Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ С БИСЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КОММУНИКАТИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В МОДЕЛИРУЕМОЙ УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №44445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникативного
взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями 7
1.1. Особенности понятия «коммуникативное взаимодействие» 7
1.2. Особенности коммуникативного взаимодействия школьников с
бисенсорными нарушениями 11
1.3. Использование альтернативных методов в обучении
коммуникативному взаимодействию школьников с бисенсорными нарушениями 16
Вывод по 1 главе 21
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными
нарушениями 23
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 27
Вывод по 2 главе 33
Глава 3. Организация коррекционно -развивающей работы по обучению школьников с биснсорными нарушениями коммуникативному
взаимодействию 35
3.1 Организация и содержание формирующего этапа эксперемента 35
3.2. Организация и содержание контрольного этапа эксперимента 38
Вывод по 3 главе 44
Заключение 45
Список литературы 47



Актуальность исследования. Всестороннее развитие ребенка обусловлено не только требованиями современных образовательных стандартов, но и активным включением в социум лиц с ограниченными возможностями здоровья. Поскольку одним из условий эффективной адаптации является овладение коммуникативной функцией речи, обучение школьников с бисенсорными нарушениями взаимодействию в процессе коммуникации приобретает особую значимость.
Развитие коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья резко ограничены спецификой дефекта. В ситуации слепоглухоты достаточный уровень развития общения приобретает особую значимость, поскольку овладение этим средством взаимодействия позволяет слепоглухому эффективно адаптироваться в социуме. При этом до последнего времени специфика овладения коммуникацией школьниками с бисенсорными нарушениями специально не изучалась. Однако, определенные исследования по проблемам общения детей,имеющих другие сенсорные нарушения, проводились как отечественными, так и зарубежными учеными (Г. Петрова, В. Петшак, М.М. Нудельман, Э. Вийтар, И.М. Соловьев, П.М. Чалюбовский,
S.Gregory, A.R. Lederberg).
Кроме того, известно, что школьникам с бисенсорными нарушениями больше всего не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях. Поэтому для овладения ребенком с бисенсорными нарушениями речью и навыками коммуникации необходима языковая среда, где все действия, эмоциональные состояния, оценка и мотивы, а также совместное действие выражены через слово. Если языковая среда отсутствует, то ее необходимо
На сегодняшний день, в коррекционном образовании актуальна проблема ранней комплексной реабилитации обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В процессе обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с имеющими сложные комплексные нарушения развития, приоритетное направление имеет компенсация нарушенных функций, что обеспечивает возможность всестороннего развития личности ребенка, его воспитания и обучения.
Цель исследования: разработать и апробировать «аудиовизуальный курс» обучения школьников с бисенсорными нарушениями коммуникативному взаимодействию в моделируемой учителем-логопедом деятельности.
Объект исследования: коммуникативное взаимодействие
школьников.
Предмет исследования: обучение коммуникативному
взаимодействию школьников с бисенсорными нарушениями.
Для достижения цели научно-исследовательской работы было выделено 3 задачи:
1) проанализировать современную отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями в процессе взаимодействия со сверстниками и учителями;
3) разработать «аудиовизуальный курс» и внедрить его в коррекционно-образовательный процесс.
Гипотеза исследования: использование «аудиовизуального курса» в моделируемой учителем-логопедом деятельности в процессе обучения школьников с бисенсорными нарушениями повысит уровень сформированности у них навыков коммуникативного взаимодействия. Методы исследования:
1) Теоретические методы: анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме исследования; изучение медицинской документации, личных дел и историй развития детей; изучение отчетов педагогов и родителей;
2) Эмпирические методы: наблюдение за процессом
коммуникативного взаимодействия школьников со сверстниками и учителями; беседа с родителями, педагогами; проведение констатирующего, формирующего эксперимента;
3) Интерпретационные методы: количественный анализ: подсчет полученных данных; качественный анализ: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев.
Практическая значимость: разработанные в процессе
формирующего эксперимента аудиовизуальные курсы, оформленные в методическое пособие, имеют практический интерес для логопедов, психологов, дефектологов и могут быть применены в коррекционнообразовательном процессе.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы, содержащиеся в научно-исследовательской работе, отражены в четырех опубликованных научных статьях:
• VII Всероссийский научно-исследовательская конференция студентов и молодых ученых «Мир без границ: актуальные
проблемы современного инклюзивного образования», 11 декабря 2017г., СГПИ, Ставрополь.
• Всероссийский (с международным участием) форум «Открытый мир: объединяем усилия», 12-14 декабря 2017г., ПГГПУ, г. Пермь;
• Международная конференция «Эволюция слепоглухоты и что из этого следует», 3-4 апреля 2018г, БФ «Со-единение», г. Москва (стендовый доклад);
• Итоговая научно-образовательная конференция студентов К(П)ФУ в секции «Коррекционно-развивающие технологии в логопедии», г. Казань;
• XII Международная научно - образовательная конференция «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика», г. Казань.
Научно-исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Организация коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативного взаимодействия с использованием АВК при правильном педагогическом систематическом и целенаправленном руководстве оказала существенное влияние на развитие речи школьника с бисенсорными нарушениями, повысить уровень его познавательной деятельности.
У школьников с бисенсорными нарушениями наблюдается положительная динамика в применении лицевой экспрессии в процессе коммуникативного взаимодействия, а значит улучшение качества восприятия друг друга. Наблюдается качественный прирост взаимной оценки друг друга, так как школьники достигли базового уровня по данному показателю.
Умение школьники с бисенсорными нарушениями найти выход из предлагаемых конфликтных ситуаций говорит об эффективности усвоения аудиовизуальных курсов, а также об умении применять изученный материал в процессе коммуникативного взаимодействия.
Участники эксперимента улучшили показатели в понимании вариативности речевых ситуаций и позиций участников процесса коммуникативного взаимодействия. Однако школьники с бисенсорными нарушениями все еще нуждаются в сопроводительной помощи.
Для достижения цели научно-исследовательской работы поэтапно решались задачи: проанализировать современную отечественную и
зарубежную литературу по проблеме исследования; выявить особенности коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями; разработать аудиовизуальные курсы и внедрить их в коррекционно-образовательный процесс.
При решении первой задачи было выявлено содержание термина «коммуникативное взаимодействие» и определена его структура: восприятие людьми друг друга (перцепция); взаимная оценка друг друга; совместное действие (интеракция) - сотрудничество, соперничество, конфликт и т.п.
При решении второй задачи, с целью выявления особенностей коммуникативного взаимодействия, был проведен констатирующий эксперимент, по результатам которого было получено следующее. Для школьников с бисенсорными нарушениями характерно: отсутствие
лицевой экспрессии в коммуникативном процессе; затруднения в понимании информативной стороны коммуникации; трудности в понимании существования различных позиций на ситуацию, вариативность ситуации и позиций участников общения; бедность языковых средств; минимальная вербализация высказывания.
Полученные данные коррелируются как с отечественными, так и с зарубежными исследованиями.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные легли в основу разработки аудиовизуальных курсов (АВК). АВК формирует речевую базу, которая даёт возможность школьникам с бисенсорными нарушениями ежедневно самостоятельно воспринимать простые выражения на слуховой и слухозрительной основе.
Так как уроки на основе АВК всегда направлены на развитие диалогической речи с использованием ситуаций из повседневной жизни детей, школьники с бисенсорными нарушениями активнее и эффективнее включаются в социум.
Данные контрольного эксперимента подтвердили гипотезу научно - исследовательской работы. Задачи решены успешно, цель достигнута. Школьники с бисенсорными нарушениями, благодаря урокам с использованием АВК повысили уровень всех компонентов коммуникативного взаимодействия: восприятия друг друга, взаимная оценка друг друга, совместное действие.



1. Carrera A, Alonso A, de la Rosa R, Abril EJ. Sensing Performance of a Vibrotactile Glove for Deaf-Blind People/ Carrera A, Alonso A, de la Rosa R, Abril EJ // APPLIED SCIENCES-BASEL. - APR 2017. - DOI: 10.3390/app7040317
2. http://cfcs.us/
3. Nigmatullina I.A, Inevatkina S.E, Zolotkova E.V, Features of correctional development work in the sensory room with children with disabilities//International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol.11, Is.3. - P.309-315
4. Zalyaeva L. D., Nigmatullina I. A. Speech-communicative sphere as a factor of forming preparedness for prediction in junior schoolchildren with speech disorders / L. D. Zalyaeva , I. A. Nigmatullina // The The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. - 2017. - DecSE. -Р. 1556 - 1561. - DOI NO: 10.7456/1070DSE/131
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001
6. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / А.И.Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2017. - 46с.
7. Ахметзянова А.И., Нигматуллина И.А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А.И.Ахметзянова, И.А.Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - 2(38). - С. 105-114.
8. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
9. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д., Парагматика человеческих
коммуникаций: изучение паттернов, паталогий и парадоксов
взаимодействия. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭСКМО-Пресс, 2000. 320 с.
10. Вересов Н.Н. Психология управления: учеб. пособие / Н.Н. Вересов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.--соц. ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 222,[1] с.
11. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 272 с: ил.
12. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Изд.: Питер, 2009. — 576 с.
13. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А.Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336
14. Корн, А. Л. Когда у вас в классе есть зрительно аномальный ребенок" [Текст]: рекомендации учителям : пер. с англ./ А. Л. Корн, А. Матвинес. - СПб.: САТЕЛ'Л, 1995.- 34 с.
15. Леоньтев А.Н. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
16. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Москва - Воронеж, 1997. С. 87—150.
17. Методологические проблемы социальной психологии. - М.:
Издательство «Наука», 1975. - С. 124- 135.
18. Молчанова Н.В. Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Кострома, 2005 163 с. РГБ ОД, 61:05-19/625
19. Мясищев В.Н. Проблемы онтогенеза общения. -М.: Знание, 1979. - 509с.
20. Нигматуллина, И. А. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности / И. А. Нигматуллина, Ф. Р. Яппарова // Образование и личность: разнообразие зон развития: сборник междунар. науч.-практической конф. - Казань: НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования«, редакционно-издательский цент «Школа«, 2017. - С. 79-81.
21. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых. -Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1 - 174 с.
22. Психология глухих детей / Под ред. Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н. Я. Яшковой, И. М. Соловьевой. - М.: Педагогика, 1971. - 448 с
23. Руленкова Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога / Л. И. Руленкова. — М. : Парадигма, 2010. — 191 с. : ил., табл. — (Специальная коррекционная педагогика).
24. С.В. Хребина Понятие «взаимодействие» как базовая категория педагогической психологии, журнал «Известия Южного федерального университета. Технические науки», 2006 г
25. Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Эмоциональные лица. Москва, АПКиППРО, 2007. - 17 с.
26. Сурдопедагогика/ Под ред. М.И. Никитиной. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.
27. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне
основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачёвой.- М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
28. Фомичева, Л. В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения: Офтальмологические и гигиенические аспекты охраны и развития зрения : учебнометодическое пособие" / Л. В. Фомичева. - СПб.: КАРО, 2007. - 256 с.
29.Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: Изучение, диагностика, развитие.- М., Национальный книжный центр, 2011.- 192 с.
ЗО.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6-20.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ