ПОЭТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка 7
1.2 Задачи, содержание и формы организации ознакомления старших
дошкольников с основами здорового образа жизни 12
1.3 Методы и приёмы использования поэтического материала в процессе
формирования знаний ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗОЖ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Организация исследования: диагностика исходного уровня
сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация плана работы по формированию знаний о зож у
дошкольников посредством поэтического материала 31
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Исторические аспекты проблемы воспитания здорового ребенка 7
1.2 Задачи, содержание и формы организации ознакомления старших
дошкольников с основами здорового образа жизни 12
1.3 Методы и приёмы использования поэтического материала в процессе
формирования знаний ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ЗОЖ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
2.1 Организация исследования: диагностика исходного уровня
сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация плана работы по формированию знаний о зож у
дошкольников посредством поэтического материала 31
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Для современного общества характерным является наличие разнообразных примеров образа жизни человека, с которыми каждый ребенок постоянно сталкивается. И такое многообразие примеров не всегда является для ребенка образцом. Следовательно, создается хаотичность в представлении ребенка о здоровом образе жизни. Также, стоит отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
В современном мире утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения следует рассматривать в практике работы образовательных и лечебных учреждений как одно из главных направлений. Важным является то, насколько успешно удается сформировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому изучение состояния здоровья детей и разработка мер, направленных на его укрепление, являются актуальными [30].
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе и очень важна, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования В.Г. Алямовской, И.В. Сорокиной, И.М. Новиковой, Т.Г. Кареповой, Н.А. Фоминой, Л.Г. Касьяновой, Л.Н. Волошиной, Д.В. Скрябиной.
Актуальность исследования определяется такими противоречиями как, социальный заказ общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияние социально-экологической среды на здоровье человека, а также потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования знаний о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий. Упомянутые выше противоречия указывают на проблему, заключающуюся в обосновании педагогической технологии и поиска путей формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и практическое обоснование влияния поэтического материала на формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования - поэтический материал, используемый при формировании знаний о ЗОЖ у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме.
2) Определить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3) Провести опытно-экспериментальную работу по
формированию знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтического материала.
4) Сформулировать выводы по полученным результатам.
Гипотеза исследования: использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны и использованы следующие методы и методики: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященный проблеме исследования, наблюдение за деятельностью детей, беседа, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы графического анализа данных.
Методологической основой исследования послужили труды Ирины Маратовны Новиковой и Людмилы Геннадьевны Касьяновой, которые занимались вопросами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные и разработанный план работы могут быть применены воспитателями при составлении рабочих программ. Материалы исследования могут быть использованы для обогащения знаний педагогов ДОО и родителей.
Опытно-экспериментальной базой организации и проведения опытно-экспериментальной работы послужило МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Искорка» г. Елабуга.
Апробация результатов исследования: результаты опытно¬экспериментальной работы апробировались в рамках XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» номер XLIV (г. Новосибирск, 2018 год), а также в рамках международной научно-практической конференции «Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества» (г. Саратов, 2018 год).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая главы), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
В современном мире утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения следует рассматривать в практике работы образовательных и лечебных учреждений как одно из главных направлений. Важным является то, насколько успешно удается сформировать у детей представления о здоровье и здоровом образе жизни. Поэтому изучение состояния здоровья детей и разработка мер, направленных на его укрепление, являются актуальными [30].
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе и очень важна, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования В.Г. Алямовской, И.В. Сорокиной, И.М. Новиковой, Т.Г. Кареповой, Н.А. Фоминой, Л.Г. Касьяновой, Л.Н. Волошиной, Д.В. Скрябиной.
Актуальность исследования определяется такими противоречиями как, социальный заказ общества на выполнение образованием функций, связанных с воспитанием личности, осознанно относящейся к своему здоровью, понимающей значение здорового образа жизни, влияние социально-экологической среды на здоровье человека, а также потребностью дошкольного образовательного учреждения в теоретически обоснованных педагогических технологиях формирования знаний о здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью таких технологий. Упомянутые выше противоречия указывают на проблему, заключающуюся в обосновании педагогической технологии и поиска путей формирования у дошкольников знаний о здоровом образе жизни.
Целью данного исследования является теоретическое изучение и практическое обоснование влияния поэтического материала на формирование знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у старших дошкольников.
Предмет исследования - поэтический материал, используемый при формировании знаний о ЗОЖ у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Осуществить теоретический анализ существующей психолого-педагогической литературы по проблеме.
2) Определить уровень сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.
3) Провести опытно-экспериментальную работу по
формированию знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста посредством поэтического материала.
4) Сформулировать выводы по полученным результатам.
Гипотеза исследования: использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения данного вопроса были выбраны и использованы следующие методы и методики: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященный проблеме исследования, наблюдение за деятельностью детей, беседа, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка эмпирических данных, методы графического анализа данных.
Методологической основой исследования послужили труды Ирины Маратовны Новиковой и Людмилы Геннадьевны Касьяновой, которые занимались вопросами формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе эмпирического исследования данные и разработанный план работы могут быть применены воспитателями при составлении рабочих программ. Материалы исследования могут быть использованы для обогащения знаний педагогов ДОО и родителей.
Опытно-экспериментальной базой организации и проведения опытно-экспериментальной работы послужило МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №36 «Искорка» г. Елабуга.
Апробация результатов исследования: результаты опытно¬экспериментальной работы апробировались в рамках XLIV Студенческой международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» номер XLIV (г. Новосибирск, 2018 год), а также в рамках международной научно-практической конференции «Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества» (г. Саратов, 2018 год).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая главы), выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и диаграммами.
Развитие ребенка дошкольного возраста предполагает работу над всеми жизненно важными сферами знаний. Получение знаний о здоровом образе жизни является важным моментом в формировании личности дошкольника. В этом возрасте закладываются основы теоретических знаний о самом себе, о своем здоровье, которые являются необходимыми в этом возрасте.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.
Здоровый образ жизни в свою очередь ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Сущность формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни заключается в соблюдении факторов (оптимального двигательного режима; рационального питания; закаливания; личной гигиены; положительных эмоций; безопасного поведения дома, на улице, на природе) и учитывая возрастные особенности дошкольников.
Таким образом, на пути воспитания полноценной личности важно развивать стремление к сохранению здоровья, основа которого закладывается в детстве. Фундаментом здорового образа жизни ребенка должны стать знания о здоровье, его значении в жизни человека и условиях сохранения. Организация данного процесса необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении и должна осуществляться поэтапно с опорой на специальную обучающую программу.
В своем исследовании мы попытались рассмотреть теоретические основы знаний о здоровье, здоровом образе жизни, о содержании, задачах и методах формирования знаний о зож в старшем дошкольном возрасте.
В констатирующем эксперименте мы определяли уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. При обработке данных мы пришли к выводу о том, что у большинства детей не сформированы знания о собственном организме, о бережном отношении к своему здоровью, что подтолкнуло на проведение специальной работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с применением поэтического материала. Нами был разработан план работы по формированию знаний о здоровом образе жизни, осуществление которого проходило поэтапно: Первый этап был посвящен формированию у дошкольников первоначальных знаний о человеческом организме, о функциях его частей; расширению и углублению представлений детей о болезнях и их вреде, о лекарствах и витаминах. Второй этап был направлен на формирование представлений о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей среды. Третий этап заключается в формировании знаний об опасностях, которые могут подстерегать ребёнка на улице, дома, при контактах с незнакомыми людьми.
Контрольный эксперимент свидетельствовал о динамике сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Воспитанников с высоким уровнем сформированности знаний о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 35%, в контрольной группе - 30%. С низким уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников экспериментальной группы о здоровом образе жизни - 15%, в контрольной группе - 35%. Со средним уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 50%, в контрольной группе - 35%.
Поставленные цели и задачи в процессе исследования были достигнуты, гипотеза исследования - использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста - подтверждена.
Содержащиеся в работе научно - методические материалы по формированию у старших дошкольников знаний о здоровом образе жизни могут быть использованы воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни.
Здоровый образ жизни в свою очередь ориентирует деятельность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Сущность формирования у детей старшего дошкольного возраста здорового образа жизни заключается в соблюдении факторов (оптимального двигательного режима; рационального питания; закаливания; личной гигиены; положительных эмоций; безопасного поведения дома, на улице, на природе) и учитывая возрастные особенности дошкольников.
Таким образом, на пути воспитания полноценной личности важно развивать стремление к сохранению здоровья, основа которого закладывается в детстве. Фундаментом здорового образа жизни ребенка должны стать знания о здоровье, его значении в жизни человека и условиях сохранения. Организация данного процесса необходима в каждом дошкольном образовательном учреждении и должна осуществляться поэтапно с опорой на специальную обучающую программу.
В своем исследовании мы попытались рассмотреть теоретические основы знаний о здоровье, здоровом образе жизни, о содержании, задачах и методах формирования знаний о зож в старшем дошкольном возрасте.
В констатирующем эксперименте мы определяли уровни сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста. При обработке данных мы пришли к выводу о том, что у большинства детей не сформированы знания о собственном организме, о бережном отношении к своему здоровью, что подтолкнуло на проведение специальной работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с применением поэтического материала. Нами был разработан план работы по формированию знаний о здоровом образе жизни, осуществление которого проходило поэтапно: Первый этап был посвящен формированию у дошкольников первоначальных знаний о человеческом организме, о функциях его частей; расширению и углублению представлений детей о болезнях и их вреде, о лекарствах и витаминах. Второй этап был направлен на формирование представлений о зависимости здоровья и здорового образа жизни от состояния окружающей среды. Третий этап заключается в формировании знаний об опасностях, которые могут подстерегать ребёнка на улице, дома, при контактах с незнакомыми людьми.
Контрольный эксперимент свидетельствовал о динамике сформированности знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Воспитанников с высоким уровнем сформированности знаний о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 35%, в контрольной группе - 30%. С низким уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников экспериментальной группы о здоровом образе жизни - 15%, в контрольной группе - 35%. Со средним уровнем развития сформированности знаний старших дошкольников о здоровом образе жизни в экспериментальной группе - 50%, в контрольной группе - 35%.
Поставленные цели и задачи в процессе исследования были достигнуты, гипотеза исследования - использование поэтического материала эффективно влияет на процесс формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста - подтверждена.
Содержащиеся в работе научно - методические материалы по формированию у старших дошкольников знаний о здоровом образе жизни могут быть использованы воспитателями ДОУ для совершенствования воспитательно-образовательной работы с детьми.
Подобные работы
- Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей родного края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Знакомство с родным регионом, как фактор патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ОСВОЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ДОШКОЛЬНИКАМИ НА
ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА ПРИМЕРЕ ЧДОУ «СКАЗОЧНЫЙ» г.КАЗАНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



