ВВЕДЕНИЕ 5
1 Анализ проблемы повышения конкурентоспособности организаций
на основе совершенствования системы управления качеством 8
1.1 Анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности
организаций 8
1.2 Исследование теории и практики управления качеством в
организациях 19
1.3 Современные концепции управления качеством в организациях ... 32
2 Теоретико-организационные основы формирования интегрированной
системы управления качеством организации 40
2.1 Теоретические аспекты формирования интегрированной системы
управления качеством организации на основе процессного подхода в сочетании с циклом Деминга-Шухарта (PDCA) 40
2.2 Реструктуризация системы управления организацией на основе
внедрения интегрированной системы управления качеством 49
3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности организации 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
Список использованных источников
Любая организация, работающая в конкурентной среде, должна обеспечивать качество продуктов, работ и услуг, требуемых потребителем, а также качество работы организации и индивидуальное улучшение каждого сотрудника индивидуально.
Высокое качество и та же цена, что и конкурента, или более высокое качество и более низкая цена, чем конкуренты, являются конкурентоспособной формулой организации. Победа организации в конкурентной борьбе позволяет рынку преуспеть и получить прибыль.
Актуальность темы исследования. Отечественные организации озабочены поиском новых методов управления, которые способствовали бы повышению конкурентоспособности на рынке. Внедрение системы управления качеством, обеспечивающей выпуск не только качественной, но и безопасной для здоровья продукции, является тем основополагающим фактором, который сможет помочь организациям занять свою нишу на рынке, найти своего потребителя и удержать его.
Осознание необходимости продвигаться к интегрированным системам управления качеством имеет место сегодня не только на Западе, но и в России.
Внедрение интегрированных систем управления качеством позволит отечественным организациям на равных конкурировать с зарубежными предприятиями не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Поэтому в современных условиях изучение и внедрение отечественных наработок и зарубежного опыта в области формирования систем управления качеством, а также интегрированных систем управления качеством в организациях России становится особенно важным и актуальным.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является разработка теоретических, организационных и методических положений по созданию интегрированной системы управления качеством, обеспечивающей повышение конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие основные задачи:
произвести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности организаций;
на основе исследования вопросов теории и практики эволюции управления качеством в организациях выявить их основные современные концепции;
теоретически обосновать и сформулировать концепцию формирования интегрированной системы управления качеством организации;
предложить и обосновать подход к изменению системы управления организацией на основе внедрения интегрированной системы управления качеством;
предложить рекомендации по формированию стратегии повышения конкурентоспособности организации.
Объектом исследования являются российские организации.
Предметом исследования являются процессы интегрированной системы управления качеством как основы повышения конкурентоспособности организации.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам повышения конкурентоспособности организаций и развития конкуренции в современных условиях.
В качестве информационной базы исследований использовались также статистические данные, приведенные в отечественных и зарубежных монографиях, научно-практических конференций и семинаров, рекомендации по рассматриваемым вопросам, действующие нормативно¬правовые акты, имеющие отношение к функционированию систем управления качеством в организации, справочные материалы.
Научная новизна результатов исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке организационно-методических рекомендаций по созданию интегрированной системы управления качеством организаций на основе процессного подхода в сочетании с циклом Деминга-Шухарта. Практическая значимость научных результатов исследования: Научные положения, сформулированные в диссертационной работе, позволяют на более качественном уровне решать проблему повышения конкурентоспособности организаций.
Результаты исследования представляют практический интерес для руководителей и менеджеров предпринимательских организаций любой сферы деятельности.
Проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических обобщений, методических и практических выводов:
В диссертации уточняется трактовки понятий «качества» и «конкурентоспособности». «Качество» продукции (услуг, систем) определяется как способность продукции (услуги, системы) оптимально удовлетворять потребности потребителей (заказчиков, пользователей); или иначе, говоря «качеством» (продукции, услуги, системы) называется совокупность свойств и характеристик, набор которых обусловлен при создании (продукции, услуги, системы) стремлением оптимального удовлетворения потребности потребителя (заказчика, пользователя), не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей будущих поколений.
Понятие «Конкурентоспособность» трактуется автором как стабильная возможность выигрыша в конкурентном противостоянии (соревновании) за счет оптимального удовлетворения потребности потребителя (заказчика, пользователя) без ущерба интересов будущих поколений. Конкурентоспособность товаров определяется в сравнении с товарами той же группы качества и соответственно цены.
На основе изучения исторической ретроспективы развития отечественных и зарубежных систем управления качеством и анализа их особенностей сделан вывод, что отечественный опыт управления качеством является достаточной основой для внедрения передовых элементов зарубежного опыта. Но отмечено, что в ситуации интеграции России в мировое сообщество существует необходимость адаптации накопленного опыта в области управления качеством к новым условиям с учетом мирового опыта и современных требований потребителей к качеству. Период устойчивого развития характеризуется зарождением новой фазы эволюции качества, основанной на проявлении новой формы противоречия между возрастающими требованиями к качеству продукции и эффективностью производства в его существующих формах. Речь идет о требованиях соответствия систем менеджмента на предприятиях международным стандартам - не только на системы менеджмента качества, но и на системы экологического менеджмента, системы профессиональной безопасности и охраны труда, системы социального менеджмента. [16]
Исходя из того, что базовые понятия и принципы, сформулированные в стандартах ИСО серии 9000, в наибольшей мере соответствуют понятиям и принципам общего менеджмента, базирование интегрированной системы менеджмента на стандартах ИСО серии 9000 активно продвигает организацию от менеджмента качества к качеству общего менеджмента и повышению конкурентоспособности такой организации в целом. Итак, ИСМ является неотъемлемой частью системы ОМ.
Таким образом, факт необходимости совершенствования общего менеджмента очевиден. Благодаря данному положению мы приводим уточняющую трактовку понятия ИСМ.
Интегрированная система менеджмента - часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.
Данная трактовка ИСМ позволяет уменьшить вероятность чисто механического подхода к работам по интеграции систем менеджмента, в случае, когда создание ИСМ выступает как самоцель.
В тексте приводится сравнение принципов, лежащих в основе каждого из трех стандартов: ИСО 9001:2000, ИСО 14001 и ОН8Л8 18001. Это сравнение подтверждает, что стандарты обеспечивают единый подход к выявлению и оценке разных критических аспектов и рисков, что является основой управления организацией и улучшения ее процессов и видов деятельности.
В качестве основных направлений совершенствования управления качеством как фактором конкурентоспособности выделено следующие.
• совершенствование организационной структуры предприятия в области управления качеством;
• приведены рекомендации по организации деятельности службы качества организации.
1. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования [Электронный ресурс] -Режим доступа- URL: http://docs.cntd.ru/document/1200124394
2. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9004-2010 Системы
менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности [Электронный ресурс] -Режим
3. Государственный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению [Электронный ресурс] -Режим доступа- URL: http: //docs.cntd.ru/document/1200082555
4. Европейские нормы системы обеспечения качества DIN ISO 9000-9004[Электронный ресурс] -Режим доступа- URL: //docs.cntd.ru/document/gost-r-iso-9004-2010
5. Международные и региональные организации по
стандартизации и качеству продукции Справочник [Текст] — М.: Изд—во стандартов, 1990. — 214 с.
6. Управление качеством продукции Справочник [Текст] - М.:
Изд-во стандартов. 1991.
7. Альперин, Л. От обеспечения качества - к обеспечению
конкурентоспособности [Текст]/Л. Альперин - Стандарты и качество.- №1.¬2002.
8. Аттила , Ю. Интеграция управления качеством с новаторской
структурой управления бизнесом [Текст]/Ю. Аттила - Стандарты и качество, 1999, № 7. - 58-61.
9. Балекчян, Г.Г. Исследование показателей, применяемых в управлении качеством продукции в производстве [Текст]/Г.Г. Балекчян - Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Минск, 1970.
10. Белобрагин, В.Я. Качество: уроки прошлого и
современность. [Текст] / В.Я. Белобрагин - М: АСМС, 2003.
11. Бенделл Т. Генити Тагути [Текст]/Т. Бенделл - Стандарты и качество. - 2000. - №2. - с.80- 82.
12. Все о качестве. Зарубежный опыт. Изменения в системах управления в 21-ом веке. Вып.28. М.: НТК «Трек». 2001.
13. Дёминг В. Эдварс. Выход из кризиса. [Текст]/ Дёминг -
Тверь.: Изд-во «Альба», 1994. - 498 с.
14. Ерасова, Е.А. Проблемы и стратегические задачи повышения конкурентоспособности экономики России. [Текст]/ Е.А. Ерасова - Вестник СПбГУ. №1. сер.5. 2003.
15. Основы современного менеджмента качества [Текст]/ A.M. Жеребин [и др.] - М.: Фонд "Новое тысячелетие", 1998. - 207 с.
16. Версан, В.Г., Интеграция производства и управления
качеством продукции [Текст]/ В.Г. Версан, В.И. Сиськов, Л.Г. Дубицкий и др. - М.: Изд-во стандартов, 1995. - 319с.
17. Крюков, И.Э. Внедрение стандартов по системам менеджмента в практику организаций [Текст]/ И.Э. Крюков , А.Д.Шадрин - Все о качестве. Отечественные разработки, 2005, № 36. - С. 4-27.
18. Курс экономики: Учебник / Под редакцией д.э.н., д.т.н., проф. Райзберга Б.А. - М.: ИНФРА - М, 1997. - 720 с.
19. Лапидус, В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских
компаниях. [Текст]/ В.А. Лапидус - М.: ОАО «Типография «Новости», 2002.
20. Литвиненко B.C. Методы обеспечения
конкурентоспособности продукции. Обзор зарубежной литературы. [Текст]/ B.C. Литвиненко - Стандарты и качество, 1993, № 8.
21. Моисеева, А.И. Основы стандартизации и управления
качеством продукции. [Текст]/ А.И. Моисеева, Г.Г. Рыжков под редакцией проф. А.И. Моисеевой.- М.: Колос, (Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений),-400 с.
22. 0гвоздин, В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики: учебное пособие. [Текст]/ В.Ю. 0гвоздин - М.: Издательство «Дело и сервис», 2002.
23. Окрепилов, В.В. Экономические и организационные проблемы повышения качества. [Текст]/ В.В. Окрепилов - Издательство ЛФЭИ, 1990. - 128 с.
24. Смирницкий, Е.К. Экономические показатели
промышленности: Справочник. [Текст]/ Е.К. Смирницкий - М. Экономика, 1989. — 335 с.
25. Тихонов, P.M. Конкурентоспособность промышленной продукции. [Текст]/ P.M.Тихонов - М.: Изд-во стандартов, 1988.