ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы коррекции нарушений артикуляционной
моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией 7
1.1. Современные научные представления о симптоматике и структуре
речевого дефекта при дизартрии 7
1.2 Специфика нарушений артикуляционной моторики у детей с
дизартрией 18
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование уровня развития
артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией .... 28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования уровня развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе II 34
Глава III. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой формой
дизартрии 35
3.1. Характеристика выборки и методы исследования уровня развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 35
3.3 Анализ результатов исследования уровня развития
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 48
Выводы по Главе 3 52
Заключение 53
Список литературы
Глава I. Теоретические основы коррекции нарушений артикуляционной
моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией 7
1.1. Современные научные представления о симптоматике и структуре
речевого дефекта при дизартрии 7
1.2 Специфика нарушений артикуляционной моторики у детей с
дизартрией 18
Выводы по главе 1 26
Глава II. Эмпирическое исследование уровня развития
артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с дизартрией .... 28
2.1 Характеристика выборки и методы исследования уровня развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 30
Выводы по главе II 34
Глава III. Логопедическая работа по развитию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой формой
дизартрии 35
3.1. Характеристика выборки и методы исследования уровня развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 35
3.3 Анализ результатов исследования уровня развития
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 48
Выводы по Главе 3 52
Заключение 53
Список литературы
Актуальность. Актуальность и практический аспект данной темы исследования определяется тем, что количество детей с нарушениями артикуляционной моторики растет с каждым годом. Нарушения произношения при дизартрии обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата, при котором артикуляционная моторика не формируется полноценно, что делает невозможным появление правильной чистой речи, необходимой для успешной социализации ребёнка в группе детского сада.
При нарушении артикуляционной моторики страдает вся произносительная сторона речи, из-за чего у ребенка возникают проблемы в формировании психических процессов, таких как мышление, память, воображение. У детей по мере взросления развивается комплекс неполноценности, который выражается в трудностях общения со сверстниками.
Для развития правильной речи дети с дизартрией нуждаются в длительной, систематической и индивидуальной логопедической помощи. Для этого логопедическая работа должна иметь комплексный характер. Также результат исправления дефектов речи во многом зависит от того рано или поздно начата коррекционная работа.
Однако многие дети с данным диагнозом в связи с нехваткой мест в коррекционных логопедических садах оказываются в общеобразовательных группах. Логопедической помощи, которая оказывается в массовых детских садах, детям с дизартрией недостаточно. В связи с этим встаёт вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие артикуляционной моторики у детей данной группы. Нарушения артикуляционной моторики у детей с дизартрией играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности:
фонетики, фонематики, лексики, грамматики, которые в будущем могут создать проблемы в усвоении школьного материала.
Цель исследования: выявить уровень развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, провести коррекционную работу и проверить ее эффективность.
Задачами выпускной квалификационной работы в связи с указанной целью являются:
1. Изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме развития моторной сферы у детей с дизартрией.
2. Проанализировать и подобрать специальные методики по диагностике уровня развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией
3. Провести обследования артикуляционной моторики у детей с дизартрией и проанализировать полученные результаты.
4. Провести логопедическую работу по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
5. Сравнить полученные результаты до и после проведенной логопедической работы по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Объект исследования - артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза: предполагается что, систематическое проведение
логопедических занятий со старшими дошкольниками с дизартрией по развитию артикуляционной моторики позволит им улучшить состояние кинестетического и кинетического праксисов, сформировать навык самоконтроля за положением органов артикуляции, развить статическую и динамическую организации движений органов артикуляционного аппарата.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, классификации, обобщения, сравнения полученных результатов, математическая обработка данных.
Методологические основания исследовательской работы:
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е. Лубовский В. И);
- научные представления о симптоматике, механизмах и структуре речевого дефекта при дизартрии (О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В.Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б.Эйдинова);
- положения и исследования процессов формирования артикуляционной моторики (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина О.В. Правдина, О.А. Токарева);
- разработка методик коррекционной работы для детей с дизартрией (Бондаренко, А.К. Воронина, Л.П. Киселева, В.А. Корнеева, И.В. Лазаренко, О.И. Лопатина, Л.В. Михайленко, Н.Я. Османова, Г.А. Пожиленко, Е.А. Лалаева).
Практической значимостью выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций для коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях общеобразовательных детских садов.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, 3 главы, заключение и список литературы.
При нарушении артикуляционной моторики страдает вся произносительная сторона речи, из-за чего у ребенка возникают проблемы в формировании психических процессов, таких как мышление, память, воображение. У детей по мере взросления развивается комплекс неполноценности, который выражается в трудностях общения со сверстниками.
Для развития правильной речи дети с дизартрией нуждаются в длительной, систематической и индивидуальной логопедической помощи. Для этого логопедическая работа должна иметь комплексный характер. Также результат исправления дефектов речи во многом зависит от того рано или поздно начата коррекционная работа.
Однако многие дети с данным диагнозом в связи с нехваткой мест в коррекционных логопедических садах оказываются в общеобразовательных группах. Логопедической помощи, которая оказывается в массовых детских садах, детям с дизартрией недостаточно. В связи с этим встаёт вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие артикуляционной моторики у детей данной группы. Нарушения артикуляционной моторики у детей с дизартрией играет большую роль в формировании и развитии всех компонентов речевой деятельности:
фонетики, фонематики, лексики, грамматики, которые в будущем могут создать проблемы в усвоении школьного материала.
Цель исследования: выявить уровень развития артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, провести коррекционную работу и проверить ее эффективность.
Задачами выпускной квалификационной работы в связи с указанной целью являются:
1. Изучить специальную логопедическую литературу, посвященную проблеме развития моторной сферы у детей с дизартрией.
2. Проанализировать и подобрать специальные методики по диагностике уровня развития артикуляционной моторики у детей с дизартрией
3. Провести обследования артикуляционной моторики у детей с дизартрией и проанализировать полученные результаты.
4. Провести логопедическую работу по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
5. Сравнить полученные результаты до и после проведенной логопедической работы по развитию артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Объект исследования - артикуляционная моторика у детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Гипотеза: предполагается что, систематическое проведение
логопедических занятий со старшими дошкольниками с дизартрией по развитию артикуляционной моторики позволит им улучшить состояние кинестетического и кинетического праксисов, сформировать навык самоконтроля за положением органов артикуляции, развить статическую и динамическую организации движений органов артикуляционного аппарата.
Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, классификации, обобщения, сравнения полученных результатов, математическая обработка данных.
Методологические основания исследовательской работы:
- о системном подходе к анализу речевых нарушений (Левина Р.Е. Лубовский В. И);
- научные представления о симптоматике, механизмах и структуре речевого дефекта при дизартрии (О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В.Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б.Эйдинова);
- положения и исследования процессов формирования артикуляционной моторики (Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина О.В. Правдина, О.А. Токарева);
- разработка методик коррекционной работы для детей с дизартрией (Бондаренко, А.К. Воронина, Л.П. Киселева, В.А. Корнеева, И.В. Лазаренко, О.И. Лопатина, Л.В. Михайленко, Н.Я. Османова, Г.А. Пожиленко, Е.А. Лалаева).
Практической значимостью выпускной квалификационной работы заключается в составлении наиболее эффективных рекомендаций для коррекции артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях общеобразовательных детских садов.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, 3 главы, заключение и список литературы.
Среди детей дошкольного возраста часто встречающимся речевым нарушением является легкая форма дизартрии. Данная речевая патология проявляется в нарушении фонетической и просодической сторон речи.
Легкая форма дизартрии возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции [2; 3; 5; 24; 26].
Нарушения моторных функций при легкой форме дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексикограмматической сторон речи, которые в будущем могут затруднить процесс школьного обучения детей.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционнологопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия [9;12;18;28;41].
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В. Правдина,
О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б. Эйдинова [1; 2; 25; 26; 27; 38].
Анализ теоретических источников показывает, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
В ходе выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии.
В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии. Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [2].
Проанализировав результаты обследования детей с речевыми нарушениями, был сделан вывод, что у детей с легкой формой дизартрии наблюдаются значительные отклонения в развитии артикуляционной моторики. У большинства детей с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции и мимических мышц, нарушен тонус мышц лица и языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции.
Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Т.к. легкую форму дизартрии у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа. К сожалению, не все дети с речевыми нарушениями попадают в логопедические детские сады. Многие дети со стёртой дизартрией остаются в массовых группах, а логопедическая помощь, оказываемая детям данной группы, является недостаточной. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по развитию артикуляционной и мимической моторики у детей данной группы.
В основу логопедической работы положены принципы развития, дифференцированного подхода, учёта ведущего вида деятельности и опоры на закономерности онтогенетического развития.
Логопедическая работа по устранению нарушений в речевой моторике разделена на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.
На подготовительном этапе происходило знакомство с частями лица и органами артикуляции. Здесь осваиваются приёмы логопедического самомассажа, простые статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики, отдельные упражнениям мимической гимнастики.
На основном этапе продолжается работа первого этапа с некоторыми усложнениями: выполняется серия артикуляционных движений,
воспроизводятся мимикой эмоциональные состояния.
На итоговом этапе происходит закрепление полученных моторных умений без зрительного контроля.
Логопедическая работа была рассчитана на шесть месяцев, в течение которых коррекция проводилась 2 раза в неделю во второй половине дня.
В ходе эксперимента детей разделили на две группы. С одной группой детей проводилась экспериментальная логопедическая работа. После логопедической коррекции обе группы были вновь обследованы. Результаты обследования были занесены в таблицы.
У детей из экспериментальной группы наблюдаются включения в речевую деятельность новых групп мышц, увеличение объема и амплитуды артикуляционных упражнений, увеличение интенсивности ранее включенных мышц, уменьшение слюнотечения, нормализация мышечного тонуса.
Подводя итог исследованию, касающемуся коррекции артикуляционной моторики, был сделан вывод об эффективности применяемой методики логопедической работы, так как результаты обследования экспериментальной группы дали значительное улучшение показателей по всем параметрам.
Легкая форма дизартрии возникает в результате минимального органического поражения центральной нервной системы, а именно тех мозговых структур, которые отвечают за организацию движений органов артикуляции [2; 3; 5; 24; 26].
Нарушения моторных функций при легкой форме дизартрии отрицательно влияют на формирование фонематической и лексикограмматической сторон речи, которые в будущем могут затруднить процесс школьного обучения детей.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционнологопедического воздействия на ребенка с дизартрией и, эффективность этого воздействия [9;12;18;28;41].
Проблемы дизартрии изучались такими авторами, как О.В. Правдина,
О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б. Эйдинова [1; 2; 25; 26; 27; 38].
Анализ теоретических источников показывает, что дизартрия представляет собой расстройство речи, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности.
В ходе выпускной квалификационной работы было проведено экспериментальное исследование состояния артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии.
В констатирующем эксперименте принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии. Для проведения обследования была использована методика Е.Ф.Архиповой, которая предназначена для детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии [2].
Проанализировав результаты обследования детей с речевыми нарушениями, был сделан вывод, что у детей с легкой формой дизартрии наблюдаются значительные отклонения в развитии артикуляционной моторики. У большинства детей с минимальными дизартрическими расстройствами снижен объём движений органов артикуляции и мимических мышц, нарушен тонус мышц лица и языка, а также снижена кинестетическая чувствительность в области артикуляции.
Чем раньше будет начата коррекционная работа, тем выше будет её результат. Т.к. легкую форму дизартрии у многих детей диагностируют после пяти лет, для устранения моторных нарушений детей необходима каждодневная логопедическая работа. К сожалению, не все дети с речевыми нарушениями попадают в логопедические детские сады. Многие дети со стёртой дизартрией остаются в массовых группах, а логопедическая помощь, оказываемая детям данной группы, является недостаточной. В связи с этим возникает потребность в разработке проекта по развитию артикуляционной и мимической моторики у детей данной группы.
В основу логопедической работы положены принципы развития, дифференцированного подхода, учёта ведущего вида деятельности и опоры на закономерности онтогенетического развития.
Логопедическая работа по устранению нарушений в речевой моторике разделена на три этапа: подготовительный, основной и итоговый.
На подготовительном этапе происходило знакомство с частями лица и органами артикуляции. Здесь осваиваются приёмы логопедического самомассажа, простые статические и динамические упражнения артикуляционной гимнастики, отдельные упражнениям мимической гимнастики.
На основном этапе продолжается работа первого этапа с некоторыми усложнениями: выполняется серия артикуляционных движений,
воспроизводятся мимикой эмоциональные состояния.
На итоговом этапе происходит закрепление полученных моторных умений без зрительного контроля.
Логопедическая работа была рассчитана на шесть месяцев, в течение которых коррекция проводилась 2 раза в неделю во второй половине дня.
В ходе эксперимента детей разделили на две группы. С одной группой детей проводилась экспериментальная логопедическая работа. После логопедической коррекции обе группы были вновь обследованы. Результаты обследования были занесены в таблицы.
У детей из экспериментальной группы наблюдаются включения в речевую деятельность новых групп мышц, увеличение объема и амплитуды артикуляционных упражнений, увеличение интенсивности ранее включенных мышц, уменьшение слюнотечения, нормализация мышечного тонуса.
Подводя итог исследованию, касающемуся коррекции артикуляционной моторики, был сделан вывод об эффективности применяемой методики логопедической работы, так как результаты обследования экспериментальной группы дали значительное улучшение показателей по всем параметрам.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами
технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематического
слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с
лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа
по формированию навыков звукового анализа
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по коррекции нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по профилактике нарушений письма у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



