Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом на логопедических занятиях
|
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом на логопедических занятиях.
1.1 Современный взгляд на понятие «коммуникативные навыки» 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
детским аутизмом 12
1.3 Анализ методик формирования и развития коммуникативных навыков в
российской и зарубежной научной литературе 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
2.1 Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с
аутизмом 28
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных навыков у младших
школьников с аутизмом 30
2.3. Контрольный эксперимент 34
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у
младших школьников с аутизмом 41
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом на логопедических занятиях.
1.1 Современный взгляд на понятие «коммуникативные навыки» 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
детским аутизмом 12
1.3 Анализ методик формирования и развития коммуникативных навыков в
российской и зарубежной научной литературе 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
2.1 Исследование коммуникативных навыков у младших школьников с
аутизмом 28
2.2 Анализ результатов исследования коммуникативных навыков у младших
школьников с аутизмом 30
2.3. Контрольный эксперимент 34
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у
младших школьников с аутизмом 41
Выводы по третьей главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложение
Одной из проблем современной педагогике и психологии является развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет важность формирования коммуникативных умений и навыков.
Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Особенно это актуально для детей с нарушением в развитии, в частности у детей с детским аутизмом. Исследователи В.М. Башина, О.С. Никольская, О.В. Степанова отмечали у детей с аутизмом трудности в общении, в формировании коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки развиваются в потребности общения и мысли; мысль и общение появляются в результате приспособления к сложным жизненным условиям. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом является фактором успешной социализации.
В психолого-педагогической литературе описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование
коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом, в связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативных навыков, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с детским аутизмом.
Цель исследования: выявить уровень развития формирование
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом, разработать программу коррекции коммуникативных навыков и проверить ее эффективность.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с детским аутизмом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое проведение логопедических занятий с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра по развитию коммуникативных навыков позволит им адаптироваться в среде сверстников, повысит их коммуникабельность, научит общаться, обращаться с просьбой.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом
2) Провести экспериментальную работу по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
3) На основе анализа теоретических источников и передового опыта разработать систему занятий по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом на логопедических занятиях
4) Проверить эффективность разработанной системы занятий
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория В.В. Лебединского о нарушении развития [28], положения Е.Р. Баенской о детях с ранним детским аутизмом [4], концепция В.М. Башиной о специфики нарушения личностной сферы младших школьников с детским аутизмом [6], теория В.Е. Каган о трудностях развития детей с аутизмом [24], положение К.С. Лебединской о психолого-педагогических особенностях младших школьников с детским аутизмом [27], концепция Е.С. Иванова о развитии коммуникативных навыков в онтогенезе [23], положение Т.В. Волосовец о формировании коммуникативных навыков детей с аутизмом [15], концепция О.В. Степановой о развитии коммуникативной функции речи младших школьников с детским аутизмом [39].
Практическая значимость: полученные данные и результаты
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами- психологами, учителями-логопедами, логопедами-дефектологами, учителями, родителями.
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет важность формирования коммуникативных умений и навыков.
Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей - философов, педагогов, психологов. Особенно это актуально для детей с нарушением в развитии, в частности у детей с детским аутизмом. Исследователи В.М. Башина, О.С. Никольская, О.В. Степанова отмечали у детей с аутизмом трудности в общении, в формировании коммуникативных навыков.
Коммуникативные навыки развиваются в потребности общения и мысли; мысль и общение появляются в результате приспособления к сложным жизненным условиям. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом является фактором успешной социализации.
В психолого-педагогической литературе описаны отдельные методические приемы, направленные не столько на формирование
коммуникативных навыков, сколько на развитие речи в целом, в связи с этим возникает необходимость в подборе методов оценки уровня сформированности коммуникативных навыков, разработке и экспериментальной проверке дифференцированной системы педагогической коррекции, направленной на формирование коммуникативных навыков у младших школьников с детским аутизмом.
Цель исследования: выявить уровень развития формирование
коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом, разработать программу коррекции коммуникативных навыков и проверить ее эффективность.
Объект исследования: дети младшего школьного возраста с детским аутизмом.
Предмет исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: предполагается, что систематическое проведение логопедических занятий с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра по развитию коммуникативных навыков позволит им адаптироваться в среде сверстников, повысит их коммуникабельность, научит общаться, обращаться с просьбой.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским аутизмом
2) Провести экспериментальную работу по изучению коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом
3) На основе анализа теоретических источников и передового опыта разработать систему занятий по развитию коммуникативных навыков у младших школьников с аутизмом на логопедических занятиях
4) Проверить эффективность разработанной системы занятий
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа и метод математической обработки результатов.
Методологическая основа: теория В.В. Лебединского о нарушении развития [28], положения Е.Р. Баенской о детях с ранним детским аутизмом [4], концепция В.М. Башиной о специфики нарушения личностной сферы младших школьников с детским аутизмом [6], теория В.Е. Каган о трудностях развития детей с аутизмом [24], положение К.С. Лебединской о психолого-педагогических особенностях младших школьников с детским аутизмом [27], концепция Е.С. Иванова о развитии коммуникативных навыков в онтогенезе [23], положение Т.В. Волосовец о формировании коммуникативных навыков детей с аутизмом [15], концепция О.В. Степановой о развитии коммуникативной функции речи младших школьников с детским аутизмом [39].
Практическая значимость: полученные данные и результаты
экспериментальной работы могут быть использованы педагогами- психологами, учителями-логопедами, логопедами-дефектологами, учителями, родителями.
Коммуникативные навыки - это возможность людей взаимодействовать друг с другом, адекватно обрабатывать получаемую информацию, а также правильно ее передавая.
Формирование коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков участников общения.
У младших школьников с детским аутизмом отмечается дефицит личностной, социальной и речевой стороны развития и навыков общения.
Детям с ранним детским аутизмом весьма сложно дается процесс социального и коммуникативного развития. Это связано с непониманием сигналов внешних раздражителей - эмоций, мимики, жестов, интонаций, слов с неоднозначным смыслом, правил поведения, с одной стороны. И одновременно у самих детей выявляется отрешенность, поглощённость одними и теми же интересами, стереотипии, эхолалии, буквальное восприятие, трудности формулировки понятной речи, с другой стороны. Однако, несмотря на это, эти дети все хорошо понимают, но у них отсутствует интуиция, это существенно затрудняет процесс коммуникации с другими людьми.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу
отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, мы проанализировали методы, способствующие развитию коммуникативных навыков у этих детей. Совокупность медицинской, психологической и педагогической адаптационной помощи младшим школьникам с детским аутизмом нацелена на возможность наиболее полной социализации ребенка. При этом основная задача - сформировать конкретные средства коммуникации и обеспечить развитие социально-бытовой адаптации, навыков, которые позволят ребенку включиться в его социальное окружение.
Для изучения коммуникативных навыков нами было проведено специальное исследование младшего школьника с расстройствами аутистического спектра.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у учащегося с аутизмом определена несформированность следующих компонентов коммуникативных навыков:
- не умение слушать партнера
- трудности взаимодействия со сверстниками
- отсутствие потребности в общении
- неспособность адекватно выражать различные коммуникативные намерения (просьбы, требования, комментарии, чувства и т. д.)
- не умение договариваться
- не умение делиться своими переживаниями
- не умение распознавать чувства других
Для развития коммуникативных навыков учащегося с аутизмом нами была составлена и реализована специальная система занятий, основывающаяся на нейропсихологическом подходе. В данную систему были включены игры и упражнения, способствующие развитию умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, умения сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умения взаимодействовать и сотрудничать. В ходе реализации занятий у учащегося формировалась потребность в общении, позитивное отношение к другим людям, развивалась способность адекватно выражать различные коммуникативные намерения.
Данная работа проводилась в течение учебного года с октября 2017 по май 2018 года, 2 раза в неделю в форме подгрупповых занятий. Занятия проходили в три этапа по принципу усложнения.
По окончании коррекционной работы мы продиагностировали учащегося с РАС и выявили положительную динамику в развитии:
- стал характерен средний уровень развития общительности
- повысилась коммуникативная активность
-появилась тенденция к партнерскому диалогу
Анализ результатов эксперимента показал, что у учащегося после проведенных занятий появилась потребность в общении, в понимании другого человека, он начал вступать в контакт с определенной группой сверстников, с которыми дополнительно занимался на протяжении всего учебного года с целью развития общения и навыков коммуникации, научился самостоятельно приветствовать товарищей, выражать просьбу.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Также по ВКР написана статья к IX Международной научно практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы». Выход сборника планируется в апреле 2018г.
А также на «Международной научно-практической конференции «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и коррекции» было подготовлено выступление.
Формирование коммуникативных навыков детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков участников общения.
У младших школьников с детским аутизмом отмечается дефицит личностной, социальной и речевой стороны развития и навыков общения.
Детям с ранним детским аутизмом весьма сложно дается процесс социального и коммуникативного развития. Это связано с непониманием сигналов внешних раздражителей - эмоций, мимики, жестов, интонаций, слов с неоднозначным смыслом, правил поведения, с одной стороны. И одновременно у самих детей выявляется отрешенность, поглощённость одними и теми же интересами, стереотипии, эхолалии, буквальное восприятие, трудности формулировки понятной речи, с другой стороны. Однако, несмотря на это, эти дети все хорошо понимают, но у них отсутствует интуиция, это существенно затрудняет процесс коммуникации с другими людьми.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу
отечественных и зарубежных исследователей и педагогов, мы проанализировали методы, способствующие развитию коммуникативных навыков у этих детей. Совокупность медицинской, психологической и педагогической адаптационной помощи младшим школьникам с детским аутизмом нацелена на возможность наиболее полной социализации ребенка. При этом основная задача - сформировать конкретные средства коммуникации и обеспечить развитие социально-бытовой адаптации, навыков, которые позволят ребенку включиться в его социальное окружение.
Для изучения коммуникативных навыков нами было проведено специальное исследование младшего школьника с расстройствами аутистического спектра.
Констатирующий этап эксперимента показал, что у учащегося с аутизмом определена несформированность следующих компонентов коммуникативных навыков:
- не умение слушать партнера
- трудности взаимодействия со сверстниками
- отсутствие потребности в общении
- неспособность адекватно выражать различные коммуникативные намерения (просьбы, требования, комментарии, чувства и т. д.)
- не умение договариваться
- не умение делиться своими переживаниями
- не умение распознавать чувства других
Для развития коммуникативных навыков учащегося с аутизмом нами была составлена и реализована специальная система занятий, основывающаяся на нейропсихологическом подходе. В данную систему были включены игры и упражнения, способствующие развитию умения распознавать эмоции других и владеть своими чувствами, умения сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умения выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, умения взаимодействовать и сотрудничать. В ходе реализации занятий у учащегося формировалась потребность в общении, позитивное отношение к другим людям, развивалась способность адекватно выражать различные коммуникативные намерения.
Данная работа проводилась в течение учебного года с октября 2017 по май 2018 года, 2 раза в неделю в форме подгрупповых занятий. Занятия проходили в три этапа по принципу усложнения.
По окончании коррекционной работы мы продиагностировали учащегося с РАС и выявили положительную динамику в развитии:
- стал характерен средний уровень развития общительности
- повысилась коммуникативная активность
-появилась тенденция к партнерскому диалогу
Анализ результатов эксперимента показал, что у учащегося после проведенных занятий появилась потребность в общении, в понимании другого человека, он начал вступать в контакт с определенной группой сверстников, с которыми дополнительно занимался на протяжении всего учебного года с целью развития общения и навыков коммуникации, научился самостоятельно приветствовать товарищей, выражать просьбу.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Также по ВКР написана статья к IX Международной научно практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы». Выход сборника планируется в апреле 2018г.
А также на «Международной научно-практической конференции «Детские девиации: психолого-педагогические технологии профилактики и коррекции» было подготовлено выступление.
Подобные работы
- Формирование навыков социально-бытовых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2017 - Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с РАС в процессе психолого - педагогической коррекции
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5040 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение коммуникативных умений у младших школьников с аутизмом 2 и 3 группы
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА СРЕДСТВАМИ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра средствами PECS
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности формирования коммуникативного поведения у дошкольников с расстройством аутистического спектр (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2015



