Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44347

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
370
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка 7
1.2 Задачи, содержание и формы организации ознакомления старших
дошкольников с основами здорового образа жизни 12
1.3 Методы и приёмы использования поэтического материала в процессе
формирования знаний ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗОЖ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Организация исследования: диагностика исходного уровня
сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация плана работы по формированию знаний о зож у
дошкольников посредством поэтического материала 31
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57

Для современного общества характерным является наличие разнообразных примеров образа жизни человека, с которыми каждый ребенок постоянно сталкивается. И такое многообразие примеров не всегда является для ребенка образцом. Следовательно, создается хаотичность в представлении ребенка о здоровом образе жизни. Также, стоит отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
В современном мире утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения следует рассматривать в практике работы образовательных и лечебных учреждений как одно из главных направлений. Важным является то, насколько успешно удается сформировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому изучение состояния здоровья детей и разработка мер, направленных на его укрепление, являются актуальными [30].
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе и очень важна, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования В.Г. Алямовской, И.В. Сорокиной, И.М. Новиковой, Т.Г. Кареповой, Н.А. Фоминой, Л.Г. Касьяновой, Л.Н. Волошиной, Д.В. Скрябиной.
Актуальность исследования определяется такими противоречиями как, социальный заказ общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияние социально-экологической среды на здоровье человека, а также потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования знаний о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий. Упомянутые выше противоречия указывают на проблему, заключающуюся в обосновании педагогической технологии и поиска путей формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и практическое обоснование влияния поэтического материала на формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования - поэтический материал, используемый при формировании знаний о ЗОЖ у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме.
2) Определить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3) Провести опытно-экспериментальную работу по
формированию знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтического материала.
4) Сформулировать выводы по полученным результатам.
Гипотеза исследования: использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны и использованы следующие методы и методики: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященный проблеме исследования, наблюдение за деятельностью детей, беседа, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы графического анализа данных.
Методологической основой исследования послужили труды Ирины Маратовны Новиковой и Людмилы Геннадьевны Касьяновой, которые занимались вопросами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные и разработанный план работы могут быть применены воспитателями при составлении рабочих программ. Материалы исследования могут быть использованы для обогащения знаний педагогов ДОО и родителей.
Опытно-экспериментальной базой организации и проведения опытно-экспериментальной работы послужило МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Искорка» г. Елабуга.
Апробация результатов исследования: результаты опытно¬экспериментальной работы апробировались в рамках XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» номер XLIV (г. Новосибирск, 2018 год), а также в рамках международной научно-практической конференции «Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества» (г. Саратов, 2018 год).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая главы), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие ребенка дошкольного возраста предполагает работу над всеми жизненно важными сферами знаний. Получение знаний о здоровом образе жизни является важным моментом в формировании личности дошкольника. В этом возрасте закладываются основы теоретических знаний о самом себе, о своем здоровье, которые являются необходимыми в этом возрасте.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.
Здоровый образ жизни в свою очередь ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Сущность формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни заключается в соблюдении факторов (оптимального двигательного режима; рационального питания; закаливания; личной гигиены; положительных эмоций; безопасного поведения дома, на улице, на природе) и учитывая возрастные особенности дошкольников.
Таким образом, на пути воспитания полноценной личности важно развивать стремление к сохранению здоровья, основа которого закладывается в детстве. Фундаментом здорового образа жизни ребенка должны стать знания о здоровье, его значении в жизни человека и условиях сохранения. Организация данного процесса необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении и должна осуществляться поэтапно с опорой на специальную обучающую программу.
В своем исследовании мы попытались рассмотреть теоретические основы знаний о здоровье, здоровом образе жизни, о содержании, задачах и методах формирования знаний о зож в старшем дошкольном возрасте.
В констатирующем эксперименте мы определяли уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. При обработке данных мы пришли к выводу о том, что у большинства детей не сформированы знания о собственном организме, о бережном отношении к своему здоровью, что подтолкнуло на проведение специальной работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с применением поэтического материала. Нами был разработан план работы по формированию знаний о здоровом образе жизни, осуществление которого проходило поэтапно: Первый этап был посвящен формированию у дошкольников первоначальных знаний о человеческом организме, о функциях его частей; расширению и углублению представлений детей о болезнях и их вреде, о лекарствах и витаминах. Второй этап был направлен на формирование представлений о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей среды. Третий этап заключается в формировании знаний об опасностях, которые могут подстерегать ребёнка на улице, дома, при контактах с незнакомыми людьми.
Контрольный эксперимент свидетельствовал о динамике сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Воспитанников с высоким уровнем сформированности знаний о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 35%, в контрольной группе - 30%. С низким уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников экспериментальной группы о здоровом образе жизни - 15%, в контрольной группе - 35%. Со средним уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 50%, в контрольной группе - 35%.
Поставленные цели и задачи в процессе исследования были достигнуты, гипотеза исследования - использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста - подтверждена.
Содержащиеся в работе научно - методические материалы по формированию у старших дошкольников знаний о здоровом образе жизни могут быть использованы воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.



1. Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам
безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. ФГОС / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - СПб.: Детство-пресс,
2016. - 144 с.
2. Алямовская В.Г. Современные подходы и оздоровление детей в дошкольном образовательном учреждении / В.Г. Алямовская // Дошкольное образование. - 2004. - №3. - С. 19-24.
3. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Социально-оздоровительная технология XXI века: пособие для исследователей и практ. работников / Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 164 с.
4. Бердыхова Я.П. Папа, мама, занимайтесь со мной / Я.П. Бердыхова пер. с чешского Н. Крушинской. - М.: Просвещение, 2010. - 62 с.
5. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 416 с.
6. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
7. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 242 с.
8. Волошина Л. Н. Представления современного ребёнка-дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни / Л. Н. Волошина, Л. П. Кудаланова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 269-272.
9. Всемирная организация здравоохранения. Устав (Конституция)
Всемирной организации здравоохранения. - 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/governance/eb/who constitution ru.pdf (дата
обращения: 11.02.2018).
10. Джуринский А.Н. История педагогики: учебное пособие для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 432 с.
11. Дорохов А.А. Про тебя самого: научно - художественная литература / А.А. Дорохов. - М: Детская литература, 2012. - 56 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
13. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра: пособие для детей 5-8 лет / Г.К. Зайцев - СПб.: Акцидент, 2005. - 32 с.
14. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым / Г.К. Зайцев. - СПБ.: Акцидент, 2010. - 40 с.
15. Здоровый дошкольник: Социально - оздоровительная технология 21 века / Авт. сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М.: АРКТИ, 2010. - 88 с.
16. Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. Концептуальные положения. / Ю.Ф. Змановский. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 9 - С. 23-30.
17. Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание воздухом - ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю.Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. - С.45-52.
18. Казначеев В.П. Очерки теории практики экологии человека / В. П. Казначеев. - М: ТЦ Сфера, 2009. - 78 с.
19. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью. - М.: Просвещение, 2010. - 35 с.
20. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у
дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. -
Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.
21. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / Л.Г. Касьянова. - Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2010. - 202 с.
22. Кудревцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления,
(дошкольный возраст): программно-методическое пособие / В.Т.
Кудрявцева, Б.Б. Егоров. - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 2007. - 296 с.
23. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В.В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
24. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи /А.В. Мартыненко. - М.: Медицина, 2008. - 224 с.
25. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2009. - 88 с.
26. Нежина Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 14-17.
27. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 96 с.
28. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Мозаика- Синтез, 2014.- 368 с.
29. Рунова М. А. Ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни ребенка в детском саду. 5-7 лет / М. А. Рунова. - М.: Академия, 2013. - 248 с.
30. Скрябина Д. В. Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в условиях взаимодействия ДОО и семьи / Д.В. Скрябина, Л.Д. Андреева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2017. - Т. 26. - С. 92-96 [Электронный ресурс]. URL: http://e-
koncept.ru/2017/770720.htm (дата обращения:12.01.2018).
31. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов - М.: Академия, 2013. - 576 с.
32. Словарь по педагогике / под. ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова - М.:МарТ, 2005. - 448 с.
33. Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 823-825 [Электронный ресурс]. URL:https://moluch.ru/archive/110/26835/(дата обращения: 13.11.2017).
34. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 208 с.
35. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденция развития / Л.Г. Татарникова. - СПб.: Акцидент, 2005. - 246 с.
36. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ Министерства образования и наук и Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г.И1155г. Москва. - 2017 [Электронный ресурс]. URL:
http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.htm(дата обращения: 13.12.2017).
37. Фомина Н.А. Формирование здорового образа жизни / Н.А. Фомина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.- С. 75 -79.
38. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М: Гардарики, 2003. - 520 с.
39. Шукшина С.Е. Возможности формирования потребности в сохранении и укреплении здоровья у детей старшего дошкольного возраста/ С.Е. Шукшина // Детство. - 2002. - №4 - С. 12 - 14.
40. Шульц Ю.Ф. Книга античности и Возрождения о временах года и здоровье / Ю.Ф. Шульц, В.Н. Терновский. - М: Книга, 1971. - 144 с.
41. Ятьяева Н.М. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО / Н.М. Ятьева // Молодой ученый. - 2018. - №2. - С. 161-163.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ