Введение 5
1 Методологические основы управления интеллектуальной собственностью 8
1.1 Теоретические основы интеллектуальной собственности 8
1.2 Коммерческое использование интеллектуальной собственности как источник
образования ее стоимости 14
1.3 Проблема стоимостной оценки интеллектуальной собственности в организации. 17
1.4 Основы управления ИС в организации 20
2 Анализ системы управления интеллектуальной собственностью и структуры
интеллектуальной собственности 27
2.1 Капитализация организации, нематериальные активы и интеллектуальная
собственность 27
2.2 Образование и изменение стоимости интеллектуальной собственности 30
2.3 Принципы определения стоимости интеллектуальной собственности 31
2.4 Методы стоимостной оценки интеллектуальной собственности 34
2.5 Налоговое регулирование и прямое государственное финансирование 42
2.6. Нормативное и организационное регулирование 51
3 Стратегический бренд-менеджмент и капитализация организации 61
3.1 Актуальность развития нематериальных активов и бренда 61
3.2 Технология брендинга 66
3.3 Управление стоимостью торговой марки, роль интеллектуального капитала и
бренда. (место бренда в структуре интеллектуального капитала фирмы) 88
4 Интеллектуальная собственность, управление знаниями и их влияние на стоимость
организации 92
4.1 Структура интеллектуального капитала 92
4.2 Человеческий капитал и его сочетание с базой знания, усиленное организационным
капиталом 97
4.3 Инновационный капитал как интеллектуальная собственность 100
4.4 Стратегический, репутационный и потребительский капитал 106
5 Система управления интеллектуальной собственностью 111
5.1 Система управления ИС на предприятии 111
5.2 Система управления ИС совместно с вузами 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120
Список использованных источников
Актуальность исследования. Управление интеллектуальной собственностью (ИС) является относительно новым явлением в отечественной науке и практике управления научно-техническими и производственными организациями. В отличие от защиты ИС, известной достаточно давно, управление ИС нашло свое применение в нашей стране только в средине 90-х гг. прошлого столетия.
Развитие мирового хозяйства показывает, что в настоящее время ключевым фактором успеха в бизнесе служит обладание и умелое распоряжение не столько основными фондами, природными ресурсами и другими активами материального характера, сколько новыми знаниями в области науки, высокими технологиями, различными средствами индивидуализации, благоприятным имиджем и деловой репутацией. Нематериальные активы сейчас составляют примерно половину рыночной стоимости преуспевающего промышленного предприятия в постиндустриальных странах.
В российской практике управления этот вид деятельности до настоящего момента не получил должного распространения. Лишь немногие отечественные предприятия включают управление ИС в состав задач, решаемых службами исследований и разработок. Отметим, что даже в этих немногих случаях функции управления ИС подменяются функциями защиты ИС, защиты государственного приоритета в разработках, раскрытия новизны разработок публикациями в печати, но не увеличением коммерческого потенциала организации, планированием портфеля ИС, увеличением его капитализации. Даже в таком бурно развивающемся направлении как брендинг, работа ведется только по созданию массы товарных знаков, их массированной рекламе, сопутствующей выведению товаров на рынок.
Одна из основных из причин сложного экономического положения в стране - длительное слабое понимание важности развития реального сектора экономики. Это, в первую очередь, относится к производству, но не вообще, а к производству конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на мировом рынках. В свою очередь, возможность производства такой продукции непосредственно связана с двумя ключевыми факторами: достижениями научно-технической сферы страны и востребованностью приоритетных научно-технических разработок промышленностью. По оценкам зарубежных экспертов, ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Речь идет о триллионах долларов. Сегодня Россия при всем своем научно-техническом потенциале занимает на рынке высоких технологий и наукоемкой продукции только 0,3%, в то время как США - 32%, Япония - 23%, Германия - 10%.
Стратегической задачей управления интеллектуальной собственностью является создание максимально возможной привлекательности предприятия как обладателя ИС, чтобы обеспечить себя достаточным количеством заказов с оптимальными количественными и качественными параметрами. Эта задача решается неэффективно в силу того, что методологические и организационные вопросы построения целостной системы управления ИС на уровне предприятий до настоящего времени не исследованы в должной степени. В российских исследованиях по этой теме затрагиваются проблемы управления ИС в основном на государственном уровне. Разработка системы управления ИС на уровне предприятий, включающая в себя формулировку целей, задач, места в организационной структуре, места в научно-технической политике, направлений взаимодействия с другими субъектами рынка, в современных российских исследованиях в области управления находит явно недостаточное отражение.
Огромной проблемой остается постановка нематериальных активов на учет в балансе предприятия.
В настоящее время возрастает роль стратегической направленности управления ИС в деятельности предприятий и организаций в целом, а не только заинтересованность незначительного числа авторов изобретений и других объектов ИС. Разработанная методология и организационные принципы управления создают предпосылки их эффективной трансформации в теорию и практику управления ИС. Развитие маркетинговых подходов в этой области позволят повысить конкурентоспособность организаций и обеспечить им стабильное, позитивное положение на рынке исследований и разработок.
Цели и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является разработка научно обоснованных концептуальных, методологических и методических решений в области формирования системы управления ИС в научно-технических и производственных организациях для обеспечения повышения их капитализации на основе анализа имеющихся научных и прикладных разработок в области управления и защиты ИС, изучения современной практики решения задач в данной области.
Для реализации поставленной цели в диссертационном исследовании решаются следующие задачи:
- определение целей и задач оценки и управления ИС;
-Выявление сущности и роли интеллектуального капитала для определения его места в создании системы управления интеллектуальной собственностью
- разработка предложений для формирования системы управления ИС на предприятии
Объектом исследования являются научные и научно-производственные организации, создающие новые знания и разработки, органы государственного управления ИС, а также некоторые объекты научно-производственной инфраструктуры, обеспечивающие научно-производственный процесс - консалтинговые и оценочные компании, патентные бюро и поверенные, венчурные фонды и фирмы, специализирующиеся на поиске и регистрации объектов ИС.
Предметом исследования в представленной работе является система управления ИС, методологические основы и организационные принципы использования научно-технических разработок, создания и использования товарных знаков, имиджа и деловой репутации предприятия, оценка их стоимости, формирование интеллектуального капитала организации, постановка его на баланс предприятия.
В ходе исследования были привлечены источники научной и научно-практической литературы по проблемам, объединяющим задачи общего и инновационного менеджмента, теории принятия решений, теории оценочной деятельности, правовых основ защиты ИС, а также специальная литература по управлению ИС.
Научная новизна диссертационного исследования, связанная с реализацией его цели, состоит в разработке научно обоснованных методологических и методических решений в области формирования целостной системы управления интеллектуальной собственностью предприятий реального сектора для обеспечения повышения их эффективности, конкурентоспособности, капитализации.
Практическая значимость диссертационного исследования. Использование результатов проведенного исследования позволяет предприятиям и организациям обеспечить более эффективную работу, повысить капитализацию и создать благоприятный имидж организации в глазах общественности, потребителей, конкурентов и собственных работников. Ряд положений диссертационного исследования может быть использован органами государственного управления при формировании научно-технической инновационной политики. Это может быть обеспечено за счет разработанных в исследовании:
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы руководителями организаций, определяющими научно-техническую политику, руководителями и сотрудниками научно-технических подразделений, руководителями функциональных отделов и служб организаций.
В результате настоящей диссертационной работы в соответствии с поставленными перед исследованием целями и задачами были рассмотрены все известные на сегодняшний день составляющие проблемы управления интеллектуальной собственностью. Анализ проблем позволил научно обосновать и максимально подробно рассмотреть вопросы совершенствования управления интеллектуальной собственностью и подойти к разработке методики формирования системы управления ИС, приоритет в исследовании был отдан вопросам коммерциализации ИС, ее оценке, брендингу и интеллектуальному капиталу как основе создания интеллектуальной собственности.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Интеллектуальная собственность является важным конкурентным преимуществом в развитии науки и техники, дающим монопольные выгоды ее владельцу. Она является совокупностью прав, которые правомерно рассматривать, как экономический актив и объект гражданско-правового оборота. Интеллектуальная собственность и нематериальный актив понятия близкие, но не являются тождественными.
2) Мировой рынок интеллектуальной собственности развивается высочайшими темпами, но, к сожалению, удельный вес России в патентно-лицензионной активности в мировых масштабах чрезвычайно мал. Не развит также внутренний рынок интеллектуальной собственности.
3) Оценка интеллектуальной собственности, как часть процесса управления интеллектуальной собственностью, на современном этапе в России находится в стадии становления и многие концептуальные моменты еще не сформированы. Требует доработки и регламентации на государственном уровне нормативно-правовая и методологическая база оценки.
4) Предприятия промышленной сферы, являясь важнейшим обладателем интеллектуальной собственности, используют свой потенциал крайне неэффективно. При этом механизмов оценки интеллектуальной собственности в организации зачастую не существует.
5) Интеллектуальный капитал представляет собой умножение (не сложение) составляющих его частей, выражающееся в синергетическом эффекте.
6) Развитие интеллектуальной собственности, как формы проявления новшества, может быть выражено в стоимостном эквиваленте, при этом жизненный цикл интеллектуальной собственности состоит в процессе изменения ее стоимости с течением времени. Стоимость интеллектуальной собственности является функцией времени. Она зависит от вида и внутренних характеристик объекта интеллектуальной собственности и динамики его развития во времени.
7) Коммерческое использование интеллектуальной собственности предполагает перераспределение имущественных прав между ее создателем и пользователем.
8) Оценка интеллектуальной собственности является процессом определения конкретного вида ее стоимости и носит целевой характер. Она может являться самостоятельным процессом, а может быть составной частью оценки бизнеса, когда оценке подвергаются все активы организации. К понятию стоимости ИС применим термин потребительной стоимости, а также другие виды стоимости обычного товара. На оценку ИС возможно распространение методологических принципов оценки других видов собственности, но с определенными допущениями и ограничениями. Стоимость интеллектуальной собственности тесно связана со стоимостью других активов, с которыми она используется.
9) Для построения процесса оценки интеллектуальной собственности в организации требуется четкое понимание целей оценки, исходя из которых будет строиться весь процесс оценки. Для реализации математических расчетов требуется максимальный объем маркетинговых, производственных, отраслевых и других данных. Точность оценки зависит от количества и качества исходной информации.
10) Роль государства чрезвычайно важна для установления правил ведения патентно-лицензионной работы как нормативно-распорядительных, так и налогово-финансовых. Не подлежит сомнению также роль государства в развитии исследований и разработок. Современное состояние нормативно-распорядительной базы в Российской Федерации в основном соответствует принятым во всем мире требованиям. Однако ее реализация находится на весьма низком уровне. Особенно это относится к контрольным функциям и таможенному регулированию.
11) Современные формы организации исследований и разработок-технопарки, технополисы, наукограды, научные инкубаторы, оффшорное программирование и т.п. - имеют весьма слабое развитие. Слабо используются налоговые способы регулирования исследований и разработок, а также прямое государственное финансирование конкурентоспособных разработок.
12) Разработанная и исследованная в главе модель патентной конкуренции и определения степени патентной защиты демонстрирует, что мягкий режим охраны прав на интеллектуальную собственность поддерживается в некоторых странах не потому что копирование является более предпочтительной деятельностью, чем собственные исследования и разработки, а из-за существования проблемы несоответствия времени, присущей охране прав на интеллектуальную собственность. Правительство имеет стимулы применить жесткую охрану для содействия собственные исследованиям и разработкам только после того, как открытие свершится. В этом отношении правительство имеет стимул ослабить охрану с целью максимизации прибыли на тех линиях производства, где местные разработки были безуспешными.
13) Раскрыто содержание стоимости торговой марки как объекта управления и найден специфический инструмент управления стоимостью торговой марки. Предложено собственное видение технологий бренд-менеджмента, основанное на системном подходе к бренду как нематериальному активу. Введено понятие инновационный брендинг как обоснование выбора стратегий роста и обновления товарного знака.
14) Рассмотрена эволюция роли бренд-менеджмента. Представлен новый взгляд на разработку видения (концепции) и миссию компании. Подчеркивается, что новый подход заключается в ориентации на потребителя и создании потребительского капитала, показаны аспекты этого подхода. При этом рассмотрены различные аспекты стоимости торговой марки. Рассмотрена такая категория как ценности марки. Раскрыт вопрос марочного ценообразования. Перечислены марочные стратегии и методы оценки марки.
15) Раскрыта роль интеллектуального капитала в формировании стоимости торговой марки. Установлено, что интеллектуальный капитал может быть эффективным инструментом управления стоимостью торговой марки. Предложен перечень основных мероприятий по управлению стоимостью торговой марки на основе развития компонентов интеллектуального капитала компании.
16) Представлена схема интеллектуального потенциала организации в виде пирамиды интеллектуального капитала, являющегося ее нематериальным активом. Пирамида включает пять уровней, где каждый уровень играет свою роль в создании, использовании и определении рыночной стоимости организации. Предлагаемая пирамида отличается от известных тем, что показывает роль каждого уровня пирамиды в формировании и реализации объектов интеллектуальной собственности. Рассмотрены все уровни пирамиды. Таким образом, интеллектуальная собственность в фокусе пирамиды интеллектуального капитала и отчетливо видна ее роль в росте рыночной стоимости организации в целом.
17) Каждая компания должна превратиться в организацию, где происходит непрекращающийся процесс обучения всех работников, то есть превратиться в обучающуюся организацию. Инновационные организации по своей природе близки к этому. В таких организациях особенно важна способность передавать знания от одного работника к другому и обучаться командой, способность оценивать и влиять на интеллектуальные и ментальные модели своих сотрудников, способность к системному мышлению сотрудников, то есть способность видеть события и вещи не как цепочку событий, а как сложную структуру, характер взаимодействия элементов которой не линеен и цикличен.
Среди разработанных в ходе исследования задач, основными представляются следующие:
A) Формирование целей и задач управления ИС и ее оценки.
Б) Исследование и систематизация методического аппарата управления ИС с целью определения возможностей ее влияния на повышение капитализации производственных и научных организаций.
B) Разработка методики анализа и проектирования системы управления ИС в научных и производственных организациях.
Г) Исследование и разработка стратегий управления товарными знаками.
Д) Определение степени правовой защиты ИС в рамках государства.
Ж) Разработка предложений по практической реализации проектирования и внедрения систем управления ИС в научных и производственных организациях.
И) Исследование интеллектуального капитала для определения его места и роли в создании интеллектуальной собственности.
К) Разработка системы УИС на предприятии, учитывающую взаимодействие с ВУЗами.
Все поставленные в исследовании задачи решены и прошли практическую апробацию.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)
2. Бромберг, Г.В. Интеллектуальная собственность. Часть I: Лекции[Текст] / Г.В.Бромберг. - М.: Изд-во Московского университета, 2012. - 184 с.
3. Данилина, Е.А. Интеллектуальная собственность и трудовые отношения[Текст] / Е.А.Данилина, А.Н.Попов. - М.: ИНИЦ «Патент», 2013. - 72 с.
4. Добровольский, В.С. Интеллектуальная собственность: учебное пособие [Текст]/ В.С.Добровольский. - М.: Изд. Дом МИСиС, 2012. - 172 с.
5. Касьянова Г.Ю. Патентная система налогообложения / Г.Ю.Касьянова. - М.: АБАК, 2013. - 96 с.
6. Комиссаров, А.П. Защита интеллектуальной собственности: учебник [Текст]/ А.П.Комиссаров; Урал. Гос. горный ун-т. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2010. - 160 с.
7. Оркина, Е.А. Оценка стоимости интеллектуальной собственности: учебное пособие [Текст]/ Е.А.Оркина. - Ростовн/Д: Феникс, 2013. - 124 с.
8. Кузин, Н.Я. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности: Учебное пособие: [по направлению подготовки 270800 «Строительство», профиль «Экспертиза и управление недвижимостью»] [Текст]/ Н.Я.Кузин, Т.В.Учинина, Ю.О.Толстых. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
9. Леонтьев, Б.Б. Инвентаризация интеллектуальных прав на результаты интеллектуальной деятельности [Текст]/ Б.Б.Леонтьев, Х.А.Мамаджанов. - М.: ИНИЦ «Патент», 2013. - 268 с.: ил., табл.
10. Лукичева, Л.И. Основы управления интеллектуальным капиталом: учебное пособие[Текст] / Л.И.Лукичева, Д.Н.Егорычев, Е.В.Егорычева; под ред. д.- э.н., проф. Ю.П.Анискина. - М.: МИЭТ, 2012. - 136 с.
11. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие[Текст]/ А.М. Бабашкина. -М.: Финансы и статистика, 2006.
12. Государственное регулирование инновационной деятельности [Электронный ресурс ] Режим доступа - URL: - http://nrc.edu.ru/razd1
13. Грицюк Т. В. Государственное регулирование экономики: теория и практика[Текст]/ Т.В. Грицюк.- М.: РДЛ, 2006.
14. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономики и социальных процессов: Учебное пособие [Текст]/ Р.А. Кучуков.- М.: Гардарики, 2007.
15. Полтавский, П.А. Государственное регулирование инновационной деятельности [Текст]/ П.А. Полтавский // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27 (208).Экономика. Вып. 29.
16. Защита интеллектуальной собственности: учебник, Издательско- торговая корпорация «Дашков и К» • 2015 год • 256 страниц
17. Багиев Г. Л. Оценка стоимости бренда в контексте лояльности потребителей[Текст] / Л.Г. Багиев // Бренд-менеджмент. - 2006. - N 3. - С. 146-154.
18. Годин А. М. Брендинг : учебное пособие [Текст]/ А. М. Годин. - М. : Дашков и К , 2006. - 422 с. Свердловская ОУНБ; ЕФ; Шифр 65.05; Авторский знак Г59; Инв. номер 2274209-ЕФ
19. Вагин, В.Н. Достоверный и правдоподобный вывод в интеллектуальных системах [Текст]/ В.Н. Вагин, Е.Ю. Головина, А.А. Загорянская. - М.: [не указано], 2016. - 491 с.
20. Рассел, Джесси Интеллектуальный капитал [Текст]/ Джесси Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2016. - 343 с.
21. Старобинский, Э. Е. Интеллектуальный капитал предпринимателя [Текст]/ Э.Е. Старобинский. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 304 с.
22. Супрун, В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке [Текст] / В.А. Супрун. - М.: Либроком, 2015. - 192 с.
23. Томас, А. Стюарт Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций [Текст] / Томас А. Стюарт. - М.: Поколение, 2016. - 368 с.