ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
|
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Логико-грамматические средства языка как проблема современной
логопедии 9
1.2 Становление логико-грамматического строя речи в онтогенезе 14
1.3 Малые фольклорные формы как средство развития речи детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 30
Вывод по второй главе 36
Глава 3. Логопедическая работа по формированию логико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи с использованием малых фольклорных форм 37
3.1 Коррекционно-развивающая программа формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм 37
3.2 Оценка эффективности проведенной коррекционной
программы 44
3.3 Содержание коррекционно - развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых
фольклорных форм 47
Вывод по третьей главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Логико-грамматические средства языка как проблема современной
логопедии 9
1.2 Становление логико-грамматического строя речи в онтогенезе 14
1.3 Малые фольклорные формы как средство развития речи детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 30
Вывод по второй главе 36
Глава 3. Логопедическая работа по формированию логико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи с использованием малых фольклорных форм 37
3.1 Коррекционно-развивающая программа формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм 37
3.2 Оценка эффективности проведенной коррекционной
программы 44
3.3 Содержание коррекционно - развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых
фольклорных форм 47
Вывод по третьей главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
Актуальность исследования. Речь, как высшая психическая деятельность, оказывающая огромное значение как на развитие личности ребенка в целом, и являющаяся основным способом познания окружающей действительности, осуществляет функционал общения и эмоционального контакта [1].
В период дошкольного возраста дети, подражая родителям, заимствуют родной язык, в процессе этого у детей начинает формироваться фонетика, лексика, грамматика и другие аспекты речи [3].
К наиболее важным направлениям современной логопедии относится коррекция речевого недоразвития. Это связано с тем, что детская популяция с данным дизонтогенетическим нарушением непоколебимо увеличивается, поэтому учителя - логопеды, дефектологи и другие специалисты дефектологического профиля испытывают трудности в составлении коррекционно - развивающей программы, ориентируясь на степень проявления речевого дефекта.
В системе образования, а в частности, в условиях реализации ФГОС ДОО остро представлена проблема повышения действенности воспитания и обучения дошкольников, что и ведёт к модернизации базовых систем. На современном этапе известно большое количество нарушений речи различного генеза, которые могут проявляться в нарушении различных компонентов речевой системы [49].
Решение данной проблемы следует проводить комплексно, включая междисциплинарный подход, а также включая сравнительные характеристики логико - грамматических структур.
В области психологии решением данной проблемы занимались учёные - исследователи: А. А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и другие.
В области педагогики в исследованиях развития логико-грамматических систем проводили исследования следующие учёные: М. М. Конина, А. В.
Ястребова, В. И. Ядэшко, Г. И. Жаренкова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, А. Г. Тамбовцева.
В области рассмотрения логико - грамматических категорий в условиях сохранного и нарушенного речевого развития работали такие современные учёные, как: Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, А.В. Чабанян.
В исследованиях О.Е. Г рибовой главенствующая роль отводится тому, что методика коррекционно - развивающей направленности должна быть основана на формировании базы языковой системы.
По данным Н.С. Жуковой, формирование средств языка необходимо при помощи последовательного развития устной речи.
Полиморфность структур речевых дефектов при общем недоразвитии речи определяет потребность поиска модернизированных методов коррекционно - образовательной деятельности.
Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование и, определить, как использование малых фольклорных форм повлияет на результаты коррекционно-развивающей работы над логико-грамматическими категориями с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Дошкольники с большим интересом воспринимают народный фольклор, поскольку данный вид деятельности даёт возможность проявить свою выразительность.
Народный фольклор эмоционально окрашен и вызывает у детей яркие эмоциональные вспышки, запоминающиеся на долгое время. Именно это и является основным главенствующим фактором в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
В следствие этого в деятельности логопеда необходимо как можно больше применять элементы устного народного творчества, которое формирует у ребёнка положительные эмоции, сопереживание, а также воображаемую деятельность и речь.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки заинтересовывают ребёнка в учебной деятельности и развивают воображание ребенка, создают у него яркое, радостное настроение. Сказки помогают сформировать у ребёнка адекватное восприятие окружающей действительности. Точное, лаконичное и информативное содержание народного творчества помогает элементарным коррекционным воздействием решать сложные задачи, касающиеся развития логико - грамматических категорий [24].
Детский народный фольклор используется в развитии дошкольников потому, что он является доступным, понятным и ярко окрашенным в эмоциональном плане.
Анализируя сказанное можно прийти к выводу, что проблема формирования логико-грамматических категорий у детей является не просто актуальной, а объектом пристального внимания многих учёных. Данная исследовательская работа посвящена развитию и пониманию логико - грамматических конструкций у дошкольников с нарушениями речи средствами малых фольклорных форм.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для логопедической теории и практики обусловили выбор темы исследования «Формирование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм».
Проблема исследования: каковы педагогические условия для
использования малых фольклорных форм при формировании логикограмматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Объект исследования: логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения использовать малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки).
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Методологический аппарат представлен работами: А.А. Леонтьева, Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, М.М. Конина, А.В. Ястребова, В.И. Ядэшко, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Каше, Н.А. Никишиной, Л.Ф. Спировой, Г.М. Жаренковой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова, В.С. Герасимова, В.Н. Кардашева, И.Н. Кардашева, Н.А. Лизь, В.Я. Лядус, И.М, никольской, Г.Л. Бардиер, Р.В. Овчаровой. Научная новизна состоит в получении новых данных о состоянии проблем на сегодняшний день.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- методы математической обработки данных: метод коротких статистик (средне - арифметическое значение).
Практическая значимость: Проводимое исследование подтвердило эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Апробация: Результаты исследовательской деятельности были
представлены на итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Коррекционно - развивающие технологии в логопедии»; на V Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии, 25 апреля 2018 года, г. Казань.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
В период дошкольного возраста дети, подражая родителям, заимствуют родной язык, в процессе этого у детей начинает формироваться фонетика, лексика, грамматика и другие аспекты речи [3].
К наиболее важным направлениям современной логопедии относится коррекция речевого недоразвития. Это связано с тем, что детская популяция с данным дизонтогенетическим нарушением непоколебимо увеличивается, поэтому учителя - логопеды, дефектологи и другие специалисты дефектологического профиля испытывают трудности в составлении коррекционно - развивающей программы, ориентируясь на степень проявления речевого дефекта.
В системе образования, а в частности, в условиях реализации ФГОС ДОО остро представлена проблема повышения действенности воспитания и обучения дошкольников, что и ведёт к модернизации базовых систем. На современном этапе известно большое количество нарушений речи различного генеза, которые могут проявляться в нарушении различных компонентов речевой системы [49].
Решение данной проблемы следует проводить комплексно, включая междисциплинарный подход, а также включая сравнительные характеристики логико - грамматических структур.
В области психологии решением данной проблемы занимались учёные - исследователи: А. А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и другие.
В области педагогики в исследованиях развития логико-грамматических систем проводили исследования следующие учёные: М. М. Конина, А. В.
Ястребова, В. И. Ядэшко, Г. И. Жаренкова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, А. Г. Тамбовцева.
В области рассмотрения логико - грамматических категорий в условиях сохранного и нарушенного речевого развития работали такие современные учёные, как: Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, А.В. Чабанян.
В исследованиях О.Е. Г рибовой главенствующая роль отводится тому, что методика коррекционно - развивающей направленности должна быть основана на формировании базы языковой системы.
По данным Н.С. Жуковой, формирование средств языка необходимо при помощи последовательного развития устной речи.
Полиморфность структур речевых дефектов при общем недоразвитии речи определяет потребность поиска модернизированных методов коррекционно - образовательной деятельности.
Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование и, определить, как использование малых фольклорных форм повлияет на результаты коррекционно-развивающей работы над логико-грамматическими категориями с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Дошкольники с большим интересом воспринимают народный фольклор, поскольку данный вид деятельности даёт возможность проявить свою выразительность.
Народный фольклор эмоционально окрашен и вызывает у детей яркие эмоциональные вспышки, запоминающиеся на долгое время. Именно это и является основным главенствующим фактором в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
В следствие этого в деятельности логопеда необходимо как можно больше применять элементы устного народного творчества, которое формирует у ребёнка положительные эмоции, сопереживание, а также воображаемую деятельность и речь.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки заинтересовывают ребёнка в учебной деятельности и развивают воображание ребенка, создают у него яркое, радостное настроение. Сказки помогают сформировать у ребёнка адекватное восприятие окружающей действительности. Точное, лаконичное и информативное содержание народного творчества помогает элементарным коррекционным воздействием решать сложные задачи, касающиеся развития логико - грамматических категорий [24].
Детский народный фольклор используется в развитии дошкольников потому, что он является доступным, понятным и ярко окрашенным в эмоциональном плане.
Анализируя сказанное можно прийти к выводу, что проблема формирования логико-грамматических категорий у детей является не просто актуальной, а объектом пристального внимания многих учёных. Данная исследовательская работа посвящена развитию и пониманию логико - грамматических конструкций у дошкольников с нарушениями речи средствами малых фольклорных форм.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для логопедической теории и практики обусловили выбор темы исследования «Формирование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм».
Проблема исследования: каковы педагогические условия для
использования малых фольклорных форм при формировании логикограмматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Объект исследования: логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения использовать малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки).
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Методологический аппарат представлен работами: А.А. Леонтьева, Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, М.М. Конина, А.В. Ястребова, В.И. Ядэшко, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Каше, Н.А. Никишиной, Л.Ф. Спировой, Г.М. Жаренковой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова, В.С. Герасимова, В.Н. Кардашева, И.Н. Кардашева, Н.А. Лизь, В.Я. Лядус, И.М, никольской, Г.Л. Бардиер, Р.В. Овчаровой. Научная новизна состоит в получении новых данных о состоянии проблем на сегодняшний день.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- методы математической обработки данных: метод коротких статистик (средне - арифметическое значение).
Практическая значимость: Проводимое исследование подтвердило эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Апробация: Результаты исследовательской деятельности были
представлены на итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Коррекционно - развивающие технологии в логопедии»; на V Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии, 25 апреля 2018 года, г. Казань.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Подробный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования свидетельствует, что вопрос о способах развития логической связи и грамматического структурирования остается недостаточно решенным и актуальным до сих пор.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционноразвивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
В ходе эксперимента было выявлено, что речевые навыки, у детей с ОНР III уровня в сравнение с детьми с нормальным речевым развитием сформированы значительно хуже, что проявляется в логико-грамматических и лексико - грамматических нарушениях, а так же о скудном словарном запасе.
По результатам констатирующего этапа было решено создать коррекционно-развивающую программу по развитию логико-грамматических конструкций речи у дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития по различным лексическим темам с использованием малых форм фольклора.
Структура коррекционно-развивающей деятельности по коррекции и развитию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием с использованием малых фольклорных форм предоставляет возможность сформировать необходимую базу для развития понимания логико-грамматических структур, а также позволяет добиться эффективности коррекционной работы и достичь положительных результатов.
Итогом формирующего эксперимента был проведён контрольный этап. Задания для определения результативности предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе обследования.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования после испытания коррекционной программы по формированию логико - грамматических связей, следует подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы и предоставленной возможности в реализации цели нашей экспериментальной деятельности.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционноразвивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
В ходе эксперимента было выявлено, что речевые навыки, у детей с ОНР III уровня в сравнение с детьми с нормальным речевым развитием сформированы значительно хуже, что проявляется в логико-грамматических и лексико - грамматических нарушениях, а так же о скудном словарном запасе.
По результатам констатирующего этапа было решено создать коррекционно-развивающую программу по развитию логико-грамматических конструкций речи у дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития по различным лексическим темам с использованием малых форм фольклора.
Структура коррекционно-развивающей деятельности по коррекции и развитию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием с использованием малых фольклорных форм предоставляет возможность сформировать необходимую базу для развития понимания логико-грамматических структур, а также позволяет добиться эффективности коррекционной работы и достичь положительных результатов.
Итогом формирующего эксперимента был проведён контрольный этап. Задания для определения результативности предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе обследования.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования после испытания коррекционной программы по формированию логико - грамматических связей, следует подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы и предоставленной возможности в реализации цели нашей экспериментальной деятельности.



