Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС 7
1.1. Понятие и задачи обеспечения преемственности дошкольной
образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС 7
1.2. Специфика организации работы по обеспечению преемственности
дошкольной образовательной организации и начальной школы 14
1.3. Содержание и основания преемственности в образовательном процессе 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Анализ обеспечения преемственности в ДОО 28
2.2. Реализация форм и методов организации деятельности в ДОО и
начальной школе посредством преемственности 40
2.3. Оценка эффективности проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО 56
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ФГОС 7
1.1. Понятие и задачи обеспечения преемственности дошкольной
образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС 7
1.2. Специфика организации работы по обеспечению преемственности
дошкольной образовательной организации и начальной школы 14
1.3. Содержание и основания преемственности в образовательном процессе 19
Выводы по первой главе 26
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 28
2.1. Анализ обеспечения преемственности в ДОО 28
2.2. Реализация форм и методов организации деятельности в ДОО и
начальной школе посредством преемственности 40
2.3. Оценка эффективности проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО 56
Выводы по второй главе 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым, потому необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией российского образования и в связи с переходом на новый стандарт образования, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Статистические данные свидетельствуют, что сегодня в первом классе тратится до 60 % учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные образовательные организации (ДОО), и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно. Это говорит об отсутствии преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой.
Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О. С. Богданова, A. B. Запорожец, Б. Г. Ананьев, С. М. Годник, А. Г.Мороз, А. М. Пышкало, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Ю. А. Самарин и др.
Необходимость соблюдения принципа преемственности и дальнейшей углубленной системной разработки рассматривалась в трудах Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Р. Б. Стеркиной.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла проблема обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой. Учителям начальной школы и педагогам детского сада необходимо осуществить поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе. Все это определяет актуальность выбранной темы: «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС».
Объект исследования - процесс организации преемственности уровней и ступеней дошкольного и начального образования.
Предмет - формы и методы организации совместной работы ДОО и начальной школы.
Цель исследования - выявление обеспечения преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и задачи обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС;
2. Выявить специфику организации работы по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы;
3. Раскрыть содержание и основания преемственности в образовательном процессе;
4. Дать анализ обеспечения преемственности в ДОО;
5. Осуществить реализацию форм и методов организации деятельности в ДОО и начальной школе посредством преемственности;
6. Дать оценку эффективности проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО.
Гипотеза исследования предполагает, что преемственность дошкольной образовательной организации и начальной школы будет эффективной, если будут учтены:
- условия обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС;
- формы и методы организации совместной работы ДОО и начальной школы.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, а также научные работы, как и отечественных, так зарубежных, исследователей. Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальной школой раскрывается в работах О. С. Богдановой, С. М. Годника, А. М. Пышкало, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина, Ю. А. Самариной и др.
Методы исследования: теоретические (систематизация, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция); эмпирические (анализ психолого- педагогической и методической литературы, изучение материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный план работы по преемственности может использоваться в практике практического психолога, воспитателя, социального педагога и учителя.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Переход ребенка - дошкольника в школьную образовательную среду - это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода - проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Необходимость организованной деятельности по преемственности дошкольного и начального общего образования назрела в связи с модернизацией российского образования и в связи с переходом на новый стандарт образования, который предполагает, что у дошкольника при поступлении в первый класс должны быть сформированы интегративные качества, которые создадут предпосылки для формирования универсальных учебных действий. Современный первоклассник должен не только обладать инструментом познания, но и уметь им осознанно пользоваться. Это означает, что сегодня школа должна строить работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Статистические данные свидетельствуют, что сегодня в первом классе тратится до 60 % учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные образовательные организации (ДОО), и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно. Это говорит об отсутствии преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой.
Изучению проблеме обеспечения преемственности между дошкольным образованием и начальной школой посвятили исследования ученые О. С. Богданова, A. B. Запорожец, Б. Г. Ананьев, С. М. Годник, А. Г.Мороз, А. М. Пышкало, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Ю. А. Самарин и др.
Необходимость соблюдения принципа преемственности и дальнейшей углубленной системной разработки рассматривалась в трудах Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Р. Б. Стеркиной.
В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникла проблема обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой. Учителям начальной школы и педагогам детского сада необходимо осуществить поиск преемственных форм и методов организации образовательной деятельности в ДОО и школе. Все это определяет актуальность выбранной темы: «Преемственность в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС».
Объект исследования - процесс организации преемственности уровней и ступеней дошкольного и начального образования.
Предмет - формы и методы организации совместной работы ДОО и начальной школы.
Цель исследования - выявление обеспечения преемственности в работе дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и задачи обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС;
2. Выявить специфику организации работы по обеспечению преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы;
3. Раскрыть содержание и основания преемственности в образовательном процессе;
4. Дать анализ обеспечения преемственности в ДОО;
5. Осуществить реализацию форм и методов организации деятельности в ДОО и начальной школе посредством преемственности;
6. Дать оценку эффективности проведенной работы по обеспечению преемственности в ДОО.
Гипотеза исследования предполагает, что преемственность дошкольной образовательной организации и начальной школы будет эффективной, если будут учтены:
- условия обеспечения преемственности дошкольной образовательной организации и начальной школы в рамках ФГОС;
- формы и методы организации совместной работы ДОО и начальной школы.
Методологической основой исследования являются философские принципы теории и практики, а также научные работы, как и отечественных, так зарубежных, исследователей. Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальной школой раскрывается в работах О. С. Богдановой, С. М. Годника, А. М. Пышкало, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина, Ю. А. Самариной и др.
Методы исследования: теоретические (систематизация, обобщение, анализ, синтез, индукция, дедукция); эмпирические (анализ психолого- педагогической и методической литературы, изучение материалов и публикаций периодической печати, изучение и обобщение педагогического опыта по теме исследования, педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный план работы по преемственности может использоваться в практике практического психолога, воспитателя, социального педагога и учителя.
Структура работы включает введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения.
Как показало исследование, вопрос преемственности стоит особо остро. Обеспечение полноценных преемственных связей между всеми системами образования будет способствовать полноценному развитию личности ребенка, формированию системы непрерывного образования в течение всей жизни.
На основе анализа теоретических исследований (Т. Н. Астраханцева, В. В. Блинова, С. Ф. Шаровская, О. В. Фидык, Л. С. Слабко и другие) было выявлено, что под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Основными формами работы детского сада и школы по обеспечению преемственности являются: посещение воспитателями уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду; совместные тематические совещания учителей и воспитателей; проведение родительских собраний с участием учителей и воспитателей; изучение воспитателем и учителем программ детского сада и первого класса; организация совместных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей; беседы учителей с воспитателями о детях; совместная подготовка к конференциям, организация выставок; взаимопосещения утренников и концертов.
Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов, начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу. Важную роль в практическом налаживании преемственных связей ДОО и начального школьного образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОО и школой.
Экспериментальное исследование особенностей реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
С целью изучения обеспечения преемственности между детским садом и школой было проведено исследование, которое выявило недостаточный уровень познавательной мотивации у дошкольников, низкую степень удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе.
Была проведена работа по обеспечению преемственности между детским садом и школой. На данном этапе мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности.
В рамках формирующего эксперимента осуществлялись мероприятия по обеспечению преемственности между детским садом и школой. С детьми подготовительной группы мы организовали взаимодействие с учащимися первых классов и учителями, используя разнообразные формы работы, которые позволяли обеспечить преемственность в образовании: посещение уроков, встречи с учащимися, приглашение первоклассников в садик для бесед и досуга, совместные беседы о школе, экскурсии в школу, библиотеку, рассматривание иллюстраций на школьную тематику, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни.
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, мы провели консультации, беседы, родительское собрание, вовлекали родителей в активное сотрудничество с воспитателями, создавали условия для взаимодействия с учителями. Мы использовали такие формы работы, как родительская конференция с приглашением учителей начальных классов, консультации, беседы.
Работа с педагогами была направлена на изучение опыта сотрудничества с учителями начальных классов по обеспечению преемственности, мы принимали участие в проведении круглого стола по проблемам преемственности, в обсуждении актуальных вопросов интеграции педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества.
В ходе проводимой работы отмечена положительная динамика познавательной мотивации у детей подготовительной группы: высокий уровень познавательной мотивации увеличился на 20% и составил 60%, средний - увеличился на 5% и составил 40%, низкий уровень не выявлен.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в образовательном процессе будет эффективной при условии:
- осуществления диагностики по проблеме преемственности (удовлетворенность родителей, отношение педагогов, диагностики познавательной мотивации детей);
- взаимодействия педагогов ДОО и начальных классов по проблемам подготовки детей к обучению в школе;
- внедрения комплексной программы преемственности дошкольной и начальной ступени образования в ДОО.
На основе анализа теоретических исследований (Т. Н. Астраханцева, В. В. Блинова, С. Ф. Шаровская, О. В. Фидык, Л. С. Слабко и другие) было выявлено, что под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Основными формами работы детского сада и школы по обеспечению преемственности являются: посещение воспитателями уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду; совместные тематические совещания учителей и воспитателей; проведение родительских собраний с участием учителей и воспитателей; изучение воспитателем и учителем программ детского сада и первого класса; организация совместных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей; беседы учителей с воспитателями о детях; совместная подготовка к конференциям, организация выставок; взаимопосещения утренников и концертов.
Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов детских садов, начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у первоклассников в связи с поступлением в школу. Важную роль в практическом налаживании преемственных связей ДОО и начального школьного образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом ДОО и школой.
Экспериментальное исследование особенностей реализации преемственности дошкольного образовательного учреждения и начальной школы было проведено на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 27 общеразвивающего вида «Теремок» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан.
С целью изучения обеспечения преемственности между детским садом и школой было проведено исследование, которое выявило недостаточный уровень познавательной мотивации у дошкольников, низкую степень удовлетворенности родителей подготовкой детей к школе.
Была проведена работа по обеспечению преемственности между детским садом и школой. На данном этапе мы стремились к созданию условий, обеспечивающих эффективность осуществления преемственности.
В рамках формирующего эксперимента осуществлялись мероприятия по обеспечению преемственности между детским садом и школой. С детьми подготовительной группы мы организовали взаимодействие с учащимися первых классов и учителями, используя разнообразные формы работы, которые позволяли обеспечить преемственность в образовании: посещение уроков, встречи с учащимися, приглашение первоклассников в садик для бесед и досуга, совместные беседы о школе, экскурсии в школу, библиотеку, рассматривание иллюстраций на школьную тематику, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни.
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего этого года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению, мы провели консультации, беседы, родительское собрание, вовлекали родителей в активное сотрудничество с воспитателями, создавали условия для взаимодействия с учителями. Мы использовали такие формы работы, как родительская конференция с приглашением учителей начальных классов, консультации, беседы.
Работа с педагогами была направлена на изучение опыта сотрудничества с учителями начальных классов по обеспечению преемственности, мы принимали участие в проведении круглого стола по проблемам преемственности, в обсуждении актуальных вопросов интеграции педагогической деятельности воспитателей и учителей на основе их сотрудничества.
В ходе проводимой работы отмечена положительная динамика познавательной мотивации у детей подготовительной группы: высокий уровень познавательной мотивации увеличился на 20% и составил 60%, средний - увеличился на 5% и составил 40%, низкий уровень не выявлен.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что преемственность дошкольного образовательного учреждения и начальной школы в образовательном процессе будет эффективной при условии:
- осуществления диагностики по проблеме преемственности (удовлетворенность родителей, отношение педагогов, диагностики познавательной мотивации детей);
- взаимодействия педагогов ДОО и начальных классов по проблемам подготовки детей к обучению в школе;
- внедрения комплексной программы преемственности дошкольной и начальной ступени образования в ДОО.
Подобные работы
- Управление развитием дистанционных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРАЗДНИКАХ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - Управление организацией научно-методической деятельности по проблеме экологического воспитания в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Социально-педагогическая деятельность по подготовке детей к школе в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Формирование пространственно-временных представлений у детей дошкольного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Подготовка ребенка к школе как результат преемственности дошкольного и начального уровней образования в уровнях введение ФГОС ДО
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2019



