Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 9
1.1 Логико-грамматические средства языка как проблема современной
логопедии 9
1.2 Становление логико-грамматического строя речи в онтогенезе 14
1.3 Малые фольклорные формы как средство развития речи детей
старшего дошкольного возраста 19
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 26
2.1 Организация и содержание констатирующего эксперимента 26
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 30
Вывод по второй главе 36
Глава 3. Логопедическая работа по формированию логикограмматических категорий у детей с общим недоразвитием речи с использованием малых фольклорных форм 37
3.1 Коррекционно-развивающая программа формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм 37
3.2 Оценка эффективности проведенной коррекционной
программы 44
3.3 Содержание коррекционно - развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых
фольклорных форм 47
Вывод по третьей главе 59
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложение
Актуальность исследования. Речь, как высшая психическая деятельность, оказывающая огромное значение как на развитие личности ребенка в целом, и являющаяся основным способом познания окружающей действительности, осуществляет функционал общения и эмоционального контакта [1].
В период дошкольного возраста дети, подражая родителям, заимствуют родной язык, в процессе этого у детей начинает формироваться фонетика, лексика, грамматика и другие аспекты речи [3].
К наиболее важным направлениям современной логопедии относится коррекция речевого недоразвития. Это связано с тем, что детская популяция с данным дизонтогенетическим нарушением непоколебимо увеличивается, поэтому учителя - логопеды, дефектологи и другие специалисты дефектологического профиля испытывают трудности в составлении коррекционно - развивающей программы, ориентируясь на степень проявления речевого дефекта.
В системе образования, а в частности, в условиях реализации ФГОС ДОО остро представлена проблема повышения действенности воспитания и обучения дошкольников, что и ведёт к модернизации базовых систем. На современном этапе известно большое количество нарушений речи различного генеза, которые могут проявляться в нарушении различных компонентов речевой системы [49].
Решение данной проблемы следует проводить комплексно, включая междисциплинарный подход, а также включая сравнительные характеристики логико - грамматических структур.
В области психологии решением данной проблемы занимались учёные - исследователи: А. А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия и другие.
В области педагогики в исследованиях развития логико-грамматических систем проводили исследования следующие учёные: М. М. Конина, А. В.
Ястребова, В. И. Ядэшко, Г. И. Жаренкова, Р. И. Лалаева, Л. Ф. Спирова, А. Г. Тамбовцева.
В области рассмотрения логико - грамматических категорий в условиях сохранного и нарушенного речевого развития работали такие современные учёные, как: Н.В. Серебрякова, Р.И. Лалаева, А.В. Чабанян.
В исследованиях О.Е. Г рибовой главенствующая роль отводится тому, что методика коррекционно - развивающей направленности должна быть основана на формировании базы языковой системы.
По данным Н.С. Жуковой, формирование средств языка необходимо при помощи последовательного развития устной речи.
Полиморфность структур речевых дефектов при общем недоразвитии речи определяет потребность поиска модернизированных методов коррекционно - образовательной деятельности.
Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование и, определить, как использование малых фольклорных форм повлияет на результаты коррекционно-развивающей работы над логико-грамматическими категориями с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Дошкольники с большим интересом воспринимают народный фольклор, поскольку данный вид деятельности даёт возможность проявить свою выразительность.
Народный фольклор эмоционально окрашен и вызывает у детей яркие эмоциональные вспышки, запоминающиеся на долгое время. Именно это и является основным главенствующим фактором в коррекционной деятельности с детьми, имеющими речевое недоразвитие.
В следствие этого в деятельности логопеда необходимо как можно больше применять элементы устного народного творчества, которое формирует у ребёнка положительные эмоции, сопереживание, а также воображаемую деятельность и речь.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки заинтересовывают ребёнка в учебной деятельности и развивают воображание ребенка, создают у него яркое, радостное настроение. Сказки помогают сформировать у ребёнка адекватное восприятие окружающей действительности. Точное, лаконичное и информативное содержание народного творчества помогает элементарным коррекционным воздействием решать сложные задачи, касающиеся развития логико - грамматических категорий [24].
Детский народный фольклор используется в развитии дошкольников потому, что он является доступным, понятным и ярко окрашенным в эмоциональном плане.
Анализируя сказанное можно прийти к выводу, что проблема формирования логико-грамматических категорий у детей является не просто актуальной, а объектом пристального внимания многих учёных. Данная исследовательская работа посвящена развитию и пониманию логико - грамматических конструкций у дошкольников с нарушениями речи средствами малых фольклорных форм.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для логопедической теории и практики обусловили выбор темы исследования «Формирование логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм».
Проблема исследования: каковы педагогические условия для
использования малых фольклорных форм при формировании логикограмматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Объект исследования: логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования логико
грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования. Предполагается, что формирование логикограмматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если в системе коррекционного обучения использовать малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, потешки).
Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Методологический аппарат представлен работами: А.А. Леонтьева, Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, М.М. Конина, А.В. Ястребова, В.И. Ядэшко, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Каше, Н.А. Никишиной, Л.Ф. Спировой, Г.М. Жаренковой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова, В.С. Герасимова, В.Н. Кардашева, И.Н. Кардашева, Н.А. Лизь, В.Я. Лядус, И.М, никольской, Г.Л. Бардиер, Р.В. Овчаровой. Научная новизна состоит в получении новых данных о состоянии проблем на сегодняшний день.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- методы математической обработки данных: метод коротких статистик (средне - арифметическое значение).
Практическая значимость: Проводимое исследование подтвердило эффективность применения коррекционно-развивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
Апробация: Результаты исследовательской деятельности были
представлены на итоговой научно - образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Коррекционно - развивающие технологии в логопедии»; на V Международной научно - образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии, 25 апреля 2018 года, г. Казань.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Подробный анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования свидетельствует, что вопрос о способах развития логической связи и грамматического структурирования остается недостаточно решенным и актуальным до сих пор.
Цель данной работы: сформировать логико-грамматические категории у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III ур.) средствами малых фольклорных форм.
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Выявить особенности сформированности логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
4. Организовать и провести экспериментальное исследование процесса формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
5. Разработать и провести коррекционно-развивающую программу формирования логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм;
6. Проанализировать эффективность применения коррекционноразвивающей программы по формированию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами малых фольклорных форм.
В ходе эксперимента было выявлено, что речевые навыки, у детей с ОНР III уровня в сравнение с детьми с нормальным речевым развитием сформированы значительно хуже, что проявляется в логико-грамматических и лексико - грамматических нарушениях, а так же о скудном словарном запасе.
По результатам констатирующего этапа было решено создать коррекционно-развивающую программу по развитию логико-грамматических конструкций речи у дошкольников с третьим уровнем речевого недоразвития по различным лексическим темам с использованием малых форм фольклора.
Структура коррекционно-развивающей деятельности по коррекции и развитию логико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием с использованием малых фольклорных форм предоставляет возможность сформировать необходимую базу для развития понимания логико-грамматических структур, а также позволяет добиться эффективности коррекционной работы и достичь положительных результатов.
Итогом формирующего эксперимента был проведён контрольный этап. Задания для определения результативности предъявлялись те же, что и на констатирующем этапе обследования.
Контрольный этап эксперимента продемонстрировал улучшение в количественных и качественных характеристиках по результатам формирующей ступени.
Исходя из положительных результатов заключительного исследования после испытания коррекционной программы по формированию логико - грамматических связей, следует подтвердить правильность сформулированной нами гипотезы и предоставленной возможности в реализации цели нашей экспериментальной деятельности.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология через призму логопедии [Текст]: учеб. для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2002 - 496 с.
2. Адрианова-Перетц, В.П. Древнерусская литература и фольклор [Текст]: учеб. для вузов / В.П. Адрианова-Перетц. - Л.: Наука, 1974. - 172 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.М. Алексеева, В. И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 400с.
4. Алексеева М.М., Речевое развитие дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -М.: Издательский центр Академия, 2009. - 160 с.
5. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор [Текст]: учеб. пособие для учителя / В.П. Аникин.- Учпедгиз, 1957. - 240 с.
6. Афанасьев, А.Н. Народные русские сказки [Текст]: сборник сказок / А.Н. Афанасьев. -М.: Эксмо, 2016.- 672 с.
7. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст]: учеб. для вузов / Т.В. Ахутина. -М.: Изд-во МГУ, 2009. - 215с.
8. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст]: учеб. пособие для логопедов и психологов / Ахутина Т.В., Т.А. Фотекова. -М.: Аркти,
2002. -136 с.
9. Бухвостова, С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: пособие для студентов фак. дошкольного воспитания и работников дет. садов / С. С. Бухвостова. -Изд-во Курского гос. пед. ин-та, 1976. - 58 с.
10. Василенко, В.А. Детский фольклор [Текст] // Русское народное поэтическое творчество. -М., 1978. - 132 с.
11. Венгер, Л.А. Психология [Текст]: учеб. для вузов / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. -М.: Просвещение, 2008. - 328с.
12. Виноградов, Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Виноградов.- Спб, 1999.- 24 с.
13. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С. Волкова.-М.: Владос, 2009.-703 с.
14. Волков, Г.Н. Этнопедагогика [Текст]: учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков.- М: Академия, 2000.- 175 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: кн. для дошк. работников, преподавателей и студентов пед.вузов / А.Н. Гвоздев. - Детство-Пресс, 2008.-472 с.
16. Генералова, Н. Русские народные потешки в жизни малышей [Текст] / Н. Генералова // Дошк. воспитание.-1985.-№11. - с.21-24.
17. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст] / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: Астрель, 2008. - 351 с.
18. Градова, Г.Н. Стишок повторяй - предлог запоминай [Текст] / Г.Н. Градова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 4. - с.13
19. Гусейнова, С. Н. Формирование логико-грамматических конструкций у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Гусейнова // Молодой ученый.-2017.-№19.с. 293-295.-(https://moluch.ru/archive/153/43317/)
20. Давыдова, О.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса [Текст] / О.И. Давыдова, В.И. Федоренко // Психологопедагогические проблемы современного образования // Сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2011. - с.128-133.
21. Дроздова, Е. Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Е.Н. Дроздова, А.В. Кроткова // Логопед. -2004. -№ 1. - с. 26
34.
22. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
23. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: учеб.- метод. пособие. / Н.С. Жукова. - М.: Соц. полит. журн., 2014.- 96 с.
24.Загрутдинова, М. Использование малых фольклорных форм [Текст] / М. Загрутдинова, Н. Гравиш // Дошк. воспитание.- 2011.-№9.-с.16-22.
25.Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / И.А. Зимняя.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011.- 432 с.
26. Исламкина, О.Н. «Разговорушка»: дополнительная общеразвивающая
программа по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с фольклором [Текст] / О.Н. Исламкина, Т.Н. Кобзистая // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IV Междунар. науч.-практ.конф.-Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. -С. 131-139.
27. Капица, О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры [Текст]: сборник / О.И. Капица.-Л.: Прибой, 1990.- 114 с.
28. Капица, Ф.С. Русский детский фольклор [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. -М.: Наука, 2012. -320 с.
29. Князева, О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: пособие для воспитателей / О.А. Князева, М.Д. Маханева.-Спб.: Детство-Пресс, 2010.- 282 с.
30. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова- М.: Академия, 2010.-416 с.
31. Криницына, Н. Дети любят потешки [Текст] / Н. Криницына // Дошк. воспитание.-1991.-№11.-С.16-17.
32. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учеб. пособие для вузов / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова-СПб.: СОЮЗ, 2009.160 с.
33. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина.- М.: 2008 -367с.
34. Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой.-М.: Просвещение, 1998.- 85 с.
35. Логопедия [Текст]: методические традиции и новаторство / Под ред. С.
Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. -М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО
«МОДЭК», 2013.-364 с.
36. Логопедия [Текст]: учебник для студентов дефектол. фак. педвузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-680 с.
37. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / под ред. Е. Д. Хомской. - Ростов на/Д: Феникс, 1998. - 416 с.
38. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] / М.Н. Мельников.- М.:Просвещение, 1987.- 240 с.
39. Мацкевич, А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам [Текст] // Работа с книгой в детском саду / Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова.- М.: Просвещение, 2007. - С.46-60.
40. Мещерякова, Л. В. Формирование лексико-грамматических средств языка у детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Л. В. Мещерякова // Логопед.-2004.- № 6.- С. 73-78.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина.-М.: Академия, 2014.- 608 с.
42. Петров, В.М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] / В.М. Петров, Г.Н. Гришина.-М.: СФЕРА, 2001.- 125 с.
43. Путешествие по Стране Загадок [Текст] / Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2010. - 67с.
44. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]: учеб. для вузов / А. В. Семенович.-М.: Академия, 2002. - 166 с.
45. Синицына, Е.И. Игры и упражнения со словом [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / Е.И. Синицына. -М.: Юнвес, 2010.- 125 с.
46. Ушакова, О. Развитие речи детей 4-7 лет [Текст] / О. Ушакова //Дотттк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
47. Сохина, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Ф.А. Сохина. -М.: Просвещение,
1995. - 223 с.
48. Струнина, Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е. Струнина, О. Ушакова // Дошк. воспитание. -1998. -№9. -С.71 -78.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. 2013г.
50. Федорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Федорова. - СПб: Детство-Пресс, 2010.- 122 с.
51. Филичева, Т. Б. Система коррекционной работы с дошкольниками в группах детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.-М.: Просвещение, 2009.- 103с.
52. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа» [Текст] //Интеграция общего и дополнительного образования / Материалы научно-практической конференции. / Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 2008.- 84с.
53. Цветкова, Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность [Текст] / Л.С. Цветкова.-М.: МПСИ: Модэк, 2004.- 424 с.
54.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичива.-М.: АРКТИ, 2010. - 250 с.
55. Шулекина, Ю. А. Понимание логико-грамматических конструкций языка учащимися первых классов общеобразовательной школы с неглубокой речевой патологией [Текст] / Ю.А. Шулекина // Вестник Московского городского педагогического университета.- 2008. - № 4. -
С. 97-104.
56.Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Академия, 2008.- 116с.