Введение 3
Глава I. Теоретический анализ предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха 6
1.1. Предикторы адаптивного поведения 6
1.2. Особенности детей с нарушением слуха 21
Выводы по I главе 31
Глава II. Практическое исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха 32
2.1. Методы и этапы исследования 32
2.2. Организация и результаты исследования 35
Выводы по II главе 52
Заключение 54
Список литературы 57
Приложение
Актуальность исследования. В России в настоящее время насчитывается более двух миллионов детей с ОВЗ (8% всех детей). Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивает адекватные и равные условия с обычными детьми, возможности для получения образования в рамках специальных образовательных стандартов, оздоровление и лечение, обучение и воспитание, социальную адаптацию, коррекцию нарушений развития.
В Конституции РФ и Федеральном законе от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важной задачей модернизации представляет собой обеспечение доступности качественного образования, его дифференциация и индивидуализация, систематический рост уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения новейшего современного качества образования. Проблема адаптации детей с ОВЗ для отечественной и зарубежной психологической науки не является новой, но сегодня она приобрела новое содержание.
В настоящее время, повышение качества жизни и формирование адаптивного поведения - главная задача любого коррекционного, педагогического или лечебного воздействия при работе с детьми с нарушенным развитием. Адаптивное поведение - это ежедневная деятельность индивида, обеспечивающая взаимодействие с другими и возможность заботиться о себе. С возрастом адаптивное поведение изменяется, а адаптация повышается - у ребенка уменьшается зависимость от ближайшего окружения и помощи близких. Каждому возрастному периоду соответствуют определенные навыки, важные для адаптации в семье, школе, детском саду и, в целом, в социуме. Адаптивное поведение в свете очевидной
тенденции к развитию инклюзии в широком понимании этого слова является сейчас одной из самых актуальных тем исследований. Любое нарушение развития непременно приводит к снижению адаптации ребенка. При этом тип дизонтогенеза определяет то, какая именно сфера жизнедеятельности окажется наиболее нарушенной, а какая наиболее сохранной. Коррекционный процесс обязательно должен строиться с учетом этих данных, поэтому необходимым становится использование методов, позволяющих, с одной стороны, оценить степень адаптации и выявить наиболее слабые и сильные стороны ребенка.
Однако, несмотря на эти научные достижения, существует пробел в понимании профиля адаптивного поведения, которое можно определить, как способность человека адекватно отвечать на требования повседневной жизни, взаимодействовать с окружающими и реагировать на их потребности.
Объект исследования - адаптивное поведение дошкольников.
Предмет исследования - предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха.
Цель исследования - изучить предикторы адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что предикторы
адаптивного поведения детей с нарушениями слуха, обуславливают относительно сильные стороны адаптивного поведения, такие как игра и овладение повседневными житейскими навыками и проблемные стороны - коммуникация, социализация и двигательные навыки.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Обобщить теоретические представления об предикторах адаптивного поведения.
2. Теоретически выявить особенности детей с нарушением слуха.
3. Провести исследование предикторов адаптивного поведения дошкольников с нарушениями слуха.
В соответствии с намеченными целями и задачами был использован комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ научной и методической литературы, обобщение, тестирование, эмпирические методы исследования, методы количественного анализа.
Методологическими основаниями исследования выступают: подходы к изучению особенностей адаптации и дезадаптации (Г. Ауберт; А. Л. Венгер; В.Н. Гуров; Т. В. Дорожевец; В.Н. Дружинина; Г.Л. Исурина; В.П. Зинченко; В.Е. Коган; Петровский М.Г и др.); идеи единства педагогического, психологического и психофизиологического подходов, раскрывающих сущность и структуру механизмов адаптации (П.К. Анохин, P.M. Баевский). Мы также опирались на исследования в рамках личностнодеятельного подхода, разработанного Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Э.Ф. Зеером, В.В. Сериковым, И.С. Якиманской; положения системного подхода В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Н.В. Кузьминой, Э.Г. Юдина.
Практическая значимость работы: полученные данные могут быть использованы в работе педагога - психолога для комплексного подхода к решению проблем процесса адаптации детей с нарушениями слуха, учитывая знания о ее компонентах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Одним из основных показателей успешной социализации личности считается умение принимать и транслировать определенные нормы и правила поведения в обществе. Когда мы говорим о социальной адаптации, необходимо в главенствующее положение ставить не количество связей, которые одновременно поддерживаются личностью, и не то количество норм или правил, которые способна принимать и транслировать личность, а то, какова психологическая его компетентность.
Адаптация означает постоянный, динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на постоянную изменчивость внешних условий существования поддерживают свое устойчивое состояние. Это состояние необходимо именно для того, чтобы организм существовал, эффективно функционировал, а также успешно развивался и продолжал свой род. В рамках психологической науки наиболее важным типом адаптации выступает социальная адаптация человека и отдельных общественных групп. Адаптация человека является весьма сложным как социальным, так и биологическим процессом, в основе которого лежит фактор изменения систем и функций организма, а также привычных и уже устоявшихся моделей поведения.
Процесс адаптации может быть успешен только при создании определенных, благоприятных условий. Они зависят от того, в каком институте осуществляются адаптационные процессы.
Социальная адаптация определяется с точки зрения концептуального поля: Личностное поведение, при котором существует стремление
дифференцировать себя целью переделывания социальных условий внешних под свою личность, реадаптация. Процесс создания личностью такого комплекса приспособлений, которые используются в связи с довлеющий над ним социальной средой, ассимиляция. Процесс включения личности в социальные отношения сопровождается объективным либо субъективным
беспокойством личности, находящейся процессе интеграции. Другими словами, процесс социализации.
В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности.
На адаптивное поведение детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в комплексе влияют особенности развития познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, ограниченный социальный опыт. К значимым факторам также можно отнести: позицию родителей по отношению к ребенку, условия семейного воспитания, стиль взаимоотношений, наличие или отсутствие полноценного контакта с социальным окружением, опыт общения с социумом, взаимоотношений со сверстниками и т.д. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию у неслышащего ребенка некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость.
Учитывая, что у большинства детей с нарушением слуха отмечается низкий уровень рецептивных навыков и социализации. Т.е, они недостаточно четко понимают значения обращенных к ним слов, не достаточно внимательны и не заинтересованы, могут следовать инструкциям, но часто игнорируют их.
Для них характерно несформированность навыков межличностного взаимодействия, они демонстрируют несформированность социальной реакции в ответ на действия близких людей, навыков моторной и вербальной имитации, социального взаимодействия и межличностных взаимоотношений. Часть детей с нарушением слуха демонстрировали средний уровень межличностного взаимодействия, они показали сформированность социальной ответной реакции, навыков имитации, базовых навыков социального взаимодействия. Чаще всего они играли в компании знакомых детей, но делали это не всегда адекватно. Эти дети демонстрировали предпочтения во взаимоотношениях с конкретными сверстниками. Попытки взаимодействовать часто выражались в необычной форме. В целом, навыки межличностного взаимодействия у детей этой группы были сформированы на уровне ниже возрастной нормы.
Кроме этого, дети с нарушениями слуха демонстрируют низкий уровень навыков сотрудничества. Для их соблюдения им необходимо постоянное сопровождение взрослого, который регулярно подсказывает, что нужно делать в конкретной ситуации. В основном эти дети дезадаптированы и их поведенческие паттерны доставляют неудобства либо самому ребенку, либо окружающим.
Учитывая особенности адаптивного поведения у детей с нарушениями слуха, основными направлениями работы в такой период должны являться: создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников; снятие стресса и обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка; формирование адекватных возможностям воспитанников форм общения; организация поведения детей.
1. Айджанова Д.К. Инновационная технология «Шаг за шагом» в
дошкольных учреждениях: Методическое пособие / Д.К. Айджанова,
С.М. Бейсенбаева, А.Г. Искакова, Т.Н. Попова, Г.А. Саймасаева. - Алматы, 2011. - 134 с.
2. Алямовская В.Г. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению / В.Г. Алямовская // Ребенок в детском саду, 2012. - №4. - С. 80-88.
3. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева; под ред. М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. - М.: Академия, 2015. - 576 с.
4. Артемова С.Д. Социализация ребенка в семье // Дошкольное воспитание, 2012. - №3. - С. 65 - 70.
5. Афонькина Ю.А. Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развития ребенка раннего возраста»: Методическое пособие. - М.: АРКТИ,
2010. - 156 с.
6. Барабанов Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 140-143.
7. Белкина В.Н., Васильева Н.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2012. - 298 с.
8. Белова И.Н., Поникарова В.Н. Особенности адаптации детей с ОВЗ к дошкольной организации в условиях инклюзивного образования // Специальное образование, 2016. - Т. 1. - С. 79-82.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/ Ф.Б. Березин. - Ленинград: Наука, 2011. - 260 с.
10. Битова А.Л. Особый ребенок исследование и опыт помощи.Проблемы интеграции и социализации. Москва, 2013. - 110 с.
11. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 203 с.
12. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. - М.: изд-во «АСТ, Астрель», 2008. - 222 с.
13. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963. - 145 с.
14. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 4 лет. - М.: ТЦ Сфера,
2009. - 176 с.
15. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
16. Воякина С.А. Социальная адаптация детей с ОВЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zvonochek5.ru/metodicheskaja-kopilka/socialnaja - adaptacija-detei-s-ovz.html
17. Головчиц Л.А. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного
возраста: программы для специальных дошкольных учреждений /
Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. - М.: Просвещение, 2012. - 156 с.
18. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и
обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 304 с.
19. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 272 с.
20. Гусева И.В. Процесс социальной адаптации детей с нарушением слуха / И.В. Гусева // Научные исследования: от теории к практике: материалы II Междунар. науч.-практ. конф, 2015. - С. 155-157.
21. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. - 224 с.
22. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Т.Б. Епифанцева / Под ред. Т.О. Епифанцева. - Ростов на/Д., 2007. [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http://www.pedlib.ru/
23. Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. - 88 с.
24. Зубова, Г. Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада [Текст] / Г. Г. Зубова, Е. П. Арнаутова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 66 -77.
25. Какурина Л.Г. Ларькова Д.В. Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Science Time, 2015. - №1. - С. 174-177.
26. Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие [Текст] / Н.В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс,
2006. - 112 с.
27. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2012. -423 с.
28. Коростелева Н.А., Мартынова Е.А. Актуальность внедрения технологии интегрированного (инклюзивного) обучения в высшие учебные заведения Республики Казахстан // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 207-210.
29. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. - М.: 2009. - 115 с.
30. Корсунская Б.Д. Не говори ребенку - ты плохой. - М.: Классикс Стиль, 2010.- 95 с.
31. Костина В.В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание, 2010. - №1. - С. 34-37.
32. Кулакова Е.В. Социальная интеграция обучающихся с нарушениями слуха специальных (коррекционных) и общеобразовательных
учреждений: метод. пособие / Л.А. Головчиц, Е.В. Кулакова,
М.М. Любимова, Т.В. Николаева и др. - М.: Владос, 2013. - 214 с.
33. Лейман, Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / Л.В. Нейман, М.Р. Богомильский / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.,
2001. [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. URL: http: //www.pedlib .ru/
34. 2Леонгард Э.И., Самсонова Е.И., Иванова Е.А. Нормализация
условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. (Методическое пособие). Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха, Москва, МГППУ / Отв. ред. С.А. Войтас - М.: МГППУ,
2011. - 278 с.
35. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития / А.Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2013. - 72 с.
36. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина. / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 2003. - 408 с.
37. Монина, Г. Б. Проблемы маленького ребенка [Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова. - Санкт - Петербург : Речь, 2002. - 238 с.