Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРОЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №44402

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
505
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Теоретические аспекты лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 9
1.1 Лексико-грамматические средства языка, как проблема
современной логопедии 9
1.2 Состояние изученности особенностей лексико-грамматического
строя речи у детей с ОНР 14
1.3 Особенности игровой деятельности на индивидуальных занятиях по
развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР 21
Выводы по главе I 26
Глава II. Экспериментальное исследование уровня развития лексикограмматической стороны речи у детей с ОНР 28
2.1 Организация и методика исследования уровня развития лексикограмматической стороны речи у детей с ОНР 28
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития лексикограмматической стороны речи у детей с ОНР 33
Выводы по главе II 41
Глава III. Коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 42
3.1 Содержание и методы логопедической работы по развитию
лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях 42
3.2 Оценка результатов коррекционной работы по развитию лексико - грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой
деятельности на индивидуальных занятиях 48
Выводы по главе III 57
3
Список использованной литературы 63
Приложения


Актуальность темы исследования. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей, причем характер речевых патологий имеет комбинированную форму. Все чаще детям дошкольного возраста ставится диагноз - «общее недоразвитие речи». При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне: грамматический строй, словарный запас, звукопроизношение. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы.
Наличие у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении лексико-грамматической стороной речи.
Нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом в структуре ОНР, так как у детей позднее формирование речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, неправильное употребление в речи глаголов, падежных окончаний, предлогов, союзов, а также неправильное согласование в роде и числе, что влияет на общение детей с окружающими. При общем недоразвитии речи наблюдается сложные и стойкие нарушения письма, связанные с нарушениями всех компонентов речи и их взаимодействия. Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания. Уже в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Таким образом, нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической
структуры слова и синтаксической структуры предложения.
Степень изученности проблемы исследования. Этиология и клинические проявления нарушений речи у детей с ОНР были изучены Е.Н. Винар- ской, Г.В. Гуровец, Л.В. Лопатиной, С.И. Маевской, Л.В. Мелеховой, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой, Р.И. Мартыновой, И.И. Панченко и др. Закономерности состояния лексико-грамматической стороны речи у детей с нормальным речевым онтогенезом и у детей с речевыми нарушениями раскрыты в работах Л. Б. Есечко, В. А. Ковшикова, А. К. Марковой, Н. Н. Трауготт, О. Н. Усановой, С. Н. Шаховской и других.
Конструктивный анализ психолого-педагогических исследований показал, что формирование лексико-грамматической стороны речи в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях освещен в специальной литературе недостаточно. Это подчеркивает актуальность исследования и свидетельствует о необходимости поиска путей повышения эффективности логопедической работы с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях.
Проблема исследования: недостаточное количество профессиональных предложений по использованию форм игровой деятельности на индивидуальных занятиях в коррекционно-логопедической работе для преодоления лексико-грамматического недоразвития у детей с ОНР. Решение данной проблемы составило цель нашего исследования.
Цель исследования - выявить специфические особенности развития лексико-грамматической стороны речевой деятельности у детей с ОНР и разработать модель применения игровой деятельности на индивидуальных занятиях коррекционно-логопедической работы
Объект исследования - лексико-грамматическая сторона речи у детей с ОНР.
Предмет исследования - развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях коррекционно-логопедической работы.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной, если будет использован разработанный комплекс индивидуальных логопедических занятий с использованием игровой деятельности.
Для достижения цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях;
- выявить нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с
ОНР;
- доказать эффективность логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы, обобщение и систематизация материала); эмпирические (наблюдение, психолого-педагогический эксперимент).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани, логопедическая группа, дети старшего дошкольного возраста с ОНР в количестве 30 детей.
Этапы исследования:
1. Аналитико-подготовительный - 2017 учебный год (сентябрь): сбор теоретического материала по теме нашего исследования; обоснование выдвинутой теоретической гипотезы, подбор различных диагностических методик.
2. Констатирующий эксперимент - октябрь 2017 года. Проведение эксперимента и подробный анализ его результатов.
3. Формирующий эксперимент: декабрь-апрель 2018 года. Разработка и
реализация коррекционно-логопедической работы. Повторная диагностика.
4. Завершение оформления дипломной работы май 2018 года.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанный нами комплекс логопедических занятий могут использовать в своей работе логопеды, дефектологи и воспитатели в решении задач по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, по теоретической части исследования мы пришли к выводу, что формирование речи - это сложное структурное образование, одним из компонентов которого является лексико-грамматическая сторона речи.
Значимость исследования лексико-грамматической стороны речи связана с тем, что в настоящее время большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития именно в части лексико-грамматического строя, что отрицательно сказывается на овладении устной и письменной речью.
По мнению Р.И. Лалаевой, формирование первоначальных основ лексико-грамматической речи характеризуется наличием ошибок из-за широкой иррадиации. Примеры ошибок - неправильное словоизменение и словообразование. Т.А. Ткаченко отмечает, что временные характеристики формирования лексико-грамматической речи различны, могут быть долговременными, что обусловлено отсутствием внутренней ориентации детей на форму слова.
В лексико-грамматическом строе речи детей с ОНР выделяются следующие особенности: в лексике - расхождение объема пассивного и активного словаря; в активном словаре преобладают существительные и глаголы; большое количество аграмматизмов; в грамматическом строе речи - неправильный порядок слов; пропуск членов предложения в предложении; отсутствие сложноподчиненных конструкций. Перечисленные пробелы в лексико- грамматической стороне речи детей с ОНР служат серьезным препятствием для овладения программы детского сада общего типа, а далее и программой общеобразовательной школы.
В играх на индивидуальных занятиях ребенку предоставляется огромное поле для фантазии, творчества. Такие игры проводятся при доброжелательной атмосфере, в спокойной обстановке. Количество игровых заданий определяется индивидуальными возможностями ребенка. В играх важно не только научить ребенка определенному навыку, но и вселить в него уверенность, воспитать чувство гордости за себя.
В практической части проведено экспериментальное исследование на базе логопедической группы МАДОУ «Детский сад №55 комбинированного вида» Приволжского района г. Казани. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР в количестве 30 детей.
Для выявления уровня развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР мы выбрали методику диагностики устной речи Т.А. Фотеко- вой, адаптированную для старших дошкольников. Цель методики: определить уровень сформированности речевых умений и навыков (лексикограмматическую сторону речи), как важного условия развития коммуникативной функции речи. Методика включает четыре серии заданий: на исследование грамматического строя речи; словаря и навыков словообразования; понимания логико-грамматических отношений; уровня развития связной речи.
Результаты показали, что высокий уровень развития лексикограмматической стороны речи у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента не выявлен. На среднем уровне развития находятся 32% дошкольников ЭГ и 36% дошкольников КГ. На уровне ниже среднего находятся 36% дошкольников ЭГ и 44% дошкольников КГ. Низкий уровень показали 32% дошкольников ЭГ и 20% дошкольников КГ.
По результатам исследования было принято решение разработать и апробировать коррекционную работу по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях.
Нами разработана коррекционная логопедическая работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в процессе игровой деятельности на индивидуальных занятиях.
В основу логопедической положены принципы природосообразности; наглядности; доступности; целостности; демократизации; систематичности и последовательности.
При организации работы по коррекции лексико-грамматической стороны речи детей важно учесть индивидуальные особенности детей. Логопед должен установить с каждым ребенком близкие, дружеские отношения, постараться вызвать у ребенка доверие и желание общаться.
Коррекционно-развивающая работа предполагает реализацию двух направлений: развитие лексической и грамматической сторон речи.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали, что высокий уровень развития лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР на констатирующем этапе эксперимента выявлен у 28% дошкольников ЭГ и 16% дошкольников КГ. Показатель ЭГ увеличился на 28%. Показатель КГ увеличился на 16%.
На среднем уровне развития находятся 36% дошкольников ЭГ и 32% дошкольников КГ. Показатель ЭГ увеличился на 4%. Показатель КГ снизился на 4%.
На уровне ниже среднего находятся 36% дошкольников ЭГ и 40% дошкольников КГ. Показатель ЭГ остался на прежнем уровне. Показатель КГ снизился на 4%.
Низкий уровень показали 0% дошкольников ЭГ и 12% дошкольников КГ. Показатель ЭГ снизился на 32%. Показатель КГ снизился на 8%.
По полученным результатам при исследовании можно сделать вывод о том, что дети ЭГ перестали испытывать трудности при повторении предложений и при составлении предложений из слов и при использовании предлогов. У детей сформировались навыки словообразования: образование относительных прилагательных от существительных; называние детенышей животных; образование притяжательных прилагательных от существительных.
Анализируя исследования связной речи можно сказать о том, что рассказы детей стали интереснее, дети стали лексико-грамматически оформлять высказывания, показывать смысловую целостность высказывания.
В контрольной группе результаты также улучшились, но не столь эффективно, как в экспериментальной группе.
Таким образом, гипотеза исследования доказана, а именно коррекционная работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной, если будет использован разработанный комплекс индивидуальных логопедических занятий с использованием игровой деятельности.



1. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М.: Феникс, 2016. - 876 с.
2. Бардышева Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР / Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. - М.: Скрипторий 2015. - 264 с.
3. Быстрова Г.А. Логоигры / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - СПб.: «Каро», 2012. - 128 с.
4. Быстрова Г.А. Логопедия в диалогах / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. - М.: Каро, 2014. - 112 с.
5. Волкова Л.С. Логопедия: методическое наследие: пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Владос, 2007.
- 479 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006.-158 с
7. Воробьева Т.А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева.
- М.: Литера, 2014. - 144 с.
8. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 420 с.
9. Голубец О.Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / О.Д. Г олубец // Логопед. - 2013. - №9 - С.14.
10. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гоизяк. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 128 с.
11. Гомзяк О.С. Говорим правильно / О.С. Гомзяк. - М.: Феникс, 2014. - 406 с.
12. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 240 с.
13. Дунаева Н.Ю. Предупреждение ОНР у детей 3-4 лет / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов / С.В. Зяблова. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
15. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2010. - 320 с.
16. Ивановская О.Г. Логопедические игры для развития речи / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2008. - 64 с.
17. Ивановская О.Г. 50 занятий с логопедом / О.Г. Ивановская. - М.: Детствопресс, 344 с.
18. Ивановская О.Г. Энциклопедия логопедических игр / О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина. - М.: Каро, 20107. - 200 с.
19. Иншакова О.Б. Развитие читательских навыков у детей. Комплект I / О.Б. Иншакова, А.Г. Иншакова. - М.: Высшая школа, 2015. - 346 с.
20. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии. Звуковые превращения / С.В. ихсанова. - М.: Феникс, 2017. - 608 с.
21. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 171 с.
22. Кириллова Ю.А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР 4-7 лет / Ю.А. Кириллова. - М.: Детство-пресс, 2013. - 802 с.
23. Козырева О. А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи. Старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений. Пособие для логопеда / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 120 с.
24. Комарова Н.Г. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 160 с.
25. Коноваленко В.В. Дидактический материал для логопедов / В.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2017. - 46 с.
26. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 667 с.
27. Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Дидактический материал для упражнений с деформированными словами: пособие для логопедов, воспитателей / В.В. Коноваленко. - М.: Гном и Д, 2017. - 688 с.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Секачев В. Ю., Сфера, 2017. - 128 с.
29. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Секо- вец. - М.: АРКТИ, 2005. - 248 с..
30. Краузе Е.А. Практическая логопедия / Е.А. Краузе. - М.: Корона-Век, 2015. - 123 с.
31. Лалаева Л.И. Логопедия в таблицах и схемах / Л.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, С.Н. Шаховская. - М.: Феникс, 2016. - 302 с.
32. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
33. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова - СПб., 2006.
34. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста / Л.В. Лопатина. - СПб: Союз, 2004.
35. Лопухина И.С. Логопедия: звуки, буквы, слова / И.С. Лопухина. - М.: Корона-Век, 2014. - 406 с.
36. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / М.И. Лынская. - М.: Парадигма, 2012. - 128 с.
37. Максаков А. И. Ш-Ш-Шипящие скороговорки / А.И. Максаков, Т.А. Куликовская. - М.: Карапуз, 2017. - 134 с.
38. Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста / Н.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2017. - 835 с.
39. Моисеева Л.Г. Готовим руку к письму / Л.Г. Моисеева. - М.: Речь, 2014. - 864 с.
40. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 528 с.
41. Нищева Н.В. Если ребенок плохо говорит. Консультации логопеда / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 112 с.
42. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2000. - 365 с.
43. Панченко-Миль И. Трудные дети - трудные родители. Новый взгляд на речевое воспитание / И. Панченко-Миль. - М.: Свет, 2015. - 208 с.
44. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под М.А. Поваляева, Г.П. Чебота- нян. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 352 с.
45. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. — 224 с.
46. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. - М.: Феникс, 2013. - 176 с.
47. Пятница Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Со- лоухина-Башинская. - М.: Феникс, 2009. - 480 с.
48. Развивающие задания // Логопед. - 2015. - №6. - С. 45-48.
49. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие / В.И. Руденко. - М.: Феникс, 2014. - 288 с.
50. Танетова Е.В. Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста / Е.В. Танетова // Логопед. - М.: ТЦ Сфера 2008. - № 6. - С. 14-28.
51. Тернаева Г.Г. Развитие диалогической речи на занятиях в специальном детском саду / Г.Г. Тернаева // Логопед. - М.: ТЦ Сфера - 2004. - № 4. - С. 18-23.
52. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 112 с.
53. Томашевская Н.В. Увлекательная логопедия. Игры и задания / Н.В. Томашевская. - М.: Феникс-премьер, 2016. - 506 с.
54. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в игра / О.Ю. Филимонова. - М.: Детство-пресс, 2012. - 456 с.
55. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: «Гном-Пресс», 1999. - 80 с.
56. Филичева Т.Б., Чивилева, Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.: Просвещение, 1989. - 105 с.
57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. - М.: Аркти, 2000.
58. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 656 с.
59. Цуканова С. П. Учим ребенка говорить и читать. 3 период / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. - М.: ГНОМ и Д, 2017. - 112 с.
60. Цуканова С.П. Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей в ДОУ / С.П. Цуканова. - М.: Гном и Д,
2016. - 698 с.
61.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми / Г.В. Чиркина. - М.: «Аркти», 2002. - 240 с.
62. Шалаева Г.В. Логопедические игры / Г.В. Шалаева. - М.: Слово, Эксмо,
2016. - 176 с.
63. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. - М., 2002. - 56 с.
64. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
65. Шорохова О.А. Проблемы развития языковой личности дошкольника в условиях многообразия вариативных программ / О.А. Шорохова // Логопед - М.: ТЦ Сфера 2006. - № 3. - с 31-43.
66. Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников / О.Н. Яворская. - М.: КАРО, 2016. - 268 с.
67. Ярошевич Т.Я. Формирование языковой компетентности дошкольников с ОНР на материале русских сказок // Логопед - М.: ТЦ Сфера 2011. - № 5. - с 10-18.
68. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. / Изд. 2-е . - М.: АРКТИ, 1997. - 131 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ