Введение 3
Глава I. Современные взгляды на проблему преодоления нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 6
1.2 Особенности нарушения артикуляционной моторики у дошкольников с
дизартрией 12
1.3 Анализ методов и приемов преодоления нарушений артикуляционной
моторики 17
Выводы к главе 1 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по исследованию нарушений артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
2.1 Цель, задачи, этапы констатирующего эксперимента 22
2.2 Методики констатирующего эксперимента 23
2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента 24
Выводы к главе II 35
III. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики дошкольников с дизартрией
3.1 Теоретическое обоснование логопедической работы по формированию
артикуляционной моторики у детей с дизартрией 34
3.2 Результаты контрольного эксперимента 46
Выводы к главе III 55
Заключение 56
Список использованной литературы
Актуальность исследования. С каждым днем число детей, имеющих нарушения речи, неуклонно растет. Наиболее велик процент тех детей, у которых отмечается дизартрия, в частности минимальные дизартрические расстройства (стертая дизартрия).
В последнее время специалисты уделяют большое внимание вопросу изучения стертой дизартрии (Е.Н. Винарская, О.Г. Приходько, О.А. Токарева и др.). В многочисленных исследованиях, посвящённых состоянию речи при дизартрии, отмечаются смазанность и нечёткость звукопроизношения, различные фонационные и просодические расстройства, а также нарушение речевого дыхания и артикуляционной моторики.
В исследованиях Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Архиповой и других авторов всегда учитывается тот факт, что у детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате, которые необходимо устранять как можно раньше. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то недостатки звукопроизношения могут являться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Нарушения артикуляционной моторики у детей является достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений артикуляционной моторики. Этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель исследования: изучить особенности формирования
артикуляционной моторики у детей дошкольников с дизартрией и
разработать содержание и методы логопедической работы по формированию артикуляционной моторики.
Объект исследования: артикуляционная моторика у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: процесс преодоления нарушений
артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по преодолению нарушений артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией, будет способствовать устранению нарушений мышечного тонуса, подвижности губ и языка, а также снизит проявление патологической симптоматики.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с дизартрией
2) Изучить особенности нарушения артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
3) Провести анализ методов и приемов преодоления нарушений артикуляционной моторики
4) Провести опытно-экспериментальную работу по диагностике нарушений артикуляционной моторики у дошкольников со стертой дизартрией
5) Провести логопедическую работу по развитию артикуляционной моторики дошкольников с дизартрией
6) Определить динамику развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией после проведенной логопедической работы Методологическая база исследования: теория ЛИ. Беляковой [3] о
структуре дефекта при дизартрии, положения Т.Б. Филичевой [46] о психолого-педагогических особенностях дошкольников с дизартрией, концепция В.Н. Винарской [7] о клинических проявлениях стертой дизартрии, положение Л.В. Лопатиной о стертой форме дизартрии [22], концепция Е.Ф. Архиповой о логопедической работе по устранению
нарушений артикуляционной моторики [1], положение Е.М. Мастюковой [26] о коррекции артикуляционных расстройств при дизартрии, концепция А.В. Ястребовой о взаимодействии артикуляционной моторики и движений пальцев рук [40], положение Г.В. Чиркиной о формировании артикуляционной моторики [51].
Методы исследования:
• теоретический анализ психологической, педагогической, психолингвистической литературы;
• эмпирические методы: наблюдение за детьми на занятиях, в
процессе обследования; экспериментальные методы: разработка и
проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение особенностей артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией.
• количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования: разработать программу логопедической работы для развития артикуляционной моторики детей дошкольников с дизартрией.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №247 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. МАДОУ «Детский сад №383» Приволжского района г.Казань. МАДОУ «Детский сад № 194
комбинированного вида» Приволжского района г.Казань.
Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата вследствие органического поражения центральной нервной системы. Стёртая форма дизартрии возникает в результате микроорганических поражений в центральной нервной системе и имеет лёгкие, «стёртые» проявления дизартрии.
Для изучения особенностей артикуляционной моторики старших дошкольников было проведено специальное исследование, которое показало, что 76% дошкольников со стертой дизартрией обладают низким уровнем сформированности артикуляционной моторики, 24% - средним. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей несформированы кинетический и кинестетический оральный праксис, отмечается нарушение динамической координации движений, мышечного тонуса языка и губ: движения
артикуляционного аппарата вялые и пассивные, объем движений неполный, наблюдаются гиперкинезы, синкинезии, саливация и девиация кончика языка, трудности перехода с одного движения на другое, быстрая истощаемость, напряженность/вялость мышц артикуляционного аппарата.
Для развития артикуляционной моторики была проведена специальная логопедическая работа, которая включала два параллельных этапа:
На первом этапе проводился логопедический массаж, самомассаж и активная артикуляционная гимнастика.
На втором этапе проводились комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звуков.
Также нами была разработана памятка для родителей по выполнению артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Контрольный этап эксперимента показал, что благодаря проведенной логопедической работе у дошкольников со стертой дизартрией наблюдается высокий (80%) уровень и средний (20%) уровень сформированное™ артикуляционной моторики. У дошкольников сформировались кинетический и кинестетический оральные праксисы, движения стали точными, активными и скоординированными, объем движений стал полный, стала наблюдаться последовательность перехода от одного движения к другому. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики позволила устранить гиперкинезы и синкинезии, снизить саливацию. Лишь у 20% детей наблюдалось незначительное нарушение мышечного тонуса языка, быстрая истощаемость, медленный темп выполнения заданий.
Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена.
1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. - 254 с.
2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2016. - 240с.
3. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М., 1966. - 349 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Н.Ю. Борякова М.: Гном-Пресс.
2016. 64 с.
6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии / Т.Г. Визель. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия. Серия: Библиотека логопеда / Е.Н.
Винарская,- М.: АСТ, 2005. - 64 с.
8. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 144с.
9. Воронина Л.П. Картотеки артикуляционной и дыхательной
гимнастики, массажа и самомассажа / Л.П. Воронина, Н.А. Червякова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 80с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.
Выготский - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
11. Гаврина С.Е. Дизартрия у детей / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». - 2008 - 80 с.
12. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 123с.
13. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
14. Дьякова Н.В. Логопедический массаж / Н.В. Дьякова — М.: Академия,
2012. - 87с.
15. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика / Д.В. Зайцев. - Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института. 2000. - 40 с.
16. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2006. - 384с.
17. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии /
В.А. Киселева. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 145с.
18. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 2013. - 143 с.
19. Корнеева И.В. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. - Изд.
2- е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 95 с.
20. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие / Е. Н. Краузе. - СПб.: Корона. Век, 2016. - 80 с.
21. Крупенчук О.И. Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2013. - 122с.
22. Лопатина Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб.: «СОЮЗ», 2010. - 193с.
23. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб.: Союз, 2015. - 192 с.
24. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение / И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 2016. - 256с.
25. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы / А.Р. Лурия - М.: Педагогика, 1970. - 495 с.
26. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития / Е.М. Мастюкова //Дефектология № 3, 2007. - С. 3 - 9.
27. Мастюкова Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. — М.: ВЛАДОС. - 2014. - 225с.
28. Медведева Е.Ю., Образумова А.Н. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Е.Ю. Медведева, А.Н. Образумова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №1-7. - С.87-89
29. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Н.В. Нищева. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. - 352 с.
30. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения/ Е.В. Новикова. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. — 496 с.
31. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции / О.А. Новиковская. — М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. — 206с.
32. Ованова Т.Н. Домик Веселого Язычка (пособие для ознакомления детей с артикуляционным аппаратом) / Т.Н. Ованова // Логопед. - 2012. - №4. - С.76-78
33. Питерси М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского / М. Питерси, Р. Трилор. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2015. — 168 стр.
34. Польшина М.А. Коррекция стертой дизартрии у старших
дошкольников средствами логопедического массажа в сборнике
Теоретические и практические аспекты научных исследований / Под ред. А.И. Вострецова. - 2017. - С.648-654
35. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. - М.: Каро, 2008. - 138 с.
36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб.пособие
для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.:
Издательский центр "Академия". 2012. - 160 с.
37. Репина З.А. Опосредованная артикуляционная гимнастика / З.А. Репина, А.В. Доросинская. — УрГПУ. Екатеринбург. - 2014. - 98с.
38. Свинар Е.В., Манина Ю.Г. Влияние комплекса артикуляционной, пальчиковой и кинезиологической гимнастик на развитие речи детей 6-7 лет / Е.В. Свинар, Ю.Г. Манина // Научный поиск. - 2014. - № 4.1. - С.56-58
39. Соботович Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их 64 диагностики/ Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская/Дефектология. 1974. - №4. - С.23-28
40. Спирова Л.Ф. О детях с нарушениями речи / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 186с.
41. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М.: Знание, 1978. - 96 с.
42. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 144с.
43. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 №1155.
44. Фетисова М.В. Приемы игровой оптимизации при проведении массажа артикуляционного аппарата / М.В. Фетисова // Логопед. - 2011. - №3. -
С.100-105
45. Филиппова Е.Н. Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией / Е.Н.
Филиппова в сборнике: Наука сегодня: теория, методология, практика, проблематика. - 2014. - С.39-43
46. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
47. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. - С.36-40.
48. Хрестоматия по логопедии: В 2тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656с.
49. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. - Нижний Новгород: Издательство «ФЛОКС», 2005. 2-е издание - 33с.
50. Чернышева А.Ю., Тенкачева Т.Р. Содержание работы по развитию моторной сферы у обучающихся дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии / А.Ю. Чернышева, Т.Р. Тенкачева в сборнике: Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи VI Всероссийской конференции с международным участием. - 2015. - С.161-164
51. Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. / Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение. - 2009. - 244с.
52. Широкова Г.А. Практикум детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 314с.