Солдатенкова // Сибирский вестник специального образования. -
2012. - Т.1, №6. - С.11
39. Степанова, О.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом [Текст]/ О.В. Степанова, А.Ш. Смагулова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. —
С. 220-222. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9718/
40. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология.-2004.- N 4.-С.69-74.
41. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма / А.В. Хаустов // Дефектология.-2004.- N 4.-С.69-74.
42. Холдинг терапия как форма психологической помощи семье с аутичным ребенком // Дефектология. — 1996. — № 3.
43. Шипицына, Л. М. Детский аутизм / Л.М. Щипицина. — М.: Дидактика Плюс, 2011. - 276с.
44. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: МГУ, 2015.
45. Эрц, Ю.М. 10 самых распространенных ошибок при обучении ребенка
пользоваться карточками PECS / Ю. М. Эрц // Аутизм | ABA-терапия, прикладной анализ поведения ABA [http://autism-
aba.blogspot.com.by/2012/06/pecs-mistakes.html].