Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативного
взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями 7
1.1. Особенности понятия «коммуникативное взаимодействие» 7
1.2. Особенности коммуникативного взаимодействия школьников с
бисенсорными нарушениями 11
1.3. Использование альтернативных методов в обучении
коммуникативному взаимодействию школьников с бисенсорными нарушениями 16
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными
нарушениями 23
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Организация коррекционно -развивающей работы по обучению школьников с биснсорными нарушениями коммуникативному
взаимодействию 35
3.1 Организация и содержание формирующего этапа эксперемента 35
3.2. Организация и содержание контрольного этапа эксперимента 38
Вывод по 3 главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Актуальность исследования. Всестороннее развитие ребенка обусловлено не только требованиями современных образовательных стандартов, но и активным включением в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку одним из условий эффективной адаптации является овладение коммуникативной функцией речи, обучение школьников с бисенсорными нарушениями взаимодействию в процессе коммуникации приобретает особую значимость.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья резко ограничены спецификой дефекта. В ситуации слепоглухоты достаточный уровень развития общения приобретает особую значимость, поскольку овладение этим средством взаимодействия позволяет слепоглухому эффективно адаптироваться в социуме. При этом до последнего времени специфика овладения коммуникацией школьниками с бисенсорными нарушениями специально не изучалась. Однако, определенные исследования по проблемам общения детей,имеющих другие сенсорные нарушения, проводились как отечественными, так и зарубежными учеными (Г. Петрова, В. Петшак, М.М. Нудельман, Э. Вийтар, И.М. Соловьев, П.М. Чалюбовский,
S.Gregory, A.R. Lederberg).
Кроме того, известно, что школьникам с бисенсорными нарушениями больше всего не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях. Поэтому для овладения ребенком с бисенсорными нарушениями речью и навыками коммуникации необходима языковая среда, где все действия, эмоциональные состояния, оценка и мотивы, а также совместное действие выражены через слово. Если языковая среда отсутствует, то ее необходимо
На сегодняшний день, в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В процессе обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с имеющими сложные комплексные нарушения развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность всестороннего развития личности ребенка, его воспитания и обучения.
Цель исследования: разработать и апробировать «аудиовизуальный курс» обучения школьников с бисенсорными нарушениями коммуникативному взаимодействию в моделируемой учителем-логопедом деятельности.
Объект исследования: коммуникативное взаимодействие
школьников.
Предмет исследования: обучение коммуникативному
взаимодействию школьников с бисенсорными нарушениями.
Для достижения цели научно-исследовательской работы было выделено 3 задачи:
1) проанализировать современную отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями в процессе взаимодействия со сверстниками и учителями;
3) разработать «аудиовизуальный курс» и внедрить его в коррекционно-образовательный процесс.
Гипотеза исследования: использование «аудиовизуального курса» в моделируемой учителем-логопедом деятельности в процессе обучения школьников с бисенсорными нарушениями повысит уровень сформированности у них навыков коммуникативного взаимодействия. Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме исследования; изучение медицинской документации, личных дел и историй развития детей; изучение отчетов педагогов и родителей;
2) Эмпирические методы: наблюдение за процессом
коммуникативного взаимодействия школьников со сверстниками и учителями; беседа с родителями, педагогами; проведение констатирующего, формирующего эксперимента;
3) Интерпретационные методы: количественный анализ: подсчет полученных данных; качественный анализ: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
Практическая значимость: разработанные в процессе
формирующего эксперимента аудиовизуальные курсы, оформленные в методическое пособие, имеют практический интерес для логопедов, психологов, дефектологов и могут быть применены в коррекционнообразовательном процессе.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы, содержащиеся в научно-исследовательской работе, отражены в четырех опубликованных научных статьях:
• VII Всероссийский научно-исследовательская конференция студентов и молодых ученых «Мир без границ: актуальные
проблемы современного инклюзивного образования», 11 декабря 2017г., СГПИ, Ставрополь.
• Всероссийский (с международным участием) форум «Открытый мир: объединяем усилия», 12-14 декабря 2017г., ПГГПУ, г. Пермь;
• Международная конференция «Эволюция слепоглухоты и что из этого следует», 3-4 апреля 2018г, БФ «Со-единение», г. Москва (стендовый доклад);
• Итоговая научно-образовательная конференция студентов К(П)ФУ в секции «Коррекционно-развивающие технологии в логопедии», г. Казань;
• XII Международная научно - образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», г. Казань.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Организация коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативного взаимодействия с использованием АВК при правильном педагогическом систематическом и целенаправленном руководстве оказала существенное влияние на развитие речи школьника с бисенсорными нарушениями, повысить уровень его познавательной деятельности.
У школьников с бисенсорными нарушениями наблюдается положительная динамика в применении лицевой экспрессии в процессе коммуникативного взаимодействия, а значит улучшение качества восприятия друг друга. Наблюдается качественный прирост взаимной оценки друг друга, так как школьники достигли базового уровня по данному показателю.
Умение школьники с бисенсорными нарушениями найти выход из предлагаемых конфликтных ситуаций говорит об эффективности усвоения аудиовизуальных курсов, а также об умении применять изученный материал в процессе коммуникативного взаимодействия.
Участники эксперимента улучшили показатели в понимании вариативности речевых ситуаций и позиций участников процесса коммуникативного взаимодействия. Однако школьники с бисенсорными нарушениями все еще нуждаются в сопроводительной помощи.
Для достижения цели научно-исследовательской работы поэтапно решались задачи: проанализировать современную отечественную и
зарубежную литературу по проблеме исследования; выявить особенности коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями; разработать аудиовизуальные курсы и внедрить их в коррекционно-образовательный процесс.
При решении первой задачи было выявлено содержание термина «коммуникативное взаимодействие» и определена его структура: восприятие людьми друг друга (перцепция); взаимная оценка друг друга; совместное действие (интеракция) - сотрудничество, соперничество, конфликт и т.п.
При решении второй задачи, с целью выявления особенностей коммуникативного взаимодействия, был проведен констатирующий эксперимент, по результатам которого было получено следующее. Для школьников с бисенсорными нарушениями характерно: отсутствие
лицевой экспрессии в коммуникативном процессе; затруднения в понимании информативной стороны коммуникации; трудности в понимании существования различных позиций на ситуацию, вариативность ситуации и позиций участников общения; бедность языковых средств; минимальная вербализация высказывания.
Полученные данные коррелируются как с отечественными, так и с зарубежными исследованиями.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные легли в основу разработки аудиовизуальных курсов (АВК). АВК формирует речевую базу, которая даёт возможность школьникам с бисенсорными нарушениями ежедневно самостоятельно воспринимать простые выражения на слуховой и слухозрительной основе.
Так как уроки на основе АВК всегда направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни детей, школьники с бисенсорными нарушениями активнее и эффективнее включаются в социум.
Данные контрольного эксперимента подтвердили гипотезу научно - исследовательской работы. Задачи решены успешно, цель достигнута. Школьники с бисенсорными нарушениями, благодаря урокам с использованием АВК повысили уровень всех компонентов коммуникативного взаимодействия: восприятия друг друга, взаимная оценка друг друга, совместное действие.
1. Carrera A, Alonso A, de la Rosa R, Abril EJ. Sensing Performance of a Vibrotactile Glove for Deaf-Blind People/ Carrera A, Alonso A, de la Rosa R, Abril EJ // APPLIED SCIENCES-BASEL. - APR 2017. - DOI: 10.3390/app7040317
2. http://cfcs.us/
3. Nigmatullina I.A, Inevatkina S.E, Zolotkova E.V, Features of correctional development work in the sensory room with children with disabilities//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.309-315
4. Zalyaeva L. D., Nigmatullina I. A. Speech-communicative sphere as a factor of forming preparedness for prediction in junior schoolchildren with speech disorders / L. D. Zalyaeva , I. A. Nigmatullina // The The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. - 2017. - DecSE. -Р. 1556 - 1561. - DOI NO: 10.7456/1070DSE/131
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001
6. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / А.И.Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 46с.
7. Ахметзянова А.И., Нигматуллина И.А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А.И.Ахметзянова, И.А.Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - 2(38). - С. 105-114.
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
9. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д., Парагматика человеческих
коммуникаций: изучение паттернов, паталогий и парадоксов
взаимодействия. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2000. 320 с.
10. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие / Н.Н. Вересов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.--соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 222,[1] с.
11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с: ил.
12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Изд.: Питер, 2009. — 576 с.
13. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336
14. Корн, А. Л. Когда у вас в классе есть зрительно аномальный ребенок" [Текст]: рекомендации учителям : пер. с англ./ А. Л. Корн, А. Матвинес. - СПб.: САТЕЛ'Л, 1995.- 34 с.
15. Леоньтев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
16. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж, 1997. С. 87—150.
17. Методологические проблемы социальной психологии. - М.:
Издательство «Наука», 1975. - С. 124- 135.
18. Молчанова Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Кострома, 2005 163 с. РГБ ОД, 61:05-19/625
19. Мясищев В.Н. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Знание, 1979. - 509с.
20. Нигматуллина, И. А. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности / И. А. Нигматуллина, Ф. Р. Яппарова // Образование и личность: разнообразие зон развития: сборник междунар. науч.-практической конф. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования«, редакционно-издательский цент «Школа«, 2017. - С. 79-81.
21. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
22. Психология глухих детей / Под ред. Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. Я. Яшковой, И. М. Соловьевой. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с
23. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. — М. : Парадигма, 2010. — 191 с. : ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).
24. С.В. Хребина Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии, журнал «Известия Южного федерального университета. Технические науки», 2006 г
25. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица. Москва, АПКиППРО, 2007. - 17 с.
26. Сурдопедагогика/ Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
27. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне
основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
28. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения : учебнометодическое пособие" / Л. В. Фомичева. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.
29.Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие.- М., Национальный книжный центр, 2011.- 192 с.
ЗО.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20.