РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА
|
Введение 4
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II
Введение 4
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II 54
Глава III. Модель психокорррекционной работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 56
3.1. Методологические принципы психокоррекционной работы с детьми с
сенсорными нарушениями 56
3.2. Организация и содержание психокоррекционой работы по формированию прогностической компетентности младших школьников с сенсорными
нарушениями 63
Выводы по главе III 69
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II
Введение 4
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II 54
Глава III. Модель психокорррекционной работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 56
3.1. Методологические принципы психокоррекционной работы с детьми с
сенсорными нарушениями 56
3.2. Организация и содержание психокоррекционой работы по формированию прогностической компетентности младших школьников с сенсорными
нарушениями 63
Выводы по главе III 69
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения
Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием учебной деятельности, формированием учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, самоконтроля и действий оценки. Успешное развитие данных компонентов учебной деятельности предполагает успешное функционирование прогностической компетентности.
Так как прогностическая компетентность начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область данного феномена, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие [45].
Вопросы прогностической компетентности в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход [17] исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход [21] рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход [51] рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход [61] изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях. [6]
ИсследованияА.Н. Ахметзяновой[2,3,4], Ю.М. Масалович[26], Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития.Приповреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации,
и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушениями в развитии в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с ограниченными возможностями здоровья уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой[47]. Таким образом, выявление особенностей прогностической компетентности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормативным развитием.
Цель исследования- выявление специфических особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями.
Объект: прогностическая компетентность младших школьников.
Предмет: особенностирегулятивной функции прогностической
компетентностиу детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дефицит
прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями будет детерминирован низким уровнем регулятивной функции во всех значимых сферах жизнедеятельности, особенно в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса прогностической компетентностиу детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением зрения и слуха.
3) Выявить особенности регулятивной функциипрогностической компетентностимладших школьников с нарушением зрения и слуха.
4) Предложить проект по формированию регулятивной функции прогностической компетентности.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода[44]; структурно-уровневого механизма [21]; генетического подхода [51] и клинического подхода[62]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение,методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья», разработанная авторским коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского федерального университета, методы статистической обработки результатов.
База исследования:Исследование проводилось на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья", ГБОУ «Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: публикация
статьи«Ееа1;ш^оГёеу1ап1;ЬеЬауюго(]итогасЬоо1сЫМгеп’ш1Меуе1ортеп1а1<^огё ers, ёерепё^опШергеёюйоЫеуеЪ) в журнале Бсорш, участие в Итоговой научно-образовательной конференции Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья», участие в международном форуме по педагогическому образованию «Региональная конференция международной ассоциации 188ЛТ».
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 95 источников. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 5 диаграммами.
Так как прогностическая компетентность начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область данного феномена, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие [45].
Вопросы прогностической компетентности в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход [17] исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход [21] рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход [51] рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход [61] изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях. [6]
ИсследованияА.Н. Ахметзяновой[2,3,4], Ю.М. Масалович[26], Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития.Приповреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации,
и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушениями в развитии в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с ограниченными возможностями здоровья уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой[47]. Таким образом, выявление особенностей прогностической компетентности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормативным развитием.
Цель исследования- выявление специфических особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями.
Объект: прогностическая компетентность младших школьников.
Предмет: особенностирегулятивной функции прогностической
компетентностиу детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дефицит
прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями будет детерминирован низким уровнем регулятивной функции во всех значимых сферах жизнедеятельности, особенно в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса прогностической компетентностиу детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением зрения и слуха.
3) Выявить особенности регулятивной функциипрогностической компетентностимладших школьников с нарушением зрения и слуха.
4) Предложить проект по формированию регулятивной функции прогностической компетентности.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода[44]; структурно-уровневого механизма [21]; генетического подхода [51] и клинического подхода[62]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение,методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья», разработанная авторским коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского федерального университета, методы статистической обработки результатов.
База исследования:Исследование проводилось на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья", ГБОУ «Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: публикация
статьи«Ееа1;ш^оГёеу1ап1;ЬеЬауюго(]итогасЬоо1сЫМгеп’ш1Меуе1ортеп1а1<^огё ers, ёерепё^опШергеёюйоЫеуеЪ) в журнале Бсорш, участие в Итоговой научно-образовательной конференции Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья», участие в международном форуме по педагогическому образованию «Региональная конференция международной ассоциации 188ЛТ».
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 95 источников. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 5 диаграммами.
Изучив теоретический аспект проблемы прогностической компетентности, проведя исследование с младшими школьниками, можно сделать вывод о том, что наше исследование является актуальным, так как изучение регулятивной характеристики прогностической
компетентностиранее не проводилось на группе детей с сенсорными нарушениями.
Являясь неотъемлемой часть любого психического процесса, прогностическая компетентность имеет сложную структуру, благодаря которым осуществляются основные ее функции: регулятивная, когнитивная и коммуникативная.
Характеризуя регулятивные способности младших школьников с сенсорными нарушениями, можно отметить, что данная функция является не достаточно сформированной к моменту поступления детей в школу. В процессе школьного обучения происходит постепенное развитие и формирование регулятивных способностей у детей с нарушением слуха и зрения.Прогностическая компетентность, определяет успешность протекания учебной деятельности, являющаяся в младшем школьном возрасте ведущей. Именно своеобразие протекания прогностических процессов, или их отставание, может являться причиной замедления или нарушения формирования психических процессов.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выявить, что показатели прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями снижены по сравнению с показателями детей с нормативным развитием, и характеризуются наименее успешным прогнозом по шкале «отношение к учению»
Полученные данные об особенностях компонентов прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха взаимосвязаны с регулятивной функцией. Так, можно сделать вывод, что изучаемая нами регулятивная функция является компонентом учебной деятельности, а так как отношение к учению у детей с нарушениями в развитии имеет низкие показатели, то можно предположить о взаимосвязи данных компонентов.
У детей с сенсорными нарушениями наименее значимыми критериями будут являться: отношение к учению. Наиболее приоритетными и
значимыми будут являться: общение со взрослыми и виртуальное общение.
У младших школьников с нормативным развитием и у детей с нарушением зрения сфера отношение к болезни оказалось одинаково значима, как и у их сверстников с нарушением слуха и зрения. Можно предположить, что для всех младших школьников отношение к болезни является важным фактором потому как в этом возрасте имеет место страх перед медицинским персоналом, различными видами вмешательств.
Необходимо отметить, что во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наиболее высокие значения имеются у младших школьников с нормативным развитием.
Из выборок детей, имеющих сенсорные нарушения группа младших школьников с нарушением слуха имеет практически во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наименьшие значения.
Шкала отношение к учению является наименее значимой для младших школьников с сенсорными нарушениями и для их сверстников с нормативным развитием. Что позволяет утверждать, к младшему школьному возрасту учебная деятельность и ее компоненты сформированы не достаточно и нуждается в развитии.
Проведя экспериментальное исследование и изучив полученные результаты, можно сделать следующие выводы: сформированность
прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха и зрения зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, а также от регулятивных особенностей развития их личности.
компетентностиранее не проводилось на группе детей с сенсорными нарушениями.
Являясь неотъемлемой часть любого психического процесса, прогностическая компетентность имеет сложную структуру, благодаря которым осуществляются основные ее функции: регулятивная, когнитивная и коммуникативная.
Характеризуя регулятивные способности младших школьников с сенсорными нарушениями, можно отметить, что данная функция является не достаточно сформированной к моменту поступления детей в школу. В процессе школьного обучения происходит постепенное развитие и формирование регулятивных способностей у детей с нарушением слуха и зрения.Прогностическая компетентность, определяет успешность протекания учебной деятельности, являющаяся в младшем школьном возрасте ведущей. Именно своеобразие протекания прогностических процессов, или их отставание, может являться причиной замедления или нарушения формирования психических процессов.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выявить, что показатели прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями снижены по сравнению с показателями детей с нормативным развитием, и характеризуются наименее успешным прогнозом по шкале «отношение к учению»
Полученные данные об особенностях компонентов прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха взаимосвязаны с регулятивной функцией. Так, можно сделать вывод, что изучаемая нами регулятивная функция является компонентом учебной деятельности, а так как отношение к учению у детей с нарушениями в развитии имеет низкие показатели, то можно предположить о взаимосвязи данных компонентов.
У детей с сенсорными нарушениями наименее значимыми критериями будут являться: отношение к учению. Наиболее приоритетными и
значимыми будут являться: общение со взрослыми и виртуальное общение.
У младших школьников с нормативным развитием и у детей с нарушением зрения сфера отношение к болезни оказалось одинаково значима, как и у их сверстников с нарушением слуха и зрения. Можно предположить, что для всех младших школьников отношение к болезни является важным фактором потому как в этом возрасте имеет место страх перед медицинским персоналом, различными видами вмешательств.
Необходимо отметить, что во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наиболее высокие значения имеются у младших школьников с нормативным развитием.
Из выборок детей, имеющих сенсорные нарушения группа младших школьников с нарушением слуха имеет практически во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наименьшие значения.
Шкала отношение к учению является наименее значимой для младших школьников с сенсорными нарушениями и для их сверстников с нормативным развитием. Что позволяет утверждать, к младшему школьному возрасту учебная деятельность и ее компоненты сформированы не достаточно и нуждается в развитии.
Проведя экспериментальное исследование и изучив полученные результаты, можно сделать следующие выводы: сформированность
прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха и зрения зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, а также от регулятивных особенностей развития их личности.
Подобные работы
- Проблемы прогностической компетентности в психологии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Когнитивная функция прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ДИЗОНТОГЕНЕЗОМ В СФЕРЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Развитие способности к прогнозированию у слабовидящих младших школьников на логопедических занятиях
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Специфика прогностической компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в семейных отношениях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальная компетентность и способность к прогнозированию у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Социальная компетентность и способность к
прогнозированию у дошкольников с нарушениями зрения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



