Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

Работа №44396

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II
Введение 4
Глава I. Современное состояние изученности проблемы прогностической компетентности у детей с ограниченными возможностями здоровья 8
1.1. Разработанность проблемы прогностической компетентности в
психологии 8
1.2. Особенности прогностической компетентности у лиц с ограниченными
возможностями здоровья 13
1.3. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
зрения 18
1.4. Специфика регуляции поведения младшими школьниками с нарушением
слуха 22
Выводы по главе I 28
Глава II . Эмпирическое исследование особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 29
2.1. Характеристика выборки и методов исследования у младших
школьников с сенсорными нарушениями 29
2.2. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением зрения 32
2.3. Специфика регулятивной функции прогностической компетентности у
детей с нарушением слуха 41
2.4. Сопоставительный анализ особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными
нарушениями 48
Выводы по главе II 54
Глава III. Модель психокорррекционной работы по формированию прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями 56
3.1. Методологические принципы психокоррекционной работы с детьми с
сенсорными нарушениями 56
3.2. Организация и содержание психокоррекционой работы по формированию прогностической компетентности младших школьников с сенсорными
нарушениями 63
Выводы по главе III 69
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения

Актуальность исследования. Младший школьный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием учебной деятельности, формированием учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, самоконтроля и действий оценки. Успешное развитие данных компонентов учебной деятельности предполагает успешное функционирование прогностической компетентности.
Так как прогностическая компетентность начинает свое развитие с младенчества, уже к школьному возрасту наблюдается достаточно широкая область данного феномена, благодаря которым происходит дальнейшие психическое развитие [45].
Вопросы прогностической компетентности в последнее время активно изучаются представителями разных научных областей. Современные подходы раскрывают природу и механизм данного процесса. Психофизиологический подход [17] исследования антиципации направлен на изучение природы и механизма данного процесса. Структурно-уровневый подход [21] рассматривают антиципацию, как некую иерархичную структуру, контролирующую широкую область психических процессов. Генетический подход [51] рассматривает особенности развития антиципации исходя из возрастных особенностей человека. Клинический подход [61] изучает динамику развития антиципационных процессов при психических заболеваниях. [6]
ИсследованияА.Н. Ахметзяновой[2,3,4], Ю.М. Масалович[26], Е.М. Мастюковой, Л.И. Певзнер посвященные изучению антиципации у детей с ограниченными возможностями здоровья, отражают наличие взаимосвязи между особенностями антиципации и структурой нарушенного развития.Приповреждении структур головного мозга, а также при нарушении функционирования анализаторов будет наблюдаться снижение антиципации,
и как следствие будет проявляться дезадаптация в социуме, недоразвитие познавательной сферы и снижение регуляторных процессов.
Вопросы специфики антиципации у детей с нарушениями в развитии в науке освещены не достаточно, вследствие этого возникает потребность в изучении данного феномена. У детей с ограниченными возможностями здоровья уровень сформированности учебной деятельности и ее компонентов снижен по сравнению с нормой[47]. Таким образом, выявление особенностей прогностической компетентности, возможно, поможет более полно рассмотреть структуру нарушения и в дальнейшем использовать материал для построения диагностических и коррекционных мероприятий для повышения уровня сформированности учебной деятельности по сравнению с нормативным развитием.
Цель исследования- выявление специфических особенностей регулятивной функции прогностической компетентности у младших школьников с сенсорными нарушениями.
Объект: прогностическая компетентность младших школьников.
Предмет: особенностирегулятивной функции прогностической
компетентностиу детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и слуха.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дефицит
прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями будет детерминирован низким уровнем регулятивной функции во всех значимых сферах жизнедеятельности, особенно в учебной деятельности.
Задачи исследования:
1) Проанализировать современное состояние изученности процесса прогностической компетентностиу детей с ограниченными возможностями здоровья.
2) Изучить возрастно-специфическую деятельность младших школьников с нарушением зрения и слуха.
3) Выявить особенности регулятивной функциипрогностической компетентностимладших школьников с нарушением зрения и слуха.
4) Предложить проект по формированию регулятивной функции прогностической компетентности.
Методологической базой исследования послужили научные работы, рассматривающие антиципацию в рамках психофизиологического подхода[44]; структурно-уровневого механизма [21]; генетического подхода [51] и клинического подхода[62]; положение Л.И. Переслени, о возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования; исследования Т.Г. Богдановой посвященные структурной организации интеллектуальной деятельности лиц с нарушениями слуха на разных этапах психического развития; исследования Е.Г. Речинской, направленные на успешное формирование учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха; концепция учебной деятельности, разрабатываемая такими учёными как Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Репкина.
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической литературы, анамнестический сбор данных, наблюдение,методика «Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья», разработанная авторским коллективом кафедры дефектологии и клинической психологии Казанского федерального университета, методы статистической обработки результатов.
База исследования:Исследование проводилось на базе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья", ГБОУ «Казанская школа- интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №85 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Практическая значимость данного исследования заключается в выявлении данных о специфических особенностях прогностической компетентности младших школьников с нарушением зрения и слуха. Полученные результаты в дальнейшем можно будет применять для построения диагностической и коррекционной работы специального психолога в образовательном учреждении.
Апробация работы: публикация
статьи«Ееа1;ш^оГёеу1ап1;ЬеЬауюго(]итогасЬоо1сЫМгеп’ш1Меуе1ортеп1а1<^огё ers, ёерепё^опШергеёюйоЫеуеЪ) в журнале Бсорш, участие в Итоговой научно-образовательной конференции Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Прогностическая компетентность школьника с ограниченными возможностями здоровья», участие в международном форуме по педагогическому образованию «Региональная конференция международной ассоциации 188ЛТ».
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 95 источников. Работа проиллюстрирована 6 таблицами, 5 диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретический аспект проблемы прогностической компетентности, проведя исследование с младшими школьниками, можно сделать вывод о том, что наше исследование является актуальным, так как изучение регулятивной характеристики прогностической
компетентностиранее не проводилось на группе детей с сенсорными нарушениями.
Являясь неотъемлемой часть любого психического процесса, прогностическая компетентность имеет сложную структуру, благодаря которым осуществляются основные ее функции: регулятивная, когнитивная и коммуникативная.
Характеризуя регулятивные способности младших школьников с сенсорными нарушениями, можно отметить, что данная функция является не достаточно сформированной к моменту поступления детей в школу. В процессе школьного обучения происходит постепенное развитие и формирование регулятивных способностей у детей с нарушением слуха и зрения.Прогностическая компетентность, определяет успешность протекания учебной деятельности, являющаяся в младшем школьном возрасте ведущей. Именно своеобразие протекания прогностических процессов, или их отставание, может являться причиной замедления или нарушения формирования психических процессов.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выявить, что показатели прогностической компетентности младших школьников с сенсорными нарушениями снижены по сравнению с показателями детей с нормативным развитием, и характеризуются наименее успешным прогнозом по шкале «отношение к учению»
Полученные данные об особенностях компонентов прогностической компетентности младших школьников с нарушением слуха взаимосвязаны с регулятивной функцией. Так, можно сделать вывод, что изучаемая нами регулятивная функция является компонентом учебной деятельности, а так как отношение к учению у детей с нарушениями в развитии имеет низкие показатели, то можно предположить о взаимосвязи данных компонентов.
У детей с сенсорными нарушениями наименее значимыми критериями будут являться: отношение к учению. Наиболее приоритетными и
значимыми будут являться: общение со взрослыми и виртуальное общение.
У младших школьников с нормативным развитием и у детей с нарушением зрения сфера отношение к болезни оказалось одинаково значима, как и у их сверстников с нарушением слуха и зрения. Можно предположить, что для всех младших школьников отношение к болезни является важным фактором потому как в этом возрасте имеет место страх перед медицинским персоналом, различными видами вмешательств.
Необходимо отметить, что во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наиболее высокие значения имеются у младших школьников с нормативным развитием.
Из выборок детей, имеющих сенсорные нарушения группа младших школьников с нарушением слуха имеет практически во всех значимых сферах регулятивной функции прогностической компетентности наименьшие значения.
Шкала отношение к учению является наименее значимой для младших школьников с сенсорными нарушениями и для их сверстников с нормативным развитием. Что позволяет утверждать, к младшему школьному возрасту учебная деятельность и ее компоненты сформированы не достаточно и нуждается в развитии.
Проведя экспериментальное исследование и изучив полученные результаты, можно сделать следующие выводы: сформированность
прогностической компетентности у младших школьников с нарушениями слуха и зрения зависит от степени выраженности и специфики их дефекта, а также от регулятивных особенностей развития их личности.


1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика [Текст]/ Л.В.Андреева.-Москва: Академия, 2005. - 489 с.
2. Ахметзянова, А.И. Особенностей антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста[Текст]:дис...канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань,
2004. - 158 с.
3. Ахметзянова, А.И. Теоретический анализ представлений о развитии антиципирующей функции психического отражения [Текст]/ А. И. Ахметзянова// Гуманитарные и социальные науки.-2015.-№3.- С.233- 249.
4. Ахметзянова, А. И. Сравнительный анализ показателей опережающей неспособностей у детей с общим недоразвитием речи и с нормативным развитием речи [Текст]/ А. И. Ахметзянова// Неврологический Вестник (неврологические репортер) им. в. М. Бехтерева. -2013.-№45(1).-С.49-
53.
5. Белова, O.A. Психофизиологические характеристики учащихся, де- привированных по слуху [Текст]/ O.A. Белова //Современные проблемы науки и образования. 2011. - № 3. -С.35-39.
6. Бершанская, О.Н. Антиципация как средство повышения активной и осознанной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения[Текст]: автореферат дис... канд. пед. наук / О. Н.Бершанская - Москва, 2009. - 22 с.
7. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология[Текст]/ Т. Г. Богданова-Москва: Книжный двор, 2002. - 487 с.
8. Боскис, P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]/ Р. М. Боскис. Москва: Просвещение, 2004. - 206 с.
9. Гогенфельд, С. Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий[Текст] / С. Гогенфельд // Психология
человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.). - Москва, 2009. №9. - C.172-177.
10. Гончарова, О.Л. Взаимосвязь особенностей Я-концепции и антиципационной состоятельности у подростков с ограниченными физическими возможностями[Текст]:Дис... канд. психол. наук / О.Л. Гончарова. - Казань, 2003. - 173 с.
11. Григорьева, Л.П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением[Текст] / Л. П. Григорьева //Вестник Московского государственного лингвистического университета. -
2009. - №563. - С. 146- 162.
12. Громова, Ч.Р.Сравнительное изучение антиципационных способностей у детей с невротическими расстройствами и их родителей [Текст]: Дисс...канд. психол. наук. Казань, 2003. 109 с.
13. Губарева, H.B. Обоснование дифференцированного подхода при физическом воспитании школьников с различной степенью нарушения слуха [Текст]/ Н.В. Губарева // Вестник Томского ГУ. 2009. - № 319. - С. 161-164.
14. Денисова, O.A. Дифференцированный подход к развитию нарушенной слуховой функции глухих младших школьников [Текст]/ О. А. Денисова Российская оториноларингология. 2006. - № 4. -С. 88-92.
15. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]/ О.Ю. Ермолаев.- Москва : Флинта, 2003.- 336с.
16. Зимняя, И. A. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании [Текст]/ И.А. Зимняя.//Иностранные языки в школе. -2012.- № 6.- С. 2-10 .
17.Зибер, А. Э. Роль антиципационной состоятельности в структуре девиантного поведения при различной степени компенсации личностных расстройств [Текст]/ А.Э.Зибер, Узденов Р. М. // Общество и право. -2013. -№2. -С. 44-47.
18. Иванников, В. А.Психологические механизмы волевой регуляции[Текст]/В.А. Иванников. Учебное пособие. Москва, -2006. - 154с.
19. Королева, И.В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста [Текст]/ И. В. Королева, О.С. Жукова, О.Н. Зонтова // Дефектология. - 2002. -№ 3. -С. 25-29.
20. Кузьмина, Т. Н. Изучение самосознания в контексте специальной психологии личности [Текст]/Т. Н. Кузьмина. //Акмеология образования. Психология развития. -2015.- №4. -С.16.
21. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст]/ Б. Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - Москва: Наука, 1980.-279 с.
22. Лупандин, В.И. Основы сенсорной физиологии [Текст]/ В.И. Лупандин, O.E. Сурнина. -Москва, 2006. - 288 с.
23. Лысюк, Л. Г.Эмпирическая картина становления продуктивного целеполагания у детей 2 - 4 лет [Текст]/ Л.Г.Лысюк.Вопросы психологии. -2000. -№ 1.-С. 58 - 67.
24. Макаренко, Н.В. Сенсомоторные реакции в онтогенезе человека и их связь со свойствами нервной системы [Текст]/ Н.В. Макаренко, B.C. Лизогуб, Т.И. Борейко, Е.М. Давыдова, Д.Н. Харченко // Физиология человека. -2011. -№ 6. -С. 52-57.
25. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов[Текст]/ А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
26. Масалович, Ю. М. Особенности прогностической деятельности умственно отсталых младших школьников [Текст]/ Ю.М. МасаловичТ.
A. Фотекова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. науч. конф.- Челябинск: «Два комсомольца», -
2011. -№34-С. 55-58.
27. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст]/ В.Ф. Матвеев. Москва: Медицина, 1987. - 183 с.
28. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В. Матюхина. - Москва: Прогресс, 2004. - 278 с.
29. Михаленкова, И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха[Текст]/ И.А. Михаленкова. - СПб.: Речь, 2006. - 96 с.
30. Менделевич, В. Д.Неврозология и психосоматическая медицина[Текст]/ В.Д.Меделевич. , С.Л. Соловьева. -Москва: МЕДпресс-информ, 2002. -608 с.
31. Менделевич, В. Д. Прогнозирование будущего и механизмы неврозогенеза[Текст]/ В. Д. Менделевич, А. С. Граница // Неврол. вестн. -2014.- № 1. -С. 51-57.
32. Миллер, Д. Планы и структура поведения [Текст]/ Д.Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. Москва: Свет, 2000. -228 с.
33. Моросанова, В. И. Стилеваясаморегуляция поведения человека [Текст]/В.И.Моросанова. Вопросы психологии. -2000.- № 2.-С. 118127.
34. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушенным слухом [Текст]/ Л.П. Назарова-Москва: Владос, 2011. - 289 с.
35. Никулина, Г.В. Социальное развитие школьников с нарушениями зрения в системе комплексной помощи слепым и слабовидящим [Текст]/ Г.В. Никулина // Сборник материалов международной научнопрактической конференции.-Архангельск, 2000,- № 65 - С 450-451.
36. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст]/ Н.П. Ничипоренко,
B. Д. Менделевич // Психологический журнал. - 2006, -№ 5 - С. 50-59.
37. Ничипоренко, Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств [Текст]/ Н.П. Ничипоренко // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 123-130.
38. Овчинников, А. А. Взаимосвязьмеханизмовантиципации,
психологическойзащитыикопингаупсихосоматическихбольных[Текст]/ А.А. Овчинникова, А.Н. Султанова, А.С. Войтова // JournalofSiberianMedicalSciences. -2016. №3. -С.87-90.
39. Переслени, Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии [Текст]/ Л. И. Переслини // Вопросы психологии. -
1974. -№ 2.- С. 115- 122.
40. Переслени, Л. И. Критерии оценки эффективности прогнозирования у детей в норме и при задержке психического развития [Текст]/ Л.И. Переслени// Дефектология. -1984. -№ 5. -С. 7-14.
41. Подзорова, Е.Л. Эмоциональное предвосхищение результатов решения познавательных задач в дошкольном возрасте [Текст]: Дис...канд. псих.наук / Е.Л. Подзорова. - Москва: «Московский городской психолого-педагогический университет», 2008. - 193 с.
42. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика) [Текст]/ А.Ф. Присяжная. - Челябинск, 2006. - 380 с.
43. Прохоров, А, О. Психология состояний и психология идентичности/ А. О. Прохоров, А.Н. Кимберг // Гуманит. науки. -2010. -№5. С.27-93.
44. Раев, А.И. Прогнозирование, кодирование и перенос как познавательные способности [Текст]/А. И. Раев. -Москва:Феникс-1983 -№5. -С.21-33.
45. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования. Успехи в познании будущего[Текст]/Л.А.Регуш. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
46. Речицкая, Г.Е. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха [Текст]/ Г.Е. Речицкая - Москва: МГППУ, 2011. - 188 с.
47. Речицкая, Е. Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах [Текст]/ Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина - Москва: Прометей, 2011. - 210 с.
48. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]/Е. Г. Речицкая - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 655 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ