Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДИКТОРЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №44449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы53
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
428
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические анализ проблемы предикторов социальной компетентности дошкольников с нарушениями интеллекта 7
1.1 Предикторы социальной компетентности 7
1.2 Особенности развития детей с нарушением интеллекта дошкольного
возраста 15
1.3 Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта 20
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Практическое изучение предикторов социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 26
2.1 Организация исследования и методы изучения предикторов социальной
компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 26
2.2 Результаты и изучение предикторов социальной компетентности детей
дошкольного возраста по методике «У кого больше» 29
2.3. Результаты и изучение предикторов социальной компетентности детей дошкольного возраста по методике «Соберем вместе» 39
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы

Актуальность исследования. На современном этапе эволюции образовательной политики и педагогической практики личностно-ориентированная комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности выдвигает на первый план решение задач, направленных на гармоничное развитие личности ребенка, его социализацию и индивидуализацию.
Закон «Об образовании в РФ» определяет дошкольное образование, как самостоятельную и самодостаточную ступень. На законодательном уровне дети, не зависимо от пола, нации, места проживания, социального статуса, психических и физических особенностей, имеют право получить образование.
А стандарты дошкольного образования требуют учитывать особенности и потребности дошкольника, создавая для его обучения наиболее благоприятных условий. Ко всему прочему очень актуальны процессы социальной и образовательной интеграции и инклюзии. В следствии чего возникает необходимость изучения вопросов социальной компетенции дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Довольно большое количество исследований посвящено проблеме интеграции детей с ограниченными возможностями, в том числе и детей с умственной отсталостью, а так же их психолого-педагогическому сопровождению. Эту проблему освещали С.Н. Сорокумова, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Л.М. Шипицына. Авторами отмечено, что многие дети с ОВЗ имеют несформированность коммуникативно-личностных компонентов, трудности усвоения общественного опыта и общения со сверстниками и взрослыми. Благодаря этим процессам и происходит развитие личности, самосознания, адекватной самооценки (Г. М. Андреева, В. Г. Крысько) [1].
Анализ современных исследовании' проблемы социально-личностного развития дошкольников (Л.А. Парамонова, Т.И. Бабаева, С.А. Козлова, Л.В. Коломииченко и др.), формирования социальной компетентности (А.Г. Гогоберидзе, Е.О. Смирнова, Л.В. Трубаичук и др.), образования детеи с ОВЗ (О.Л. Денисова, О.Л. Леханова, Е.В. Пахомова) говорит о том, что теоретическая база осуществления совместного обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребности и детей, не имеющих сильных отклонений от нормы, недостаточно разработана.
Различные аспекты исследований социальной компетентности нашли свое отражение в работах по психологии, педагогике, социологии. Выявление сущности компетентности и компетентностного подхода в образовании представлено в трудах Л.П. Алексеевой, В.И. Байденко, В.А. Болотова, С.Г. Воровщикова, Н.В. Кузьминой, O.E. Лебедева, B.C. Мерлина, Л.А. Петровской.
Фундаментальные основы изучения социальной компетентности в отечественной науке заложены в исследованиях А.Г. Асмолова, Г.Э. Белицкой, Г.У. Солдатовой и др. Феноменологические характеристики социальной компетентности описаны в работах H.H. Беденко, И.В. Дубровиной, Е.В. Земцовой.
Несмотря на разносторонность представленных работ и их несомненную теоретическую и практическую значимость, задача изучения предикторов социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта остается открытой для теоретического осмысления и экспериментального исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для осуществления качественной и эффективной работы с детьми с ОВЗ и необходимостью изучения вопроса социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Целью нашего исследования является изучение предикторов социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объектом исследования является социальная компетентность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - предикторы социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что предикторами социальной компетенции дошкольников с нарушениями интеллекта выступает компетентность детей в коммуникативной сфере.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Определить сущность, структуру и содержание предикторов социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать социальную компетентность детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
3. Выявить предикторы социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Методологическую основу исследования составляют положения: о сущности социализации личности (В.Н. Гуров, И.Б. Котова, С.А. Козлова, В.Г. Маралов, А.В. Мудрик, А.А. Майер, Д.И. Фельдштеин); о компетентностном подходе в образовании (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.);о сущности и формировании социальной компетентности у детей дошкольного возраста (Н.И. Белоцерковец, Л.В. Коломийченко, С.Н. Краснокутская); современные подходы к формированию развивающей образовательной среды (А.Г. Асмолов, С.Л. Новоселова, А.В. Петровским); гуманистическим подход (Ш.А. Амонашвили, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Зеньковский); деятельностный' подход (А.Г. Асмолов Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Гэри Банч, Н.Н. Малофеев).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
- теоретические методы: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
- наблюдение, эмпирические методы: методика социометрии
Я.Л.Коломинского «У кого больше?», адаптированный для дошкольников вариант игры “Выбор в действии” и методика «Соберем вместе» автора Р.Р.Калининой (См. Приложение 2,3);
- статистические методы: качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальной базой исследования стали МБДОУ “Детский сад №63 комбинированного вида” и МБДОУ “Детский сад №362 комбинированного вида”. В исследовании приняли участие 20 детей, 10 из них имеют умственную отсталость легкой и умеренной степени, а 10 других не имеют заметных нарушений развития.
Практическая значимость исследования: результаты исследования позволяют формировать социальную компетентность детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность настоящей работы обусловлена неполноценной теоретической подготовленностью системы общего образования к процессам интеграции, недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения данного процесса и необходимостью изучения вопроса социальной компетентности старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
В нашей работе мы рассмотрели наиболее характерные признаки и особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушениями интеллекта: трудности запоминания и воспроизведения, бессистемный анализ, неустойчивое внимание, невозможность выделения значимого, некритичность к себе. Также им характерны следующие нарушения эмоционально-волевой сферы: недоразвитие и неустойчивость эмоций, слабость мотивации, негативизм. Все перечисленные особенности имеют устойчивый характер , поскольку являются следствием органических поражений нервной система на каких-либо этапах развития ребенка.
Развитие социальной компетентности у детей - один из важнейших этапов развития личности дошкольника. Этим этапом определяется эффективность адаптации ребенка в социально-психологической среде и в изменяющихся условиях жизни.
Социальная компетентность включает в себя понимание поступков и действий, их мотивацию, нравственную направленность. Социальная компетентность способствует адаптации ребенка в социальной среде, что приводит к росту личностных достижений, позволяет адекватно оценивать собственные поступки и поведение и является необходимым условием формирования эффективный межличностных взаимоотношений.
Дошкольники с нарушениями интеллекта имеют ряд отличительных признаков, которые негативно сказываются на их коммуникативной компетентности. Их отношения со сверстниками зачастую не взаимны, отсутствует или слабо выражено чувство удовлетворенности в общении, также их нравственная направленность имеет отрицательный характер, а заинтересованность в совместной деятельности низкая. В исследовании получены данные, подтверждающие предположение, выраженное в гипотезе о том, что предикторы социальной компетентности у детей с нарушением интеллекта ниже чем у детей без отклонений в развитии.
В ходе проведенного исследования подтвердилась гипотеза, что предикторами социальной компетенции дошкольников с нарушениями интеллекта выступает компетентность детей в коммуникативной сфере.
В соответствии с целью и задачами исследования установлено, что у старших дошкольников с нарушением интеллекта преобладающими являются низкий и средний уровни развития способствующих компонентов социальной компетентности, что обусловлено их особенностями в развитии познавательной сферы и эмоционально-волевой.



1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника [Текст]: учеб. пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева - М.: Прометей, 2013. - 138 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: монография /
Г.М.Андреева. - М.: “Аспект пресс”, 2016.
3. Богославская Е. А. Диагностика и развитие любознательности у учащихся [Текст] монография / Е.А. Богославская. - М., 2013. - 133 с.
4. Боготырева К.Ю. Формирование социальной компетентности дошкольников и младших школьников [Текст] / К.Ю. Боготырева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы V Междунар. науч.-практ.конф. / редкол.: О.Н. Широков. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 11-13.
5. Вычегжанина О. В., Никитина Е. Л. Формирование социальнокоммуникативной компетентности у старших дошкольников [Текст] / О. В. Вычегжанина, Е. Л. Никитина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 95-99.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: «Эксмо», 2005. - 134 с.
7. Геранюшкина Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и
развития [Текст] /Г.П. Геранюшкина. - Иркутск, “БГУЭП”, 2013. - 103с
8. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления / под ред. A.M. Матюшкина. - М., 1965. - С. 433 - 456.
9. Забровская О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада [Текст] / О.В. Забровская // Концепт.- 2013. -№08.
10.Зиглер Д.Теория личности [Текст] / Д. Зиглер; пер. С. Меленевская, Д. Викторова. - К.: Psylib, 2006.
11. Карпович Т. Психологическая диагностика социального интеллекта личности [Текст]: монография / Т. Карпович. - Образовательная компания "Содействие", 2007. - С. 21 - 23.
12. Кудинова И.Б. Социальный интеллект: психологические аспекты
становления [Текст]: монография / И.Б.Кудинова, С.И.Кудинов, И. С. Вотчин. - Новосибирск: “НГПУ”, 2007. - 103 с.
13. Кузьменко И.В. Условия формирования социальной компетентности [Текст] / И.В. Кузьменко, И.С. Горячева. - 2012. - URL htpp: // www.rae.ru / forum2012 / 325 / 1221 (дата обращения 03.01.2018)
14. Куницына В. Н. Межличностное общение [Текст]: Учебник для вузов / В.Н.Куницына. - Питер - Маркет ЗАО”, 2003. - С. 56 - 98.
15. Люсина Д.В. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда и М. Салливена [Текст] / Д.В. Люсин, Н.Д. Михеева // Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.В.Люсина Д.В.Ушакова. - М.: “Институт психологии РАН”, 2014. - С.119 - 129.
16. Люсина Д.В. Социальный интеллект : Теория, измерение, исследования
[Текст] / Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М., Ин-т психологии РАН, 2014. - 174 с.
17. Молчанов. С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС) и оценивания социализованности мальчиков (юношей) и (или) девочек (девушек) (ОС): Пособие для педагогических работников специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2014. - 48 с.
18. Николаева О.А. Формирование социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.А. Николаева // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время - новые решения». - Саранск, 2014. - №1.
19. Михайлова Е.С. Социальный интеллект : концепции, методики, модели, диагностика [Текст] учеб. пособие. / Е.С. Михайлова. - Спб. “Государственный университет”, 2017. - 64 с.
20. Михайлова О.А. Социальная компетентность детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта [Текст] /
О.А. Михайлова, Н.Н. Калацкая // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5-3.
21. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых дошкольников [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Беляков. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
22. Содномова Н.Б-Ц. Особенности формирования социальных компетенции* у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Н.Б.-Ц. Содномова //Теория и практика общественного развития. - 2013. - No12. - Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС». - С. 195-200.
23. Содномова Н.Б-Ц. Уровень развития социальном* компетенции у детеи* дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
[Текст] / Н.Б.-Ц. Содномова // Вестник Бурятского государственного университета. Вып. 1 Педагогика. Улан-Удэ:- Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. - С. 38-42.
24. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта [Текст] / Д.В.Ушаков //Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д.В.Люсина, Д.В.Ушакова М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11 -
28.
25. Филиппова Л.В. Развитие социальной уверенности у дошкольников
[Текст] / Л.В. Филиппова, Е.В. Прима, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова. М.: “ВЛАДОС”, 2012. - 224 с.
26. Харитонова И. В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики [Текст]: дис. . канд. психол. наук / И. В. Харитонова. Краснодар, 2014. - 176 с.
27. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: «Эйдос», 2013. - 7 с.
28. Цветков В.В. Формирование социальной компетентности сельских школьников [Текст] / В.В. Цветков. - Великий Новгород, 2014.
29. Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей [Текст]/ О.Б. Чеснокова // вопросы психологии. - 2015. - №6. - С. 35-45
30. Шаповаленко И. В. Возрастная психология [Текст] / ИВ. Шаповаленко. - Москва, ТАРДАРИКИ”, 2015. - С. 216-225
31. Шешукова О. В. Тендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников [Текст]: дис. канд. психол. наук / О. В. Шешукова. - М., 2016. - 250 с.
32. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие / А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2015. - 88 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ